Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА. 8 Учет производственных запасов и готовой продукции

Поиск

 

План

1. Запасы, их классификация и оценка

2. Бухгалтерские счета по учету производственных запасов

3. Документальный учет наличия и движения производственных запасов

4. Особенности учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов

5. Инвентаризация производственных запасов

1. Запасы, их классификация и оценка. С целью обеспечения непрерывной деятельности предприятия оно должно быть обеспечено теми или иными материальными запасами.

Состав запасов, их оценка и порядок отражения в финансовой отчетности определены Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 "Запасы" (далее - П(С) БУ 9), утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 20.10.1999 г. № 246 с дальнейшими дополнениями и изменениями.

Нормы этого Положения (стандарта) применяются предприятиями, организациями и прочими юридическими лицами (далее - предприятия) независимо от форм собственности (кроме бюджетных учреждений).

Нормы П(С) БУ 9 не распространяются на: незавершенные работы по строительным контрактам, включая контракты по предоставлению услуг, непосредственно связанных с ними; финансовые активы; текущие биологические активы, если они оцениваются по справедливой стоимости согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 30 "Биологические активы", полезные ископаемые, если они оцениваются по чистой стоимости реализации в соответствии с другими положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

В соответствии с П(С) БУ 9 «Запасы»— это активы, которые:

- содержатся для дальнейшей продаже при условии обычной хозяйственной деятельности;

- находятся в процессе производства с целью дальнейшей продажи продукта производства;

- содержатся для потребления во время производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг, а также управления предприятием.

Признание и первоначальная оценка запасов. Запасы признаются активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, а их стоимость может быть достоверно определена.

Для целей бухгалтерского учета запасы включают:

- сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и прочие материальные ценности, которые предназначены для производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, обслуживания производства и административных потребностей;

- незавершенное производство в виде не законченных обработкой и сборкой деталей, узлов, изделий и незакончен­ных технологических процессов. Незавершенное производство на предприятиях, которые выполняют работы и предоставляют услуги, состоит из затрат на выполнение незаконченных работ (услуг), относительно которых пред приятием еще не признан доход;

- готовую продукцию, произведенную на предприятии, которая предназначена для продажи и отвечает техническим и качественным характеристикам, предусмотренным договором или другим нормативно-правовым актом;

- товары в виде материальных ценностей, которые приобретены (получены) и содержатся предприятием с целью дальнейшей продажи;

- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые используются на протяжении не более одного года или нормального операционного цикла, если он более одного года;

- текущие биологические активы, если они оцениваются согласно П(С) БУ 9, а также сельскохозяйственная продукция и продукция лесного хозяйства после её первичного признания.

Единицей бухгалтерского учета запасов является их наименование или однородная группа (вид).

Оценка запасов поступивших. Приобретенные (полученные) или произведенные запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью запасов, приобретенных за плату, является их себестоимость, которая состоит из таких фактических затрат:

- суммы, которые уплачиваются в соответствии с договором поставщику (продавцу) за минусом косвенных налогов;

- суммы ввозной таможенной пошлины;

-суммы косвенных налогов связанных с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию;

- транспортно-заготовительные затраты (затраты на заготовку запасов, оплату тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортирование запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая затраты по страхованию рисков транспортирования запасов).

Сумма транспортно-заготовительных затрат, которая обобщается на отдельном субсчете счетов учета запасов, ежемесячно распределяется между суммой остатка запасов на конец отчетного месяца и суммой запасов, которые выбыли (использованные, реализованные, безвозмездно переданные и т.п.) за отчетный месяц. Сумма транспортно-заготовительных затрат, которая относится к выбывшим запасам определяется как произведение среднего процента транспортно-заготовительных затрат и стоимости выбывших запасов с отображением ее на одних и тех же счетах учета, в корреспонденции с которыми отображено выбытие этих запасов.

Средний процент транспортно-заготовительных затрат определяется делением суммы остатков транспортно-заготовительных затрат на начало отчетного месяца и транспортно-заготовительных затрат за отчетный месяц на сумму остатка запасов на начало месяца и запасов, которые поступили за отчетный месяц; прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.. К таким затратам, в частности, относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, прочие прямые затраты предприятия на доработку и усовершенствование технических характеристик запасов. Если к моменту оприходования запасов невозможно достоверно определить их первоначальную стоимость, такие запасы могут оцениваться и отображаться по справедливой стоимости с последующим корректированием к первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью запасов, которые изготавливаются собственными силами предприятия,считается их производственная себестоимость, которая определяется согласно Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 "Затраты".

