Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние распада СССР на региональную структуру РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Решающее влияние на формирование современной политико-административной структуры России сыграл распад СССР. Попытки союзного руководства воссоздать в 1991 г. обновленный СССР с подписанием Ново-Огаревских соглашений между главами союзных республик потерпели крах. Часть союзных республик к тому времени объявила о выходе из состава СССР, воспользовавшись тем конституционным правом, которое до тех пор, в условиях централизованного государства с однопартийным авторитарным режимом считалось сугубо формальным. Первым 11 марта 1990 г. объявил о восстановлении независимости Верховный Совет Литвы. Некоторые из этих республик (прежде всего — Эстония, Латвия и Литва) достаточно быстро получили международное признание в качестве независимых государств. Подписание Беловежских соглашений лидерами России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г. фактически означало распад СССР: государства, являющиеся ¶ Глава 5 Региональная структура современной России учредителями Союза, объявили о его расформировании. К концу 1991 г. СССР не существовал уже ни фактически, ни юридически. Таким образом, федерация первого уровня в лице СССР в конце 1991 г. прекратила свое существование, распавшись на 15 независимых государств, получивших международное признание. С этого момента главный интерес для нас представляет Россия, т.е. государство, возникшее на территориальной основе прежней союзной республики — РСФСР. В процессе распада Советского Союза РСФСР, как и другие республики, объявила о своем государственном суверенитете (12 июня 1990 г. была принята Декларация о суверенитете) и, сыграв свою роль в распаде СССР, превратилась в отдельное независимое государство. Особенность политико-административной структуры нового российского государства заключается в том, что она практически целиком унаследована от прежней РСФСР. Как известно, РСФСР представляла собой внутри СССР федерацию второго уровня с асимметричной политико-административной структурой. В ее составе находились как федерированные образования (прежде всего — АССР), так и нефедерированные (края и области). При этом в составе краев и областей были внутренние автономии в лице автономных областей и автономных округов. Превратившись в независимое государство, Россия (т.е. бывшая РСФСР) сохранила федеративную форму территориально-политической организации и в общих чертах — прежнее административно-территориальное деление (тем более, что в России еще действовала Конституция РСФСР 1978 г., хотя и с многочисленными поправками). Новый российский федерализм по сути оказался реформированным советским федерализмом, что повлияло на следующие его признаки. • Российский федерализм остался этническим по происхождению, когда главным признаком федеративного государства является наличие в его составе национально-территориальных автономий [Зорин, 1996]. Именно национально-территориальные автономии были федерированными образованиями в составе РСФСР. Они активно отстаивали федеративную форму государственного устройства России после распада СССР, считая федерализм условием своего пребывания в составе России. Но после распада СССР все регионы России получили статус равноправных субъектов федерации, в связи с чем федерация стала смешанной. • Российский федерализм, в отличие от советского, не может считаться договорным. СССР создавался по принципам договорной федерации с заключением союзного договора в 1922 г. между формально равноправными государствами. Но РСФСР в составе СССР являлась федерацией в той мере, в какой в ее составе на части ее территории были созданы национально-территориальные автономии. Новая Россия сохранила все эти автономии. При этом никакого нового союзного договора между ее субъектами не заключалось. Федеративный договор, подписанный в 1992 г. (см. ниже), представлял собой договор о разграничении полномочий между центром и регионами, а не договор о союзе государственных образований. По ¶ 5.2 Современный федерализм и политико-административная структура России этой причине Российскую Федерацию можно отнести к типу конституционной федерации с элементами договорной. Наличие отдельных признаков договорной федерации связано с подписанием Федеративного договора и практикой договоров о разграничении полномочий между центром и отдельными субъектами федерации. • Российский федерализм является асимметричным в той мере, в какой К настоящему времени политико-административная структура Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему. • На первом субнациональном уровне находятся семь федеральных округов (табл. 4), представляющих собой наиболее крупные административно-территориальные образования [Туровский, 2003]. • Базовым политико-административным уровнем является второй субнациональный уровень, который целесообразно именовать собственно региональным уровнем. Это — уровень субъектов федерации, число которых в соответствии с Конституцией 1993 г. составило 89 (в результате объединения регионов с 2005 г. число субъектов федерации начинает сокращаться). • Первый субрегиональный уровень представляет собой ATE первого порядка внутри субъектов федерации. Это — административные районы и города регионального подчинения (в соответствии с нормами муниципальной реформы, начатой в 2003 г., — муниципальные районы и городские округа). • Второй субрегиональный уровень — это ATE, на которые делятся административные районы и города регионального подчинения. В первом случае такими ATE являются поселения (помимо городов регионального подчинения, стоящих на ступеньку выше). Во втором случае возможно (но не обязательно) деление городов регионального подчинения на внутригородские районы. Региональный уровень в России составляют субъекты федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, которые в соответствии с Конституцией 1993 г. равноправны. Особенностью России является наличие сложносоставных субъектов федерации, когда одни субъекты федерации находятся на территории других и формально входят в их состав. Это — прежние внутрирегиональные автономии в лице 10 См.: |Асимметричная федерация..., 1998; Асимметричность федерации, 1997; Лысенко, 19981. ¶ Глава 5 Региональная структура современной России автономных округов, которые остались в составе своих краев и областей, но в то же время получили по конституции 1993 г. статус равноправных субъектов федерации. 5.2.2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.008 с.) |