Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции Совета Федерации в законотворческом процессе
Полномочия и функции двух палат российского парламента существенно различаются, и в отношениях между ними есть определенная иерархия. /. Функция принятия особо важных государственных решений. В соответствии с распространенной мировой практикой региональная палата имеет функции, которые позволяют говорить о включении регионов (через их представителей) в процесс принятия важнейших общегосударственных решений. В соответствии со ст. 102 российской Конституции в исключительную компетенцию верхней палаты входят: • решения, связанные с применением силы (утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами российской территории); • решения, касающиеся института президента (назначение президентских выборов, отрешение президента от должности (импичмент)); • кадровые решения, касающиеся высших органов судебной власти и прокурорского надзора (назначение судей Конституционного суда, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда, назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора)15. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: 15 Также Соиет Федерации назначает и увольняет заместителя председателя Счетной палаты и половину аудиторов Счетной палаты. ¶ 6.4 Институты регионального влияния на федеральном уровне • связанным с применением силы и международными отношениями (ратификация и денонсация международных договоров, статус и защита государственной границы, вопросы войны и мира); • связанным с важнейшими экономическими решениями (утверждение федерального бюджета, вопросы федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии). 2. Функция принятия важных решений в сфере региональной политики. К ведению Совета Федерации относится утверждение границ между субъектами федерации. Функция фильтра в законотворческом процессе. Все федеральные законы, принятые Государственной Думой, в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации. Верхняя палата имеет полномочия одобрить или отклонить закон, а также не рассматривать его вообще. Одобрение закона Советом Федерации происходит в случае голосования более половины от общего числа его членов, после чего закон передается на подпись президенту России. Условным одобрением считается ситуация, если в течение 14 дней Совет Федерации не рассмотрел закон. Но при этом законы по специально определенным особо важным вопросам (см. выше) подлежат обязательному рассмотрению верхней палатой, и ситуация условного одобрения для них невозможна.
В случае несогласия Совет Федерации имеет право отклонить закон, две палаты могут создать согласительную комиссию, после чего новая редакция закона должна пройти повторную процедуру принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации. В конфликтной ситуации Госдума может преодолеть вето Совета Федерации двумя третями голосов, и закон будет считаться принятым, несмотря на позицию верхней палаты. Такая схема законотворческого процесса означает, что представители регионов, заседающие в верхней палате, выполняют роль фильтра (предполагается, что они действуют от имени и в интересах своих регионов), одобряя или отклоняя законы, которые принимает Госдума. Совет Федерации имеет право законодательной инициативы, но в любом случае принятие закона происходит в Госдуме (функция Совета Федерации — одобрение или отклонение закона, принятого Госдумой). 6.4.4 Региональное и федеральное влияние в Совете Федерации Актуальным является вопрос о соотношении регионального и федерального влияния в Совете Федерации. Сама постановка вопроса может показаться странной с точки зрения канонов федерализма и регионального бикамерализма. Однако кадровая политика федерального центра, проявившаяся при формировании нового ¶ Глава 6 Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы "в современной России состава региональной палаты после 2000 г. в отсутствие каких-либо правовых гарантий того, что сенаторы действительно являются представителями (уроженцами, выходцами и т.п.) своих регионов, сделала данную проблему очень актуальной.
Со стороны регионов был поставлен вопрос об обеспечении гарантий регионального представительства и регионального контроля в верхней палате в ситуации, когда губернаторы и спикеры покинули Совет Федерации. В частности интересно программное выступление спикера законодательного собрания Красноярского края А. Усса в "Независимой газете" в марте 2001 г. А. Усе выступил со следующими предложениями. • Обеспечение косвенного влияния регионального руководства в Совете Федерации: губернаторы и спикеры имеют право присутствовать и выступать на заседаниях Совета Федерации, право совещательного голоса в комитетах и комиссиях верхней палаты. • Отчетность сенаторов перед регионами: региональные власти вправе требовать от своих представителей в Совете Федерации отчеты о своих действиях. • Обеспечение косвенного влияния регионального руководства при принятии особо важных решений федерального уровня: позиция региональных властей должна учитываться при решении вопросов о введении военного и чрезвычайного положения, назначении генерального прокурора, судей, членов ЦИК (предлагается механизм официальных опросов органов региональной власти до принятия таких решений). Существовали и другие инициативы, направленные на усиление регионального контроля, в частности региональный контроль за голосованием сенаторов. В мае 2001 г. в роли первопроходцев здесь выступали депутаты Московской городской думы во главе с В. Платоновым. Они предлагали меры контроля за действиями представителя региона в Совете Федерации через поручения Московской городской думы о том или ином голосовании и отчетность о голосованиях. Причем невыполнение поручений должно была привести к отзыву члена Совета Федерации. В то же время "привязка" сенатора к региону через введение ценза оседлости или иной подобной практики в России практически не обсуждалась (ценз оседлости в России понимается как нарушение гражданских прав). Однако региональным элитам не удалось создать какие-либо институты регионального контроля за деятельностью сенаторов, и реформа Совета Федерации прошла в соответствии с интересами федерального центра. Более того, в качестве контрпредложений разрабатывались инициативы, позволяющие ввести фактический иммунитет сенаторов от регионального контроля. Речь шла о законодательстве, затрудняющем досрочный отзыв сенаторов (в отношении многих сенаторов, представляющих столичную элиту, ставился вопрос о соответствии их парламентской деятельности региональным интересам): запрет на отзыв в течение определенного срока, сенаторское вето на региональное решение ¶ 6.4 Институты регионального влияния на федеральном уровне об отзыве сенатора, собственное право Совета Федерации на отзыв сенатора и т.п. В конце 2004 г. часть этих контрпредложений была реализована: региональные власти потеряли право досрочного отзыва, а право обратиться к региональным властям с таким предложением получил председатель Совета Федерации. Ослабление и нестабильность регионального влияния, осуществляемого через Совет Федерации, стали причиной для выдвижения региональных инициатив, предлагающих иные, новые способы регионального влияния. Например, в конце 1998 г. ряд губернаторов поддержал идею восстановления в России поста вице-президента. При этом предполагалось, что эту должность будут занимать региональные представители. Президент Татарстана М. Шаймиев в 1999 г. выступил с предложением воссоздать Палату национальностей, т.е. вернуться к принципу национального представительства в парламенте, характерного для СССР (национальный бикамерализм вместо и в дополнение к региональному). Однако ни одно из этих предложений не было законодательно оформлено и не получило развития. Главным способом восстановления Совета Федерации как полноценного органа регионального влияния на федеральном уровне считается введение всенародных выборов его членов. 6.4.5
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.007 с.) |