Первоначальной стоимостью запасов, которые внесены в уставной капитал предприятия, считается согласованная основателями (участниками) предприятия их справедливая стоимость.

Первоначальной стоимостью запасов, полученных предприятием безвозмездно, считается их справедливая стоимость.

Первоначальная стоимость единицы запасов, приобретенных в результате обмена на аналогичные запасы, равняется балансовой стоимости переданных запасов. Если балансовая стоимость переданных запасов превышает их справедливую стоимость, то первоначальной стоимостью полученных запасов есть их справедливая стоимость. Разница между балансовой и справедливой стоимостью переданных запасов включается в состав затрат отчетного периода.

Первоначальной стоимостью запасов, которые приобретены в обмен на неподобные запасы, признается справедливая стоимость полученных запасов.

Не включаются в первоначальную стоимость запасов, а относятся к затратам того периода, в котором они были осуществлены (установлены):

- сверхнормативные потери и недостачи запасов;

- проценты за пользование займами;

- затраты на сбыт;

- общехозяйственные и прочие аналогичные затраты, которые непосредственно не связаны с приобретением и доставкой запасов и приведением их в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Оценка выбытия запасов. При отпуске запасов в производство, из производства, при продаже и другом выбытии оценка их осуществляется по одному из таких методов:

- идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

- средневзвешенной себестоимости;

- себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);

- себестоимости последних по времени поступления запасов (ЛИФО);

- нормативных затрат;

- цены продажи.

Для всех единиц бухгалтерского учета запасов, которые имеют одинаковое назначение и одинаковые условия использова­ния, применяется только один из приведенных методов.

Запасы, которые отпускаются, и услуги, которые выполняются для специальных заказов и проектов, а также не взаимозаменяемые запасы оцениваются по идентифицированной себестоимости.

Оценка по средневзвешенной себестоимости проводится по каждой единице запасов делением суммарной стоимости остатка таких запасов на начало отчетного месяца и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов.

Оценка каждой операции по выбытию запасов может осуществляться по средневзвешенной себестоимости делением суммарной стоимости таких запасов на дату операции на суммарное количество запасов на дату операции.

Оценка запасов по методу ФИФО базируется на предположении, что запасы используются в той последовательности, в которой они поступали на предприятие (отображены в бухгалтерском учете), то есть запасы, которые первыми отпускаются в производство (продажа и прочее выбытие), оцениваются по себестоимости первых по времени поступления запасов.

Оценка по нормативным затратам состоит в применении норм затрат на единицу продукции (работ, услуг), которые установлены предприятием с учетом нормальных уровней использования запасов, труда, производственных мощностей и действующих цен. Для обеспечения максимального приближения нормативных затрат к фактическим нормам затрат и цены должны регулярно в нормативной базе проверяться и пересматриваться.

Оценка по ценам продажи основана на применении предприятиями розничной торговли среднего процента торговой наценки товаров. Этот метод могут применять (если другие методы оценки выбытия запасов не оправданы) предприятия, которые имеют значительную и сменную номенклатуру товаров с приблизительно равным уровнем торговой наценки. Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной (розничной) стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки на эти товары. Сумма торговой наценки на реализованные товары определяется как произведение продажной (розничной) стоимости реализованных товаров и среднего процента торговой наценки. Средний процент торговой наценки определяется делением суммы остатка торговых наценок на начало отчетного месяца и торговых наценок в продажной стоимости полученных в отчетном месяце товаров на сумму продажной (розничной) стоимости остатка товаров на начало отчетного месяца и продажной (розничной) стоимости полученных в отчетном месяце товаров.

2. Бухгалтерские счета по учету производственных запасов. Для учета производственных запасов Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено использование следующих активных счетов: 20 "Производственные запасы", 21 "Текущие биологические активы", 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 25 "Полуфабрикаты".

Счет 20 "Производственные запасы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию запасов сырья и материалов (в том числе сырье и материалы, которые находятся в дороге и в переработке), строительных материалов, запасных частей, материалов сельскохозяйственного назначения, топлива, тары и тарных материалов, отходов основного производства.

По дебету счета 20 "Производственные запасы" отображаются поступления запасов на предприятие, их дооценка, по кредиту - расходование на производство (эксплуатацию, строительство), переработку, отпуск (передачу) на сторону, уценка и т.п.

