Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования

Поиск

ISO 14004:2004

Environmental management systems — General guidelines on principles,

Systems and support techniques (IDT)

Издание официальное

 

 

 
   

 


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническомуре­гулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 425-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14004:2004 «Системы эколо­гического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функцио­нирования» (ISO 14004:2004 «Environmental management systems — General guidelines on principles, systems and support techniques»)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14004—98

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом ин­формационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответству­ющая информация уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2009

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас­
пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническо­му регулированию и метрологии

 

 

Содержание

1. Область применения  
2. Нормативные ссылки  
3. Термины и определения  
4. Элементы системы экологического менеджмента  
4.1 Общие положения  
4.2 Экологическая политика  
4.3 Планирование  
4.4 Внедрение и функционирование  
4.5 Контроль  
4.6 Анализ со стороны руководства  
Приложение А (справочное) Примеры взаимосвязи между элементами системы экологического менеджмента  
Библиография  

 

 

 

Введение

По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды, организации всех типов и масштабов все большее внимание обращают на уровень влияния своей дея­тельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая результативность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достиже­ния высокой экологической результативности организация должна реализовывать (обеспечивать) сис­темный подход к своей деятельности и постоянно улучшать систему экологического менеджмента (далее — СЭМ).

Основная цель настоящего стандарта — оказать помощь организациям, которые намерены внед­рить или улучшить СЭМ, тем самым повышая свою экологическую результативность. Положения насто­ящего стандарта совместимы с концепцией устойчивого развития, культурными, социальными и организационными аспектами и другими системами менеджмента.

Настоящий стандарт может быть использован организацией любого типа, масштаба и уровня зре­лости, действующей в различных секторах экономики в любой стране земного шара. В стандарте также учтены особые потребности и стремление малых и средних предприятий использовать системы эколо­гического менеджмента.

Настоящий стандарт входит в серию стандартов по экологическому менеджменту, созданных на основе соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. В этой серии только ГОСТ Р ИСО 14001—2007 содержит требования, которые могут быть объективно проверены для целей сертификации/регистрации или для целей самодекларации. Настоящий стандарт содержит примеры, описания и варианты, которые помогут как при внедрении системы экологического менеджмента, так и в усилении позиций этой системы в системе общего менеджмента организации. Хотя руководящие указа­ния, приведенные в настоящем стандарте, соответствуют модели системы экологического менеджмен­та, установленной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не следует рассматривать как интерпретацию требований ГОСТ Р ИСО 14001. Для упрощения использования подразделы раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14004 имеют нумерацию, аналогичную ГОСТ Р ИСО 14001. Однако в случаях, когда необходимы более подробные или дополнительные указания для эффективного внедрения системы экологического менеджмента, оказалось полезным ввести дополнительные подпункты (например, 4.3.1.1 или 4.3.3.3). Кроме настоя­щего стандарта и ГОСТ Р ИСО 14001, в серию стандартов по экологическому менеджменту входят дру­гие стандарты, реализующие прямое применение соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. Описания и справочную информацию о международных стандартах се­рии 14000 можно найти в публикации ИСО «Международные стандарты ИСО серии 14000».

В настоящем стандарте описаны элементы системы экологического менеджмента и приведены практические рекомендации по разработке, внедрению и поддерживанию функционирования или улуч­шению СЭМ. Такая система может существенно повысить возможности организации прогнозировать, идентифицировать и управлять влиянием на окружающую среду, достигать экологических целей и обеспечить соответствие применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.

Примеры и подходы, приведенные в настоящем стандарте, носят иллюстративный характер. Их не следует считать единственно возможными, но они могут оказаться полезными для любой организа­ции. При проектировании, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента организа­циям следует выбирать подходы, которые соответствуют возможностям самой организации. Экологический менеджмент является составной частью общего менеджмента организации. Проектиро­вание системы экологического менеджмента — последовательный и интерактивный процесс. Структу­ра, ответственность, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы для внедрения экологической политики, целей и задач могут быть скоординированы с усилиями, реализуемыми в дру­гих областях (например, технологические операции, финансы, качество, здоровье и безопасность пер­сонала).

Для упрощения понимания настоящий стандарт содержит параграфы, обозначенные как «практи­ческий совет» и «общие указания», приводимые отдельно и заключенные в рамки.

