Анализ со стороны руководства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ со стороны руководства



 

Общие указания — Анализ со стороны руководства Организации следует периодически анализировать и последовательно улучшать свою систему экологического менеджмента с целью повышения общей экологической результативности.  

 

 

Анализ системы экологического менеджмента

Высшему руководству организации следует через определенные интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы оценить, сохраняется ли пригодность системы, ее адекватность и результативность. Анализом следует охватывать экологические аспекты деятельности организации, ее продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического ме­неджмента.

Входными данными для анализа со стороны руководства могут быть:

a) результаты внутренних аудитов и оценки соответствия применимым законодательным и дру­гим требованиям, которые организация обязалась выполнять;

b) сообщения внешних заинтересованных сторон, включая претензии;

c) экологическая результативность организации;

d) степень достижения экологических целей и выполнения экологических задач;

e) состояние выполнения корректирующих и предупреждающих действий;

f) действия по результатам предыдущего анализа со стороны руководства;
g) информация об изменениях обстоятельств, содержащая:

1) информацию об изменениях продукции организации, ее деятельности и услуг;

2) результаты оценки экологических аспектов запланированных или новых разработок;

3) изменения законодательных и других требований, которые организация обязалась выпол­нять;

4) мнения заинтересованных сторон;

5) перспективы научных исследований и разработок;

6) уроки, извлеченные из аварий и нештатных ситуаций, а также
рекомендации по улучшению.

Выходные данные анализа системы экологического менеджмента могут включать в себя следую­щие решения:

- о пригодности, адекватности и результативности системы;

- об изменениях физических, кадровых и финансовых ресурсов системы;

- о действиях, имеющих отношение к возможным изменениям экологической политики, целей, за­дач и другим элементам системы экологического менеджмента.

Записи анализа, проводимого руководством организации, могут включать в себя копии повестки дня проведенного совещания и перечень его участников, представленные материалы или рабочие за­писи, а также решения, принятые руководством и зарегистрированные в виде служебных записок, фай­лов, отчетов, планов-графиков или записей системы контроля исполнения распоряжений.

Каждая организация решает самостоятельно, кто будет принимать участие в анализе со стороны руководства. Обычно в число лиц, проводящих такой анализ, входят специалисты экологической службы (собирающие и предоставляющие информацию), менеджеры основных подразделений (работа которых связана со значимыми экологическим аспектам или отвечающие за ключевые элементы системы экологи­ческого менеджмента, такие как подготовка кадров, ведение записей и т.п.) и высшие руководители (оце­нивающие результативность системы экологического менеджмента, идентифицирующие приоритеты улучшений, распределяющие ресурсы и обеспечивающие эффективность действий, предпринимаемых по результатам анализа).

Постоянное улучшение

Общие указания — Постоянное улучшение Постоянное улучшение — ключевая характеристика эффективной системы экологического ме­неджмента. Постоянное улучшение осуществляется путем достижения экологических целей и выполнения со­ответствующих задач и общего совершенствования системы экологического менеджмента или ее ком­понентов.

 

4.6.2.1 Возможности улучшения

Организации следует постоянно оценивать свою экологическую результативность и результатив­ность процессов системы экологического менеджмента, чтобы идентифицировать возможности улуч­шения. Высшее руководство должно принимать непосредственное участие в этом процессе, осуществляя анализ со своей стороны.

Идентификация отклонений в системе экологического менеджмента (включая фактические или потенциально возможные несоответствия) также предоставляет значительные возможности для улуч­шения. Для реализации таких улучшений организации следует знать не только существующие отклоне­ния, но и понимать, почему они происходят. Это может быть достигнуто путем анализа основных причин отклонений в системе экологического менеджмента.

Полезными источниками информации для обеспечения постоянного улучшения являются:

a) опыт, полученный при выполнении корректирующих и предупреждающих действий;

b) внешний бенчмаркинг (сопоставление с лучшими практическими достижениями других органи­заций);

c) предполагаемые или предложенные изменения, применимые к законодательным и другим тре­бованиям, которые организация обязалась выполнять;

d) результаты аудитов системы экологического менеджмента и оценки соответствия;

e) результаты мониторинга ключевых характеристик выполняемых операций;

f) результаты оценки степени достижения экологических целей и выполнения экологических за­дач;

g) мнения заинтересованных сторон, включая работников, потребителей и поставщиков.

4.6.2.2 Реализация постоянного улучшения

После того как возможности для улучшения идентифицированы, их следует оценить для опреде­ления действий, которые следует предпринять. Действия по улучшению следует планировать, а изме­нения в системе экологического менеджмента — реализовывать в соответствии с этими планами. Улучшения не обязательно должны проводиться во всех областях одновременно.