Счет 20 имеет такие субсчета:

201 "Сырье и материалы";

202 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия";

203 "Топливо";

204 "Тара и тарные материалы";

205 "Строительные материалы";

206 "Материалы, переданные в переработку";

207 "Запасные части";

208 "Материалы сельскохозяйственного назначения";

209" Прочие материалы".

На субсчете 201 "Сырье и материалы" отображаются наличие и движение сырья и основных материалов, которые входят в состав изготавливаемой продукции или есть необходимыми компонентами при ее изготовлении (застройщики ведут учет строительных материалов и конструкций на субсчете 205 "Строительные материалы"). На этом субсчете ведется учет основных материалов, которые используются подрядными строительными организациями при осуществлении строительно-монтажных, ремонтных работ. Вспомогательные материалы, которые используются при изготовлении продукции или для хозяйственных потребностей, технических целей и содействия в производственном процессе, также отображаются на субсчете 201. Предприятия, которые заготавливают сельскохозяйственную продукцию для переработки, также отображают ее стоимость на этом субсчете.

На субсчете 202 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия" отображаются наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (включая в подрядных строительных организациях строительные конструкции и изделия - деревянные, железобетонные, металлические и др.), приобретенные для комплектования выпускаемой продукции, которые требуют дополнительных затрат труда для их обработки или собирания. Изделия, приобретенные для комплектации готовой продукции, стоимость которых не включается себестоимость продукции этого предприятия, отображаются на счете 28 "Товары".

Научно-исследовательские и конструкторские организации приобретенные необходимые им как комплектующие изделия для проведения научных (экспериментальных) работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование и инструменты, устройства и прочие приборы учитывают на субсчете 202. Оборудование и приборы общего назначения на этом субсчете не учитываются, а отображаются на счете 10 "Основные средства", И "Прочие необоротные материальные активы" или на счете 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" по видам предметов.

На субсчете 203 "Топливо" (нефтепродукты, твердое топливо, смазочные материалы) учитываются наличие и движение топлива, которое приобретается или заготавливается для технологических потребностей производства, эксплуатации транспортных средств, а также для изготовления энергии и отопления зданий. Здесь также учитываются оплаченные талоны на нефтепродукты и газ.

Если некоторые виды топлива используют одновременно и как материалы, и как топливо, то их можно учитывать на субсчете 201 "Материалы" и на субсчете 203 "Топливо" — по признакам преимущественности использования на этом предприятии.

Если на предприятии для технологических и эксплуатационных потребностей, изготовления энергии и отопления зданий создаются запасы газа (в газохранилищах), то их учет ведется на субсчете 203.

На субсчете 204 "Тара и тарные материалы" отображаются наличие и движение всех видов тары, кроме тары, которая используется как хозяйственный инвентарь, а также материалы и детали, используемые для изготовления тары и ее ремонта (детали для собирания ящиков, бочечная клепка и т.п.).

Материалы, которые используются для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов с целью обеспечения сохранности отгруженной продукции, не относятся к таре и учитываются на субсчете 201 "Сырье и материалы".

На субсчете 205 "Строительные материалы" предприятия-застройщики отображают движение строительных материалов, конструкций и деталей, оснащения и комплектующих изделий, которые относятся к монтажу, и других материальных ценностей, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления строительных деталей и конструкций.

На субсчете 205 "Строительные материалы" не учитывается оснащение, не требующее монтажа: транспортные средства, свободно размещенные станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и пр. Затраты на приобретение такого оборудования, не требующего монтажа, отображаются непосредственно на счете 15 "Капитальные инвестиции" по мере поступления их на склад или другое место сохранения, эксплуатации.

Оборудование и строительные материалы, переданные подрядчику для монтажа и выполнения строительных работ, списывается из субсчета 205 на счет 15 "Капитальные инвестиции" после подтверждения их монтажа и использования.

На субсчете 206 "Материалы, переданные в переработку" учитываются материалы, которые переданы в переработку на сторону и в дальнейшем включаются в состав себестоимости полученных из них изделий. Затраты на переработку материалов, которые оплачиваются посторонним организациям, отображаются непосредственно по дебету счетов, на которых ведется учет изделий, полученных из переработки. Аналитический учет материалов, переданных в переработку, ведется в разрезе, который обеспечивает информацию о перерабатывающих предприятиях и контроль за операциями по переработке и соответствующими затратами. Передача материалов в переработку отображается только на субсчетах счета 20.

