Место государства в современной экономической системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место государства в современной экономической системе



С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы.

Государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг.

Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. То есть, государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда механизм рынка не срабатывает. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

1. принятие законодательства и контроль за его соблюдением;

2. предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство. Для общественных благ характерны два свойства:

· неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

· неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.(напр. национальная оборона);

3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. (напр. загрязнение окружающей среды, кот. влечет за собой загрязнение окр. среды, рост заболеваемости, но пред-тиям невыгодна постройка очистных сооружений. поэтому проведением специальных природоохранных мероприятий в основном занимается гос-во);

4. несовершенная конкуренция и информационная асимметрия( это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки), т.к. рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

5. перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночный механизм порождает социальное неравенство. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для нуждающихся слоев населения (напр.для пенсионеров и инвалидов);

6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.

Масштабы государственного регулирования зависят определяются политическим процессом, общественным выбором, но и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации.

К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся:

- неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике;

- искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы;

- бюрократизация процесса принятия решений, и недостаточный уровень ответственности чиновников;

- ограничения, связанные с политическим процессом; и др.

Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.005 с.)