Анализ исходного экологического состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ исходного экологического состояния



Организации, еще не внедрившей систему экологического менеджмента, следует оценить и проа­нализировать свою деятельность в отношении окружающей среды. Целью такого анализа является рас­смотрение экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг как основы для создания системы экологического менеджмента.

Организация, уже внедрившая систему экологического менеджмента, такой анализ должна прово­дить в случае, если она намерена улучшить имеющуюся систему экологического менеджмента.

В анализ исходного экологического состояния следует включать следующие четыре ключевые об­ласти:

a) идентификацию экологических аспектов, включая аспекты, связанные с нормальными и ано­мальными условиями функционирования организации, включая процессы запуска и останова оборудо­вания, нештатные ситуации и аварии;

b) идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обя­залась выполнять;

c) изучение существующей практики работ и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам;

d) оценку случившихся ранее нештатных ситуаций и аварий.

Данный анализ может включать в себя также рассмотрение дополнительных вопросов, таких как:

- оценка результативности путем сравнения с применяемыми внутренними критериями, внешними стандартами, регламентами, кодексами установившейся практики, принципами и руководящими указаниями;

- оценка возможности получения конкурентных преимуществ, включая возможности сокращения затрат;

- мнения заинтересованных сторон;

- оценка работы других систем организации, которые могут ускорить или затормозить повышение
экологической результативности.

Результаты анализа могут быть использованы организацией при определении области применения системы экологического менеджмента, в разработке или уточнении экологической политики, постановке экологических целей и задач, а также для определения результативности поддерживания соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.

 

Практический совет— Анализ исходного экологического состояния Методы, используемые при анализе существующей практики и процедур экологического менед­жмента, включают в себя: a) опросы лиц, ранее работавших или работающих для организации или по ее поручению с целью определения области деятельности организации, ее продукции, услуг в прошлом и настоящем; b) оценку внешнего и внутреннего обмена информацией с заинтересованными сторонами, вклю­чая жалобы, а также других действий, связанных с выполнением применимых законодательных или других требований, которые организация обязалась выполнять, предшествующих инцидентам и авари­ям, прямо или косвенно связанным с воздействием на окружающую среду.  

с) сбор информации в отношении;

1) процессов контроля закупаемых опасных химических веществ;

2) хранения и обращения с химическими веществами (например, повторное использование, со­
хранение, хранение несовместимых химических веществ);

3) контроля случайных выбросов;

4) способов размещения отходов;

5) подготовленности персонала к нештатным ситуациям и средствам защиты;

6) использования ресурсов (например, использование освещения в офисах после окончания ра­бочего дня);

7) защиты растений и животных во время строительства;

8) изменений процессов во времени (например, изменения в модели севооборота, влияющие на попадание удобрений в водоемы);

9) программ экологического обучения;

10) анализа и утверждения процессов для процедур управления операциями;

11) полноты записей при мониторинге и/или возможности доступа к старым записям.

 

Анализ может быть проведен с помощью контрольных листков, карт процессов, опросов, непосре­дственного наблюдения, результатов прошлых и текущих измерений, а также предыдущих аудитов или других анализов в зависимости от области деятельности организации, ее продукции, услуг. Результаты анализа, включая ее экологическую политику, следует документировать так, чтобы их можно было ис­пользовать при установлении области применения системы в процессе разработки или совершенство­вания системы экологического менеджмента организации.

Экологическая политика

Экологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой. Она устанавливает уровень экологической ответственности и результативности, требуемой от организации; по этому уровню будут оцениваться все последующие действия организа­ции. В экологическую политику должна входить связь с воздействиями на окружающую среду деятель­ности организации, ее продукции и услуг (в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента). Экологическую политику следует применять как руководство в процессе постановки экологических целей и задач.