На субсчете 207 "Запасные части" ведется учет приобретенных или изготовленных запасных частей, готовых деталей, узлов, агрегатов, которые используются для проведения ремонтов, замены изношенных частей машин, оснащения, транспортных средств, инструмента, а также автомобильных шин в запасе и обороте. На этом же субсчете ведется учет обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, которые создаются в ремонтных подразделениях предприятий, на ремонтных предприятиях.

По дебету субсчета отображаются остаток и поступление, по кредиту -расходование, реализация и прочее выбытие запасных частей.

Автомобильные шины, которые есть на колесах и в запасе при автомобиле, учтенные в цене автомобиля и включенные в его инвентарную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Аналитический учет запасных частей ведется по местам хранения и однородным группам (механическая группа, электрическая группа и т.п.). Аналитический учет машин, оборудования, двигателей, узлов и агрегатов обменного фонда ведется по группам: пригодные к эксплуатации (новые и восстановленные); которые подлежат восстановлению (на складе); которые находятся в ремонте.

На субсчете 208 "Материалы сельскохозяйственного назначения" учитываются минеральные удобрения, ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, биопрепараты, медикаменты, химикаты, которые используются для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных. Здесь также отображаются саженцы, семена и корма (покупные и собственного выращивания), которые используются для высаживания, посева и откорма животных непосредственно в хозяйстве. На субсчете 209 "Прочие материалы" учитываются отходы производства (обрубки, обрезка, стружка и т.п.), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от ликвидации основных средств, которые не могут быть использованы как мате­риалы, топливо или запасные части на этом предприятии (металлолом, утиль), изношенные шины и т.п.

Счет 21 "Текущие биологические активы" предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении животных, которые находятся на выращивании и откорме, птицы, зверей, кролей, семей пчел, а также скота, отбракованного из основного стада и реализованного без откорма, животных, принятых от населения для реализации. Учет осуществляется по каждой группе животных и птицы в разрезе субсчетов.

Счет 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении малоценных и быстроизнашивающихся предметов, которые принадлежат предприятию и находятся в составе запасов.

К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы, которые используются на протяжении не больше одного года или нормального операционного цикла, если он больше одного года, в частности: инструменты, хозяйственный инвентарь, специальное оснащение, специальная одежда и т.п.

По дебету счета 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" отображаются по первоначальной стоимости приобретенные (полученные) или изготовленные малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, по кредиту - по учетной стоимости отпуск малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию со списанием на счета учета затрат, а также списания недостатков и потерь от порчи таких предметов.

С целью обеспечения сохранности указанных предметов в эксплуатации предприятие должно организовать надлежащий контроль их движения, в частности оперативный учет в количественном выражении. При возвращении на склад из эксплуатации таких предметов, которые пригодны для дальнейшего использования, они приходуются по дебету счета 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и кредиту счета 71 "Прочий операционный доход".

Аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется по видам предметов по однородным группам, установленным, исходя из потребностей предприятия.

Счет 25 "Полуфабрикаты" предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства.

Учет полуфабрикатов собственного производства на отдельном счете ведут предприятия, в которых полуфабрикаты, кроме использования в производстве, реализуются на сторону как готовая продукция. К полуфабрикатам относится продукция, которая не прошла всех установленных технологическим процессом стадий производства и требует доработки или укомплектования. В частности, на этом счете могут учитываться изготовленные предприятием полуфабрикаты: чугун передельный в черной металлургии; сырая резина и клей в резиновой промышленности; серная кислота на азотно-туковом комбинате химической промышленности; солод в пивоваренной промышленности; пряжа и ткань в текстильной промышленности.

На предприятиях, на которых полуфабрикаты собственного производства используются только для собственных производственных потребностей, их движение и остатки учитываются на счете 23 "Производство".

По дебету счета 25 "Полуфабрикаты" отображается поступление (созданных) полуфабрикатов, по кредиту - выбытие полуфабрикатов вследствие продажи, передачи в дальнейшую переработку, безвозмездной передачи или несоответствия критериям определения актива.

Аналитический учет ведется по видам полуфабрикатов, определенным, исходя из потребностей предприятия.

