Тема 7. Учет денежных средств и расчетных операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Учет денежных средств и расчетных операций



План

1. Экономическое содержание и задачи учета денежных средств

2. Учет кассовых операций

3. Учет средств на счетах предприятия в банках в национальной валюте

4. Документирование операций с денежными средствами

5. Учет расчетов предприятия:

5.1Учет расчетов с подотчетными лицами;

5.2. Учет расчетов по кредитам банков и прочим кредитным ресурсам;

5.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;

5.4. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

5.5. Учет расчетов с участниками;

5.6. Учет расчетов векселями

1. Экономическое содержание и задачи учета денежных средств. Нормальную производственную деятельность каждое предприятие может осуществлять только при постоянных связях с другими предприятиями с помощью денежных средств.

Денежные средства - денежная наличность, средства на счетах в банках и депозиты до востребования. Денежные средства наиболее ликвидный актив.

Эквиваленты денежных средств краткосрочные высоко ликвидные финансовые инвестиции, которые свободно конвертируются в определенные суммы денежного средства и которые характеризуются незначительным риском изменения стоимости.

Не денежные – это операции, которые не требуют использования денежных средств и их эквивалентов.

Инвестиционная деятельность - приобретение и реализация таких необратимых активов, а также таких финансовых инвестиций, которые не является составной частью эквивалентов денежного средства.

Операционная деятельность - основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не является инвестиционной ли финансовой деятельностью.

Движение денежных средств - поступление или убытие денежных средств и их эквивалентов.

Финансовая деятельность - деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала предприятия.

Как результат своей операционной деятельности все предприятия проводят расчеты с коммерческими банками по ссудам и через коммерческие банки платят стоимость товаров, работ и услуг.

В соответствии ст. 24 Закона Украины «О предприятии» расчеты по своим обязательствам предприятия проводят в безналичном или наличном порядке через учреждения банков в соответствии с правилами осуществления расчетных и кассовых сделок, утвержденных Национальным банком Украины.

Денежные средства могут быть наличные и безналичные. Большинство расчетов по выполнению обязательств осуществляется через учреждения банков безналичным путем. Наличные расчеты между предприятиями, организациями и учреждениями разрешается проводить лишь тогда, когда суммы отдельных платежей меньше сумм, установленных банками для безналичных расчетов.

При проведении безналичных операций банки осуществляют контроль соблюдения сельскохозяйственными предприятиями платежной и договорной дисциплины, помогают использовать наиболее целесообразные формы расчетов, способствующие ускорению оборота оборотных средств.

Денежные средства присутствуют на начальном и конечном этапах учетного цикла, который включает приобретение товара, производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также их продажа и получение выручки.

Основными задачами учета денежных средств являются:

- обеспечение надежности учета денежных сумм;

- установление в обслуживающем банке лимита остатка наличности;

- обеспечение четкого порядка расходования и поступления денежных средств, а также контроль со стороны бухгалтера и менеджера;

- своевременность сдачи излишков денежных средств свыше лимита из кассы в банк;

- выполнение операций с денежными средствами по расчетам с поставщиками, покупателями;

- контроль соблюдения кассовой и расчетно-платежной дисциплины;

- своевременное и правильное документальное оформление операций по движению денежных средств, ежедневный контроль за сохранением денежной наличности и ценных бумаг в кассе предприятия;

- инвентаризация денежных средств и отображение ее результатов на счетах бухгалтерского учета;

- соблюдение П(С)БУ № 4 «Отчет о движении денежных средств» и предоставления пользователям финансовой отчетности полной, правдивой и непредубежденной информации об изменениях, которые состоялись с денежными средствами предприятия и их эквивалентов за отчетный период.

Методологические основы формирования информации о денежных средствах и раскрытие ее в финансовой отчетности определены П(С)БУ №4 «Отчет о движении денежных средств»

Основные нормативные документы по учету денежных средств:

Инструкция № 3 «Об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте», утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины № 36 от 04.02.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями;

Инструкция № 7 «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины», утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины № 204 от 02.08.1996 г. с последующими изменениями и дополнениями;

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 № 72 (с дополнениями и изменениями от 21.08.2001 г. №237/5428)

Инструкция НБУ № 4 «Об организации работы с наличным обращением учреждениями банков Украины», утвержденная постановлением Правления НБУ от 20.06.95 г. №149 с последующими изменениями и дополнениями.