Увеличивается число международных организаций, включая правительственные организации, промышленные ассоциации и общественные группы, разработавших руководящие принципы своей де­ятельности. Такие руководящие принципы помогают организациям определить масштабы своих обяза­тельств в отношении окружающей среды. Они также содействуют тому, что различные организации используют общие для всех ценности. Подобные руководящие принципы помогают организации разра­ботать такую экологическую политику, которая будет индивидуальной для любой организации. Отве­тственность за установление экологической политики несет высшее руководство организации. Экологическая политика может быть включена или объединена с другими политическими документами организации. Руководство (менеджмент) организации отвечает за внедрение экологической политики, а также за подготовку исходной информации для формулирования ее изменений. С экологической поли­тикой следует ознакомить всех лиц, работающих в организации или по ее поручению. Кроме того, эколо­гическая политика организации должна быть доступна общественности (см. 4.4.3.2).

При разработке экологической политики организации следует рассмотреть:

a) миссию организации, видение перспектив, основные ценности и убеждения;

b) координацию с другими политиками организации (например, в области качества, охраны здо­ровья и безопасности труда);

c) требования заинтересованных сторон и обмен информацией с ними;

d) руководящие принципы;

e) специфические местные или региональные условия;

f) обязательства в отношении предотвращения загрязнений и последовательного улучшения сис­темы экологического менеджмента;

g) обязательства в отношении соблюдения законодательных и других требований, которые орга­низация обязалась выполнять.

 

Практический совет— Экологическая политика В экологической политике следует исходить из того факта, что вся деятельность, продукция и услуги в определенной области применения системы экологического менеджмента организации могут оказывать воздействия на окружающую среду. Поэтому основные положения экологической политики зависят от области деятельности органи­зации. В экологической политике, помимо прочего, следует также установить обязательства организа­ции в отношении: a) соблюдения применимых к ее экологическим аспектам законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, или достижения лучших результатов по сравнению с предъявляемыми требованиями; b) предотвращения загрязнения (см. Практический советПредотвращение загрязнения); c) постоянного улучшения экологической деятельности путем разработки процедур и соответствующих показателей экологической результативности. Экологическая политика может также включать в себя другие обязательства в отношении: d) минимизации любых значимых негативных воздействий на окружающую среду в результате внедрения новых разработок путем использования интегрированных процедур и планирования систе­мы экологического менеджмента; e) проектирования продукции с учетом ее экологических аспектов и f) стремления к лидирующему положению организации в области экологического менеджмента.  

 

 

Практический совет — Предотвращение загрязнения Вопрос о предотвращении загрязнений может рассматриваться как на стадии проектирования и разработки новой продукции и услуг, так и при разработке соответствующих процессов. Такая страте­гия помогает организации экономить ресурсы, сокращать количество получаемых отходов, выбросов, сбросов, связанных с продукцией и услугами (Руководство по проектированию продукции и соотве­тствующие методы приведены в ИСО/ТО 14062 [19]). Сокращение числа источников выбросов, сбросов может стать наиболее эффективным методом, позволяющим получить двойную выгоду: исключить получение отходов, выбросов и сбросов и одновре­менно сократить потребление ресурсов. Однако по различным причинам некоторые организации не мо­гут реализовать предотвращение загрязнений путем сокращения числа источников. В подобных случаях организации следует рассмотреть возможность использования иерархического подхода к предотвраще­нию загрязнения. При использовании такого подхода предпочтение следует отдать предотвращению за­грязнения непосредственно на уровне самого источника, что может быть выражено в виде: a) сокращения числа источников или их исключения (путем использования экологически благоприятного проектирования и разработок, замены материалов, внесения изменений в процесс, продук­цию или технологию и эффективного использования и сбережения энергии и материальных ресурсов); b) внутреннего повторного использования или рециклинга (повторного использования или рециклинга материалов внутри процесса или установки); c) внешнего повторного использования или рециклинга (путем передачи материалов за пределы производственной площадки для их повторного использования или рециклинга); d) восстановления и очистки (путем переработки отходов на производственной площадке или за ее пределами, очистки выбросов и сбросов на производственной площадке или за ее пределами для снижения их негативного воздействия на окружающую среду); e) использования таких механизмов регулирования, как сжигание или контролируемое размещение отходов (на свалке), если это допустимо. Однако организация может использовать такие методы только после того, как были рассмотрены другие методы.

