Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие и взаимозависимость

Поиск

Переходя к другому уровню анализа, возьмем случай, когда два чело­века ведут себя в присутствии друг друга таким образом, что их личные цели взаимно достигаются. Их взаимодействие позволяет им уменьшить напряжение и изменить ситуацию, в которой они оба находятся, в направлении, благоприятствующем, возможно, весьма различным стремлениям.

Пример:

– У изобретателя есть идея, но нет денег. Другой человек распола­гает средствами, но у него нет никакой идеи. Следует отметить, что их потребности, мотивации и цели могут быть совершенно различны. Но на уровне их поведения существует взаимозависимость. Их встреча умень­шает напряжение. Это удачный день для обоих!

Таким образом, взаимозависимость и взаимодействие являются отправной точкой групповой динамики. Групповая динамика – это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.

Этот процесс объясняет:

а) Принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе.

Индивида привлекает взаимодействие с другими, потому что он полу­чает от этого удовлетворение. Помимо частных потребностей, присущих данной ситуации, он удовлетворяет общие потребности, такие, как потреб­ность во власти, принадлежности к обществу, уважения или престижа. Кроме того, групповая жизнь создает новые потребности у индивида, ко­торые он удовлетворяет, оставаясь в группе (потребность в продолжитель­ном существовании группы, расширении своих функций или повышении своего престижа).

б) Образование стихийных или неформальных групп.

Удовлетворение потребностей посредством социального взаимодействия объясняет образование стихийных групп, являющееся результатом свободных действий индивидов. Каждый находит здесь то, что ему нужно.

Мы уже отмечали, что социальные организации создают новые потребности у индивидов (часто вызывая фрустрацию), которые могут быть компенсированы лишь посредством неформального взаимодействия. Так внутри организации множится число неформальных групп.

в) Появление ролей «любимчиков» в группе.

Некоторые индивиды больше, чем другие, отвечают потребностям чле­нов группы и делают ситуацию в группе удовлетворительной. Так проис­ходит, например, когда в группе есть весельчак, душа общества, человек, сообщающий все новости, клоун, ангел – хранитель и т.д..

 

Фиксация и преследование общих целей

В предыдущем параграфе мы показали, как возникает группа в резуль­тате взаимодействий между индивидами. Они взаимно уменьшают напря­жение каждого и позволяют каждому достигнуть его собственных целей.

Как появляются общие цели и, прежде всего, что это такое.

Что такое «общая цель»?

– Отметим вначале, что групповые цели – как, впрочем, и цели каж­дого индивида – не обязательно ясны и осознанны. Они могут оставаться латентными и даже бессознательными.

– Кроме того, подчеркнем, что общие цели, которые мы стремим­ся определить, не являются чисто формальными целями, навязанными организацией и не преследуемыми ее членами. Мы пытаемся объяснить тот факт, что члены группы действительно преследуют общие цели неза­висимо от того, предлагаются они организацией или нет.

– Сходства личных целей еще недостаточно, чтобы дать группе об­щую цель.

Например, три молодых человека хотят жениться на одной и той же девушке. Их цели сходны, даже одинаковы. Но это не общая цель. Это не цель группы.

а) Цель группы – конвергенция личных целей.

Возьмем пример с тремя молодыми людьми, строящими стенд для благотворительного базара. У каждого из них разные мотивы для участия:

– один – сын председателя и хочет доставить удовольствие своему отцу;

– другой хочет показать себя;

– третий пытается познакомиться с девушкой, которая будет рабо­тать

здесь продавщицей.

Их сотрудничество в сооружении стенда позволяет каждому из них достичь своих личных целей. Поэтому каждый заинтересован в сооруже­нии стенда.

В их взаимодействии важно то, что стенд строится. Им выгодно быть вместе, пока удовлетворение их личных потребностей проходит этот этап: построение стенда. Такова их общая цель.

