Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип разграничения полномочий.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предметы ведения и полномочия (компетенция) делятся в России, как и в любом федеративном государстве, между федеральным и региональным уровнями власти. 7. Принцип автономии региональной и местной власти. Этот принцип предполагает, что в рамках своих полномочий региональная и местная власть обладают самостоятельностью. Местное самоуправление при этом отделено от государственной власти. Региональная власть является государственной властью второго уровня, действующей в рамках единой системы государственной власти и пользующейся своими полномочиями, установленными в соответствии с моделью разграничения полномочий. Конституционные принципы региональной политики в России в целом соответствуют нормам федеративного государства, отличающегося достаточно высокой децентрализацией и одновременно ясно определенной иерархией уровней власти и отсутствием "двойного" суверенитета. Регулирование вопросов региональной политики осуществляется в России с помощью различных нормативных актов. /. Федеральные конституционные законы и федеральные законы. С помощью этих законов могут быть конкретизированы отдельные вопросы региональной политики, определены ее институты и механизмы, уточнены полномочия центра и регионов. Федеральные законы принимаются непосредственно по вопросам региональной политики или осуществляют ее косвенное регулирование. Примерами законов, непосредственно регулирующих отношения "центр — регионы", можно, например, считать федеральный конституционный закон "О по- ¶16 Зак. 624 ¶481 ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношении "центр — регионы " в современной России рядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации". В процессе обсуждения в Госдуме на протяжении ряда лет находились федеральные законы "О государственном регулировании регионального развития", "О федеральных целевых программах регионального развития", "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации". Также в России принимались индивидуальные законы, касающиеся отдельных субъектов федерации, например, федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области" и федеральный закон "Об особой таможенной зоне в Магаданской области". Косвенное регулирование региональной политики осуществляется законами, которые определяют деятельность органов власти, имеющих региональные представительства, или экономическую систему (неизбежно включающую подсистему отношений "центр — регионы"). 2. Указы президента. С помощью своих указов президент может определять направления региональной политики (как части внутренней политики), создавать в рамках своих полномочий новые политические институты и принимать кадровые решения. Важным примером служит указ президента "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" от 3 июня 1996 г. Этот указ впервые в российской правовой практике ввел понятие "региональная политика", определил ее основные цели и направления. Этот указ уже не определяет развитие региональной политики в России на данном этапе. Но его основные позиции следует привести, чтобы дать представление о том понимании региональной политики, которое сложилось в стране к 1996 г. В соответствии с этим указом "под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации". В указе говорится, что "основными целями региональной политики в Российской Федерации являются: обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; ¶ 6.1 Правовые основы региональной политики в России обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий социально-экономического развития регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления". Президентский указ от 3 июня 1996 г. определил классификацию направлений региональной политики, к которым были отнесены: • региональная экономическая политика; • региональная социальная политика; • региональная политика в сфере занятости, региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности; • региональные аспекты национально-этнических отношений. Президентские указы использовались для создания и реформирования политических институтов, действующих при президенте. Примерами могут служить указы "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" и "О Государственном Совете Российской Федерации". С помощью президентских указов проводятся важные кадровые назначения в регионах (полномочные представители президента в федеральных округах, руководители главных управлений внутренних дел в субъектах федерации и др.). Посредством указа президент может обозначить необходимость принятия адресных решений, посвященных вопросам развития тех или иных территорий, в целом — определить какое-либо важное направление в развитии региональной политики, являющееся руководством к действию для других органов власти. 3. Решения (распоряжения, постановления) федерального правительства. решения в сфере региональной политики. В основном они относятся к региональной экономической политике. Возможно, например, принятие правительством решений о выделении адресной финансово-экономической помощи тем или иным регионам. 4. Договора о разграничении полномочий между центром и отдельными ре ¶ 16* ¶ ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы " в современной России Конституция России предполагает разграничение полномочий с помощью собственно конституции, Федеративного договора, федеральных законов, а также индивидуальных договоров (см. ниже). 6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы" Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы" не является монолитным образованием, что всегда нужно учитывать при анализе региональной политики. Отсутствие абсолютного единства определяется двумя факторами. 1. Функциональная дифференциация процессов и форм принятия решений в сфере региональной политики между различными властными органами общенационального уровня. В некоторых случаях это может приводить к конфликтам между этими органами власти по поводу тех или иных решений в области региональной политики. 2. Лоббистская деятельность и конкуренция групп влияния общефедерального уровня или регионального происхождения, влияющая на процесс принятия решений. Федеральный центр представляет собой неоднородную подсистему в отношениях "центр — регионы". В этой подсистеме целесообразно выделить отдельные структурные элементы, проанализировав их роли и функции. 