Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-педагогическая система: понятие, виды.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социально-педагогическая система: понятие, виды. Выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. Система - целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой». Определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский) Системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями. Педагогическая система - социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности». Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека». По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы. (Виды соц.-пед. сист: сист. образ. стрпаны, процесс воспитания, обуч., кот. протек. внутри сист. образования, любое образовательное учрежд.
Основные понятия научного управления. Научное Управление - совокупность принципов управления рабочими местами, вызывающая отделение умственного труда от ручного, подразделение задач, деквалификацию, строгий контроль над рабочей силой и поощрительные выплаты заработной платы. Родина научного управления — США 1890-х гг. Его главный вдохновитель — Ф.У. Тейлор, отчего "тейлоризм" и "научное управление" часто используются как взаимозаменяемые термины. Управление имеет технико-кибернетическое значение, направленное воздействие на ту или иную систему с 2-мя разными целями. Цель 1 – поддержка характеристик объекта управления постоянными, результат такого управления сохранение структуры и функций на заданном уровне. Цель 2- направленное изменение внутренних или внешних характеристик, результат такого управления будет изменение внутренних свойств объекта (частичное или полное). Социальное упр. – процесс взаимодействия контроля за общностью людей в том или ином секторе человеческой жизни. Объекты воздействия 3 типа – другой человек, группа людей, на самого себя. Разновидности соц. упр. – это педагогическое управление. Управление – деятельность направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирования объекта управления, анализ, подведение итогов на основе достоверной информации. Управление – это закономерно возникшая в процессе эволюции сфера деятельности, связанная с поддержанием и управление системой. В осн. Упр. Лежит управленческая деятельность. Субъект упр. д-ти- человек. Субъект управления – любая, в т.ч. машина или биологическая система. Управление (Шакуров) – это регулируемое состояние системы в целях получения результата. Педагогич. управл. - деятельность направленная на поддержание и развитие соц.-пед. системы. Внутреннее управление – целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Управление (традиционно) – воздействие на объект управления, но с развитием менеджмента управление стало пониматься как взаимодействие (2 субъекта). Менеджмент – особый вид управленческой деят-ти. На Западе его связывали с коммерческой деятельность, но со временем это понятие перешло и в социальные системы. Менеджмент (с т.з. социальной) – умение достигать постоянной цели и результатов, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей; - наука управления, искусство управлять людьми; - это группа людей управленцев организации, т.е. аппарат управления. Менеджмент лишь часть системы управления, направлен лишь на организацию труда людей. Принцип – исходное положение, которым руководствуется руководитель при выполнении ф-ий (демократизации гумм-ии пед сист.; системность и цело-ть упрал.; рац. сочет. централизации и децентрализации в управлении; коллегиальность и единоначалие; полноты информации, объективности в управлении системами).
Содержание и структура управления организацией. Построение структуры управления организацией - это функция управления – организации. Структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Организационная структура - состав ее подразделений, а также отдельных руководителей и их регулярные информационные взаимосвязи по совместному осуществлению управленческой деятельности. Организационная структура направлена на установление четких взаимосвязей между подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственностью. Элементы: как отдельные работники, так и специальные подразделения. Типы организационных структур: Линейная - во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник; Функциональная структура, выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов (отдел маркетинга, бухгалтерия и т.п.), а общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Матричная структура, построена на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственно руководителю подразделения, с другой стороны -руководителю программы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки и качество.