Положение «О переводном и простом векселе», утвержденное постановлением КМ Украины и Национального банка Украины № 528 от 10.09.1992г.

Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины утвержденный постановлением Правления Национального банка Украины № 21 от 02.02.95 г. с последующими изменениями и дополнениями.

П(С)БУ № 4 «Отчет о движении денежных средств», утвержденное приказом Министерства финансов Украины № 20 от 31.01.2000 г.

П(С)БУ № 10 «Дебиторская задолженность», утвержденное приказом Министерства Финансов Украины от 8 октября 1999 г. № 237 с последующими изменениями и дополнениями.

П(С)БУ № 11 «Обязательства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины № 20 от 31.01.2000 г. и другие.

Для учета и обобщения информации о движении денежных средств используются следующие активные счета и субсчета:

30 «Касса»;

31 «Счета в банках»:

311 «Текущие счета в национальной валюте»;

312 «Текущие счета в иностранной валюте»;

313 «Другие счета в банках в национальной валюте»;

314 «Другие счета в банках в иностранной валюте»;

33 «Другие средства»:

331 «Денежные документы в национальной валюте»;

332 «Денежные документы в иностранной валюте»;

333 «Денежные средства в дороге в национальной валюте»;

334 «Денежные средства в дороге в иностранной валюте»;

34 «Краткосрочные векселя полученные»;

35 «Текущие финансовые инвестиции»:

351 «Эквиваленты денежных средств»;

352 Прочие текущие финансовые инвестиции».

2. Учет кассовых операций. К кассовым операциям относят операции, связанные с получением и расходом денежной наличности непосредственно из кассы предприятия.

Действия предприятия по ведению кассовых операций регламентированы. Кассовые операции (поступление в кассу денежной наличности и выдача) осуществляются в соответствии с Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 № 72 (с дополнениями и изменениями от 21.08.2001 г. №237/5428) и инструкцией НБУ № 4 «Об организации работы с наличным обращением учреждениями банков Украины».

Все предприятия независимо от форм собственности обязаны хранить надлежащие им денежные средства в учреждениях банков, а полученную сумму наличности тратить по целевому назначению.

Для осуществления расчетов наличными каждое предприятие должно иметь кассу (одну или несколько).

Сельскохозяйственным предприятиям законодательно разрешено проводить расчеты с юридическими, а также с физическими лицами по наличному расчету.

Все наличные расчеты с предприятиями, а также с физическими лицами осуществляются как за счет средств, полученных в Национального банка Украины, так и за счет выручки от реализации готовой проекции (работ, услуг). Однако те предприятия и частные предприниматели, которые имеют налоговую задолженность, не могут использовать наличную выручку для обеспечения хозяйственных нужд. В таких случаях наличные расчеты предприятий и предпринимателей между собою, а также с гражданами могут проводиться исключительно за счет средств, полученных из Учреждений банков.

В соответствии с Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине и последующими изменениями и дополнениями установлена предельная сумма, которой могут оперировать в наличных расчетах хозяйствующие субъекты.

На протяжении одного дня одно предприятие (предприниматель) может рассчитаться с другим предприятием (предпринимателем) наличными суммой не большее 10 тыс. грн. Ограничение в 10 тыс. грн касается расчетов плательщика только с одним контрагентом.

Основанием для расчетов являются документы: налоговая накладная, акт выполненных работ, товарный чек и др.

Лимит остатка наличности. Хранить в кассе денежную наличность разрешается в пределах лимита остатка денежной наличности, который устанавливается учреждениями банка ежегодно в течении первого квартала текущего года.

Предприятия, организации и учреждения, в том числе и сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют размеры денежной наличности, которая постоянно находится в их кассах, и сообщают об этом в первом квартале каждого года учреждению банка, их обслуживающего.

