Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ



Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное право состоит из общей и особенной частей.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.

Субъектами бюджетных правоотношений являются:

· государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;

· представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

· организации – получатели бюджетных средств

К бюджетным правоотношениям относятся:

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части.

Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:

· нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений;

· финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д.

Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации.

В Конституции РФ издаются специальные законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ.

Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:

· федеральные законы о федеральном бюджете;

· законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;

· нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах;

· иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;

· нормы международного права.

Бюджетный кодекс РФ

ФЗ "Бюджетный кодекс РФ" регулирует бюджетные правоотношения. В первой части фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.

Вторая часть называется “Бюджетная система РФ” и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения.

Существует также Федеральный закон “О бюджетной классификации РФ”.

Бюджетная классификация - группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов.

Определение и состав бюджетной классификации описаны в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ “О бюджетной классификации РФ”.

Бюджетная классификация включает в себя следующие виды группировок:

· классификация доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ

· классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

· классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

Классификация доходов бюджетов РФ

Доходы бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Группами бюджетных доходов являются:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы;

· безвозмездные перечисления;

· доходы целевых бюджетных фондов;

· доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Каждая из групп включает в себя ряд подгрупп. В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ

Функциональная классификация отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства и решение вопросов местного самоуправления, состоит из 3 уровней. Первый уровень – разделы:

· общегосударственные вопросы 0100

· национальная оборона 0200;

· национальная безопасность 0300;

· национальная экономика 0400;

· и т.д.

2уровень - подразделы и 3 уровень целевые статьи расходов конкретизируют направления расходования бюджетных средств. 2 уровень содержит 84 подраздела, их структура построена по принципу выделений функций. Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей.

Целевые статьи расходов - 3 уровень функциональной классификации,он отражает расходы бюджетов по конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса.

Целевые статьи подразделятся на виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств по целевым статьям и целевым программам.

Экономическая классификация обеспечивает классификацию операций сектора гос. управления в зависимости от влияния на чистую стоимость активов, включает 4 группы расходов:

· расходы;

· поступление нефинансовых активов;

· поступление финансовых активов;

· выбытие финансовых активов.

Группы расходов детализируют статьи и подстатьи.

Ведомственная классификация расходов бюджетов о тражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. 1уровень классификации - перечень прямых получателей средств из бюджета (министерство, ведомства).

2 уровень - классификация целевых статей - отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета.

2 категории. 1.Ведомственная классификация расходов федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год описывает только федеральный бюджет: главных распорядителей и все что относится к правительству РФ.

 

Важную роль в бюджетном процессе играет Налоговый кодекс РФ. Основная задача, которую решает этот закон, – кодификация правил, регулирующих взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. В первом разделе помимо определения основных понятий, установления законодательных основ налоговой системы, описываются виды налогов и сборов, взимаемые на всех уровнях бюджетной системы РФ. Второй раздел, в основном, посвящен правам и обязанностям налогоплательщиков и налоговых агентов. В третьем разделе описывается система налоговых органов, действующих в РФ, их полномочия и обязанности.

Прочие разделы первой части Налогового кодекса (всего их семь) посвящены правилам уплаты налогов и сборов, налоговой отчетности и налоговому контролю, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д.

Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон о бюджетной классификации, важными источниками бюджетного права являются собственно законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований), а также отчеты об исполнении бюджета.

Законы о федеральном бюджете рассматриваются Государственной Думой в 3 чтениях.

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ(89) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления,т.е. вопросы местного значения.

Консолидированный бюджет - свод всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории, т.е. объединяет все показатели. Консолидированный бюджет законом не является, его основная функция – информационная. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. КБ РФ(охватывает все доходы и расходы по РФ) и КБ территорий (позволяет оценить экономическую ситуацию на отдельной территории).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.053 с.)