Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. С. 201-205.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Макс Вертгеймер является одним из основателей гештальтпсихологии. Однако нам, его читателям, не очень повезло с этим автором. Ответственность за окончательную редакцию своих трудов всякий раз причиняла Вертгеймеру неимоверные страдания, и в результате более или менее полное изложение его теории – книга "Продуктивное мышление" – была выпущена им внезапно, лишь за несколько недель до смерти в 1943 г., после приблизительно двадцати лет подготовки к печати. Книга "Продуктивное мышление" посвящена изложению основ гештальтеории, однако в ней есть страницы, имеющее отношение к проблемам социальной психологии. Переход от аморфной бесструктурной суммы частей к соответствующей структуре, состоящей из этих частей, является необходимым для целостного понимания ситуации. Однако восприятие человека по своей природе эгоцентрично, в результате чего воспринимаемая структура часто имеет центрирование только в одном варианте (т. е. человек воспринимает ситуацию только с одной точки зрения, центром формирующегося гештальта является точка зрения наблюдателя). Особенно характерно это для социального восприятия, которое является по своей природе более оценочным по сравнению с восприятием неодушевленных объектов. Приведенная ниже глава из работы Вертгеймера посвящена рассмотрению явления центрации в ситуации социального восприятия. Два мальчика играли в саду в бадминтон. Я мог слышать и видеть их из окна. Одному мальчику было 12 лет, другому – 10. Они сыграли несколько сетов. Младший был значительно слабее; он проиграл все партии. Я частично слышал их разговор. Проигрывающий – назовем его В – становился все более и более грустным. У него не было никаких шансов. А часто подавал так умело, что В даже не мог отбить волан. Ситуация все более ухудшалась. Наконец В бросил ракетку, сел на поваленное дерево и сказал: "Не буду больше играть". А пытался убедить его продолжать игру. В не ответил. А сел рядом. Оба выглядели огорченными. Здесь я прерываю рассказ, чтобы задать читателю (который знает кое-что о процессе центрации) вопрос: "А что бы вы предложили? Что бы вы сделали на месте старшего мальчика? Можете ли вы предложить что-нибудь разумное?" Читатель сможет позднее сравнить эти советы с собственным решением мальчиков. Теперь я продолжу рассказ. Кроме того, я постараюсь описать, как, по- моему, мыслили мальчики. 1. «Что случилось? Почему ты больше не играешь? – сказал старший мальчик резким злым голосом. – Почему ты прекратил игру? Ты считаешь, что красиво так по-дурацки прекращать ее?» Он хотел продолжать игру. Отказ В сделал это невозможным. А нравилось играть, нравилось выигрывать. Так приятно было обманывать противника своей подачей. В помешал ему, он не позволил А делать то, чего тому так хотелось. 2. Но все было не так просто. А чувствовал себя неловко, ему было неприятно. Спустя какое-то время, в течение которого выражение его лица менялось – он часто искоса посматривал на В, а затем в сторону, – он сказал, но уже совершенно другим тоном: «Прости меня». Очевидно, что-то коренным образом изменилось – А явно чувствовал себя виноватым в том, что второй мальчик так расстроился. Он понял, что происходило с В, как воспринимал эту ситуацию другой мальчик. Возможно, этому помог печальный, спокойный взгляд В. Впервые А почувствовал, что его манера игры, его хитроумная подача выглядели в глазах В гадким трюком. И А чувствовал, что В в чем-то прав. 3. «Послушай, – внезапно сказал он, – такая игра бессмысленна». Она стала бессмысленной не только для В, но и для А. Казалось, что он подумал: «Игра требует какой-то взаимности. Подобное неравенство не соответствует игре. Игра становится игрой, если у обоих есть надежда на успех. Без взаимности это уже не игра – просто один тиран гоняет свою жертву по площадке». 4. Затем выражение его лица изменилось. Казалось, он с трудом пытается что-то понять, начинает что-то медленно осознавать, а затем говорит: «Наша игра какая-то странная. Я ведь вполне по-дружески к тебе отношусь...» У него возникло смутное представление о том, что взрослый назвал бы "амбивалентностью игры": с одной стороны, так приятно играть вместе в хорошую игру, быть добрыми друзьями; с другой – это стремление выиграть у противника, которое в некоторых обстоятельствах может казаться или действительно стать явной враждебностью. 5. Потом был сделан смелый, свободный и глубоко последовательный шаг. Он пробормотал что-то вроде: «Неужели?..» Я толкую это «Неужели?» как «Неужели враждебность необходима, если она портит все хорошее в игре?". Его лицо оживилось, и он сказал: "У меня идея, давай будем играть так: давай посмотрим, как долго мы сможем удержать волан в воздухе, и подсчитаем, сколько раз он перейдет от меня к тебе, не падая. Мы начнем с легких задач, а затем будем делать их все более сложными». Он говорил весело, как человек, который сделал какое-то открытие. Для него, как и для В, это было новым. В с радостью согласился. Характер игры совершенно изменился; они помогали друг другу, действовали заодно, упорно и весело. А больше не проявлял ни малейшего стремления обмануть В; конечно, его удары становились все более сложными, но он сознательно по-дружески выкрикивал: "А более сильный удар возьмешь?". Спустя несколько дней я увидел, что они опять играют. В играл значительно лучше. Судя по дальнейшему поведению А, он действительно приобрёл некоторый жизненный опыт. Он открыл, постиг что-то, выходящее за рамки решения маленькой проблемы, возникшей в игре в бадминтон. В приведенном отрывке работы Вертгеймера мы встречаемся с тремя вариантами центрации одной и той же ситуации. Изначально мальчик А центрирован на себе, своих чувствах и желаниях, затем – на мальчике В, его переживаниях и мыслях, и, наконец, на игре как объективной реальности со своими законами и требованиями. Понятие центрации, на мой взгляд, имеет отражение в гораздо более позднем понятии рефрейминга, используемом в нейролингвистическом программировании (НЛП). Однако рассмотрение НЛП не входит в задачи данного пособия, поэтому я отсылаю читателя к интересной книге специалиста по НЛП Роберта Дилтса "Фокусы языка". [7] Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная Эллиот Аронсон (род. В 1932 г.) – профессор социальной психологии Техасского университета с 1965 года. Автор более 50 работ по широкому кругу проблем: межличностная аттракция, групповая интеракция, когнитивные теории, изменение установок и др.. Работал совместно с Леоном Фестингером над разработкой теории когнитивного диссонанса. Формально содержание теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957) совершенно примитивно. В ней отсутствует элегантность и точность, которые обычно ассоциируются с научным теоретизированием. Тем не менее, воздействие этой теории оказалось велико. Основное положение теории диссонанса чрезвычайно просто: диссонанс – это состояние негативного драйва, которое возникает всякий раз, когда у индивида имеются одновременно два когнитивных элемента (идеи, убеждения, мнения), которые не согласуются психологически. Поскольку предполагается, что ощущение диссонанса является неприятным, индивиды стремятся уменьшить его либо путем добавления "консонантного" когнитивного элемента (согласующегося с одним из диссонантных элементов), либо путем изменения одного или обоих когнитивных элементов с тем, чтобы они "лучше подходили друг к другу", т.е. чтобы они стали более консонантными по отношению друг к другу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.007 с.) |