3. Документальный Учет наличия и движения производственных запасов. Для обеспечения документального отражения в бухгалтерском учете наличия и движения производственных запасов необходимо использовать соответствующие нормативные документы. Так, приказом Министерства статистики Украины № 193 от 21.06.1996 г. "Об утверждении типовых форм первичных типовых документов по учету сырья и материалов" утверждены и введены в действие с 1.07.1996 г. типовые формы соответствующей учетной документации:

М-1 "Журнал учета грузов, которые поступили";

М-2а "Акт списания бланков доверенностей";

М-3 "Журнал регистрации доверенностей";

М-4 "Приходный ордер";

М-7 "Акт о приемке материалов";

М-8 "Лимитно-заборная карточка";

М-9 "Лимитно-заборная карточка";

М-10 "Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов";

М-11 "Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов";

М-12 "Карточка № складского учета материалов";

М-13 "Реестр № приема-сдачи документов";

М-14 "Ведомость учета остатков материалов на складе";

М-15 "Акт о приемке оборудования";

М-15а "Акт приема-передачи оборудования к монтажу";

М-16 "Материальный ярлык";

М-17 "Акт № о выявленных дефектах оборудования";

М-18 "Сигнальная справка об отклонении фактического остатка материалов от установленных норм запаса";

М-19 "Материальный отчет";

М-21 "Инвентаризационная опись № ";

М-23 "Акт № о расходовании давальческих материалов";

М-26 "Карточка учета оборудования для установления";

М-28 "Лимитно-заборная карточка № ";

М-28а "Лимитно-заборная карточка № ".

Для обеспечения расчетов за производственные запасы (независимо от факта заключенного письменного договора или устной договоренности относительно поставки) от поставщика в адрес предприятия выставляется "Счет-фактура" (форма № 868). В счете-фактуре отмечается вся необходимая информация, которая указывается плательщиком в банковских платежных документах: наименование поставщика и покупателя; названия и коды обслуживающих банков; номера расчетных счетов предприятий; наименование ценностей, за которые будет проведена оплата, и сумма как без, так и с учетом НДС (при условии, что поставщик является плательщиком такого налога).

Поступление счета-фактуры от поставщика на предприятие осуществляется заранее с целью получения от покупателя по предоплате предусмотренной суммы или вместе с поступлением материальных ценностей.

В зависимости от условий заключенного договора доставка приобретенных производственных запасов может обеспечиваться как силами поставщика, так и силами предприятия, которое покупает материальные ценности.

Получение у поставщика производственных запасов по факту осуществленной предоплаты или только на основании заключенного договора осуществляется по "Доверенность на получение ценностей".

Приказом Министерства финансов Украины № 99 от 16.05.1996 г. утверждена "Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей".

Сырье, материалы, топливо, запчасти, инвентарь, скот, семена, удобрения, инструмент, товары, основные средства и прочие товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы, денежные документы и ценные бумаги отпускаются покупателям или передаются бесплатно только по доверенности получателей.

Бланки доверенностей являются документами строгой отчетности, которая требует: - учета их получения, хранения и использования как бланков строгой отчетности; - журнал регистрации доверенностей должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия; выдачи бланков и журналов лицу, на которое возложены обязанности по регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей, по расходной накладной; - контроля своевременного предоставлению документов (актов, накладных, ордеров и т.п.), которые свидетельствуют об использовании доверенностей или неиспользованных доверенностей; - списания использованных бланков доверенностей по акту.

Доверенность на получение ценностей выдается только лицам, которые работают на данном предприятии.

Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия или их заместителями и лицами, которые на это уполномоченные руководителем предприятия. В тех случаях, когда бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, доверенность на получение ценностей подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии или их заместителями и лицами, ими на это уполномоченными.

Руководитель предприятия устанавливает круг лиц, которым предоставляется право подписывать доверенность на получение ценностей, и которое выписывают и регистрируют выданные, возвращенные и использованные доверенностей.

При выписке доверенности указывается перечень ценностей, которые надлежит получить (графа "Наименование ценностей" в бланке доверенности), их количество. Незаполненные строки доверенности прочеркиваются.

До выдачи доверенности лица инструктируются о порядке и сроках использования и отчетности об использовании доверенности или возвращения неиспользованной доверенности.

Запрещается выдавать доверенности, которые полностью или частично не заполнены, не имеют образцов подписи лиц, на имя которых они выписаны.

Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза соответствующих ценностей по наряду, счету, накладной или другим документом, который их заменяет, на основании которого выдана доверенность, однако не более чем на 10 дней.

Доверенность на получение ценностей, расчеты за которые осуществляются в порядке плановых платежей или доставка которых осуществляется централизованно-кольцевыми перевозками, допускается выдавать на календарный месяц.

Доверенность на получение ценностей от поставщика по наряду, счету, договору, заказу, соглашению или другому документу, который их заменяет, выдается доверенному лицу под расписку, и регистрируется в журнале регистрации доверенностей.

