Тема: Основные теории социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основные теории социальной психологии



Цель: показать соотнесение теоретического и практического знаний, а также показать возможности практического применений теорий социаль­ной психологии.

При подготовке к лабораторному занятию студенты, кроме теоретического материала, также готовят конспект или резюме двух (на выбор) представленных выше работ.

В ходе занятия группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых решает практическую задачу, связанную с практическим использованием одной из теорий (бихевиоризма Скиннера, теории социального научения, гештальтеории или символического интеракционизма). В конце занятия группа озвучивает для других студентов свое решение и отвечает на возможные вопросы.

Варианты психологических задач

1. Ребенок проявляет сильную застенчивость при адаптации в первом классе.

2. Ребенок гиперактивен и ему трудно усидеть на месте во время урока.

3. Ребенок из неблагополучной семьи (отец – пьяница, мать – его покор­ная жертва).

Сообщение о правилах выработки поведения с помощью подкрепления (по: 5) с демонстрацией.

Дополнительная литература

1. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс [Текст] / В.М. Аллахвердов – СПб.: ДНК, 2000. – 528 с.

2. Вертгеймер, М. О гештальттеории [Текст]: история психологии (тексты) / Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Прогресс, 1992. – С. 144-159.

3. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. – 336 с.

4. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

5. Лешан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. [Текст] / Э. Лешан. – М.: Педагогика, 2008. – 272 с.

6. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг [Текст] / Г.И. Марасанов. – М.: Когито-Центр, 2007. – 93 с.

7. Немов, Р.С. Социальная психология [Текст] / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Владос, 2007. – 594 с.

8. Прайор, К. Не рычите на собаку [Текст] / К. Прайор – М.: Эксмо-Пресс, 2010. – 287с.

9. Рогов Е.И. Психология группы [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2007. – 430 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. Пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: М.: Харьков: Питер, 2009. – 713 с.

11. Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика [Текст] /В.И.Слуцкий. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.

12. Современная зарубежная социальная психология (тексты) [Текст] / Под. ред. Г.М. Андреевой. – М.: МГУ, 1984. – 255 с.

13. Теплов, Б.М. О Максе Вертхеймере, основателе гештальтпсихологии [Текст]: Избранные труды / Б.М. Теплов. – В 2-х т. Т. II. М.: Класс, 1985. – С. 218-246.

14. Хант, М. История психологии [Текст] / М. Хант; пер. с англ. А.В. Александрова. – М.: АСТ, 2009. – 863 с.

15. Хрестоматия по социальной психологии [Текст] / Сост. Елена Белинская. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

16. Хрестоматия по социальной психологии [Текст] / Сост. Т. Кутасова. – М.: Международная пед. академия, 1995. – 222 с.

17. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе [Текст] / П.Н. Шихирев. – М: Наука, 1985. – 176 с.

18. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология в США [Текст] / П.Н. Шихирев. – М.: Наука, 1979. – 471 с.

19. Шульц, Д. История современной психологии [Текст] / Д. Шульц, С. Шульц. – СПб.: Евразия, 1998. – 166 с.

20. Ярошевский, М.Г. История психологии [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.


 

Вопросы и задания для подготовки, обсуждения и самоконтроля
к теме "История становления социальной психологии как науки"
(практические задачи) [9]

1. Исправить негативное поведение (агрессивное, связанное с "синдромом грязнули", "неправильным" общением с девочками и т.д.), опираясь на основные положения: а) теории социального научения; б) теории интеракционизма.

2. Ребенок проявляет сильную застенчивость при адаптации в пер­вом классе. Как последователь Б. Скиннера скорректировал бы такое пове­дение?

3. Вам позвонила Ваша хорошая знакомая и печальным, убитым тоном пожаловалась, что чувствует себя очень одиноко, что больше не верит в жизнь и что постоянно думает о смерти. Вы обещали к ней вече­ром заехать. Как и о чем Вы будете с ней разговаривать? Ваша задача – помочь ей (а не отвязаться от нее). Учет каких теоретических положений поможет Вам в этой помощи?

4. Многие родители, видя, как их дети сутулятся, бьют их по спине. Можно ли считать это отрицательным подкреплением? Что бы явилось более действенным в данном случае?

5. Ребенок испытывает страх каждый раз, когда видит собаку (находится в темноте, входит в воду и т.д.). Как бихевиорист предложит избавить ребенка от этого страха? Выделите этапы работы и те возможные стиму­лы, которые будет использовать бихевиорист.

6. Привести примеры ситуаций, в которых педагог (родитель) дума­ет, что использует отрицательное подкрепление, а на самом деле оно явля­ется положительным.

7. Привести примеры ситуаций, в которых педагог (родитель) дума­ет, что использует положительное подкрепление, а на самом деле оно является отрицательным.