С другой стороны, для того чтобы каждый из них получил при этом свою выгоду, нужно, чтобы каждый был заинтересован именно в том, чтобы был смонтирован стенд, а не в том, чтобы именно он монтировал этот стенд.

б) Цель группы – индуктор взаимодействий.

Нужно дополнить предыдущее положение (а), принимая во внимание другие факты, свойственные групповой ситуации и развивающиеся в ней системе мотиваций. Важным результатом наблюдений и экспериментов является следующий: цель, предложенная в группе одними членами, вли­яет на других; при наличии этой цели другие вынуждены действовать в требуемом направлении. Индуктивная сила предложенной цели варьиру­ет в зависимости от привлекательности группы для ее членов. Индивид вовлекается в нее в той мере, в какой данная группа удовлетворяет, может быть случайно, его собственные потребности или стремления.

Групповые нормы

Появление норм объясняется несколькими аспектами жизни группы.

Преследование общих целей, как мы уже убедились, является индуктивным элементом поведения его членов. Стремление к осуществле­нию целей способствует развитию факторов принуждения, которые ста­новятся тем сильнее, чем больше ощущается необходимость в единообра­зии поведения как средства достижения цели; чем больше отдельные ин­дивиды зависят от всей группы в достижении своих личных целей (степень взаимозависимости).

Стремление к сохранению стабильности группы усиливает необходимость единообразного поведения и соблюдения норм.

Общие представления, возникающие в результате жизни в группе. Принадлежность к группе влияет на то, как член группы представляет себе некоторые ситуации или отдает предпочтение определенным общим ценностям. Существует групповая избирательность восприятия, опреде­ленный образ жизни и мысли.

Именно под влиянием таких представлений поведение членов группы приобретает известное единообразие.

Подражание другим членам. В той мере, в какой данная группа привлекательна для данного индивида, он старается подражать другим. Это подражание поддерживается потребностью в принадлежности и по­требностью в безопасности (подражание сильнее, если группа привлека­тельна для индивида).

– Страх перед санкциями (насмешки, неприятие и т.д.) имеет тот же характер. Чем сильнее привлекательность группы, тем больше страх перед санкциями.

1 ) Конформисты и девианты

Давление и принуждение осуществляются неодинаково по отношению ко всем членам группы. Существуют "конформисты" и "отклоняющие­ся".

Эти различия могут быть вызваны рядом факторов личного и культурного порядка.

А) У некоторых членов есть большая, чем у других, потребность пока­зать себя, противопоставляя другим.

Б) Различия в чувствительности к давлению группы связаны со стату­сом в группе. Индивиды, имеющие высокий престиж, меньше ощущают принуждение группы. Иногда они презрительно относятся к группе.

В) В общем можно сказать, что чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее требованиями.

Контроль в группе

В организованных группах существуют специальные роли контроле­ров: полицейский, глава протокольного отдела, классный надзиратель и т.д..

В стихийных группах некоторые индивиды (ими могут быть те, на кого оказывают наиболее сильное давление) спонтанно выполняют роль конт­ролера.

Такие роли, связанные с личными чертами, нужны для поддержания безопасности, сохранения группы, ее репутации и т.д.

В большинстве групп существует цензор, или хранитель норм.

В приведенном отрывке нетрудно заметить влияние взглядов К. Ле­вина, который выделял только два критерия сплочения группы – взаимо­зависимость членов группы и наличие их непосредственного взаимодей­ствия (он не считал основными другие критерии, такие как общие цели, общие установки или групповое сознание). Таким образом, взгляд Леви­на на групповую сплоченность косвенно поддерживает социометри­ческую традицию в рассмотрении этого феномена и, безусловно, про­тивостоит концепции А.В. Петровского.

Несмотря на некоторую схематичность и расплывчатость исполь­зуемых терминов, работы Левина повлияли на огромное количество ис­следований, связанных с групповой динамикой. Отражение такого вли­яния мы увидим далее и при рассмотрении темы «Лидерство».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.011 с.)