6.2.1 Президент России Важнейшим институтом общефедералъного уровня, определяющим баланс отношений "центр — регионы" и тенденции в его изменении, является институт президента России. В соответствии со ст. 80, п. 3 российской Конституции "Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". Региональная политика является одним из направлений внутренней политики. Соответственно, определение основных направлений региональной политики можно считать функцией президента в стране в системе "центр — регионы". Президент принимает принципиальные решения о курсе и идеологии в региональной ¶ 6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы " политике, об изменениях баланса сил в сторону централизации или, наоборот, децентрализации, создании новых политических институтов, внесении поправок в федеральное законодательство и др. Следует помнить, что президент является субъектом законодательной инициативы и имеет право вносить законопроекты в российский парламент. Эти законопроекты могут относиться к любым аспектам региональной политики. Таким путем президент может инициировать самые глубокие и разноплановые изменения, разумеется, соответствующие конституции и имеющие шансы на прохождение через парламент. Деятельность президента в области региональной политики не сводится, таким образом, к его "указному праву", имеющему ограниченную сферу применения, в отличие от федеральных законов. Президент имеет большие полномочия в кадровой политике, определяющие его влияние на агентов центральной администрации в регионах. На региональном уровне важнейшим институтом президентского влияния являются полномочные представители президента (с 1991 г. в субъектах федерации, с 2000 г. — в федеральных округах). Их назначает непосредственно президент, они осуществляют контрольные функции в его интересах и исходя из поставленных им задач. В российской практике президент непосредственно курирует силовой блок в правительстве, а через него — влияет на территориальные подразделения силовых и правоохранительных структур. Более того, назначение руководителей региональных управлений внутренних дел производится самим президентом. Ключевой, хотя формально вспомогательной структурой, которая содействует президенту в вопросах региональной политики, является администрация президента. В российских условиях администрация президента превратилась в мощный центр принятия политических решений в сфере региональной политики (подготовка президентских решений, кадровая политика президента, принятие решений по поддержке кандидатов и партий на региональных выборах и при назначениях региональных чиновников и т.п.). Значительная часть этих решений относилась к текущей политике, нередко в российской практике она имела теневой характер и не была формализована в виде тех или иных нормативных актов (например, решения о поддержке кандидатов на выборах). На разных этапах в новейшей российской истории складывались ситуации, когда в администрации президента шла острая теневая борьба между группами влияния за принятие тех или иных решений (реальная структура президентской администрации носила сложный характер и предполагала ее формирование по принципу раздела сфер влияния между группами интересов и острой лоббистской борьбы). Возникали ситуации, когда ключевые решения теневого характера принимались в самой администрации президента и ей же осуществлялись при лояльном отношении самого президента к такой практике (например, в отношении позиции центра на региональных выборах). ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы "«современной России Специализированной структурой президентской администрации, которая занималась вопросами отношений "центр — регионы", долгое время являлось территориальное управление (также называлось главным территориальным управлением). Эта структура прекратила существование во время административной реформы 2004 г., когда было создано единое главное управление внутренней политики. Кроме того, российские президенты активно используют институт своих советников и помощников. В их числе, как правило, есть советники (помощники) по вопросам региональной политики. 6.2.2 Правительство России Еще одним элементом в подсистеме федерального центра является федеральное правительство. Если не считать силовой блок правительства, работающий под контролем президента, правительство играет огромную роль в разработке и реализации региональной экономической политики. Согласно конституции, правительство обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, управляет федеральной собственностью, обеспечивает проведение политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и др. (ст. 114 российской Конституции). Все эти конституционные полномочия содержат региональную проекцию и потому имеют самое непосредственное отношение к региональной политике. Как и в случае с президентом, правительство действует двумя способами: • принятие собственных нормативных актов в рамках полномочий; • использование права законодательной инициативы и лоббирование законопроектов в парламенте. Важнейшим примером законопроекта, который разрабатывается правительством, является федеральный бюджет. Этот документ должен быть принят парламентом в форме федерального закона, после чего правительство на протяжении года занимается его исполнением. Аналогично, правительство вправе разрабатывать другие законопроекты, определяющие основы экономической политики (например, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс), ее частные аспекты или развитие отдельных территорий. Любые решения правительства или его законодательные инициативы могут рассматриваться с точки зрения влияния на отношения "центр — регионы". Они всегда ведут к определенному перераспределению ресурсной базы между центром И регионами в целом и между отдельными субъектами федерации в частности, могут трактоваться с точки зрения выгоды тех или иных управленческих уровней или регионов. Изменения в объеме и структуре ресурсной базы непосредственно влия- ¶ 6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы " ют на политическую стабильность в регионах, позиции региональных элит, определяют пространство для маневра региональной власти, ее возможности и уровень реальной автономии. В структуре российского правительства на разных этапах выделялись специализированные структуры, отвечающие за региональную политику. История России и отечественного федерализма сложилась таким образом, что региональная и национальная политика составляли, по сути, единое целое. Вспомним, что одним из первых ведомств, созданных при советской власти, был Наркомнац, активно участвовавший в разработке основ национально-территориальной автономии. В советское время в структуре правительства обязательно существовал Государственный комитет по делам национальностей (Госкомнац). В постсоветский период данное направление было сохранено и видоизменено в контексте развития новых федеративных отношений. Как правило, в структуре