Содержание управления развитием и функционированием социально-педагогической системы Социально-педагогическая система - система открытая, неравновесная, в значительной степени самоорганизующаяся (синергетика — наука, изучающая самоорганизующиеся системы), учитывать естественные свойства складывающейся системы, ее внутренние качества, историю ее развития. В соответствии с таким представлением управление должно осуще-ствляться, во-первых, системой как целым; во-вторых— каждым ее ком-понентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую; в-третьих — как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развитие учащихся. Управление развитием может осуществляться двумя путями — революционным и эволюционным. Первый назван А.С.Макаренко «методом взрыва» (он, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами). При эволюционном пути хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, стремление педагогов и ученического актива к постоянному творческому поиску. Эволюционный путь постепенно усложняет: обогащаются цели. Разнообразнее становится содержание деятельности, более тонкими отношения, более разветвленными связи и организационные, управленческие процессы. Самоцель — личность развивающегося человека, включенного в воспитательную систему. Это значит, что надо управлять процессом взаимодействия и взаимовлияния системы и личности. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами
Содержание функции целеполагания в управлении Целеполагание - основная функция руководителя, этап управленческой деятельности и компонент ее структуры. Целеполагание - выбор цели функционирования организации. Признается ее определяющая роль в управленческой деятельности и общем функционировании организации, но рассматривается как часть функции планирования. Целеполагание по своему содержанию и роли в управлении — именно управленческая функция. В ходе последующей деятельности имеет место формулировка новых целей, если выясняется неэффективность изначальных. При этом целеполагание выступает следствием иных управленческих функций, а не первым этапом управления. Обязанность руководителя — постановка целей перед исполнителями, что также входит в процесс функционирования организации. Функция целеполагания— процесс сложный и развернутый во времени, имеющий специфические закономерности, не свойственные другим управленческим функциям. Цель определяет общую направленность деятельности организации, ее структуру и состав, регулирует связи между ее компонентами, интегрирует их в согласованную систему. Она же является основой стратегических решений и планирования в организации. Общий имидж организации зависит от характера целей. Миссия — это фундамент для последуююцей реализации функции целеполагания.
Содержание управленческой деятельности социального педагога. Рассмотрим в сравнении должностные обязанности социального педагога, представленные в его тарифно-квалификационной характеристике, и содержание управленческих функций менеджера, выделяемые П.И.Третьяковым. Так, в должностные обязанности социального педагога входит: 1. Изучение особенностей окружающей микросреды, условий жизни; 2. Определение задач деятельности педагогов и учащихся по достижению целей; 3. Участие в разработке и утверждении проектов и программ; определение форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем воспитанников; организация реализации проектов и программ; 4. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей в учреждениях и по месту жительства; организация различных видов социально ценной деятельности детей и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив; осуществление мер по социальной защите и реализации прав и свобод личности; работа по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями в плане организации помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации; 5. Изучение особенностей личности; выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении детей 6. Посредничество между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; помощь в установлении гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде; содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности воспитанников, забота об охране их жизни и здоровья; своевременное оказание детям социально-педагогической помощи и поддержки. К управленческим функциям менеджера относятся: 1. Информационно-аналитическая – самоанализ собственной управленческой деятельности; анализ информации о состоянии и развитии учебно-воспитательного процесса, уровне воспитанности учащихся, сведений о них; 2. Мотивационно-целевая – выбор цели; определение стратегических и тактических задач; мотивация педагогов и учащихся на достижение цели; превращение мотивов в мотивы-цели; 3. Планово-прогностическая – разработка программ достижения цели, комплексно-целевое планирование; 4. Организационно-исполнительская – деятельность по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения цели; 5. Контрольно-диагностическая – установление соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям, нормативам; 6. Регулятивно-коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне, поддержание того или иного уровня организации системы в данной ситуации
Стили управления Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. 1. Ориентированный на задачу, которую необходимо выполнить, при этом, руководитель: порицает недостаточную работу; побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий; придает особенное значение объему работы; руководит железной рукой; обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей; побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям; требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи. 2. Личностно-ориентированный, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. 3. Авторитарный стиль управления. При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников. 4. Корпоративный стиль управления. При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника. 5. Управление методом делегирования полномочий. Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность. Травин В.В. Стили управления и лидерства. - М.: Просвещение, 1998. -94с.