Планирование

Общие указания— Планирование Планирование является самым важным фактором реализации организацией своей экологической политики, а также создания, внедрения и поддерживания функционирования системы экологического менеджмента. Процесс планирования должен включать в себя следующие элементы: a) идентификацию экологических аспектов и определение самых значимых из них; b) идентификацию применимых законодательных требований и других требований, которые организация обязалась выполнять; c) установление внутренних критериев результативности, если это необходимо; d) постановку экологических целей и задач и разработку программы (программ) по достижению этих целей и выполнению задач. Таким образом, процесс планирования может помочь организации сосредоточить основные ре­сурсы в тех областях, которые наиболее важны для достижения поставленных целей. Данные, получен­ные в процессе планирования, могут быть также использованы при разработке или совершенствовании других элементов системы экологического менеджмента, таких, как подготовка (обучение) кадров, управление операциями, мониторинг и измерения. Планирование — постоянный процесс, который реализуется при разработке и внедрении элемен­тов системы экологического менеджмента для их поддерживания и улучшения с учетом изменяющихся обстоятельств, а также «входов» и «выходов», системы экологического менеджмента. В процессе пла­нирования организации следует рассмотреть вопрос о том, каким образом следует измерять и оцени­вать результативность в отношении выполнения обязательств, определенных экологической политикой, достижения целей и выполнения задач, а также соблюдения других критериев результатив­ности. Один из подходов, который может оказаться полезным, заключается в установлении показате­лей результативности в процессе планирования. Примечание — Руководство по показателям результативности и их оценке приведено в 4.3.3.3 и 4.5.1 настоящего стандарта и ИСО 14031 [10].

Экологические аспекты

4.3.1.1 Общее представление

Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой (см. 4.3.1.2). Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологи­ческого менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять (см. 4.3.1.3).

Изменения окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющиеся следствием экологических аспектов, называют воздействиями на окружающую среду.

Примерами негативных воздействий являются загрязнение воздуха и истощение природных ресурсов. Примерами положительных воздействий являются улучшение качества воды или почвы. Взаимосвязь между экологическими аспектами и связанными с ними воздействиями носит причинно-следственный ха­рактер. Организации следует знать и понимать те аспекты, которые оказывают или могут оказать значи­мое воздействие на окружающую среду, т.е. значимые экологические аспекты (см. 4.3.1.4).

Так как организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздей­ствий, то следует разработать критерии и методы определения тех из них, которые можно рассматри­вать как значимые (см. 4.3.1.5). При разработке критериев следует рассмотреть такие факторы, как характеристики окружающей среды, информацию о законодательных и других требованиях, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон (внешних и внутренних). Некоторые из этих критериев могут быть применены непосредственно к экологическим аспектам орга­низации, а другие — к связанным с ними воздействиями на окружающую среду.

Идентификация значимых экологических аспектов и связанных с ними воздействий необходима для определения тех областей, которые необходимо контролировать или улучшить, а также для уста­новления приоритетов в действиях руководства (см. 4.3.1.5). Политика организации, ее цели и задачи, а также обучение (подготовка) персонала, обмен информацией, управление операциями и программы мониторинга следует, прежде всего, основывать на знании значимых экологических аспектов, но при этом также необходимо учитывать такие вопросы, как применимые законодательные и другие требова­ния, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон. Идентифи­кация значимых экологических аспектов — постоянный процесс, позволяющий организации лучше понимать свое взаимодействие с окружающей средой и свой вклад в постоянное улучшение экологических характеристик путем совершенствования системы экологического менеджмента.

