Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Анализ со стороны руководства
Похожие статьи вашей тематики
Общие указания — Анализ со стороны руководства
Организации следует периодически анализировать и последовательно улучшать свою систему экологического менеджмента с целью повышения общей экологической результативности.
|
Анализ системы экологического менеджмента
Высшему руководству организации следует через определенные интервалы времени проводить анализ системы экологического менеджмента, чтобы оценить, сохраняется ли пригодность системы, ее адекватность и результативность. Анализом следует охватывать экологические аспекты деятельности организации, ее продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического менеджмента.
Входными данными для анализа со стороны руководства могут быть:
a) результаты внутренних аудитов и оценки соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
b) сообщения внешних заинтересованных сторон, включая претензии;
c) экологическая результативность организации;
d) степень достижения экологических целей и выполнения экологических задач;
e) состояние выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
f) действия по результатам предыдущего анализа со стороны руководства; g) информация об изменениях обстоятельств, содержащая:
1) информацию об изменениях продукции организации, ее деятельности и услуг;
2) результаты оценки экологических аспектов запланированных или новых разработок;
3) изменения законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;
4) мнения заинтересованных сторон;
5) перспективы научных исследований и разработок;
6) уроки, извлеченные из аварий и нештатных ситуаций, а также рекомендации по улучшению.
Выходные данные анализа системы экологического менеджмента могут включать в себя следующие решения:
- о пригодности, адекватности и результативности системы;
- об изменениях физических, кадровых и финансовых ресурсов системы;
- о действиях, имеющих отношение к возможным изменениям экологической политики, целей, задач и другим элементам системы экологического менеджмента.
Записи анализа, проводимого руководством организации, могут включать в себя копии повестки дня проведенного совещания и перечень его участников, представленные материалы или рабочие записи, а также решения, принятые руководством и зарегистрированные в виде служебных записок, файлов, отчетов, планов-графиков или записей системы контроля исполнения распоряжений.
Каждая организация решает самостоятельно, кто будет принимать участие в анализе со стороны руководства. Обычно в число лиц, проводящих такой анализ, входят специалисты экологической службы (собирающие и предоставляющие информацию), менеджеры основных подразделений (работа которых связана со значимыми экологическим аспектам или отвечающие за ключевые элементы системы экологического менеджмента, такие как подготовка кадров, ведение записей и т.п.) и высшие руководители (оценивающие результативность системы экологического менеджмента, идентифицирующие приоритеты улучшений, распределяющие ресурсы и обеспечивающие эффективность действий, предпринимаемых по результатам анализа).
Постоянное улучшение
Общие указания — Постоянное улучшение
Постоянное улучшение — ключевая характеристика эффективной системы экологического менеджмента.
Постоянное улучшение осуществляется путем достижения экологических целей и выполнения соответствующих задач и общего совершенствования системы экологического менеджмента или ее компонентов.
|
4.6.2.1 Возможности улучшения
Организации следует постоянно оценивать свою экологическую результативность и результативность процессов системы экологического менеджмента, чтобы идентифицировать возможности улучшения. Высшее руководство должно принимать непосредственное участие в этом процессе, осуществляя анализ со своей стороны.
Идентификация отклонений в системе экологического менеджмента (включая фактические или потенциально возможные несоответствия) также предоставляет значительные возможности для улучшения. Для реализации таких улучшений организации следует знать не только существующие отклонения, но и понимать, почему они происходят. Это может быть достигнуто путем анализа основных причин отклонений в системе экологического менеджмента.
Полезными источниками информации для обеспечения постоянного улучшения являются:
a) опыт, полученный при выполнении корректирующих и предупреждающих действий;
b) внешний бенчмаркинг (сопоставление с лучшими практическими достижениями других организаций);
c) предполагаемые или предложенные изменения, применимые к законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
d) результаты аудитов системы экологического менеджмента и оценки соответствия;
e) результаты мониторинга ключевых характеристик выполняемых операций;
f) результаты оценки степени достижения экологических целей и выполнения экологических задач;
g) мнения заинтересованных сторон, включая работников, потребителей и поставщиков.
4.6.2.2 Реализация постоянного улучшения
После того как возможности для улучшения идентифицированы, их следует оценить для определения действий, которые следует предпринять. Действия по улучшению следует планировать, а изменения в системе экологического менеджмента — реализовывать в соответствии с этими планами. Улучшения не обязательно должны проводиться во всех областях одновременно.