Предприятия могут иметь в своей кассе наличные в пределах лимитов остатка и использовать их из выручки в пределах норм. Лимиты остатка наличных в кассе определяются ежегодно и в случае необходимости пересматриваются. Лимит — это предельная сумма, которая может находиться в кассе предприятия на конец рабочего дня.

Роль лимита кассы состоит в обеспечении нормальной работы кассы на начало рабочего дня (например, наличие разменной монеты для выдачи сдачи в торговой точке).

Лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличных) устанавливаются для предприятий, осуществляющих операции с наличными в национальной валюте.

Для некоторых предприятий лимит не устанавливается:

-банкам ( п. 2.7 Положения № 637);

-предпринимателям (п. 2.7 Положения № 637);

-религиозным организациям (религиозные общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения), не осуществляющим производственный или иной вид предпринимательской деятельности (п. 5.7 Положения № 637).

Порядок расчета лимита кассы и определения сроков сдачи наличных приведен в главе 5 Положения № 637. Лимит кассы предприятия устанавливают самостоятельно. Для этого составляется Расчет установления лимита остатка наличных в кассе (далее - Расчет) по форме, приведенной в приложении 2 к Положению № 637. Утверждается лимит кассы внутренними приказами (распоряжениями) предприятия, а Расчет предоставляется в банк.

Рассчитать лимит кассы можно двумя способами: на основании среднедневного поступления наличных в кассу или их среднедневной выдачи из кассы. Решение о выборе способа расчета принимается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом.

Конечно же, каждое предприятие стремится установить максимально возможный лимит кассы, чтобы лишний раз в банк не бегать, если выручка невелика. Поэтому и выбор метода расчета лимита, как правило, зависит от того, какой показатель у предприятия больше: поступления наличных или выдача наличных (кроме выплат, связанных с оплатой труда, стипендий, пенсий, дивидендов).

Для установления лимита по поступлениям немаловажным показателем является срок сдачи в банк наличной выручки: ежедневно или в диапазоне до пяти дней. Фактически это коэффициент, который может применяться к размеру среднедневного лимита, полученному путем расчета (п. 5.4 Положения №637).

Кроме того, при установлении лимита нужно учитывать режим и специфику работы предприятия, отдаленность его от банка, объем кассовых оборотов (поступлений и расходов) по всем счетам, продолжительность операционного времени банка, наличие договоренности предприятия с банком на инкассацию и т. п.

В соответствии с Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию оборота денежной наличности» от 12 июня 1995 г. № 436/95 (в действующей редакции, утвержденной Указом Президента Украины от 11 мая 1999г. № 491/99) при превышении установленного банком лимита применяются санкции в виде штрафа в двукратном размере выявленной сверхлимитной денежной наличности.

При определении остатка денежной наличности на конец дня и сравнение с установленным лимитом необходимо руководствоваться инструкцией.

Ответственность за несвоевременное получение установленного лимита кассы согласно условиям договора на расчетно-кассовое обслуживание возлагается на предприятие.

Сельскохозяйственные предприятия, которые получили в банке денежные средства для выплаты заработной платы, поощрений, всех видов помощи, компенсаций, пенсий, стипендий, затрат на командировку, дивидендов имеют право хранить в кассе свыше установленного лимита на протяжении 5 рабочих дней, в которые включают день получения денежной наличности в банка. После окончания этого срока денежная наличность, которая не использована по назначению, должна быть возвращена в банк не позже следующего дня и в дальнейшем выдается предприятию по их первому требованию на одни и те же цели.

В соответствии с действующим положением выдача денежной наличности в подотчет проводится из касс предприятий при условии полного отчета конкретного подотчетного лица за ранее выданные им в подотчет суммы.

Лица, которые получили денежную наличность в подотчет, обязаны подать в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованной (или по какой-то причине не израсходованной) сумме не позднее:

- по командировкам - 3 рабочих дней по возвращении из командировки;

- по закупке продукции - 10 рабочих дней со дня выдачи денежной наличности в подотчет;

- по всем другим производственным (хозяйственным) потребностям на следующий рабочий день после выдачи ее в подотчет.

