Семинарно-практическое занятие № 3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарно-практическое занятие № 3



Тема: Групповая сплоченность

Цель: анализ теоретического материала по теме и соотнесение его с практической деятельностью в конкретных ситуациях.

Для подготовки к практическому занятию необходимо ответить на вопросы:

1. Социометрическая традиция в исследовании групповой сплоченности.

2. Концепция Т. Ньюкома.

3. Исследование феномена групповой сплоченности в рамках деятельностного подхода: теория деятельностного опосредования межличност­ных отношений в группе А.В. Петровского.

4. Факторы, влияющие на групповую сплоченность.

5. Влияние уровня развития групповой сплоченности на личность в груп­пе и на группу в целом.

Конспектирование (или резюмирование) представленного отрывка из работы М.-А. Робера и Ф. Тильмана.

В ходе практической части занятия студенты обсуждают пути повыше­ния (или понижения) сплоченности различных социальных групп в раз­личных ситуациях.

Дополнительная литература

1. Гулевич, О.А Социальная психология справедливости [Текст] / – М: Аспект Пресс, 2007. – 284 с.

2. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности [Текст] / А.И. Донцов.– М.: Аспект Пресс, 2003. – 471 с.

3. Кричевский, P.Л. Социальная психология малой группы [Текст] / P.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.

4. Петровский, А.В. Опыт построения социально-психологической кон­цепции групповой активности // Вопросы психологии. – 1973. – № 5.

Лабораторное занятие № 3

Тема: Групповая сплоченность

Цель занятия: ознакомить студентов с методиками измерения и разви­тая групповой сплоченности.

Ход занятия.

В рамках разных традиций групповая сплоченность связывалась с уровнем развития межличностных отношений в группе (социометрическая традиция), а также со степенью совпадения ценностных ориентаций чле­нов группы по отношению к значимым объектам (концепция "согласия" Ньюкома). Измерение групповой сплоченности и ее развитие опирается на эти основные концепции сплоченности.

Измерение групповой сплоченности:

1) в социометрической традиции – см.: (3, с. 382);

2) в традиции Ньюкома – см.: (4, с. 551−552).

 

Развитие групповой сплочённости:

1) в социометрической традиции – проведение игр на развитие взаим­ной привлекательности членов группы, внимания друг к другу и развития чувства доверия к группе (поводырь, свеча, сидя в кругу, тумбочки, печат­ная машинка, гомеостаз, за что мы любим, чувствование, передай секрет о себе, смех и т.д.);

2) в традиции Ньюкома – проводятся деловые игры на развитие стиля сотрудничества в совместной деятельности.

Дополнительная литература

1. Бишоп, С. Тренинг изменений в организации [Текст] / С. Бишоп, Д. Тейлор. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.

2. Горбушина, О. Психологический тренинг [Текст] / О. Горбушина. – СПб.: Питер, 2008. –176 с.

3. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под. ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 136 с.

4. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. Пособие / Л.Д. Столяренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2000. – 72 с.

КОНФОРМИЗМ

Феномен конформизма рассматривается в социальной психологии с двух позиций. С одной стороны, конформизм является личностной харак­теристикой, проявляющейся при принятии членом группы групповых норм. Исследования давления авторитета в экспериментах С. Милграма или давления группы в экспериментах С. Аша, а также личностных факто­ров, влияющих на подчинение другому человеку и группе в целом, харак­терны для первой позиции. С другой стороны, конформизм является груп­повой характеристикой. Подтверждение этому мы можем видеть в явле­нии огруппления мышления.[10]

По сути конформизм, групповая сплочен­ность и огруппление мышления являются тремя взаимосвязанными про­цессами групповой динамики. Чувство «Мы» (сплоченность) вызывает желание находиться в гpyппe как можно дольше и сохранить группу лю­быми способами, а это вызывает необходимость следования нормам груп­пы (конформизм) и поиск консенсуса во что бы то ни стало (огруппление мышления).

Впервые я встретилась с проявлением этого явления, когда училась в 7 классе. Мой класс вступил в открытый конфликт с учителем физкультуры, пытавшемся заставить нас одеть единообразную спортивную форму. Я хорошо помню наши чувства тогда: восторг оттого, что мы, как одно целое, вступили в «серьезную борьбу»; абсолютная некритическая вера в то, что мы правы; стереотипное восприятие учителей как «недругов». Эти и дру­гие признаки огруппления мышления вы сможете увидеть в выдержке из классической работы И. Джениса «Огруппление мышления».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.006 с.)