Практический совет — Примеры улучшений
Улучшения могут быть достигнуты как в рамках, так и вне рамок процесса постановки и анализа экологических целей и задач. Улучшения могут быть достигнуты путем:
a) разработки процесса оценки новых материалов с целью использования менее вредных;
b) улучшения процесса идентификации применимых законодательных требований, своевременного выявления новых требований, которым организация должна соответствовать;
c) повышения уровня знаний работников в области материалов и обращения с ними для уменьшения количества отходов;
d) внедрения процессов очистки сточных вод для обеспечения оборотного водоснабжения;
e) внедрения изменений в копировальное оборудование для обеспечения двусторонней печати документов в офисе;
f) перепроектирования маршрутов поставок для уменьшения потребления моторного топлива транспортной(ыми) компанией(ями);
g) постановки целей и задач по замене котельного топлива с целью снижения выбросов твердых частиц.
|
Приложение А
(справочное)
Примеры взаимосвязи между элементами системы экологического менеджмента
Примеры, приведенные в настоящем приложении, иллюстрируют взаимосвязи между различными элементами системы экологического менеджмента. Не следует считать эти примеры единственно возможными или что они подходят для применения в любом регионе, любой стране или организации.
Примеры, иллюстрирующие связь между деятельностью, продукцией и услугами организации, экологическими аспектами и фактическими и потенциально возможными воздействиями на окружающую среду, приведены в таблице А.1. Приведенные примеры иллюстрируют разнообразие сценариев, условий функционирования и возможных видов воздействий.
В таблице А.2 приведены некоторые виды деятельности, продукции и услуг, указанные в таблице А.1, с целью продемонстрировать, как они могут быть охвачены системой экологического менеджмента. В таблице А.2 представлен ряд возможных связей между экологическими аспектами, целями и задачами, программами, показателями результативности, управлением операциями, процессами мониторинга и измерений.
Таблица А.1 — Примеры видов деятельности, продукции и услуг и связанных с ними экологических аспектов и воздействий на окружающую среду
Деятельность/продукция/услуги
| Аспект
| Фактическое и возможное воздействия
| Деятельность: Строительство дорог
| Механическое уплотнение
| Выбросы частиц материалов, пыли в атмосферу
| Загрязнение воздуха
| Строительство в условиях сильного дождя
| Сброс почвы и щебня на землю и в воду
| Дополнительное расходование невозобновляемых природных ресурсов (размещение щебня, гравия). Деградация локальных участков земли. Эрозия почвы. Загрязнение воды. Деградация обитателей болот
| Деятельность: Проектирование котельного агрегата(рассмотрение аспектов, связанных с операциями)
| Эффективность расходования топлива (к.п.д.)
| Расход топлива
| Сбережение невозобновляемых энергоресурсов (ископаемого топлива)
| Снижение выбросов
| Выбросы в атмосферу
| Достижение целей по качеству воздуха
| Использование неопасных материалов
| Утилизация по окончании их использования
| Исключение опасных отходов
| Деятельность: Функционирование котельного агрегата на минеральном топливе
| Работа котельного агрегата
| Расход топлива
| Истощение невозобновляемых природных ресурсов
| Выбросы двуокиси серы SО2, окислов азота NOX и углекислого газа СО2 (т.е. парниковых газов)
| Загрязнение воздуха. Негативное воздействие на органы дыхания местных жителей. Кислотные дожди, воздействующие на поверхностные воды. Глобальное потепление и изменение климата
| Сброс горячей воды
| Изменение качества воды (т.е. ее температуры)
|
Продолжение таблицы А. 1
Деятельность/продукция/услуги
| Аспект
| Фактическое и возможное воздействия
| Хранение котельного топлива в подземной емкости
| Сброс топлива на землюа
| Загрязнение почвы. Загрязнение подземных вод
| Доставка и передача котельного топлива
| Неконтролируемые утечки топлива и его попадание в поверхностные водыb)
| Загрязнение поверхностных вод. Накопление токсичных веществ в представителях фауны
| Деятельность: Сельское хозяйство — Выращивание зерновых культур
| Полевые работы во время выращивания урожая
| Расход воды
| Истощение запасов подземных вод
| Использование пестицидов
| Загрязнение почвы. Накопление токсичных веществ в представителях фауны, выражающееся в хронических заболеваниях или утрате отдельных видов
| Выбросы метана (т.е. парниковых газов)
| Глобальное потепление и изменение климата
| Деятельность: Управление сточными водами
| Пищевая, сельскохозяйственная промышленность: очистка сточных вод
| Получение ила, применяемого в сельском хозяйстве
| Улучшение состава почв при добавлении питательных веществd)
| Продукция: Картриджи принтеров
| Перезаправляемые тюнеры картриджей
| Использование сырьевых материалов
| Сбережение ресурсов
| Утилизация по окончании срока службы
| Получение твердых отходовc)
| Использование земли
| Восстановление и повторное использование компонентов
| Сбережение природных ресурсов
| Продукция: Воздушный кондиционер
| Функционирование кондиционера у потребителя
| Использование электроэнергииC)
| Истощение невозобновляемых природных ресурсов
| Завершение использования — утилизация
| Получение твердых отходов0'
| Использование земли
| Восстановление и повторное использование компонентов
| Сбережение природных ресурсов
| Услуга: Техническое обслуживание и ремонтные работы
| Использование химических веществ
| Неконтролируемое состояние при аварииb)
| Загрязнение воздуха
| Загрязнение почвы
| Опасность для человека
| Ремонт воздушного кондиционера подрядчиком
| Выброс веществ, истощающих озоновый слой (например, хладаген-та)а)
| Уменьшение озонового слоя
| Услуга: Транспортирование и распределение товаров и продуктов
| Эксплуатация парка транспортных средств
| Расход топлива
| Истощение невозобновляемых минеральных топлив
| Выбросы окислов азота (NOX)
| Загрязнение атмосферы — образование озона — смог. Глобальное потепление и изменение климата
| Создание шума
| Дискомфорт или неудобства для местных жителей
|
Окончание таблицы А. 1
Деятельность/продукция/услуги
| Аспект
| Фактическое и возможное воздействия
| Обычная процедура технического обслуживания парка транспортных средств (включая смену масла)
| Выбросы окислов азота NОХ
| Достижение заданных параметров качества воздушной среды
| Получение отходов масла
| Загрязнение почвы
| а) Нештатная ситуация.
