Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ исходного экологического состоянияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организации, еще не внедрившей систему экологического менеджмента, следует оценить и проанализировать свою деятельность в отношении окружающей среды. Целью такого анализа является рассмотрение экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг как основы для создания системы экологического менеджмента. Организация, уже внедрившая систему экологического менеджмента, такой анализ должна проводить в случае, если она намерена улучшить имеющуюся систему экологического менеджмента. В анализ исходного экологического состояния следует включать следующие четыре ключевые области: a) идентификацию экологических аспектов, включая аспекты, связанные с нормальными и аномальными условиями функционирования организации, включая процессы запуска и останова оборудования, нештатные ситуации и аварии; b) идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять; c) изучение существующей практики работ и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам; d) оценку случившихся ранее нештатных ситуаций и аварий. Данный анализ может включать в себя также рассмотрение дополнительных вопросов, таких как: - оценка результативности путем сравнения с применяемыми внутренними критериями, внешними стандартами, регламентами, кодексами установившейся практики, принципами и руководящими указаниями; - оценка возможности получения конкурентных преимуществ, включая возможности сокращения затрат; - мнения заинтересованных сторон; - оценка работы других систем организации, которые могут ускорить или затормозить повышение Результаты анализа могут быть использованы организацией при определении области применения системы экологического менеджмента, в разработке или уточнении экологической политики, постановке экологических целей и задач, а также для определения результативности поддерживания соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.
с) сбор информации в отношении; 1) процессов контроля закупаемых опасных химических веществ; 2) хранения и обращения с химическими веществами (например, повторное использование, со 3) контроля случайных выбросов; 4) способов размещения отходов; 5) подготовленности персонала к нештатным ситуациям и средствам защиты; 6) использования ресурсов (например, использование освещения в офисах после окончания рабочего дня); 7) защиты растений и животных во время строительства; 8) изменений процессов во времени (например, изменения в модели севооборота, влияющие на попадание удобрений в водоемы); 9) программ экологического обучения; 10) анализа и утверждения процессов для процедур управления операциями; 11) полноты записей при мониторинге и/или возможности доступа к старым записям.
Анализ может быть проведен с помощью контрольных листков, карт процессов, опросов, непосредственного наблюдения, результатов прошлых и текущих измерений, а также предыдущих аудитов или других анализов в зависимости от области деятельности организации, ее продукции, услуг. Результаты анализа, включая ее экологическую политику, следует документировать так, чтобы их можно было использовать при установлении области применения системы в процессе разработки или совершенствования системы экологического менеджмента организации. Экологическая политика Экологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой. Она устанавливает уровень экологической ответственности и результативности, требуемой от организации; по этому уровню будут оцениваться все последующие действия организации. В экологическую политику должна входить связь с воздействиями на окружающую среду деятельности организации, ее продукции и услуг (в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента). Экологическую политику следует применять как руководство в процессе постановки экологических целей и задач. Увеличивается число международных организаций, включая правительственные организации, промышленные ассоциации и общественные группы, разработавших руководящие принципы своей деятельности. Такие руководящие принципы помогают организациям определить масштабы своих обязательств в отношении окружающей среды. Они также содействуют тому, что различные организации используют общие для всех ценности. Подобные руководящие принципы помогают организации разработать такую экологическую политику, которая будет индивидуальной для любой организации. Ответственность за установление экологической политики несет высшее руководство организации. Экологическая политика может быть включена или объединена с другими политическими документами организации. Руководство (менеджмент) организации отвечает за внедрение экологической политики, а также за подготовку исходной информации для формулирования ее изменений. С экологической политикой следует ознакомить всех лиц, работающих в организации или по ее поручению. Кроме того, экологическая политика организации должна быть доступна общественности (см. 4.4.3.2). При разработке экологической политики организации следует рассмотреть: a) миссию организации, видение перспектив, основные ценности и убеждения; b) координацию с другими политиками организации (например, в области качества, охраны здоровья и безопасности труда); c) требования заинтересованных сторон и обмен информацией с ними; d) руководящие принципы; e) специфические местные или региональные условия; f) обязательства в отношении предотвращения загрязнений и последовательного улучшения системы экологического менеджмента; g) обязательства в отношении соблюдения законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять.