Денежная наличность, которая выдана в подотчет, но не израсходована и не возвращена в кассу предприятия на следующий день после окончания указанных выше сроков включается в счет суммы фактического остатка денежной наличности в кассе на конец дня. Полученная в результате расчетов сумма сравнивается с установленным лимитом остатка денежной наличности в кассе. На сумму превышения лимита применяется финансовая санкция.

Кроме этого, финансовые санкции применяются:

- за выдачу наличных средств в подотчет без полного отчета по ранее выданной сумме средств (в размере 25 % выданных в подотчет сумм);

- за использование денежной наличности из выручки на затраты, связанные с оплатой труда при наличии налоговой задолженности (в рамках проведенных выплат);

- в случае использования предприятиями и предпринимателями полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению (в размере использованной денежной наличности);

- в случае неполучения предприятиями и физическими лицами при осуществлении наличного платежа от их получателя платежного документа (в размере проведения выплат);

- в случае осуществления предприятиями (предпринимателями) наличных расчетов с другими предприятиями свыше установленной предельной суммы (10 тыс. грн). Средства (в размере превышения указанной суммы) прибавляются к фактическим остаткам денежной наличности в кассе плательщика того дня, когда осуществлена такая операция, с дальнейшим сравнением полученной суммы с утвержденным лимитом кассы (на сумму превышения определенного кассового остатка при расчетах наличностью в суммах более 10 тыс. грн. с одним контрагентом).

Для ведения кассовых операций в штате предприятия предусматривается должность кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых ценностей. После решения о назначении на должность кассира главный бухгалтер знакомит его с порядком ведения кассовых сделок в народном хозяйстве Украины. С ним заключается договор о полной личной материальной ответственности. Кассир не имеет права передоверять кому-либо свои обязанности. При необходимости временной замены кассира его обязанности руководителем предприятия возлагаются на другого работника, с которым в свою очередь заключался договор о полной материальной ответственности. Если кассир неожиданно оставил кассу, денежная наличность и другие ценности, которые находятся у него на материальной ответственности, передаются другому кассиру в присутствии руководителя предприятия, главного бухгалтера и членов комиссии. Названные функции кассира не могут возлагаться на лица, которые выполняют расчеты по оплате труда, временной нетрудоспособности, премий, или пользуются правом подписи кассовых документов. К ведению кассовых сделок не допускаются лица: которые раньше привлекались к уголовной ответственности за намеренные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке; которые страдают хроническими психическими заболеваниями; которые предъявлены обвинения за осуществленные преступления; которые систематически нарушают общественный порядок; которые злоупотребляют спиртными напитками.

Предприятие создает необходимые условия, которые обеспечивают сохранность денежных средств в кассе, при доставке их из учреждений банков или при внесении на текущие счета. Для этого руководитель предприятия организует кассу.

Касса -это специально оборудованное и изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и хранения наличных средства, других ценностей и кассовых документов где, как правило, ведется Кассовая книга. Руководители предприятий несут персональную ответственность в тех случаях, если по их вине не были созданы необходимые условия, которые бы обеспечили сохранность денежной наличности в кассе или при их транспортировке. Дверь в кассу во время проведения денежных операций должны быть закрыта с внутренней стороны. Доступ в кассу лицам, которые не имеют отношения к ее работе, запрещается.

Вся денежная наличность и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в огнеупорных металлических шкафах, которые после окончания работы закрывают ключом и опечатывают сургучной печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира, а дубликаты - в опечатанных кассиром пакетах хранятся у руководителя предприятия. Хранение в кассе денежной наличности и других ценностей, которые не принадлежат этому предприятию запрещено.

Перед открытием кассы и металлических шкафов кассир обязан осмотреть их, убедиться в исправности сигнализации, и если замечены любые повреждения, обязан сообщить об этом руководителю предприятия, а тот в свою очередь - в органы внутренних дел и обеспечить охрану кассы к появлению работников милиции.

Руководитель предприятия должен предоставить кассиру охрану при транспортировании денежных средств из учреждений банков или сдачу в них и в случае потребности, обеспечить транспортным средством. При транспортировании денежных средств кассиру, сопровождающим его лицам и водителю транспортного средства запрещается:

- разглашать маршрут движения и размер суммы денежных средств, которые перевозятся;

- допускать в салон транспортного средства лиц, которые не назначены руководителем для доставки денег;

- ехать попутным или общественным транспортом;

- посещать магазины, рынки и прочие такие места;

- выполнять какие-то поручения, не связанные с транспортированием средства и любым другим средством отвлекаться от доставки денег за: назначением.