ь) Аварийная ситуация.
с) Организация может быть способна «оказывать влияние» на аспект.
d) Благоприятное воздействие.
|
Таблица А. 2 — Примеры видов деятельности, продукции и услуг и связанных с ними экологических аспектов, целей, задач, программ, показателей, управления операциями, мониторинга и измерений
Аспект
| Цель
| Задача
| Программа
| Показатель
| Способ управления операцией
| Мониторинг и измерения
| Деятельность: Функционирование котельного агрегата на минеральном (жидком) топливе
| Расход котельного топлива
| Снижение
расхода невозобновляемых
ресурсов
| Уменьшение расхода ко-
тельного топлива (сокращение
текущего расхода топлива на
20 % в год)
| Внедрение
более эффективной топливной горелки
| Проектные
характеристи-
ки.
Количество
расходуемого
котельного топлива за час
| Процедуры
внедрения модифицированных горелок.
Процедуры
документирования и регистрации расхода
топлива
| Ежеквар-
тальная оценка
выполнения
плана проекта.
Ежемесячное измерение
Расхода топлива
| Сброс горя-
чей воды
| Минимизация отрицатель-
ного воздействия воды повышенной температуры на качество воды в
водном бассейне
| Снижение
среднесуточной
температуры
сбрасываемой
воды на 1 0С к 2008 г.
| Инженерное
проектирова-
ние установки,
реинжиниринг с целью отбора и
повторного использования тепла от горячей воды (т.е.
когенерация)
| Среднесу-
точная температура сбрасываемой воды.
Параметры
качества воды в
бассейне.
Число и раз-
нообразие морских организмов
| Отбор об-
разцов воды и процедура анализа.
Отбор образцов морских
организмов.
Процедуры
когенерации.
Управление
инженерными
разработками
| Непрерывный мониторинг
температуры
сбрасываемой
воды.
Ежеквартальный мониторинг качества
воды в бассейне
| Продукция: Воздушный кондиционер (использование потребителем и утилизация)
| Потребление электричес-
кой энергии
| Сокращение потребления электро-
энергии потребителем
| Снижение
поддерживае-мой температуры на 5 %, осно-
вываясь на статистических данных последних лет и значе-
нии этой температуры на конец текущего
года
| Обучение
потребителей
путем распрос-
транения вместе с продукцией
информатив-
ных материалов по энергоэффективности (т.е. об экономии затрат и
снижении неблагоприятного воздейст-
вия на окруж
ающую среду)
| Повышение
интереса потребителя к уменьшению использования энергии.
Повышение
интереса потребителя к использованию новой энергоэффективной
продукции.
| Проектиро-
вание материа-
лов об энерго
эффективнос-
ти.
Потребление электричес-
кой энергии.
Рассмотрение энергоэф-
фективности
предложений
потребителей
по новым про-
ектам
| Отзывы
пользователей
|
Окончание таблицы А.2
Аспект
| Цель
| Задача
| Программа
| Показатель
| Способ управления операцией
| Мониторинг и измерения
| Получение
твердых отходов
| Сокращение количества
твердых отхо-
дов от упаковки
у потребителя
или сокраще-
ние количества
используемых
упаковочных
материалов
| Снижение
на 35 % коли-
чества исполь-
зуемых упако-
вочных матери-
алов к 2008 г.
относительно
текущего года
| Перепроек-
тирование упа-
ковки продук-
ции (инженер-
ное подразде-
ление, срок ис-
полнения —
6 мес).
Внедрение
изменений в
производство
(6 мес).