Планово-прогностическая функция управления и пути ее реализации Планово-прогностическая функция - основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирование и планирование - деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения. Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления профессиональной подготовкой. Принципы: • единство целевой установки и условий реализации; • единство долгосрочного и краткосрочного планирования; • осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; • обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; • стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется управляющим звеном фирмы под реализацию актуальных проблем, которые требуют немедленного решения. Ядром целевой программы является генеральная цель, декомпозированная на задачи, доведенная до каждого подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы должно входить: • краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в стратегическом плане; • генеральная цель; • система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; • показатели, характеризующие успешность достижения цели; • сроки, исполнители; • информационное обеспечение управления процессом решения задач; • контроль за ходом выполнения программы; • текущий и итоговый анализ; регулирование, определение зон ближайшего и перспективного развития школы в условиях профильного обучения; разработка оптимальной модели организации профильного обучения, его научно-методическое сопровождение; прогнозирование результатов образовательной и управленческой деятельности; проектирование зон срочной и долгосрочной перспектив ресурсного обеспечения профильного обучения. Условия планирования: объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования; четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты; выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат. В процессе развития плана проходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности, учёт личностных качеств участников.
27. Основы управления коллективом в социально-педагогическом учреждении. Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности. Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления. Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование. Обобщая взгляды этих педагогов, мы раскроем следующие функции управления педагогическим коллективом: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование. Основные управленческие функции – “это относительно обособленные направления управленческой деятельности”. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций.. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. В теории и практике внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским и Т.И. Шамовой определены основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания: параметрический, тематический, итоговый. Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдение расписания занятий. Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ – это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения. Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.
Социально-педагогическая система: понятие, виды. Выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. Система - целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой». Определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский) Системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями. Педагогическая система - социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности». Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека». По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы. (Виды соц.-пед. сист: сист. образ. стрпаны, процесс воспитания, обуч., кот. протек. внутри сист. образования, любое образовательное учрежд.
Основные понятия научного управления. Научное Управление - совокупность принципов управления рабочими местами, вызывающая отделение умственного труда от ручного, подразделение задач, деквалификацию, строгий контроль над рабочей силой и поощрительные выплаты заработной платы. Родина научного управления — США 1890-х гг. Его главный вдохновитель — Ф.У. Тейлор, отчего "тейлоризм" и "научное управление" часто используются как взаимозаменяемые термины. Управление имеет технико-кибернетическое значение, направленное воздействие на ту или иную систему с 2-мя разными целями. Цель 1 – поддержка характеристик объекта управления постоянными, результат такого управления сохранение структуры и функций на заданном уровне. Цель 2- направленное изменение внутренних или внешних характеристик, результат такого управления будет изменение внутренних свойств объекта (частичное или полное). Социальное упр. – процесс взаимодействия контроля за общностью людей в том или ином секторе человеческой жизни. Объекты воздействия 3 типа – другой человек, группа людей, на самого себя. Разновидности соц. упр. – это педагогическое управление. Управление – деятельность направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирования объекта управления, анализ, подведение итогов на основе достоверной информации. Управление – это закономерно возникшая в процессе эволюции сфера деятельности, связанная с поддержанием и управление системой. В осн. Упр. Лежит управленческая деятельность. Субъект упр. д-ти- человек. Субъект управления – любая, в т.ч. машина или биологическая система. Управление (Шакуров) – это регулируемое состояние системы в целях получения результата. Педагогич. управл. - деятельность направленная на поддержание и развитие соц.-пед. системы. Внутреннее управление – целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Управление (традиционно) – воздействие на объект управления, но с развитием менеджмента управление стало пониматься как взаимодействие (2 субъекта). Менеджмент – особый вид управленческой деят-ти. На Западе его связывали с коммерческой деятельность, но со временем это понятие перешло и в социальные системы. Менеджмент (с т.з. социальной) – умение достигать постоянной цели и результатов, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей; - наука управления, искусство управлять людьми; - это группа людей управленцев организации, т.е. аппарат управления. Менеджмент лишь часть системы управления, направлен лишь на организацию труда людей. Принцип – исходное положение, которым руководствуется руководитель при выполнении ф-ий (демократизации гумм-ии пед сист.; системность и цело-ть упрал.; рац. сочет. централизации и децентрализации в управлении; коллегиальность и единоначалие; полноты информации, объективности в управлении системами).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 2582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.013 с.) |