Кассовые операции оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, типовые формы и порядок заполнения которых утверждены приказом Министерства статистики Украины от 15.02.1996 г. № 51 «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций» и должны применяться всеми предприятиями.

Документом, на основании которого принимается в кассу денежная наличность, является Приходный кассовый ордер (ф. КО-1) подписанный главным бухгалтером предприятия, или лицом на это уполномоченным. Денежную наличность из кассы выдают по Расходному кассовому ордеру (ф. КО-2), Платежным ведомостям и другим документам, удостоверенным специальным штампом, который заменяет кассовый ордер и подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц на это уполномоченных. К расходным ордерам могут прикладываться заявление на выдачу денежной наличности, расчеты и т.п.

Если на приложенных к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и т.п. есть разрешительная надпись руководителя, то подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательно.

При выдаче денежной наличности по расходным кассовым ордерам отдельному лицу кассир требует предоставление документа, который удостоверяет лицо получателя, записывает название и номер документа, когда и кем он выдан. Если документ, который заменяет расходный кассовый ордер, составлен на нескольких лиц, то получатели тоже обязаны предоставить документы, которые удостоверяют их личность и расписаться в соответствующей графе платежных документов.

Денежную наличность кассир выдает только лицу, указанному в расходном кассовом ордере по паспорту или документу, который его заменяет. Если денежная наличность выдается по доверенности, оформленной в установленном порядке, в кассовом ордере после фамилии получателя денег бухгалтерией записывается фамилия лица, которому поручено получать денежную наличность. Если денежная наличность выдается по ведомости, перед росписью в получении денежной наличности кассир делает надпись «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикладывается к расходному кассовому ордеру.

Оплата труда, выплата помощи по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий выполняется кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям, с оформлением расходных кассовых ордеров после окончания выдачи.

На титульном листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается подпись руководителя и главного бухгалтера, который разрешает выдачу денежной наличности, и сроки выдачи на общую сумму денежной наличности. По окончании выдачи денежной наличности в сроки, обусловленные Положением о ведении кассовых операций, кассир обязан в платежной ведомости напротив фамилии лиц, которым не выплачена зарплата, помощь, стипендия, пенсия или премия, поставить штамп или сделать пометку от руки «Депонировано» и составить реестр депонированных сумм. В конце ведомости делается пометка о фактически выплаченной сумме денежной наличности и сумме, которую необходимо депонировать, сверить все суммы с общим итогом по платежным ведомостям и скрепить эту сумму своей подписью. Депонированные суммы, подлежат сдаче в учреждение банка и на сданные средства составляется один общий расходный кассовый ордер.

Выдача денежной наличности из кассы предприятия для сдачи ее в учреждение банка оформляется расходным кассовым ордером с отражением этой операции в Кассовой книге. Сдача выручки в учреждение банка оформляется документом - «Объявление на взнос денежной наличности» с подписями бухгалтера и кассира, агента банка, удостоверенными печатью (штампом) учреждения банка. Сдача выручки инкассатором в банк оформляется копией сопроводительной ведомости за подписью инкассатора, удостоверенной печатью (штампом) учреждения банка.

Все приходные и расходные кассовые ордера и документы, которые их заменяют, выписывают в бухгалтерии четко и ясно чернилами или пастой шариковых ручек. Ни единых исправлений, в этих документах не допускается, запрещается также выдавать приходные и расходные кассовые документы лицам, которые вносят или получают деньги.

Все приходные и расходные кассовые ордера и документы, которые их заменяют, при передаче в кассу регистрируют в бухгалтерии в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. № КО-3).

Отчет, составленный кассиром (вместе с приложенными кассовыми документами) сдается в бухгалтерию, где документы комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются, подшиваются в отдельные папки. Эти документы хранятся в течение 36 месяцев после окончания календарного года материально ответственным лицом, на которое возложена обязанность хранения документов, в отдельном сейфе или специальном помещении, которое передается под охрану.

