Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия



Для того чтобы система экологического менеджмента оставалась эффективной, организации сле­дует внедрить процедуры систематической идентификации фактического(их) и потенциального(ых) не­соответствия(й), внесения исправлений и принятия корректирующих и предупреждающих действий до появления проблемы. Несоответствие является результатом невыполнения требований. Требования могут быть установлены в отношении системы менеджмента или в отношении экологической результа­тивности. Могут возникнуть ситуации, когда часть экологической системы не функционирует так, как предполагалось, или требования к экологической результативности не выполняются.

Можно привести следующие примеры таких ситуаций, связанные:

a) с функционированием системы:

1) не установлены экологические цели и задачи;

2) не распределена ответственность в рамках системы экологического менеджмента, такая, как ответственность за достижение экологических целей и выполнение экологических задач или ответ­ственность за подготовленность к аварийным ситуациям и реагированию на них;

3) не проводится периодическая оценка соответствия законодательным требованиям;

b) с экологической результативностью:

1) не решаются задачи снижения энергопотребления;

2) не выполняются требования по техническому обслуживанию в установленные сроки;

3) не выполняются критерии операций (например, параметры выходят за допустимые границы).
Процесс внутреннего аудита системы экологического менеджмента, описанный в 4.5.5, является

одним из средств периодической идентификации несоответствий. Идентификация несоответствий мо­жет также проводиться в рамках повседневных обязанностей лиц, чья работа имеет непосредственное отношение к выполняемым операциям и которые могут заметить потенциально возможные или уже возникшие проблемы.

Если несоответствие идентифицировано, то следует проанализировать и определить его причи­ну, чтобы корректирующее действие было сконцентрировано на соответствующей части системы. При разработке плана устранения несоответствия организации следует рассмотреть, какие действия необ­ходимо предпринять, чтобы смягчить возникшую проблему, какие изменения необходимо провести, что­бы исправить ситуацию (восстановить нормальное функционирование), и что необходимо сделать, чтобы предотвратить повторение возникшей проблемы (устранить ее причину(ы)). Характер и сроки вы­полнения таких действий должны соответствовать характеру и масштабу несоответствия, а также уровню его воздействия на окружающую среду.

Если потенциальная проблема идентифицирована, но фактического несоответствия не существу­ет, то следует предпринять предупреждающие действия с использованием аналогичного подхода. По­тенциальные проблемы могут быть идентифицированы с использованием таких методов, как экстраполяция результатов предпринятых корректирующих действий по устранению фактических несо­ответствий в другой области, где выполняется подобная деятельность, либо с использованием метода анализа трендов (тенденций) или анализа имеющихся опасностей при выполнении данной операции.

Управляющему персоналу (менеджменту) следует обеспечивать выполнение корректирующих и предупреждающих действий и систематически отслеживать их результативность.

Разработка процедур, ориентированных на фактические и потенциальные несоответствия, и вы­полнение корректирующих и предупреждающих действий, помогает обеспечить согласованность этого процесса. В таких процедурах следует распределить ответственность, полномочия и определить меры для планирования и выполнения корректирующих и предупреждающих действий. Если в результате предпринятых действий необходимо внести изменения в систему экологического менеджмента, то ис­пользуемый процесс должен обеспечить соответствующую актуализацию и утверждение связанной с

 

этими изменениями документации, проведение соответствующего обучения персонала, ведение запи­сей и доведение информации о внесенных изменениях до всех лиц, которым эта информация необхо­дима.

Управление записями

Записи являются свидетельствами, подтверждающими функционирование и результативность системы экологического менеджмента. Ключевой характеристикой записей является их неизменность и, как правило, недопустимость пересмотра. Организации следует определить, какие записи требуются для эффективного управления экологическими проблемами. Записи должны включать в себя:

a) информацию о соблюдении законодательных и других требований, которые организация обя­залась выполнять;

b) детальное описание несоответствий, корректирующих и предупреждающих действий;

c) результаты аудитов системы экологического менеджмента и анализа со стороны руководства;

d) информацию об экологических характеристиках продукции (например, химический состав и свойства);

e) свидетельства достижения целей/выполнения задач;

f) информацию о лицах, прошедших обучение;

g) разрешения, лицензии или другие формы юридических документов;

h) результаты деятельности по поверке и калибровке;

i) результаты управления операциями (техническое обслуживание, проектирование, изготовле­ние).

Эффективное управление записями способствует успешному внедрению системы экологического менеджмента. Ключевыми характеристиками управления записями являются средства идентификации, сбора, индексации, заполнения, хранения, обслуживания, выборки и сохранения записей.

Внутренний аудит

Внутренние аудиты системы экологического менеджмента организации следует проводить с за­планированной периодичностью с определением и сбором информации для управляющего персонала (менеджмента) о том, соответствует ли система запланированным мероприятиям, внедрена ли она должным образом и поддерживается ли ее функционирование. Аудиты могут также проводиться с целью идентификации возможностей улучшения системы экологического менеджмента организации.

Организации следует разработать программу аудита, позволяющую планировать и проводить ау­диты, а также определить аудиты, необходимые для достижения целей программы. Программа должна быть разработана с учетом области (характера) деятельности организации, ее экологических аспектов и потенциально возможных воздействий на окружающую среду, результатов предыдущих аудитов, а также других соответствующих факторов.

Каждый внутренний аудит не обязательно должен охватывать всю систему экологического менед­жмента, но в течение срока действия программы должен быть обеспечен периодический аудит всех подразделений организации, функций и элементов системы, а также всей области применения системы экологического менеджмента.

Аудиты следует планировать, они должны проводиться объективным(и) и беспристрастным(ми) аудитором(ами) с привлечением, при необходимости, технического(их) эксперта(ов). Аудиторов выби­рают из персонала организации или приглашают извне. Их коллективная компетентность должна быть достаточной для достижения целей и охвата области конкретного аудита, а также для получения ре­зультатов, вызывающих доверие в отношении их надежности. Результаты внутреннего аудита системы экологического менеджмента могут быть представлены в виде отчета и использованы для корректиро­вания или предотвращения конкретных несоответствий, обеспечения полноты выполнения одной или большего числа целей программы аудита и получения входных данных для анализа со стороны руководства.

Примечание — Указания по проведению аудита систем экологического менеджмента приведены в ИСО 19011.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.005 с.)