Поскольку не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, связанных с ними воздействий на окружающую среду и определению их значимости, который был бы приемлем для любой организации, то настоящие указания должны помочь определить основные особенности этих действий организациям, внедряющим или совершенствующим системы экологического менеджмента. Каждой организации следует выбрать подход, который будет соответствовать области применения эко­логической системы, характеру деятельности, размерам организации, а также ее потребностям в отно­шении степени детализации, комплексности, сроков, затрат и доступности достоверных данных. Использование процедуры (процедур), реализующей выбранный подход, может помочь достижению соответствия требованиям.

Более подробные и дополнительные примеры приведены в следующих пунктах и приложении А, таблице А. 1.

4.3.1.2 Понимание видов деятельности, продукции и услуг

Почти все виды деятельности, продукции и услуг оказывают воздействие на окружающую среду, ко­торое может происходить на различных этапах деятельности или стадиях жизненного цикла продукции или услуг, начиная с добычи сырья и его распределения до использования и последующего размещения отходов. Такие воздействия могут быть локальными, региональными или глобальными, краткосрочными или долгосрочными, с изменением уровня значимости. Организации следует понимать виды своей дея­тельности, продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического менеджмен­та и которые с целью принесения большей пользы могут быть сгруппированы, что упрощает идентификацию и оценку значимости экологических аспектов. Группирование или классификация по кате­гориям видов деятельности, продукции и услуг может помочь организации идентифицировать продукцию или услуги по общим или схожим экологическим аспектам. Группы или категории могут быть основаны на

общих показателях, таких как подразделения организации, географическое местоположение, технологи­ческие процессы, материалы или энергия, используемые на разных стадиях жизненного цикла групп од­нородной продукции, компоненты окружающей среды, на которые осуществляются воздействия (например, воздух, вода, почва). Чтобы быть полезным, размерность такой категории показателей следу­ет выбирать достаточно большой — для усреднения результатов исследования, но одновременно и дос­таточно узкой, чтобы производимые действия было легко понять.

Примечание — Примеры категорий (видов) деятельности, продукции и услуг приведены ИСО 14031 [10].

4.3.1.3 Идентификация экологических аспектов

Организации следует идентифицировать экологические аспекты в области применения системы экологического менеджмента, которые связаны с ее прошлой, текущей и планируемой деятельностью, выпускаемой ею продукцией и предоставляемыми услугами. Во всех случаях организации следует рас­сматривать нормальные и аномальные условия работы, включая запуски, остановы, техническое обслуживание, нештатные ситуации и аварии.

В дополнение к тем экологическим аспектам, которые организация может непосредственно кон­тролировать, следует также определить аспекты, на которые она может оказывать влияние, например экологические аспекты продукции и услуг, которые она использует, и той продукции и услуг, которые она планирует поставлять. При оценке возможности влиять на экологические аспекты, связанные с дея­тельностью, продукцией или услугами, организации следует определить ответственных за выполнение требований законодательства или контрактов, проанализировать свою политику, локальные или регио­нальные вопросы и обязательства, а также ответственность перед заинтересованными сторонами. Организации следует также определить последствия собственной деятельности, которые могут ухуд­шить экологическую результативность, например приобретение продукции, содержащей опасные мате­риалы. Примерами ситуаций, в которых могут быть применены эти положения, могут быть действия, выполняемые подрядчиками или субподрядчиками, процесс проектирования продукции и услуг, поставляемые и используемые материалы, товары или услуги, а также процессы транспортирования, использования, повторного использования или рециклинга продукции, поставленной на рынок.

