Деонтологический либерализм Дж. Роулза: принципы справедливости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деонтологический либерализм Дж. Роулза: принципы справедливости.



Первый принцип: Каждый человек должен иметь равное право на наиболее широкую систему равных основных свобод, аналогичную системе свобод для всех. Все люди обладают равными правами на максимально большую совокупность равных основных свобод, совместимых с аналогичной системой свобод для всех. (принцип свободы)

Второй принцип: Социальное и экономическое неравенство должно быть организовано таким образом, чтобы служить наибольшей выгоде наименее обеспеченных и, будучи применимым к должностям и положению, открыто для всех при условии честного соблюдения равенства возможностей. Социальное и экономическое неравенство должно регулироваться таким образом, чтобы: а). оно было направлено к наивысшей выгоде наименее преуспевающих; б). институты и положение в обществе должны быть открыты для всех при условии честного соблюдения равенства возможностей.

(Первый принцип – принцип свободы, «лексически приоритетен по отношению ко второму, эгалитаристскому принципу – после реализации первого можно приступать к реализации второго. Это понимание свободы не включает в себя экономическую свободу или частную собственность. Второй принцип – эгалитарный. Принцип честного соблюдения равенства возможностей аналогичным образом выражается в приоритете по отношению к варианту 1.- эгалитаристскому распределению ресурсов. – Равная собода, равенство возможностей, «качественное» равенство ресурсов. Благополучие не может быть приобретено за счет свободы. Но и свобода не безгранична.)

Два принципа Роулз намеренно выстроил так, что в целом они соответствуют традициям моральной философии. Это такой тип упорядочивания, который предполагает удовлетворение первого принципа и только после этого переход ко второму. Принцип не начинает действовать, пока не выполнен или не применен предыдущий. Это не требует сбалансированности принципов – названный раньше обладает абсолютным весом по отношению ко всем последующим. Таким образом принцип равной свободы оказывается приоритетным по отношению к принципам, регулирующим экономическое и социальное неравенство. Основная структура общества должна регулировать неравенство в распределении богатства и власти таким способом, чтобы оно было совместимо с равной свободой, на которой настаивает первый принцип. Лексический порядок придает специфическую значимость всем элементам, но не делает их взаимозаменяемыми. В применении к теории справедливости это означает, что потеря свободы, даже незначительная, не может быть компенсирована увеличением экономической эффективности.

Благополучие не может быть обретено за счет свободы. Но и свобода – не безгранична. Основные свободы могут быть ограничены, только во имя обеспечения максимального широкой совокупной системы свободы для каждого. Например, свода печати может быть ограничена, если это необходимо для того, чтобы обеспечить беспристрастность судей. Допускается ущемление одних свобод за счет других, однако при условии, что конечная совокупная система свобод даст большую свободу. Лексический порядок распространяется не только на последовательную реализацию двух принципов, но также и на две части второго принципа, однако несколько по-другому. Экономически наиболее благополучные люди в соответствии с лексическим порядком должны иметь преимущества по отношению ко всем остальным участникам общественного договора.

Сумма, которую предстоит разделить, не определена заранее, а зависит от природы распределения, что ведет к различиям в производительности; при системе арифметического равенства производительность может быть столь низкой, что даже интересам наименее преуспевающих людей может быть нанесен ущерб. Существует точка, в которой социальные перераспределения становятся контрпродуктивными. Именно в этой точке принцип дифференциации вступает в действие.

Преимущества для наименее обеспеченной части общества опрделяются Роулзом через индексы социально-приоритетных благ. К этим благам относятся права, свободы, возможности самореализации, доходы, благосостояние, а также социальные основания самоуважения. Предполагается, что индивиды стремятся к этим благам вне зависимости от других мотиваций или своих конечных целей. В самом общем виде он определят наименее преуспевающих в обществе людей, как частично совпадающую группу обездоленных с точки зрения этих основных благ. Это люди, которым повезло меньше, чем другим. Однако эти люди остаются в нормальных обычных рамках. Приоритетное благо – свобода. Заранее никто своего места не знает. Таким образом в интересах каждого будет одобрить первый принцип, который обеспечивает для всех равную свободу. Свободы по Роулсу: политическая свобода (принцип равной свободы, применяемый к политическим процедурам, определенным конституцией, выражающийся в принципе равного участия. Все граждане обладают равным правом на участие в определение результатов конституционного процесса.); свобода слова (включающая свободу печати); свобода совести (свобода делать то, что является правильным в соответствии с верой человека; но эта свобода является подчиненной по отношению к государственным интересам общественного порядка и безопасности. Но это, по мнению таких теоретиков либерального направления как Брайан Барри, противоречит традиционному постулату, что «личная свобода предполагает делать то, что человек захочет); правовое государство (стр. 170 СПТ); свобода от произвольного ареста и заключения под стражу; право на частную собственность.

Идея первого принципа заключается в том, что каждый человек должен обладать равным правом на максимально широкую совокупную систему названных свобод, но что особенно важно, совместимую с аналогичной системой свобод для других людей, поскольку все обладают равными правами. Фундаментальная свобода может быть принесена в жертву только ради других фундаментальных свобод и никогда не может быть предметом торга ради большего экономического процветания. Права человека и его свобода – изначальные человеческие ценности, присущие каждому представителю рода человеческого, ориентир прогрессивного развития общества. Свободы не могут быть гарантированы в условиях репрессивного, тоталитарного режима или в случае, если экономическое развитие страны находится на крайне низком уровне. Соответственно в таких условиях не могут быть реализованы и принципы справедливости. «Улица с односторонним движением» - свобода не может быть обеспечена до тех пор, пока общество не достигнет определенного уровня процветании, в то время как если она уже гарантирована, то никакой упадок не может привести ее к отмене.

Принцип дифференциации – социальное и экономическое неравенство должно регулироваться таким образом, чтобы служить пользе наименее обеспеченной части общества. Принцип дифференциации распределяет блага: богатство, доходы, власть, авторитет + основания для самоуважения. Под наименее преуспевающей частью общества Роулс понимает группу людей с минимальной перспективой обретения «приоритетных благ»: благосотстояния, доходов, власти и т.д. «Второй принцип справедливости применяется при первом приближении к распределению доходов и благосостояния и к созданию организаций, использующих различия во власти и собственности. В то время как распределение благосостояния и доходов не должно быть равным, оно должно быть направлено на к выгоде всех, и в то же самое время власть и командные институты должны быть открыты для всех. Второй принцип реализуется благодаря открытости позиций и затем как субъект этих ограничений организует социальное и экономическое неравенство таким образом, чтобы все от этого выгадали.» Распределение является честным и беспристрастным, только если все, чем владеют люди, рассматривается как коллективное социальное благо. Распределение благ и услуг – это совместные усилия со стороны всех. С учетом совместных усилий, единственно честным принципом является такой, который признает неравенство только в том случае, если оно идет на пользу наименее обеспеченных.

Принцип равных возможностей утверждает, что люди, обладаю­щие одинаковым уровнем таланта и способностей, затрачивающие рав­ную энергию и усилия, будут обладать теми же самыми перспективами успеха в данной сфере устремлений. Семейное происхождение, раса, религия, пол, национальность не должны быть препятствиями на пути к успеху. А для того, чтобы это не давало бы и излишних преимуществ, т.е. ради гарантии равенства возможностей, общество вынуждено вво­дить высокие налоги на наследство, обеспечивать широкую систему общественного образования, принимать антидискриминационные зако­ны. При определенном уровне эффективности подобных общественных мер распределение благ и услуг может действительно зависеть от та­ланта, способностей и целеустремленности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.004 с.)