Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие и взаимозависимостьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Переходя к другому уровню анализа, возьмем случай, когда два человека ведут себя в присутствии друг друга таким образом, что их личные цели взаимно достигаются. Их взаимодействие позволяет им уменьшить напряжение и изменить ситуацию, в которой они оба находятся, в направлении, благоприятствующем, возможно, весьма различным стремлениям. Пример: – У изобретателя есть идея, но нет денег. Другой человек располагает средствами, но у него нет никакой идеи. Следует отметить, что их потребности, мотивации и цели могут быть совершенно различны. Но на уровне их поведения существует взаимозависимость. Их встреча уменьшает напряжение. Это удачный день для обоих! Таким образом, взаимозависимость и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики. Групповая динамика – это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению. Этот процесс объясняет: а) Принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе. Индивида привлекает взаимодействие с другими, потому что он получает от этого удовлетворение. Помимо частных потребностей, присущих данной ситуации, он удовлетворяет общие потребности, такие, как потребность во власти, принадлежности к обществу, уважения или престижа. Кроме того, групповая жизнь создает новые потребности у индивида, которые он удовлетворяет, оставаясь в группе (потребность в продолжительном существовании группы, расширении своих функций или повышении своего престижа). б) Образование стихийных или неформальных групп. Удовлетворение потребностей посредством социального взаимодействия объясняет образование стихийных групп, являющееся результатом свободных действий индивидов. Каждый находит здесь то, что ему нужно. Мы уже отмечали, что социальные организации создают новые потребности у индивидов (часто вызывая фрустрацию), которые могут быть компенсированы лишь посредством неформального взаимодействия. Так внутри организации множится число неформальных групп. в) Появление ролей «любимчиков» в группе. Некоторые индивиды больше, чем другие, отвечают потребностям членов группы и делают ситуацию в группе удовлетворительной. Так происходит, например, когда в группе есть весельчак, душа общества, человек, сообщающий все новости, клоун, ангел – хранитель и т.д..
Фиксация и преследование общих целей В предыдущем параграфе мы показали, как возникает группа в результате взаимодействий между индивидами. Они взаимно уменьшают напряжение каждого и позволяют каждому достигнуть его собственных целей. Как появляются общие цели и, прежде всего, что это такое. Что такое «общая цель»? – Отметим вначале, что групповые цели – как, впрочем, и цели каждого индивида – не обязательно ясны и осознанны. Они могут оставаться латентными и даже бессознательными. – Кроме того, подчеркнем, что общие цели, которые мы стремимся определить, не являются чисто формальными целями, навязанными организацией и не преследуемыми ее членами. Мы пытаемся объяснить тот факт, что члены группы действительно преследуют общие цели независимо от того, предлагаются они организацией или нет. – Сходства личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе общую цель. Например, три молодых человека хотят жениться на одной и той же девушке. Их цели сходны, даже одинаковы. Но это не общая цель. Это не цель группы. а) Цель группы – конвергенция личных целей. Возьмем пример с тремя молодыми людьми, строящими стенд для благотворительного базара. У каждого из них разные мотивы для участия: – один – сын председателя и хочет доставить удовольствие своему отцу; – другой хочет показать себя; – третий пытается познакомиться с девушкой, которая будет работать здесь продавщицей. Их сотрудничество в сооружении стенда позволяет каждому из них достичь своих личных целей. Поэтому каждый заинтересован в сооружении стенда. В их взаимодействии важно то, что стенд строится. Им выгодно быть вместе, пока удовлетворение их личных потребностей проходит этот этап: построение стенда. Такова их общая цель. С другой стороны, для того чтобы каждый из них получил при этом свою выгоду, нужно, чтобы каждый был заинтересован именно в том, чтобы был смонтирован стенд, а не в том, чтобы именно он монтировал этот стенд. б) Цель группы – индуктор взаимодействий. Нужно дополнить предыдущее положение (а), принимая во внимание другие факты, свойственные групповой ситуации и развивающиеся в ней системе мотиваций. Важным результатом наблюдений и экспериментов является следующий: цель, предложенная в группе одними членами, влияет на других; при наличии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направлении. Индуктивная сила предложенной цели варьирует в зависимости от привлекательности группы для ее членов. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет, может быть случайно, его собственные потребности или стремления. Групповые нормы Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы. – Преследование общих целей, как мы уже убедились, является индуктивным элементом поведения его членов. Стремление к осуществлению целей способствует развитию факторов принуждения, которые становятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в единообразии поведения как средства достижения цели; чем больше отдельные индивиды зависят от всей группы в достижении своих личных целей (степень взаимозависимости). – Стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость единообразного поведения и соблюдения норм. – Общие представления, возникающие в результате жизни в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет себе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим ценностям. Существует групповая избирательность восприятия, определенный образ жизни и мысли. Именно под влиянием таких представлений поведение членов группы приобретает известное единообразие. – Подражание другим членам. В той мере, в какой данная группа привлекательна для данного индивида, он старается подражать другим. Это подражание поддерживается потребностью в принадлежности и потребностью в безопасности (подражание сильнее, если группа привлекательна для индивида). – Страх перед санкциями (насмешки, неприятие и т.д.) имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями. 1 ) Конформисты и девианты Давление и принуждение осуществляются неодинаково по отношению ко всем членам группы. Существуют "конформисты" и "отклоняющиеся". Эти различия могут быть вызваны рядом факторов личного и культурного порядка. А) У некоторых членов есть большая, чем у других, потребность показать себя, противопоставляя другим. Б) Различия в чувствительности к давлению группы связаны со статусом в группе. Индивиды, имеющие высокий престиж, меньше ощущают принуждение группы. Иногда они презрительно относятся к группе. В) В общем можно сказать, что чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее требованиями. Контроль в группе В организованных группах существуют специальные роли контролеров: полицейский, глава протокольного отдела, классный надзиратель и т.д.. В стихийных группах некоторые индивиды (ими могут быть те, на кого оказывают наиболее сильное давление) спонтанно выполняют роль контролера. Такие роли, связанные с личными чертами, нужны для поддержания безопасности, сохранения группы, ее репутации и т.д. В большинстве групп существует цензор, или хранитель норм. В приведенном отрывке нетрудно заметить влияние взглядов К. Левина, который выделял только два критерия сплочения группы – взаимозависимость членов группы и наличие их непосредственного взаимодействия (он не считал основными другие критерии, такие как общие цели, общие установки или групповое сознание). Таким образом, взгляд Левина на групповую сплоченность косвенно поддерживает социометрическую традицию в рассмотрении этого феномена и, безусловно, противостоит концепции А.В. Петровского. Несмотря на некоторую схематичность и расплывчатость используемых терминов, работы Левина повлияли на огромное количество исследований, связанных с групповой динамикой. Отражение такого влияния мы увидим далее и при рассмотрении темы «Лидерство».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.011 с.) |