Распределение экономических функций по уровням государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение экономических функций по уровням государственного управления



Современные государства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный уровни. Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти.

Различные уровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентный характер, и распределение полномочий между ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. Центральные власти имеют лучшую информационную базу для принятия решений, могут привлекать наиболее квалифицированных специалистов, аккумулировать значительные финансовые и материальные ресурсы, представлять страну на международной арене. С другой стороны, региональные и местные органы власти лучше знают традиции и особенности конкретной территории, состояние предпринимательской деятельности, потребности местного населения.

Экономические функции распределенные по уровням государственного управления.

Правовая функция реализуется на всех уровнях. Законы и другие нормативные акты, принимаемые центральной властью, действуют на всей территории страны и имеют приоритет перед региональными и местными. Региональные и местные органы власти могут принимать свои законы, которые действуют только на соответствующей территории. Нормативные документы нижестоящих уровней власти не должны противоречить общенациональному законодательству.

Функция распределения свойственна центральному и региональному уровням власти. Центральные власти должны обеспечивать производство тех благ, значимые для общества в целом (например, национальная оборона, единая энергетическая и транспортная система, общенациональные СМИ). На региональном и местном уровне должны производиться локальные блага, относящиеся только к данной территории, с учетом потребностей и предпочтений местного населения.

Перераспределение доходов осуществляется в основном на местном уровне, где легче наладить контроль за доходами граждан и учет контингента нуждающихся, проще оценить возникающие побочные эффекты. Потому как местные органы власти обладают более детальной информацией. С другой стороны, эта функция частично реализуется и на общенациональном уровне - например, в форме перераспределения доходов между регионами с использованием системы межбюджетных отношений.

Стабилизационная функция относится к полномочиям центральных органов власти. Регулировать стабильность денежного обращения можно только на общенациональном уровне, поскольку денежная система едина для страны в целом. Т.к. устойчивое развитие страны достигается через поддержание нормальных экономических связей между ее регионами.

В Российской Федерации разграничение полномочий между различными уровнями государственного управления закреплено в Конституции. В соответствии с ней к предметам ведения федерального центра отнесены:

· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· федеративное устройство и территория страны;

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ;

· формирование федеральных органов государственной власти;

· управление федеральной государственной собственностью;

· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

· федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;

· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, информация и связь; деятельность в космосе;

· внешняя политика и международные отношения, международные договоры РФ; внешнеэкономические отношения;

· оборона и безопасность; оборонное производство;

· определение статуса и защита государственной границы России;

· судоустройство; прокуратура; уголовное и гражданское законодательство;

· исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет; и ряд других вопросов.

Также установлены предметы совместного ведения центра и субъектов РФ:

· обеспечение соответствия регионального законодательства Конституции и федеральным законам;

· защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка; режим пограничных зон;

· вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;

· разграничение государственной собственности;

· природопользование и охрана окружающей среды; охрана памятников истории и культуры;

· общие вопросы образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

· координация вопросов здравоохранения, социальная защита населения;

· меры по борьбе с чрезвычайными ситуациями;

· установление общих принципов налогообложения в РФ;

· административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и некоторые другие вопросы.

По вопросам, не относящимся к предметам ведения федерального центра или совместного ведения центра и регионов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.005 с.)