 

Практический совет — Примеры улучшений Улучшения могут быть достигнуты как в рамках, так и вне рамок процесса постановки и анализа экологических целей и задач. Улучшения могут быть достигнуты путем: a) разработки процесса оценки новых материалов с целью использования менее вредных; b) улучшения процесса идентификации применимых законодательных требований, своевремен­ного выявления новых требований, которым организация должна соответствовать; c) повышения уровня знаний работников в области материалов и обращения с ними для уменьше­ния количества отходов; d) внедрения процессов очистки сточных вод для обеспечения оборотного водоснабжения; e) внедрения изменений в копировальное оборудование для обеспечения двусторонней печати документов в офисе; f) перепроектирования маршрутов поставок для уменьшения потребления моторного топлива транспортной(ыми) компанией(ями); g) постановки целей и задач по замене котельного топлива с целью снижения выбросов твердых частиц.  

 

Приложение А

(справочное)

 

 

Примеры взаимосвязи между элементами системы экологического менеджмента

Примеры, приведенные в настоящем приложении, иллюстрируют взаимосвязи между различными элемента­ми системы экологического менеджмента. Не следует считать эти примеры единственно возможными или что они подходят для применения в любом регионе, любой стране или организации.

Примеры, иллюстрирующие связь между деятельностью, продукцией и услугами организации, экологически­ми аспектами и фактическими и потенциально возможными воздействиями на окружающую среду, приведены в таблице А.1. Приведенные примеры иллюстрируют разнообразие сценариев, условий функционирования и воз­можных видов воздействий.

В таблице А.2 приведены некоторые виды деятельности, продукции и услуг, указанные в таблице А.1, с целью продемонстрировать, как они могут быть охвачены системой экологического менеджмента. В таблице А.2 представлен ряд возможных связей между экологическими аспектами, целями и задачами, программами, показате­лями результативности, управлением операциями, процессами мониторинга и измерений.

Таблица А.1 — Примеры видов деятельности, продукции и услуг и связанных с ними экологических аспектов и воздействий на окружающую среду

 

Деятельность/продукция/услуги Аспект Фактическое и возможное воздействия
Деятельность: Строительство дорог
Механическое уплотнение Выбросы частиц материалов, пыли в атмосферу Загрязнение воздуха
Строительство в условиях силь­ного дождя Сброс почвы и щебня на землю и в воду Дополнительное расходование невозобновляемых природных ре­сурсов (размещение щебня, гравия). Деградация локальных участков земли. Эрозия почвы. Загрязнение воды. Деградация обитателей болот
Деятельность: Проектирование котельного агрегата(рассмотрение аспектов, связанных с операциями)
Эффективность расходования топлива (к.п.д.) Расход топлива Сбережение невозобновляемых энергоресурсов (ископаемого топли­ва)
Снижение выбросов Выбросы в атмосферу Достижение целей по качеству воздуха
Использование неопасных мате­риалов Утилизация по окончании их ис­пользования Исключение опасных отходов
Деятельность: Функционирование котельного агрегата на минеральном топливе
Работа котельного агрегата Расход топлива Истощение невозобновляемых природных ресурсов
Выбросы двуокиси серы SО2, окислов азота NOX и углекислого газа СО2 (т.е. парниковых газов) Загрязнение воздуха. Негативное воздействие на орга­ны дыхания местных жителей. Кислотные дожди, воздействую­щие на поверхностные воды. Глобальное потепление и изме­нение климата
Сброс горячей воды Изменение качества воды (т.е. ее температуры)

 

 

Продолжение таблицы А. 1

 