Лицо, которому выдана доверенность, обязаноне позднее следующего дня после каждого случая доставки на предприятие полученных по доверенности ценностей, независимо от того, получены ценности по доверенности полностью или частично, подать работнику предприятия, которое осуществляет выписку и регистрацию доверенностей, документ о получении им ценностей и их сдачу на склад (амбар) или материально ответственному лицу.

Неиспользованные доверенностидолжны быть возвращены работнику предприятия, который осуществляет выписку и регистрацию доверенностей, не позднее следующего дня после окончания срока действия доверенности.

Об использовании доверенности или возвращении неиспользованной доверенности в журнале регистрации доверенностей делается отметка о номерах документов (накладных, актов и т.п.) на полученные ценности или о дате возвращения доверенности. Возвращенные неиспользованные доверенности гасятся надписью "неиспользованная" и сохраняются на протяжении срока, установленного для сохранения первичных документов.

Лицам, которые не отчитались об использовании доверенности или не возвратили неиспользованную доверенность, срок действия которой закончился, новая доверенность не выдается.

Отпускать ценности запрещается в следующих случаях:

а) представления доверенности, выданной с нарушением установленного порядка заполнения или с незаполненными реквизитами;

б) представления доверенности, которая имеет исправления и помарки, которые не подтверждены подписями тех же лиц, которые подписали доверенность;

в) отсутствия у доверенного лица указанного в доверенности паспорта или другого документа, который удостоверяет доверенное лицо;

г) окончания срока действия доверенности;

д) получения сообщения предприятия - получателя ценностей об аннулировании доверенности.

Ответственность за соблюдение поставщиком установленного порядка отпуска по доверенности ценностей возлагается на должностные лица предприятия-поставщика, которые имеют право подписывать первичные документы на отпуск ценностей.

Ответственность за своевременное и полное оприходование полученных по выданным доверенностям ценностей возлагается на должностные лица, которым предоставлено право подписывать доверенности, а также на лицо, которому поручена выписка и регистрация выданных, возвращенных и использованных доверенностей.

Для получения надлежащих предприятию производственных запасов в бухгалтерии поставщика, опираясь на данные из заключенных договоров купли-продажи и информации, указанной в доверенности на получение ценностей, осуществляется выписка накладных-требований на отпуск (внутреннее перемещение) материалов или товарно-транспортных накладных (при условии транспортирования грузовым автомобилем). Как в первом, так и во втором случае один экземпляр накладной-требования или товарно-транспортной накладной, заверенной подписью получателя, остается у кладовщика предприятия-поставщика, второй экземпляр заверенный подписью кладовщика предприятия-поставщика, передается получателю материальных ценностей.

Для учета и контроля поступления и оприходования материальных ценностей на предприятии применяется "Журнал учета грузов, которые поступили" (форма № М-1).

Записи в журнале выполняются отделом снабжения по мере поступления материальных ценностей на склад предприятия на основе товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов приемки материалов. В журнале также делают отметки о вопросах, связанных с поиском грузов, которые не поступили.

В графе "Примечание" записывают данные об оплате счетов, отказе от акцепта или суммы частичного акцепта и пр.

Оприходование производственных запасов, которые поступили от поставщика на склад покупателя, осуществляется на основании сопроводительных документов: товарно-транспортная накладная, накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.

При оприходовании материальных ценностей кладовщик может использовать "Приходный ордер" (форма № М-4). Приходный ордер составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад.

Заметим, что хранение, прием и отпуск материальных ценностей возложены на заведующих складами, которые являются непосредственно материально-ответственными лицами. К началу их работы на указанной должности администрация предприятия заключает с ними "Договора о полной индивидуальной материальной ответственности".

Так, статьей 135-1 Кодекса законов о труде Украины предусмотрено, что письменные договора о полной материальной ответственности могут быть заключены предприятием, учреждением, организацией с работниками (которые достигли восемнадцатилетнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждаются в порядке, который определен Кабинетом Министров Украины.

В то же время в статье 135-2 Кодекса законов о труде Украины отмечено, что при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности, может вводиться коллективная (бригадная) матери­альная ответственность.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность устанавливается собственником или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации. Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключается между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады).

Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, усло­вия его применения, а также типовой договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности разрабатываются с участием профсоюзных объединений и утверждаются Министерством труда Украины.

Типовая форма "Договора о коллективной (бригадной) ма­териальной ответственности".

Для оформления приема материальных ценностей, которые и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.013 с.)