Для идентификации и понимания экологических аспектов организации следует использовать ка­чественные и/или количественные данные о характеристиках ее деятельности, продукции и услуг, та­кие, как входные и выходные потоки материалов и энергии, используемые процессы и технологии, оборудование и его размещение, способы транспортирования и человеческий фактор (например, пло­хое зрение или слух работников). Помимо этого полезно собирать и анализировать (проводить сбор и анализ информации) информации относительно:

a) причинно-следственной связи между элементами деятельности, продукции и услуг организа­ции и возможными или фактическими изменениями окружающей среды;

b) экологических взглядов заинтересованных сторон, а также

c) возможных экологических аспектов, идентифицированных в правительственных постановле­ниях, регламентах и разрешениях, в других стандартах или документах промышленных ассоциаций,
академических учреждений и т.п.

Процесс идентификации экологических аспектов будет более точным, если будут привлечены специалисты, хорошо знающие деятельность организации, ее продукцию и услуги. Хотя не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, выбранный подход может включать в себя, например, рассмотрение следующих аспектов:

- выбросы в атмосферу;

- сбросы в воду;

- сбросы на землю (почву);

- использование сырьевых материалов и природных ресурсов (например, использование земли,
воды);

- экологические заботы местного сообщества;

- использование энергии;

- потери энергии (например, тепла, радиации, вибрации);

- отходы и побочная продукция;

- физические характеристики объектов (например, размеры, форма, цвет, внешний вид).
Также следует рассмотреть аспекты, касающиеся видов деятельности организации, выпуска ею

продукции и предоставления услуг, например:

- проектирование и разработка;

- процессы изготовления;

- упаковка и транспортирование;

- экологическая результативность и практика работы с поставщиками и подрядчиками;

- управление отходами;

- добыча и распределение сырьевых материалов и природных ресурсов;

- распределение, использование и утилизация;

- жизнь дикой природы и биоразнообразие.

Примечание — Руководящие указания по учету экологических аспектов при проектировании продукции приведены в ИСО/ТО 14062 [19].

4.3.1.4 Понимание воздействий на окружающую среду

Понимание воздействий организации на окружающую среду необходимо для идентификации эко­логических аспектов и определения их значимости. В этой области существует много подходов. Для не­которых организаций адекватной может оказаться уже имеющаяся информация о видах воздействий на окружающую среду, ассоциируемых с экологическими аспектами. Другие организации могут использо­вать причинно-следственные диаграммы или технологические схемы, иллюстрирующие входные и вы­ходные потоки, балансы массы/энергии, либо применять другие методы, например оценку воздействий на окружающую среду или оценку жизненного цикла.

Примечание — Руководства по оценке жизненного цикла приведены в ИСО 14040 [12], ИСО 14041 [13], ИСО 14042 [14] и ИСО 14043 [15].

Выбранный метод должен помочь выявить:

a) как положительные (благоприятные), так и негативные (неблагоприятные) воздействия на окружающую среду;

b) фактические и потенциально возможные воздействия на окружающую среду;

c) компоненты окружающей среды, на которые будет оказываться воздействие, такие, как воздух, вода, почва, флора, фауна, объекты культурного наследия и др.;

d) характеристики окружения, которые могут влиять на воздействие, например, местные погод­ные условия, уровень подземных вод, типы почв и т.п.;

e) характер изменений окружающей среды (такие, как глобальные или локальные экологические проблемы, продолжительность оказываемого воздействия на окружающую среду, потенциал аккумули­рования воздействия и его изменение во времени).

4.3.1.5 Определение значимых экологических аспектов

Значимость является относительным понятием, ее невозможно определить в абсолютных вели­чинах. То, что важно для одной организации, может быть несущественным для другой. Оценка значи­мости требует применения как технического анализа, так и определения отношения организации к конкретному факту. Использование критериев должно помочь организации определить, какие экологи­ческие аспекты и связанные с ними воздействия следует считать значимыми. Разработка и применение таких критериев позволит организации обеспечить согласованность и воспроизводимость оценок значимости.