Деятельность/продукция/услуги Аспект Фактическое и возможное воздействия
Хранение котельного топлива в подземной емкости Сброс топлива на землюа Загрязнение почвы. Загрязнение подземных вод
Доставка и передача котельного топлива Неконтролируемые утечки топ­лива и его попадание в поверхнос­тные водыb) Загрязнение поверхностных вод. Накопление токсичных веществ в представителях фауны
Деятельность: Сельское хозяйство — Выращивание зерновых культур
Полевые работы во время выра­щивания урожая Расход воды Истощение запасов подземных вод
Использование пестицидов Загрязнение почвы. Накопление токсичных веществ в представителях фауны, выражаю­щееся в хронических заболеваниях или утрате отдельных видов
Выбросы метана (т.е. парнико­вых газов) Глобальное потепление и изме­нение климата
Деятельность: Управление сточными водами
Пищевая, сельскохозяйственная промышленность: очистка сточных вод Получение ила, применяемого в сельском хозяйстве Улучшение состава почв при до­бавлении питательных веществd)
Продукция: Картриджи принтеров
Перезаправляемые тюнеры кар­триджей Использование сырьевых мате­риалов Сбережение ресурсов
Утилизация по окончании срока службы Получение твердых отходовc) Использование земли
Восстановление и повторное ис­пользование компонентов Сбережение природных ресур­сов
Продукция: Воздушный кондиционер
Функционирование кондиционе­ра у потребителя Использование электроэнергииC) Истощение невозобновляемых природных ресурсов
Завершение использования — утилизация Получение твердых отходов0' Использование земли
Восстановление и повторное ис­пользование компонентов Сбережение природных ресур­сов
Услуга: Техническое обслуживание и ремонтные работы
Использование химических ве­ществ Неконтролируемое состояние при аварииb) Загрязнение воздуха
Загрязнение почвы
Опасность для человека
Ремонт воздушного кондиционе­ра подрядчиком Выброс веществ, истощающих озоновый слой (например, хладаген-та)а) Уменьшение озонового слоя
Услуга: Транспортирование и распределение товаров и продуктов
Эксплуатация парка транспор­тных средств Расход топлива Истощение невозобновляемых минеральных топлив
Выбросы окислов азота (NOX) Загрязнение атмосферы — обра­зование озона — смог. Глобальное потепление и изме­нение климата
Создание шума Дискомфорт или неудобства для местных жителей

 

 

Окончание таблицы А. 1

 

Деятельность/продукция/услуги Аспект Фактическое и возможное воздействия
Обычная процедура техническо­го обслуживания парка транспор­тных средств (включая смену масла) Выбросы окислов азота NОХ Достижение заданных парамет­ров качества воздушной среды
Получение отходов масла Загрязнение почвы
а) Нештатная ситуация. ь) Аварийная ситуация. с) Организация может быть способна «оказывать влияние» на аспект. d) Благоприятное воздействие.

 

Таблица А. 2 — Примеры видов деятельности, продукции и услуг и связанных с ними экологических аспектов, целей, задач, программ, показателей, управления операциями, мониторинга и измерений

 

Аспект Цель Задача Программа Показатель Способ управления операцией Мониторинг и измерения
Деятельность: Функционирование котельного агрегата на минеральном (жидком) топливе
Расход котельного топлива Снижение расхода невозобновляемых ресурсов Уменьшение расхода ко- тельного топлива (сокращение текущего расхода топлива на 20 % в год) Внедрение более эффективной топливной горелки Проектные характеристи- ки.     Количество расходуемого котельного топлива за час Процедуры внедрения модифицированных горелок. Процедуры документирования и регистрации расхода топлива Ежеквар- тальная оценка выполнения плана проекта.   Ежемесячное измерение Расхода топлива
Сброс горя- чей воды Минимизация отрицатель- ного воздействия воды повышенной температуры на качество воды в водном бассейне Снижение среднесуточной температуры сбрасываемой воды на 1 0С к 2008 г. Инженерное проектирова- ние установки, реинжиниринг с целью отбора и повторного использования тепла от горячей воды (т.е. когенерация) Среднесу- точная температура сбрасываемой воды.   Параметры качества воды в бассейне. Число и раз- нообразие морских организмов Отбор об- разцов воды и процедура анализа.     Отбор образцов морских организмов. Процедуры когенерации. Управление инженерными разработками Непрерывный мониторинг температуры сбрасываемой воды.   Ежеквартальный мониторинг качества воды в бассейне
Продукция: Воздушный кондиционер (использование потребителем и утилизация)
Потребление электричес- кой энергии Сокращение потребления электро- энергии потребителем Снижение поддерживае-мой температуры на 5 %, осно- вываясь на статистических данных последних лет и значе- нии этой температуры на конец текущего года Обучение потребителей путем распрос- транения вместе с продукцией информатив- ных материалов по энергоэффективности (т.е. об экономии затрат и снижении неблагоприятного воздейст- вия на окруж ающую среду) Повышение интереса потребителя к уменьшению использования энергии. Повышение интереса потребителя к использованию новой энергоэффективной продукции. Проектиро- вание материа- лов об энерго эффективнос- ти. Потребление электричес- кой энергии. Рассмотрение энергоэф- фективности предложений потребителей по новым про- ектам Отзывы пользователей

 

Окончание таблицы А.2

 