Планирование
Экологические аспекты 4.3.1.1 Общее представление Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой (см. 4.3.1.2). Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять (см. 4.3.1.3). Изменения окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющиеся следствием экологических аспектов, называют воздействиями на окружающую среду. Примерами негативных воздействий являются загрязнение воздуха и истощение природных ресурсов. Примерами положительных воздействий являются улучшение качества воды или почвы. Взаимосвязь между экологическими аспектами и связанными с ними воздействиями носит причинно-следственный характер. Организации следует знать и понимать те аспекты, которые оказывают или могут оказать значимое воздействие на окружающую среду, т.е. значимые экологические аспекты (см. 4.3.1.4). Так как организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздействий, то следует разработать критерии и методы определения тех из них, которые можно рассматривать как значимые (см. 4.3.1.5). При разработке критериев следует рассмотреть такие факторы, как характеристики окружающей среды, информацию о законодательных и других требованиях, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон (внешних и внутренних). Некоторые из этих критериев могут быть применены непосредственно к экологическим аспектам организации, а другие — к связанным с ними воздействиями на окружающую среду. Идентификация значимых экологических аспектов и связанных с ними воздействий необходима для определения тех областей, которые необходимо контролировать или улучшить, а также для установления приоритетов в действиях руководства (см. 4.3.1.5). Политика организации, ее цели и задачи, а также обучение (подготовка) персонала, обмен информацией, управление операциями и программы мониторинга следует, прежде всего, основывать на знании значимых экологических аспектов, но при этом также необходимо учитывать такие вопросы, как применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон. Идентификация значимых экологических аспектов — постоянный процесс, позволяющий организации лучше понимать свое взаимодействие с окружающей средой и свой вклад в постоянное улучшение экологических характеристик путем совершенствования системы экологического менеджмента. Поскольку не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, связанных с ними воздействий на окружающую среду и определению их значимости, который был бы приемлем для любой организации, то настоящие указания должны помочь определить основные особенности этих действий организациям, внедряющим или совершенствующим системы экологического менеджмента. Каждой организации следует выбрать подход, который будет соответствовать области применения экологической системы, характеру деятельности, размерам организации, а также ее потребностям в отношении степени детализации, комплексности, сроков, затрат и доступности достоверных данных. Использование процедуры (процедур), реализующей выбранный подход, может помочь достижению соответствия требованиям. Более подробные и дополнительные примеры приведены в следующих пунктах и приложении А, таблице А. 1. 4.3.1.2 Понимание видов деятельности, продукции и услуг Почти все виды деятельности, продукции и услуг оказывают воздействие на окружающую среду, которое может происходить на различных этапах деятельности или стадиях жизненного цикла продукции или услуг, начиная с добычи сырья и его распределения до использования и последующего размещения отходов. Такие воздействия могут быть локальными, региональными или глобальными, краткосрочными или долгосрочными, с изменением уровня значимости. Организации следует понимать виды своей деятельности, продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического менеджмента и которые с целью принесения большей пользы могут быть сгруппированы, что упрощает идентификацию и оценку значимости экологических аспектов. Группирование или классификация по категориям видов деятельности, продукции и услуг может помочь организации идентифицировать продукцию или услуги по общим или схожим экологическим аспектам. Группы или категории могут быть основаны на общих показателях, таких как подразделения организации, географическое местоположение, технологические процессы, материалы или энергия, используемые на разных стадиях жизненного цикла групп однородной продукции, компоненты окружающей среды, на которые осуществляются воздействия (например, воздух, вода, почва). Чтобы быть полезным, размерность такой категории показателей следует выбирать достаточно большой — для усреднения результатов исследования, но одновременно и достаточно узкой, чтобы производимые действия было легко понять. Примечание — Примеры категорий (видов) деятельности, продукции и услуг приведены ИСО 14031 [10]. 4.3.1.3 Идентификация экологических аспектов Организации следует идентифицировать экологические аспекты в области применения системы экологического менеджмента, которые связаны с ее прошлой, текущей и планируемой деятельностью, выпускаемой ею продукцией и предоставляемыми услугами. Во всех случаях организации следует рассматривать нормальные и аномальные условия работы, включая запуски, остановы, техническое обслуживание, нештатные ситуации и аварии. В дополнение к тем экологическим аспектам, которые организация может непосредственно контролировать, следует также определить аспекты, на которые она может оказывать влияние, например экологические аспекты продукции и услуг, которые она использует, и той продукции и услуг, которые она планирует поставлять. При оценке возможности влиять на экологические аспекты, связанные с деятельностью, продукцией или услугами, организации следует определить ответственных за выполнение