Социально-экономическое назначение бюджетных расходов, факторы роста бюджетных расходов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое назначение бюджетных расходов, факторы роста бюджетных расходов.



С ростом общественных фондов потребления связан рост объема этих бюджетов. Главное назначение всех бюджетов —финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов, которая состоит из следующих основных блоков:

(1) расходы на содержание органов управления;

(2) расходы на правоохранительную деятельность;

(3) расходы на поддержку отраслей сферы материального производства;

(4) расходы на научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

(5) расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;

(6) расходы на охрану окружающей среды и природных ресурсов;

(7) расходы на содержание учреждений социальной сферы и социальную защиту населения;

(8) расходы на обслуживание и погашение долга и долговых обязательств органов власти.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, выплата дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Во всех звеньях территориальных бюджетов текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных расходов

на инвестиционные цели.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

(1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

(2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых фи-

зическими и юридическими лицами по государственным

или муниципальным контрактам;

(3) трансфертов населению, т.е. бюджетных средств для финан-

сирования обязательных выплат населению, пенсий, стипен-

дий, пособий, компенсаций, других социальных выплат;

(4) ассигнований на осуществление отдельных полномочий, пе-

редаваемых на другие уровни власти;

(5) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов;

(6) бюджетных кредитов юридическим лицам;

(7) субвенций и субсидий физическим лицам и юридическим

лицам;

(8) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь

создаваемых юридических лиц;

(9) бюджетных ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

(10) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование. Бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов: объем ВВП страны; уровень налогообложения, собираемость налогов, неналоговые поступления в бюджет и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Итак, факторы, определяющие динамику расходов:

1. Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.

Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, – это непопулярная мера.

2. Человеческое развитие. Эти вложения нацелены на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран. Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели - численность населения и отдельных его категорий. Величина расходов определяется двумя факторами - контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.

3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов.

За счет государственного бюджета финансируются и такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства.

4. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.

Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, увеличить бюджет и подконтрольные расходы. Они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы.

Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании - происходит расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.007 с.)