При установлении критериев значимости организации следует рассмотреть следующие вопросы:

a) экологические критерии (такие, как масштаб, серьезность (жесткость) и продолжительность воздействия или тип, величину и частоту проявления экологического аспекта);

b) применимые законодательные требования (такие, как предельно допустимые значения выбро­сов и сбросов, установленные в разрешениях или регламентах и т.п.);

c) мнения внутренних и внешних заинтересованных сторон (такие, как мнения относительно цен­ностей организации, имидж в глазах общественности, шум, запахи или видимое ухудшение внешнего облика).

Критерии значимости могут быть применены или к экологическим аспектам организации, или к свя­занным с ними воздействиям. Экологические критерии значимости могут быть применены для опреде­ления как экологических аспектов, так и воздействий на окружающую среду, но в большинстве случаев их применяют для определения воздействий на окружающую среду. При использовании критериев зна­чимости организация может установить уровни (или значения) значимости, связанные с каждым из кри­териев, например, беря за основу сочетание реализуемости (вероятности/частоты) происходящего события и его последствия (серьезность/интенсивность). Некоторые виды количественных оценок или ранжирования могут быть использованы при определении значимости, например числовые или качественные оценки уровня риска, такие, как высокий, средний, низкий или пренебрежимо малый.

Организация может проводить как раздельную оценку значимости экологических аспектов и свя­занных с ними воздействий, так и комбинированную оценку результатов по критериям. При этом сле­дует установить, какие экологические аспекты будут значимыми, используя, например, пороговые значения критериев.

Для упрощения планирования организации следует актуализировать соответствующую информа­цию об идентифицированных экологических аспектах и о тех аспектах, которые являются значимыми. Организации следует использовать эту информацию для выявления потребностей по управлению опера­циями. Информацию об идентифицированных воздействиях следует также использовать в том случае, когда это необходимо. Такую информацию следует периодически анализировать и актуализировать так, чтобы ее можно было использовать при изменении обстоятельств. Для этого может быть полезно поддер­живать эту информацию в виде перечня, реестра, базы данных или в другой форме.

Примечание — Определение значимости экологических аспектов не требует оценки воздействия на окружающую среду.

Практический совет— Возможные источники информации для определенияэкологичес­ких аспектов ивоздействий на окружающую среду Возможными источниками информации могут быть: a) информационные документы общего характера, такие, как брошюры, каталоги и годовые отче­ ты; b) технологические регламенты, карты процессов, планы качества и производства продукции; c) отчеты по предыдущим аудитам, оценкам или анализам, таким, как оценка исходного экологического состояния или оценка жизненного цикла; d) информация по другим системам менеджмента, таким, как системы в области качества или охраны здоровья и безопасности труда; e) данные технических отчетов, опубликованных анализов или исследований, а также перечни токсичных веществ; f) законодательные или другие требования, которые организация обязалась выполнять; g) кодексы установившейся практики и международные политические документы, руководящие указания и программы; h) данные о закупках; i) спецификации (требования) на продукцию, данные о разработках продукции, сводки данных о безопасности материалов и химических веществ (M/CSDS) или данные о материальных и энергетичес­ких балансах; j) перечни отходов; к) данные мониторинга; I) экологические разрешения или лицензии; m) мнения или просьбы заинтересованных сторон или соглашения с ними; n) отчеты по нештатным ситуациям и авариям.

 

4.3.2 Законодательные и другие требования

Общие указания — Законодательные и другие требования Организации следует разработать, внедрить и поддерживать процедуры идентификации и обес­печения доступа к законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять и которые применимы к экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг. Назначение таких процедур — дать возможность организации знать различные требования и определить, насколько они применимы к экологическим аспектам деятельности организации, продукции и услуг. Организации сле­дует обеспечить, чтобы соответствующая информация о применимых законодательных и других требо­ваниях, которые организация обязалась выполнять, была доведена до сведения всех лиц, работающих для организации или по ее поручению, таких, как подрядчики или поставщики, всех тех, кто несет отве­тственность в отношении выполнения организацией данных требований или предпринимает действия, которые могут повлиять на выполнение организацией этих требований. Организации следует внедрить процесс, позволяющий прогнозировать появление новых требо­ваний или изменять имеющиеся и обеспечить готовность к тому, чтобы предпринять необходимые действия для сохранения соответствия. Также следует определять, как применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, могут быть распространены на новые или модифицированные виды деятельности, продукции и услуг. Для идентификации и актуализации информации о применимых законодательных или других тре­бованиях, которые организация обязалась выполнять, могут использоваться различные источники. Та­кие источники включают в себя источники всех уровней: правительственные органы (властные структуры), промышленные или торговые ассоциации, коммерческие базы данных и публикации, про­фессиональные консультанты и услуги.