Вынос кассовых документов из помещения, в котором они хранятся, разрешается лишь в отдельных случаях и только по письменному разрешению руководителя или главного бухгалтера.

До конца рабочего дня документы обязательно возвращают.

Справки по кассовым документам (подписанные руководителем и главным бухгалтером) выдаются соответствующим органам по их запросу в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины.

Кассовые документы могут изыматься в случаях, предусмотренных, действующим законодательством Украины.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления. При получении кассовых ордеров кассир проверяет правильность их заполнения, подписывает, выдает или получает деньги и ставит на ордере отметку ПОГАШЕНО или ОПЛАЧЕНО.

Регистром аналитического учета является Кассовая книга предприятия. Она ведется в одном экземпляре не зависимо от количества касс. Кассовая книга имеет унифицированную форму, она пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера. На последней странице Кассовой книги необходимо указать количество пронумерованных страниц, которое заверяется подписями руководителя хозяйства и главного бухгалтера хозяйства. На каждый операционный день заполняется отдельный лист под копирку в 2-х экз, подчистки и неоговоренности в книге не допускаются. Исправления заверяются подписями кассира и главным бухгалтером. Записи в книге производятся сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денежных средств в кассе и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Бухгалтер проверяет отчет кассира и регистрирует хозяйственные операции в журнале учета хозяйственных операций и главной книге.

Бухгалтерская обработка отчетов кассира состоит в проверке правильности оформления приходных и расходных кассовых документов, соответствия записей в отчете данным приложенных к ним документов, подсчета итогов операций за день и остатков на начало рабочего дня. Кроме того, должны сличаться суммы полученной денежной наличности в учреждении банков с соответствующими выписками банка текущих счетах. После проверки кассового отчета в графе проставляются корреспондирующие счета.

Особенностью сельскохозяйственных предприятий является то, что значительную часть в кассовых операциях составляет поступление денежной наличности от населения за предоставленные услуги, выполненные работы, реализованную сельскохозяйственную продукцию. Это предусматривает необходимость организации специального контроля за полнотой оприходования и своевременностью сдачи выручки.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия предназначен активный синтетический Счет 30 «Касса».

Счет 30 «Касса» имеет такие субсчета:

301 «Касса в национальной валюте»;

302 «Касса в иностранной валюте».

По дебету счета 30 «Касса» отражается поступление денежных средств в кассу предприятия, по кредиту - выдача денежных средств из кассы предприятия.

Бухгалтерские записи ведут на основе проверенных отрывных листков (второй экземпляр) Кассовой книги и приложенных к ним документов. Остаток и поступление денежных средств отражают по дебету счета № 30 "Касса", а выданные наличные деньги - по кредиту.

На субсчете № 302 предприятия осуществляют операции с валютой в пересчете на национальную валюту Украины (по каждому виду валюты отдельно).

Бухгалтерия после получения отчета кассира проверяет обоснованность всех записей в отчете, проставляет корреспонденцию счетов на каждом документе и заполняет Журнал-ордер №1 по кредиту счета. № 30 "Касса" и Ведомость 1.1 по дебету этого счета, в которых регистрирует полученные и выданные средства по целевому назначению.

В Журнале-ордере №1 показываются расходы денежных средств с кредита счета № 30 "Касса" в дебет счетов учета производственных расходов, материальных ценностей, расчетов с работниками предприятия, с подотчетными лицами, депонентами и др. Журнал-ордер №1 является регистром синтетического учета наличных денег в кассе.

В конце месяца в Журнале-ордере №1 и Ведомости № 1.1 подсчитывают приход и расход денежных средств и определяют на 1-е число следующего месяца остаток денег в кассе, который должен быть равнозначным показателю в Кассовой книге. Итоговые данные этих регистров записывают в Главную книгу.

В сроки установленные руководителем предприятия, но не реже одного раза в квартал на каждом предприятии проводится внезапная ревизия кассы, с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся на хранении в кассе. Для проведения ревизии создается комиссия не менее 3 человек, которая утверждается руководителем предприятия.