Испытание
и выпуск всей
продукции в но-
вой упаковке
| Количество
упаковочных
материалов на
одно изделие.
Процент
снижения рас-
хода упаковоч-
ных материа-
лов на техноло-
гической линии
производства
продукции.
Ожидаемое
снижение объе-
ма твердых от-
ходов у потре-
бителя, едини-
цы объема
| Процедуры
управления
проектом.
Процедуры
упаковки про-
дукции
| Ежеквартальный мониторинг количества используемых упаковочных материалов (объем закупок минус отходы).
Количество
упакованных
изделий, отгру-
жаемых с тех-
нологической
линии
| Услуга: Транспортирование и распределение товаров и продукции (техническое обслуживание парка машин)
| Выбросы
окислов азота
NOX
| Повышение
благоприятного
воздействия на
окружающую
среду за счет
улучшения ре-
зультативности
технического
обслуживания
| Снижение
на 25 % выбро-
сов NOх к 2008 г.
| Идентифи-
кация ключевых
параметров тех-
нического об-
служивания для
уменьшения вы-
бросов NOX.
Пересмотр
программ тех-
нического об-
служивания для
включения в них
мероприятий по
уменьшению
NOX.
Ускоренная
оптимизация
планов техни-
ческого обслу-
живания с ис-
пользованием
компьютерных
программ
| Процент
своевременно-
го технического
обслуживания.
Количество
выбросов NOx в
расчете на км
| Процедуры
технического
обслуживания.
Подготовка
профессио-
нального персо-
нала, выполня-
ющего техни-
ческое обслу-
живание.
Компьютер-
ный учет плано-
вого техничес-
кого обслужива-
ния
| Отслежива-
ние периодич-
ности проведе-
ния техническо-
го обслужива-
ния по сравне-
нию с установ-
ленным графи-
ком.
Мониторинг
эффективности
расходования
топлива транс-
портными сре-
дствами.
Ежеквар-
тальные испы-
тания транспор-
тных средств на
выбросы NOX.
Ежегодная
оценка умень-
шения выбро-
сов NOX
| Получение
отработанного
масла
| Управление
отработанным
маслом в соот-
ветствии с тре-
бованиями
| Достижение
100 %-ного со-
ответствия тре-
бованиям,
предъявляе-
мым к утилиза-
ции отработан-
ного масла в
сервисных цен-
трах в течение
года
| Разработка
и внедрение
программы
управления от-
ходами для
подготовки пер-
сонала сервис-
ных центров
| Процент
сервисных цен-
тров, использу-
ющих подготов-
ленный персо-
нал.
Число несо-
ответствий тре-
бованиям ути-
лизации.
Процент от-
работанного
масла, утилизи-
руемого в соот-
ветствии с тре-
бованиями
| Процедуры
управления от-
ходами.
Программы
обучения пер-
сонала сервис-
ных центров
| Мониторинг
сервисных цен-
тров, реализую-
щих программы
подготовки пер-
сонала.
Отслежива-
ние количества
утилизируемого
отработанного
масла и исполь-
зуемых мето-
дов утилизации.
Ежеквар-
тальная оценка
выполнения ме-
тодов управле-
ния утилизаци-
ей отработанно-
го масла
|
Библиография
[I] ИСО 14001:2004 [2] ИСО 9000:2000 [3] ИСО 9001
[4] ИСО 9004
[5] ИСО/ТО 10013
[6] ИСО 14020
[7] ИСО 14021
[8] ИСО 14024
[9] ИСО/ТО 14025
[10] ИСО 14031
[II] ИСО/ТО 14032 [12] ИСО 14040 [13] ИСО 14041
[14] ИСО 14042
[15] ИСО 14043
[16] ИСО/ТО 14047
[17] ИСО/ТС 14048
[18] ИСО/ТО 14049
[19] ИСО/ТО 14062
[20] ИСО 19011
[21] ИСО 14000
| Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по использованию
Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
Система менеджмента качества. Требования
Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
Руководство по документации системы менеджмента качества
Экологические этикетки и декларации. Основные принципы
Экологические этикетки и декларации. Самодекларируемые экологические заявления (Экологическая маркировка типа II)
Экологические этикетки и декларации, экологическая маркировка типа I
Экологические этикетки и декларации. Экологические декларации типа III
Экологический менеджмент. Оценка экологической результативности. Руководящие указания
Экологический менеджмент. Примеры оценки экологической результативности
Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура
Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Цели, определение области применения и инвентаризационный анализ
Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла
Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла.
Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14042
Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Формат документации с данными
Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ИСО 14041 для определения целей, области применения и инвентаризационного анализа
Экологический менеджмент. Интеграция экологических аспектов в процесс проектирования и разработки продукции
Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
Семейство международных стандартов. Международная организация по стандартизации, Женева, 2002 г.
|
|