правительства существовало министерство по делам федерации и национальностей (названия могли немного корректироваться, но были близки к приведенному выше). При премьер-министре Е. Примакове в 1998 г. впервые в истории в структуре правительства было создано специализированное министерство по региональной политике, которое было отделено от министерства по делам национальностей. Однако с уходом Е. Примакова национальная и региональная политика вновь были объединены в рамках одного ведомства. Реальная ситуация, однако, сложилась таким образом, что главное влияние на региональную политику оказывали не специализированные ведомства, на долю которых обычно оставалась только разработка концептуальных основ. Формировалось отношение к этим ведомствам как к слабым звеньям в правительственной структуре, не влияющим на процесс принятия решений (в особенности это относилось к региональной политике). Так, министерство, ведавшее вопросами национальной и региональной политики, было ликвидировано в октябре 2001 г. в процессе очередной реорганизации. В декабре 2001 г. был назначен министр без портфеля В. Зорин, ведавший национальными вопросами, но при реформе правительства 2004 г. его должность также была ликвидирована. Осенью 2004 г. в структуре российского правительства было создано министерство регионального развития. Первым министром стал В. Яковлев, бывший губернатор Санкт-Петербурга и полномочный представитель президента в Южном федеральном округе. Однако ключевую роль в проведении региональной политики играют основные министерства из экономического блока, имеющие непосредственное отношение к распоряжению государственными финансами и иными ресурсами. Министерство финансов и министерство экономического развития и торговли на практике являются ведущими разработчиками и проводниками региональной экономической политики, вместе с некоторыми другими министерствами и ведомствами. ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы " в современной России 6.2.3 Роль Федерального Собрания Двухпалатное Федеральное Собрание занимается разработкой и принятием законов, которые в числе прочего относятся к сфере региональной политики. Поэтому его роль в региональной политике также является ключевой. В Государственной Думе и Совете Федерации существуют специализированные структуры, занимающиеся вопросами региональной политики (разработка и обсуждение законопроектов, проведение предварительного обсуждения законопроектов и инициатив на парламентских слушаниях и "круглых столах", лоббирование законопроектов в процессе их принятия, консультации с иными заинтересованными структурами и т.п.). В Госдуме эту роль играют комитет по делам федерации и региональной политике, комитет по вопросам местного самоуправления, комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, отчасти — комитет по делам национальностей. В Совете Федерации существуют комитет по делам федерации и региональной политике, комитет по вопросам местного самоуправления, комитет по делам Севера и малочисленных народов. В российской практике правом законодательной инициативы в области региональной политики активно пользуются президент и правительство. Все основные инициативы, направленные на изменения баланса отношений "центр — регионы", были инициированы именно этими структурами. В этой связи реальную политическую роль парламента в сфере региональной политики принято считать несколько вторичной (особенно с учетом высокого неформального контроля за депутатским корпусом со стороны администрации президента и укрепления позиций "партии власти" в парламенте). Как правило, она сводится к некоторой корректировке законопроектов, предлагаемых президентом и правительством1, и их принятию. В то же время известны случаи, когда принятые Госдумой законы не были одобрены Советом Федерации или когда президент налагал на них вето. Функции Федерального Собрания в сфере региональной политики, связанные с законотворчеством, принято рассматривать в рамках сложившейся в России в 1990-е гг. системы разделения властей. Эта система предполагала фактическое доминирование президента и исполнительной власти и подчиненную роль парламента (отсюда его функция корректировки "президентских" и "правительственных" законопроектов). Однако она не исключает самостоятельную разработку законопроектов в парламенте, также как и появление альтернативных инициатив в 1 Как праиило, и соответствии с практикой начала 2000-х гг. корректировка проводилась в сторону некоторого смягчения, в то время как законопроекты, предлагаемые президентом и правительством, предполагали больший уровень централизации в том или ином аспекте. ¶ 6.2 Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы " в оппозиционных фракциях. При этом такие законопроекты могут не пройти "фильтры" Совета Федерации и президента. 6.2.4 Роль Конституционного суда Еще одной важной структурой в федеральном центре является Конституционный суд. Он выполняет функцию верховного арбитра, проверяющего соответствие конституции (а значит, и конституционным принципам российского федерализма) нормативных актов, принимаемых любыми органами власти. Во-первых, Конституционный суд принимает решения о соответствии российской Конституции (ст. 125, п. 2 российской Конституции): • федеральных законов и иных нормативных актов, принимаемых федеральными властными органами (в том числе в сфере региональной политики); • региональных законов и иных нормативных актов; • договоров между центром и регионами и между самими регионами. • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Для того чтобы Конституционный суд приступил к решению того или иного вопроса, в него должен поступить запрос. Правом подачи запроса в Конституционный суд обладают президент. Совет Федерации и Государственная Дума в целом, группы депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, насчитывающие одну пятую от их общего состава, правительство, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. При этом возможна ситуация, когда Конституционный суд по тем или иным причинам отказывается рассматривать запрос. Решение Конституционного суда имеет самое принципиальное значение для системы "центр — регионы". В соответствии со ст. 125, п. 6 Конституции, "акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу". Изучая роль Конституционного суда в системе "центр — регионы", необходимо иметь в виду, что рассмотрение запросов может быть весьма длительным процессом. Но в случае принятия четкого решения ответ на запрос может оказать большое влияние на дальнейшее развитие этой системы. ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы " в современной России 6.2.5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.019 с.) |