Перед началом ревизии с кассира берется расписка о том, что все приходные и расходные кассовые ордера полученные им из бухгалтерии зарегистрированы в кассовой книге и возвращены обратно вместе с отчетом кассира. Остаток по кассе выведен в соответствии с документами. При проведении документальной ревизии следует также проверить наличие денежной наличности в кассе, все кассовые документы и записи к кассовой книге. Результаты ревизии оформляют актом, в котором фактический остаток кассовой наличности сопоставляют с данными учета, который дает возможность определить недостачу или излишек денежного средства. Акт необходимо оформить в день ревизии кассы и подписать членами ревизионной комиссии. В случаях, если будет установлен недостача или излишек, комиссия должна потребовать от кассира письменное объяснение.

Наличные деньги не подтвержденные приходным кассовым ордером считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия

3.Учет средств на счетах предприятия в банках в национальной валюте. Для хранения средств и осуществления безналичных расчетов в учреждениях банков по месту регистрации предприятия или в любом банке Украины (по согласию сторон) открываются такие счета: текущие; текущие бюджетные; депозитные; другие счета.

Порядок проведения операций на счетах регулируется действующим законодательством Украины и нормативными актами Национального банка Украины. Открываются названные счета в соответствии с инструкцией «Об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте», утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины № 527 от 18.12.98 г., зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины № 819/3259 от 24.12.98 г. Как на открытие так и обслуживание банковского счета составляется договор.

Текущие счета открываются предприятиям всех видов и форм собственности, а также их отделенными подразделами для хранения денежных средств и осуществления всех видов операций на счетах соответственно действующему законодательству Украины.

Для открытия текущих счетов и текущих бюджетных счетов предприятия подают учреждениям банков такие документы:

а) заявление на открытие счета установленного образца. Заявление подписывает руководитель и главный бухгалтер предприятия. Если в штате нет должности главного бухгалтера или другого служебного лица, на которое возложена функция ведения бухгалтерского учета и отчетности, то заявление подписывает лишь руководитель;

б) копию свидетельства о государственной регистрации в органе государственной исполнительной власти, другом органе, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию, удостоверенную нотариально или органом, который выдал свидетельство о государственной регистрации. Бюджетные учреждения и организации вместо свидетельства о государственной регистрации подают копию справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, удостоверенную нотариально или органом, который выдал соответствующую справку;

в) копию надлежащим образом зарегистрированного устава (положение), удостоверенную нотариально или органом, который регистрирует. Положения, которые утверждаются постановлениями Кабинета Министров Украины или Указами Президента Украины, нотариального за свидетельствования не требуют. Учреждения и организации, которые действуют на основании законов, уставы (положение) не подают.

г) копию документа, который подтверждает взятие предприятия на налоговый учет, удостоверенную налоговым органом, нотариально или уполномоченным работником банка;

д) карточку с образцами подписей лиц, которым соответственно действующему законодательству или учредительным документам предприятия предоставлено право распоряжения счетом и подписание расчетных документов, заверенную нотариально или вышестоящей организацией по установленному порядку. В карточку включается также образец оттиска печати предприятия;

е) справку о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины. если в этом учреждении банка открыт текущий счет клиенту, то бюджетный счет открывается на основании заявления на открытие бюджетного счета.

Формы безналичных расчетов:

- платежные поручения;

- платежные требования-поручения;

- чеки;

- аккредитивы;

- вексели;

- платежные требования;

- инкассовые требования (распоряжения);

- банковские платежные карточки.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств предприятия в учреждениях банков предназначен активный синтетический Счет 31 «Счета в банках» предназначен.

Счет 31 «Счета в банках» имеет такие субсчеты:

311 «Текущий счет в национальной валюте»;

312 «Текущий счет в иностранной валюте»;

313 «Прочие счета в банках в национальной валюте»;

314 «Прочие счета в банках в иностранной валюте».

Счет 31 «Счета в банках» по отношению к балансу активный. По дебету счета отражается поступление денежных средств на счета банков (по разным каналам поступления), по кредиту выбытие денежных средств в процессе осуществления безналичных расчетных операций предприятия.

Учет информации о движении безналичных денежных средств осуществляется в первичных документах (табл. 7.1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.075 с.)