требований законодательства или контрактов, проанализировать свою политику, локальные или региональные вопросы и обязательства, а также ответственность перед заинтересованными сторонами. Организации следует также определить последствия собственной деятельности, которые могут ухудшить экологическую результативность, например приобретение продукции, содержащей опасные материалы. Примерами ситуаций, в которых могут быть применены эти положения, могут быть действия, выполняемые подрядчиками или субподрядчиками, процесс проектирования продукции и услуг, поставляемые и используемые материалы, товары или услуги, а также процессы транспортирования, использования, повторного использования или рециклинга продукции, поставленной на рынок. Для идентификации и понимания экологических аспектов организации следует использовать качественные и/или количественные данные о характеристиках ее деятельности, продукции и услуг, такие, как входные и выходные потоки материалов и энергии, используемые процессы и технологии, оборудование и его размещение, способы транспортирования и человеческий фактор (например, плохое зрение или слух работников). Помимо этого полезно собирать и анализировать (проводить сбор и анализ информации) информации относительно: a) причинно-следственной связи между элементами деятельности, продукции и услуг организации и возможными или фактическими изменениями окружающей среды; b) экологических взглядов заинтересованных сторон, а также c) возможных экологических аспектов, идентифицированных в правительственных постановлениях, регламентах и разрешениях, в других стандартах или документах промышленных ассоциаций, Процесс идентификации экологических аспектов будет более точным, если будут привлечены специалисты, хорошо знающие деятельность организации, ее продукцию и услуги. Хотя не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, выбранный подход может включать в себя, например, рассмотрение следующих аспектов: - выбросы в атмосферу; - сбросы в воду; - сбросы на землю (почву); - использование сырьевых материалов и природных ресурсов (например, использование земли, - экологические заботы местного сообщества; - использование энергии; - потери энергии (например, тепла, радиации, вибрации); - отходы и побочная продукция; - физические характеристики объектов (например, размеры, форма, цвет, внешний вид). продукции и предоставления услуг, например: - проектирование и разработка; - процессы изготовления; - упаковка и транспортирование; - экологическая результативность и практика работы с поставщиками и подрядчиками; - управление отходами; - добыча и распределение сырьевых материалов и природных ресурсов; - распределение, использование и утилизация; - жизнь дикой природы и биоразнообразие. Примечание — Руководящие указания по учету экологических аспектов при проектировании продукции приведены в ИСО/ТО 14062 [19]. 4.3.1.4 Понимание воздействий на окружающую среду Понимание воздействий организации на окружающую среду необходимо для идентификации экологических аспектов и определения их значимости. В этой области существует много подходов. Для некоторых организаций адекватной может оказаться уже имеющаяся информация о видах воздействий на окружающую среду, ассоциируемых с экологическими аспектами. Другие организации могут использовать причинно-следственные диаграммы или технологические схемы, иллюстрирующие входные и выходные потоки, балансы массы/энергии, либо применять другие методы, например оценку воздействий на окружающую среду или оценку жизненного цикла. Примечание — Руководства по оценке жизненного цикла приведены в ИСО 14040 [12], ИСО 14041 [13], ИСО 14042 [14] и ИСО 14043 [15]. Выбранный метод должен помочь выявить: a) как положительные (благоприятные), так и негативные (неблагоприятные) воздействия на окружающую среду; b) фактические и потенциально возможные воздействия на окружающую среду; c) компоненты окружающей среды, на которые будет оказываться воздействие, такие, как воздух, вода, почва, флора, фауна, объекты культурного наследия и др.; d) характеристики окружения, которые могут влиять на воздействие, например, местные погодные условия, уровень подземных вод, типы почв и т.п.; e) характер изменений окружающей среды (такие, как глобальные или локальные экологические проблемы, продолжительность оказываемого воздействия на окружающую среду, потенциал аккумулирования воздействия и его изменение во времени). 4.3.1.5 Определение значимых экологических аспектов Значимость является относительным понятием, ее невозможно определить в абсолютных величинах. То, что важно для одной организации, может быть несущественным для другой. Оценка значимости требует применения как технического анализа, так и определения отношения организации к конкретному факту. Использование критериев должно помочь организации определить, какие экологические аспекты и связанные с ними воздействия следует считать значимыми. Разработка и применение таких критериев позволит организации обеспечить согласованность и воспроизводимость оценок значимости. При установлении критериев значимости организации следует рассмотреть следующие вопросы: a) экологические критерии (такие, как масштаб, серьезность (жесткость) и продолжительность воздействия или тип, величину и частоту проявления экологического аспекта); b) применимые законодательные требования (такие, как предельно допустимые значения выбросов и сбросов, установленные в разрешениях или регламентах и т.