4.3.2.1 Законодательные требования

Законодательными требованиями в контексте настоящего стандарта являются требования или разрешения, относящиеся к экологическим аспектам организации, устанавливаемые правительствен­ными органами (включая международные, национальные, государственные, региональные и местные нормативные документы) и имеющие юридическую силу.

Законодательные требования могут быть установлены в различных документах, таких, как:

a) законодательные акты, включая постановления и регламенты;

b) указы и директивы;

c) разрешения, лицензии или другие формы нормативных актов;

d) предписания, выпускаемые контрольными и надзорными органами;

e) решения судов или административных комиссий;

f) законы общегражданские или местных органов власти;

g) договоры, конвенции и протоколы.

Для упрощения отслеживания законодательных требований организация может создать, вести и актуализировать реестр или перечень применимых законодательных требований.

Организация может также более широко рассматривать соответствие своей деятельности сущес­твующим законодательным требованиям. Повышение репутации, конкурентные преимущества, прогно­зирование и влияние новых законодательных требований, улучшение экологической результативности или улучшение взаимоотношений с общественными организациями и надзорными органами могут представлять дополнительную значимость для организации.

Примечание — Указания по оценке соответствия законодательным требованиям приведены в 4.5.2.

4.3.2.2 Прочие требования

В зависимости от обстоятельств и потребностей организация может взять на себя обязательства по добровольному выполнению требований, не являющихся законодательными, которые применимы к экологическим аспектам ее деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемым услугам. Такие дополнительные экологические требования, если они применимы, могут быть установлены в:

a) соглашениях с государственными органами;

b) соглашениях с потребителями;

c) указаниях необязательного характера;

d) добровольных принципах или кодексах установившейся практики;

е) правилах добровольной экологической маркировки или в соглашениях по сопровождению про­дукции;

f) требованиях торговых ассоциаций;

g) соглашениях с общественными группами или неправительственными организациями;

h) публичных заявлениях (обязательствах) организации или ее материнской компании;

i) требованиях корпорации к компании.

Некоторые из этих обязательств или соглашений могут распространяться не только на охрану окружающей среды. Поэтому в системе экологического менеджмента такие обязательства или согла­шения следует учитывать только в той мере, в которой они непосредственно касаются экологических аспектов организации.

Организации следует идентифицировать и отслеживать другие требования, которые она обяза­лась выполнять. Для упрощения этого организация может:

- идентифицировать эти требования в своей экологической политике, а также

- поддерживать актуализацию скомпилированных требований в виде перечня, реестра, базы дан­ных или в другом виде.

Информация о внутренних критериях результативности вместе с применимыми законодательны­ми и другими требованиями, которые организация обязалась выполнять, может помочь организации в разработке экологических целей и задач. Если законодательные и другие требования не существуют или их недостаточно для отражения потребностей организации, организация может разработать и внедрить внутренние критерии результативности для удовлетворения своих потребностей. Примерами внутренних критериев результативности являются ограничения на виды и количество топлива или опас­ных веществ, которые могут быть использованы или использованием которых можно управлять. Приме­ром внутренних критериев результативности являются ограничения на выбросы в атмосферу, более жесткие по сравнению со значениями, установленными в законодательных требованиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.075 с.)