Ключевыми задачами для руководящего состава (менеджеров) при разработке, внедрении, под­держивании функционирования или улучшении системы экологического менеджмента являются следу­ющие:

- признание факта, что экологический менеджмент является одним из главных приоритетов орга­низации;

- разработка и поддерживание обмена информацией и конструктивное сотрудничество с внутрен­ними и внешними заинтересованными сторонами;

- идентификация экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организации;

- идентификация законодательных и других требований, относящихся к экологическим аспектам организации, которые организация обязалась выполнять;

- обеспечение согласия со стороны руководства и всех лиц, работающих для организации или по ее поручению, в отношении охраны окружающей среды, с четким установлением, а также выполнением ими требований отчетности и ответственности;

- поощрение экологического планирования на протяжении всего жизненного цикла продукции или
услуг;

- разработка процесса достижения экологических целей и выполнения экологических задач;

- обеспечение необходимыми и достаточными ресурсами, в том числе с целью обучения, для обеспечения соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, для достижения экологических целей и выполнения экологических задач на постоянной основе;

- оценка экологической результативности, исходя из экологической политики организации, ее целей и задач и, где это применимо, поиск возможности улучшения;

- разработка процесса менеджмента, включая проведение аудита и анализа системы экологичес­кого менеджмента, а также идентификация возможности улучшения системы и, соответственно, повы­шения экологической результативности, а также

- поощрение подрядчиков и поставщиков при разработке ими собственных систем экологического менеджмента.

Организации могут использовать настоящий стандарт или другие соответствующие документы ИСО различным образом, например:

- как руководство по разработке, внедрению, поддерживанию или улучшению системы экологи­ческого менеджмента с учетом того, что настоящий стандарт не может быть использован в целях само­декларации или других целях в области оценки соответствия, а также

- для помощи при внедрении или улучшении системы экологического менеджмента.
Выбор способа использования зависит от таких факторов, как:

- цели организации;

- уровень готовности систем менеджмента организации (т.е. имеет ли организация систему ме­неджмента, способную поддержать включение в нее экологической составляющей);

- возможные преимущества и недостатки, определяемые такими факторами, как существующее и
ожидаемое положение организации на рынке, репутация, внешние связи и мнения заинтересованных сторон, а также

- размеры организации.

Внедрение эффективной системы экологического менеджмента поможет организации избежать, снизить или контролировать негативные воздействия на окружающую среду ее деятельности, продук­ции и услуг, достичь соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые орга­низация обязалась выполнять, а также постоянно улучшать экологическую результативность.

Наличие системы экологического менеджмента может помочь организации убедить заинтересо­ванные стороны в том, что:

- руководство организации выполняет обязательства по реализации экологической политики, дос­тижению поставленных экологических целей и выполнению экологических задач;

- особая значимость придается предотвращению загрязнений окружающей среды;

- данная система является свидетельством оправданной заботы об обеспечении соответствия принятым обязательствам;

- в проект системы заложен процесс последовательного улучшения.

Внедрение системы экологического менеджмента может принести также экономические выгоды. Организация, включившая в систему общего менеджмента систему экологического менеджмента, име­ет возможность сбалансировать экономические и экологические интересы. Экономические выгоды мо­гут быть также обусловлены тем, что организация получает возможность демонстрировать заинтересованным сторонам свою деятельность в области экологического менеджмента. Это также позволяет организации связать экологические цели и задачи с конкретными финансовыми результатами своей деятельности и тем самым подтвердить, что если одновременно учитывать финансовые и эколо­гические вопросы, то предоставляемые ресурсы принесут наибольшую выгоду. Организация, внедрив­шая систему экологического менеджмента, может получить важные конкурентные преимущества.

В дополнение к потенциальным выгодам, связанным с внедрением эффективной системы эколо­гического менеджмента, помимо повышения экологической результативности можно отнести:

- предоставление потребителям свидетельства о реализации системы экологического менед­жмента;

- поддерживание хороших взаимоотношений с общественностью;

- соответствие критериям инвесторов и повышение возможностей кредитования;

- заключение договоров страхования при разумном уровне затрат;

- улучшение репутации и позиции на рынке;

- усиление контроля за издержками;

- уменьшение вероятности несчастных случае, приводящих к судебной ответственности;

- снижение потребления материалов и энергии;

- облегчение получения разрешений от уполномоченных органов при обеспечении соответствия
их требованиям;

- содействие распространению экологических знаний среди поставщиков, подрядчиков и всех лиц,
работающих для организации или по ее поручению;

- стимулирование разработок и поиска решений экологических проблем и

- улучшение отношения между промышленностью и правительством.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.012 с.)