п.); c) мнения внутренних и внешних заинтересованных сторон (такие, как мнения относительно ценностей организации, имидж в глазах общественности, шум, запахи или видимое ухудшение внешнего облика). Критерии значимости могут быть применены или к экологическим аспектам организации, или к связанным с ними воздействиям. Экологические критерии значимости могут быть применены для определения как экологических аспектов, так и воздействий на окружающую среду, но в большинстве случаев их применяют для определения воздействий на окружающую среду. При использовании критериев значимости организация может установить уровни (или значения) значимости, связанные с каждым из критериев, например, беря за основу сочетание реализуемости (вероятности/частоты) происходящего события и его последствия (серьезность/интенсивность). Некоторые виды количественных оценок или ранжирования могут быть использованы при определении значимости, например числовые или качественные оценки уровня риска, такие, как высокий, средний, низкий или пренебрежимо малый. Организация может проводить как раздельную оценку значимости экологических аспектов и связанных с ними воздействий, так и комбинированную оценку результатов по критериям. При этом следует установить, какие экологические аспекты будут значимыми, используя, например, пороговые значения критериев. Для упрощения планирования организации следует актуализировать соответствующую информацию об идентифицированных экологических аспектах и о тех аспектах, которые являются значимыми. Организации следует использовать эту информацию для выявления потребностей по управлению операциями. Информацию об идентифицированных воздействиях следует также использовать в том случае, когда это необходимо. Такую информацию следует периодически анализировать и актуализировать так, чтобы ее можно было использовать при изменении обстоятельств. Для этого может быть полезно поддерживать эту информацию в виде перечня, реестра, базы данных или в другой форме. Примечание — Определение значимости экологических аспектов не требует оценки воздействия на окружающую среду.
4.3.2 Законодательные и другие требования
4.3.2.1 Законодательные требования Законодательными требованиями в контексте настоящего стандарта являются требования или разрешения, относящиеся к экологическим аспектам организации, устанавливаемые правительственными органами (включая международные, национальные, государственные, региональные и местные нормативные документы) и имеющие юридическую силу. Законодательные требования могут быть установлены в различных документах, таких, как: a) законодательные акты, включая постановления и регламенты; b) указы и директивы; c) разрешения, лицензии или другие формы нормативных актов; d) предписания, выпускаемые контрольными и надзорными органами; e) решения судов или административных комиссий; f) законы общегражданские или местных органов власти; g) договоры, конвенции и протоколы. Для упрощения отслеживания законодательных требований организация может создать, вести и актуализировать реестр или перечень применимых законодательных требований. Организация может также более широко рассматривать соответствие своей деятельности существующим законодательным требованиям. Повышение репутации, конкурентные преимущества, прогнозирование и влияние новых законодательных требований, улучшение экологической результативности или улучшение взаимоотношений с общественными организациями и надзорными органами могут представлять дополнительную значимость для организации. Примечание — Указания по оценке соответствия законодательным требованиям приведены в 4.5.2. 4.3.2.2 Прочие требования В зависимости от обстоятельств и потребностей организация может взять на себя обязательства по добровольному выполнению требований, не являющихся законодательными, которые применимы к экологическим аспектам ее деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемым услугам. Такие дополнительные экологические требования, если они применимы, могут быть установлены в: a) соглашениях с государственными органами; b) соглашениях с потребителями; c) указаниях необязательного характера; d) добровольных принципах или кодексах установившейся практики; е) правилах добровольной экологической маркировки или в соглашениях по сопровождению продукции; f) требованиях торговых ассоциаций; g) соглашениях с общественными группами или неправительственными организациями; h) публичных заявлениях (обязательствах) организации или ее материнской компании; i) требованиях корпорации к компании. Некоторые из этих обязательств или соглашений могут распространяться не только на охрану окружающей среды. Поэтому в системе экологического менеджмента такие обязательства или соглашения следует учитывать только в той мере, в которой они непосредственно касаются экологических аспектов организации. Организации следует идентифицировать и отслеживать другие требования, которые она обязалась выполнять. Для упрощения этого организация может: - идентифицировать эти требования в своей экологической политике, а также - поддерживать актуализацию скомпилированных требований в виде перечня, реестра, базы данных или в другом виде. Информация о внутренних критериях результативности вместе с применимыми законодательными и другими требованиями, которые организация обязалась выполнять, может помочь организации в разработке экологических целей и задач. Если законодательные и другие требования не существуют или их недостаточно для отражения потребностей организации, организация может разработать и внедрить внутренние критерии результативности для удовлетворения своих потребностей. Примерами внутренних критериев результативности являются ограничения на виды и количество топлива или опасных веществ, которые могут быть использованы или использованием которых можно управлять. Примером внутренних критериев результативности являются ограничения на выбросы в атмосферу, более жесткие по сравнению со значениями, установленными в законодательных требованиях.
|