8. Ребенок – первоклассник очень стеснителен, боится отвечать пе­ред классом. Опираясь на теорию формирования реакций Б. Скиннера, скорректировать такое поведение.

9. Опираясь на теорию Б. Скиннера, составьте программу самовоспитания, связанного с вашим желанием похудеть (выглядеть спортивным и т.д.).

10. Родители чаще всего бывают крайне однообразны при подаче своим детям положительного подкрепления. Когда я в аудитории студен­тов задаю вопрос: "Что бы вы сказали трехлетнему ребенку, который впер­вые подмел пол?", – я всегда, в 100 процентах случаев слышу ответ: "Моло­дец!" В то же время известно, что объект, попадающий в поле восприятия неоднократно, перестает восприниматься. Поэтому всем нам необходи­мо развивать навык искренней и нестандартной похвалы. С этим и связано следующее упражнение. Найдите 100 способов сказать ребенку "очень хорошо!" при оценке его работы.

11. Опираясь на теорию А. Бандуры, показать, какие модели для подражания предъявляют СМИ российской молодежи.

12. Проанализируйте детские сказки (мультфильмы) и выделите "неправильные" сказки, в которых герои демонстрируют плохое поведение, заканчивающееся для них благоприятными последствиями, и наоборот – герои ведут себя хорошо, а это оборачивается против них. Чему, по мне­нию А. Бандуры, учат такие сказки?

13. Привести пример, в котором воспитатель, опираясь на теорию Бандуры, предъявляет модель для подражания ребенку, а ребенок не хочет ей подражать. Объяснить ситуацию.

14. Ваш десятилетний брат выбрал в качестве модели для подражания дворового хулигана, подростка 13 лет, самоутверждающегося в группе мальчишек младше его. Хулиган неоднократно был замечен за соверше­нием различных асоциальных действий. Понятно, что эта дружба Вас не устраивает. На уговоры взрослых Ваш брат отвечает, что хулиган является сильным, смелым и мужественным, что он недавно не побоялся прыгнуть со второго этажа и т.д. С позиций какой теории можно объяснить эту ситуацию? Опираясь на эту же теорию, попытайтесь разорвать эту дружбу.

15. Используя идеи бихевиоризма, составьте программу "воспита­ния" мамы, целью которой являлось бы ее согласие на Ваши поздние про­гулки.

16. Опираясь на основные положения гештальттеории, изменить отрицательное отношение к новенькой девочке в классе (или объяснить ситуацию в фильме "Чучело" с точки зрения гештальттеории).

17. Ребенок гиперактивен и ему трудно усидеть на месте во время урока. Опираясь на какую теорию, легче всего скорректировать такое поведение? Опишите конкретные шаги такой коррекции.

18. Ребенок из неблагополучной семьи (отец – пьяница, мать – его покорная жертва). Представьте варианты развития такого ребенка. От чего будет зависеть реализация того или иного варианта? Какая теория (или теории) это объясняют?

19. Описать случай эффективного использования инверсии ролей.

20. В одной из школ драмкружком руководили две учительницы: одна – опытная, другая – молодая, работавшая первый год после института. Ког­да подошло время смотра драмкружков, молодая учительница стала сильно волноваться. Тогда опытная учительница неожиданно отказалась ехать, хотя ее просили и дети, и дирекция, мотивировав свой отказ тем, что она занята (на самом деле она совсем не была занята).

Почему она так поступила? Правильно ли она поступила?

21. Молодая женщина, оставшаяся одна с шестимесячным ребенком на руках, вновь выходит замуж. Ее новый муж неплохо относится к ма­лышке, однако хочет как можно скорее получить собственного ребенка. Женщина понимает, что в случае рождения второго ребенка ее старшая дочь будет менее любима отчимом. Так как ее эта возможная ситуация не устраивает, она придумывает следующий выход. Она по­ступает на заочное отделение института, который находится в другом го­роде. Муж не против ее образования, поэтому вынужден отпустить ее на сессию и остаться один с ребенком. После своего приезда с сессии через полтора месяца она увидела разительную перемену в отношении мужа к своей падчерице – он не чаял души в девочке и говорил, что никакого ребенка в ближайшее время ему не надо, у него уже есть любимая дочь.

Опираясь на какую теорию, можно прокомментировать эту ситуацию?

22. Вы встретили на улице женщину, которая прямо на глазах у прохожих жестоко избивает своего ребенка. Ребенок отчаянно плачет. Если сде­лать женщине замечание, она еще больше разозлится, пройти мимо тоже невозможно. Как быть? Опираясь на какую теорию, легче всего изменить эту неприятную ситуацию (без негативных последствий для себя)?

23. Еще на заре развития советской психологии Б.В. Зейгарник доказала, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные.

С чем это связано? Ко всякому ли прерванному действию это относится?

