Сущность информационно-аналитической функции управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность информационно-аналитической функции управления



Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники информации, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления. Необходимо отметить двусторонний характер организации информационного ресурса: с точки зрения требований внутренней организации фирмы и с точки зрения отражения информационного ресурса об организации. Ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности: руководители должны иметь обязательный контур информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Учет цикличности информационных потребностей позволяет заранее планировать информационные процессы. Циклограмма запросов по той или другой информации должна найти отражение и применение в текущем и перспективном планировании работы фирмы, что положительно сказывается на оперативной информационной деятельности по принятию управленческих решений. Своевременная, достоверная, полная по объему информация для руководителей стимулирует появление мотивов, побуждающих к деятельности, изучение содержания образовательной деятельности и содержания профильного обучения; анализ состояния ресурсного обеспечения профильного обучения; диагностика образовательных потребностей учащихся и их родителей; информационное обеспечение содержания профильного образования и управление им; формирование банка информации об опыте организации профильного обучения.

Обновление управления образовательным учреждением связывается с формированием системы информационно-аналитической ф-ии.

Управление осуществляется на информационной основе. Руководители должны иметь объем информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения.

 

Понятие лидера преобразующего типа.

Модель преобразующего лидерства - наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Лидер влияет на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных.

Лидер преобразующего типа управляет своей собственной перестройкой. Для достижения целей изменения в крупной организации преобразующий лидер нуждается в группе преданных людей на высшем уровне руководства. Лидер преобразующего типа мобилизует приверженность во всей организации. Принципом для руководства преобразующим лидерам является составление плана для обеспечения приверженности со стороны критической массы людей в организации. Здесь символические аспекты роли лидера оказываются критическими. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Академия. - 340с.

 

Планово-прогностическая функция управления и пути ее реализации

Планово-прогностическая функция - основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирование и планирование - деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения. Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления профессиональной подготовкой. Принципы: • единство целевой установки и условий реализации; • единство долгосрочного и краткосрочного планирования; • осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; • обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; • стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется управляющим звеном фирмы под реализацию актуальных проблем, которые требуют немедленного решения. Ядром целевой программы является генеральная цель, декомпозированная на задачи, доведенная до каждого подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы должно входить: • краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в стратегическом плане; • генеральная цель; • система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; • показатели, характеризующие успешность достижения цели; • сроки, исполнители; • информационное обеспечение управления процессом решения задач; • контроль за ходом выполнения программы; • текущий и итоговый анализ; регулирование, определение зон ближайшего и перспективного развития школы в условиях профильного обучения; разработка оптимальной модели организации профильного обучения, его научно-методическое сопровождение; прогнозирование результатов образовательной и управленческой деятельности; проектирование зон срочной и долгосрочной перспектив ресурсного обеспечения профильного обучения.

Условия планирования: объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;

выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

В процессе развития плана проходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности, учёт личностных качеств участников.

 

 

27. Основы управления коллективом в социально-педагогическом учреждении.

Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.

Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления.

Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование. Обобщая взгляды этих педагогов, мы раскроем следующие функции управления педагогическим коллективом: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.

Основные управленческие функции – “это относительно обособленные направления управленческой деятельности”.

Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций..

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. В теории и практике внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским и Т.И. Шамовой определены основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания: параметрический, тематический, итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдение расписания занятий.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ – это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.006 с.)