Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Характеристика перцептивной стороны общения
Цель: анализ перцептивных характеристик общения. Для подготовки к занятию необходимо ответить на вопросы: 1. Понятие социальной перцепции. 2. Социально-перцептивные характеристики личности. 3. Стереотипизация, типы стереотипизации. 4. Каузальная атрибуция, ошибки каузальной атрибуции. 5. Барьеры общения, возможные пути их преодоления. В ходе практической части занятия студенты решают психологические задачи по данной теме. Варианты задач: 1. Опишите подробно человека с очень высокой степенью эмпатии, идентификации и рефлексии (его семью, отношения с друзьями, прозвища, работу, стиль в одежде и т.д.). 2. Опишите подробно человека с очень низкой степенью эмпатии, идентификации и рефлексии (его семью, отношения с друзьями, прозвища, работу, стиль в одежде и т.д.). 3. Опишите себя в терминах эмпатии, идентификации и рефлексии. 4. Прочитайте иллюстрацию работы танцевального психотерапевта. Проанализируйте работу психотерапевта (о проявлении какого качества тренера идет речь, какой прием используется и т.д.). Труднее всего мне было «достать» Брайана. Высокий, темноволосый, напряженно наэлектризованный, он танцует под свою музыку, отбивая ритм по телу, как по барабану. Его танцы не имеют ни начала, ни середины, ни конца. Это как бы короткие вспышки припадка. Он не позволяет спрашивать, интерпретировать и структурировать. Когда мы образуем круг, он бегает, прыгает и скачет вне его. Иногда я присоединяюсь к нему в его «одушевленных» прыжках, которые напоминают прыжки какого-то лесного зверя, и зачарованно слежу за ним. В ту минуту, когда наши шаги выравниваются, ритмы совпадают, он смотрит на меня с признанием и удовольствием. Но этот момент проходит, и он снова погружается в свой внутренний мир (цит. по: Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993. С. 250-251). 5. Приведите примеры проявления типов стереотипизации. Какой из типов стереотипизации проявляется в социальном восприятии чаще всего? С чем, на ваш взгляд, это связано? 6. Зная о том, что Вы (каждый из группы) склонны к проявлению определенного типа стереотипизации, что Вы делаете для избегания данного искажения восприятия (или что бы могли сделать)? 7. Приведите примеры проявления ошибки фундаментальной атрибуции. Есть ли исключения из правила, связанного с проявлением фундаментальной ошибки атрибуции? Как вы их объясните? Выделите факторы, влияющие на появление исключений из правила (такими факторами, например, могут быть особенности рассматриваемой ситуации, определенные личностные характеристики воспринимающего субъекта и т.д.).
8. Приведите примеры проявления других ошибок атрибуции. 9. Зная о том, что Вы (каждый из группы) склонны к проявлению определенной ошибки атрибуции, что Вы делаете для избегания данного искажения восприятия (или что бы могли сделать)? 10. Приведите пример проявления самореализующегося пророчества. Проанализируйте его. Какие факторы повлияли на появление этого феномена? Что можно сделать для избежания проявления его? Практическое задание для преодоления искажения социального восприятия (взято из: 2).[17] 1. Подумайте, кого из своих друзей или просто знакомых Вы относите к категории застенчивых (можете взять любую другую негативно окрашенную характеристику). А теперь постарайтесь подумать о нем не как о «застенчивом человеке», а как о том, кто с трудом налаживает взаимоотношения с людьми в одних ситуациях и не испытывает трудностей с этим в других. 2. Составьте перечень социальных ситуаций, в которых Ваш друг с большей вероятностью проявит свою застенчивость. 3. Составьте перечень ситуаций, в которых Ваш друг поведет себя более открыто и общительно. 4. Постарайтесь создать социальную обстановку, в которой это могло бы произойти. Внимательно понаблюдайте, как такая обстановка повлияет на поведение Вашего друга. Дополнительная литература 1. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме [Текст] /Э. Аронсон. – Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 264 с. 2. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] /А.А Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 200 с. 3. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология (тексты) [Текст] / Под. ред. Г.М. Андреевой и др. – М.: МГУ, 1984. 217. – С. 127-138.
4. Кричевский, Р.Л. Если Вы – руководитель [Текст] / Р.Л. Кричевский – М.: Дело, 1998. – 400 с. 5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 148 с. 6. Стефаненко, Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения [Текст] / Т.Г. Стефаненко// Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Моск. ун-та, 1987. – С.242-250
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ОБЩЕНИИ Тема «обратная связь» на практических занятиях (да и в реальной деятельности) вызывает наибольшее количество трудностей. Связано это с тем, что феномен обратной связи косвенно включает в себя все феномены общения. Ведь для того, чтобы адекватно подать обратную связь собеседнику, необходимо правильно воспринять ситуацию (вербальные, невербальные действия собеседника, а также все элементы социальной ситуации – время, место, участников и т.д.), избегая феноменов искажения восприятия, затем оценить оптимальный тип взаимодействия в данной ситуации, соотнести его со своими возможностями (как ролевыми, так и личностными) и только потом невербальными и вербальными средствами подать обратную связь, учитывая при этом особенности восприятия собеседника (в том числе возможно возникновение коммуникативных барьеров). Ну как, не утомились? Остается только удивляться тому, с какой легкостью мы умудряемся правильно подавать обратную связь. Конечно, мы отрабатываем отдельные навыки общения на практических и лабораторных занятиях по конкретным темам общения, но умение синтезировать эти навыки приобретается, вероятно, только с опытом. Поэтому пожелаю студентам почаще наблюдать за собой и другими в реальных ситуациях и делать из этого выводы. Практическое занятие № 9
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.007 с.) |