24. В городе Бийске живет девочка – "звезда" – первая во всех выступлениях художественной самодеятельности, начиная с детского сада, един­ственная золотая медалистка школы за последние пять лет и т.д., в общем, – образцово-показательная. В восьмом классе она решает поступить на престижный факультет МГУ. Тотчас нанимаются репетиторы, которые и го­товят ее к этому. Провожая на вокзале дочь, родители напоминают, чтобы она не забыла дать им телеграмму о своем успешном поступлении. В Москве девочка "проваливает" экзамен и не поступает. Она идет на теле­граф и дает родителям телеграмму об... успешном поступлении. Остав­шись в Москве, она устраивается работать дворником, за что получает сторожку для жилья. При этом она находится в жутком стрессе – ругает себя дурой, обманщицей родителей. Что будет дальше, она не знает; гово­рит, что впереди жизни нет.

Почему она обманула родителей? Какая теория это может объяснить? Будучи ее подругой, находящейся рядом, что бы вы могли ей посовето­вать?

25. Многие матери, придерживаясь режима, отрывают детей от их занятий, заставляя тех идти к столу или ложиться в постель.

К чему приводят такие действия матери? Какая теория объясняет недо­пустимость таких действий?

26. Проиллюстрируйте идею гештальтпсихологии о стремлении к завершению гештальта следующими примерами завершения:

1) зрительного образа;

2) зрительно-акустического образа;

3) гештальта черт характера;

4) гештальта поведения и черт характера;

5) гештальта внешности и черт характера;

6) гештальта поведения и возраста;

7) гештальта стиля в одежде и поведения.

27. Дети, которых баловали в детстве, часто отличаются болезненным честолюбием. Почему?

28. Почему родственники погибших моряков с атомохода "Курск" так стремились бросить цветы на воду в том месте, где произошло погруже­ние подлодки? Как вы думаете, стало ли им легче после реализации этого морского ритуала? Какая теория может объяснить это?

29. Вы шли по улице, никого не трогали, и вдруг к Вам сзади подходит милиционер – огромный детина – берет вас за локоть и говорит: "Пройдем­те со мной". На Ваш недоуменный вопрос ничего не отвечает и опять-таки требует, чтобы Вы следовали за ним.

Как Вы поведете себя? Какая теория Вам в этом поможет?

30. Ваш старый друг поссорился со своей женой (девушкой) и приглашает Вас быть судьей между ними. Вы же с его женой совершенно не знакомы. Если Вы откажете, друг обидится. Как быть?

31. Вы, конечно, помните знаменитую сцену святок в "Войне и мире" Л. Толстого (т. 2, ч. IY, гл. X): Соня, всегда робкая и застенчивая, здесь вдруг оказалась смелой и решительной. Отчего это произошло?

32. Януш Корчак предлагал желающим написать трактат на тему "Бабушка как фактор воспитания в семье". Попробуйте составить список основных ролей, которые играют бабушки, живущие вместе с детьми и внуками.

33. Вот какой случай описывает в одной из своих книг американский профессор богословия Джош Мак-Дауэлл.

Его отец был горький пьяница. И только когда Мак-Дауэлл стал верующим, он впервые смог совершенно искренне сказать отцу: "Папа, я люблю тебя". Сын был поражен тем, какое магическое действие это оказало: отец моментально бросил пить и абсо­лютно изменился. В чем причина этого? (Эта ситуация, как и многие дру­гие, объясняется с позиций всех рассмотренных нами теорий).

34. Есть люди, которые совершенно не интересуются собой, не думают о себе. Это тоже своего рода болезнь. Особенно она распространена сре­ди людей так называемого сталинского поколения. Представьте себе, что Ваша мать или отец – такой человек. Как сделать так, чтобы он (она) начал(а) интересоваться собой?

35. Существуют так называемые факторы педагогического риска, вот некоторые из них:

1) Для мальчика – физическая слабость;

2) Для девочки – рано появившаяся физическая красота;

3) Явная, рано проявившаяся одаренность в чем-либо.

Почему это факторы педагогического риска?

36. Некоторые родители на Новый год и другие праздники дарят своим детям кучу подарков, а сами никаких подарков не получают. Правильно ли они поступают?

Темы для дискуссий

1. Доказать, что:

А. Социальная психология не нужна, т.к. она отра­жает здравый смысл, присущий каждому.

Б. Социальная психология нужна, т.к. она не является 100%-ным отражением здравого смысла.

2. Провести демонстрацию хиндсайда и последующее отстаивание противоположных точек зрения двумя группами.


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
БОЛЬШИХ ГРУПП

Изучение больших групп является приоритетным направлением в социологической традиции социальной психологии. Наверное поэтому изложение в учебниках по социальной психологии материала, посвященного большим группам, грешит отрывочностью и схематичностью. В связи с этим, на рассмотрение в рамках семинарско-практических занятий выно­сятся дополнительные темы, характеризующиеся проблемностью и акту­альностью на настоящий момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.027 с.)