Аспект Цель Задача Программа Показатель Способ управления операцией Мониторинг и измерения
Получение твердых отходов Сокращение количества твердых отхо- дов от упаковки у потребителя или сокраще- ние количества используемых упаковочных материалов Снижение на 35 % коли- чества исполь- зуемых упако- вочных матери- алов к 2008 г. относительно текущего года Перепроек- тирование упа- ковки продук- ции (инженер- ное подразде- ление, срок ис- полнения — 6 мес). Внедрение изменений в производство (6 мес). Испытание и выпуск всей продукции в но- вой упаковке Количество упаковочных материалов на одно изделие. Процент снижения рас- хода упаковоч- ных материа- лов на техноло- гической линии производства продукции. Ожидаемое снижение объе- ма твердых от- ходов у потре- бителя, едини- цы объема Процедуры управления проектом. Процедуры упаковки про- дукции Ежеквартальный мониторинг количества используемых упаковочных материалов (объем закупок минус отходы). Количество упакованных изделий, отгру- жаемых с тех- нологической линии
Услуга: Транспортирование и распределение товаров и продукции (техническое обслуживание парка машин)
Выбросы окислов азота NOX Повышение благоприятного воздействия на окружающую среду за счет улучшения ре- зультативности технического обслуживания Снижение на 25 % выбро- сов NOх к 2008 г. Идентифи- кация ключевых параметров тех- нического об- служивания для уменьшения вы- бросов NOX. Пересмотр программ тех- нического об- служивания для включения в них мероприятий по уменьшению NOX. Ускоренная оптимизация планов техни- ческого обслу- живания с ис- пользованием компьютерных программ Процент своевременно- го технического обслуживания. Количество выбросов NOx в расчете на км Процедуры технического обслуживания. Подготовка профессио- нального персо- нала, выполня- ющего техни- ческое обслу- живание. Компьютер- ный учет плано- вого техничес- кого обслужива- ния Отслежива- ние периодич- ности проведе- ния техническо- го обслужива- ния по сравне- нию с установ- ленным графи- ком. Мониторинг эффективности расходования топлива транс- портными сре- дствами. Ежеквар- тальные испы- тания транспор- тных средств на выбросы NOX. Ежегодная оценка умень- шения выбро- сов NOX
Получение отработанного масла Управление отработанным маслом в соот- ветствии с тре- бованиями Достижение 100 %-ного со- ответствия тре- бованиям, предъявляе- мым к утилиза- ции отработан- ного масла в сервисных цен- трах в течение года Разработка и внедрение программы управления от- ходами для подготовки пер- сонала сервис- ных центров Процент сервисных цен- тров, использу- ющих подготов- ленный персо- нал. Число несо- ответствий тре- бованиям ути- лизации. Процент от- работанного масла, утилизи- руемого в соот- ветствии с тре- бованиями Процедуры управления от- ходами. Программы обучения пер- сонала сервис- ных центров Мониторинг сервисных цен- тров, реализую- щих программы подготовки пер- сонала. Отслежива- ние количества утилизируемого отработанного масла и исполь- зуемых мето- дов утилизации. Ежеквар- тальная оценка выполнения ме- тодов управле- ния утилизаци- ей отработанно- го масла

 

 

Библиография

 

[I] ИСО 14001:2004 [2] ИСО 9000:2000 [3] ИСО 9001 [4] ИСО 9004 [5] ИСО/ТО 10013 [6] ИСО 14020 [7] ИСО 14021   [8] ИСО 14024 [9] ИСО/ТО 14025 [10] ИСО 14031 [II] ИСО/ТО 14032 [12] ИСО 14040 [13] ИСО 14041   [14] ИСО 14042 [15] ИСО 14043 [16] ИСО/ТО 14047 [17] ИСО/ТС 14048 [18] ИСО/ТО 14049   [19] ИСО/ТО 14062   [20] ИСО 19011   [21] ИСО 14000   Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по использованию Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Система менеджмента качества. Требования Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности Руководство по документации системы менеджмента качества Экологические этикетки и декларации. Основные принципы Экологические этикетки и декларации. Самодекларируемые экологические заявления (Эко­логическая маркировка типа II) Экологические этикетки и декларации, экологическая маркировка типа I Экологические этикетки и декларации. Экологические декларации типа III Экологический менеджмент. Оценка экологической результативности. Руководящие указа­ния Экологический менеджмент. Примеры оценки экологической результативности Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Цели, определение области применения и инвентаризационный анализ Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненно­го цикла Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цик­ла. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14042 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Формат документации с данными Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14041 для определения целей, области применения и инвентаризационного анализа Экологический менеджмент. Интеграция экологических аспектов в процесс проектирования и разработки продукции Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента Семейство международных стандартов. Международная организация по стандартизации, Женева, 2002 г.  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.026 с.)