Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет экономического анализа и его научный аппарат, принципы проведения ахд↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод и методика экономического анализа метод науки - способ исследования своего предмета. Метод АИД имеет специфич черты. 1- необх-ть пост сравнений. Сравнения очень широко примен Фактич рез-ты деят-ти сравнив-ся с рез-тами прошл лет; достижениями др предпр, план пок-ми, среднеотрасл т.д. необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса- вторая характерн черта АХД. Н-р, НТП оказывает положит рез-тат на рост пр-ти труда, повышение уровня рентабельности и др пок-ли, но при этом надо учитывать и его отрицчерты, такие, как загрязнение ОС и др изучение хоз деят-ти предпр должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не мб правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им колич-венную хар-ку, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на рез-ты деят-ти. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными. Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методом индукции(от частного к общему) и дедукции. каждый процесс, каждое экономич явление надо рассматривать как с-му, как совокупность многих элементов, связанных м/ду собой. Из этого вытекает необх-ть системн подхода к изучению объектов анализа, что явл еще одной его характерной чертой. Системный подход предусматривает макс Детализацию (выделение составных частей) тех или др явлений проводится в той степени, кот практически необх-ма для выяснения наиболее существи главного в изучаемом объекте. Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязи, взаимодействия, соподчиненности. После изучения отд сторон экономики предпр, их взаимосвязи, и зависимости надо обобщить весь материал исследования. Обобщение (синтез) является очень ответственным моментом в анализе. необх-мо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых зависят рез-ты деят-ти. Важной методологической чертой АХД явл-ся разработка и использование сис-мы показателей, необх для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономич явлений и процессов в хоз деят-ти предпр. ТО, метод ЛХД представл системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на рез-ты деят-ти предпр путем обработки спецприемами с-мы пок-лей плана, учета, отчетности и др источн информации с целью повышения эфф-сти пр-ва. Использ метода АХД проявляется через ряд конкретных методик аналитич исследования. Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Общую методику понимают как с-му исследования, кот одинаково используется при изучении разл объектов экономич анализа в разл отраслях нац экономики. Частные методики конкретизируют общую относ-но к опротраслям экономики, к опр типу пр-ва или объекту исследования. Любая методика анализа представл собой методологич советы по исполнению аналитич исследования. Она содержит такие моменты, как: а) задачи и формулировки целей анализа; б) объекты анализа; в) системы пок-лей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа; г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования; д) описание способов исследования изучаемых объектов; е) источники данных, на основании которых производится анализ; ж) указания по организации анализа (кто проводит отд части исследования); з) технич ср-ва, которые целесообразно использ для аналитич обработки информации; к) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа; Л) потребители результатов анализа. В качестве важнейшего эл-та методики АХД выступают технич приемы, и способы анализа. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Одним из важнейших методологических вопросов в АХД является определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей. В детерминированном факторном анализе (ДФА) для этого используются следующие способы: цепной подстановки, индексный, абсолютных разниц, относительных разниц, пропорционального деления, интегральный, логарифмирования и др.. Классификация факторов в АХД Детерминированное моделирование и способы преобразлвания факторных систем Моделирование - это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. Сущность его заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными передается в форме конкретного математического уравнения. В факторном анализе различают модели детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные). С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами). При моделировании детерминированных факторных с-м необх выполнять ряд требований. Факторы, включаемые в модель, и сами модели должны иметь опр выраженный х-р, реально существовать, а не быть придуманными абстрактн величинами или явл-ми. Факторы, которые входят в систему, должны быть не только необходимыми элементами формулы, но и находиться в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями. Иначе говоря, построенная факторная система должна иметь познавательную ценность Все показатели факторной модели должны быть количественно измеримыми, т.е. должны иметь единицу измерения и необходимую информационную обеспеченность. Факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов, это значит, что в ней должна учитываться соразмерность изменений результативного и факторных показателей, а сумма влияния отдельных факторов должна равняться общему приросту результативного показателя. Эти модели отражают процесс детализации исходной факторной системы мультипликативного вида и расширения ее за счет расчленения на сомножители комплексных факторов. Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил. Аналогичным образом осуществляется моделирование аддитивных факторных систем за счет расчленения одного или нескольких факторных показателей на составные элементы Рез-ты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рац и удобная для восприятия форма представления аналитич информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в опр порядке.(виды) Балансовый способ в АХД Балансовый способ служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования. Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой - фактическое их наличие. В некоторых случаях балансовый способ может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов:
Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
где q - единичный параметрический показатель; Р - уровень параметра исследуемого изделия; p100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %. Групповой, показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
Интегральный показатель (J) представляет собой отношении группового показателя по техническим параметрам (GmJ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности? Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж? Где П - прибыль от реализации продукции; ЧР — среднесписочная численность работников; В - выручка от реализации продукции; KL - среднегодовая сумма капитала; ТП - стоимость выпуска товарной продукции в действующих ценах; П/ЧР — рентабельность персонала; П/ В - рентабельность продаж; KL/ЧP - капиталовооруженность труда; В/ТП - доля выручки в стоимости выпущенной продукции; ТП/ЧР - среднегодовая выработка продукции одним работником в действующих ценах. Вторая модель позволяет установить, как изменилась прибыль на одного работника за счет уровня рентабельности продаж, удельного веса выручки в общем объеме произведенной продукции и производительности труда. Отсюда П = МД - Н. Предмет экономического анализа и его научный аппарат, принципы проведения АХД Экономическ анализ-это научн способ познания сущности экономич явл и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимости. Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические процессы на уровне мировой и нац экономики и ее отд частей и микроэкономич анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отд субъектов хозяйствования.(ахд) Предметом АХД явл-cя причинно-следств связи экономич явлений и процессов. Объектами АХД явл-ся экономич рез-таты хоз-венной деят-ти(произ-во и реализация продукции, ее с\с, использование матер труд и финн ресурсов и тд) Проводя АХД необх-мо руководствоваться след принципами: 1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. (оценивая опр проявления экономичжизни, нужно учитывать их соответствие гос-венной экономич, соц, экологической, международной политике и законодательству. 2. Анализ должен носить научный характер, т.е., учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований. 3. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия. 4. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамич с-ма, состоящая из ряда элементов, опр способом связанных м/ду собой и вн средой 5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. (должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы должны обосновываться точными аналитич расчетами. 6. Анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. 7. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитич работы на предпр-ях, распределения обязанностей по ее выполнению м/ду исполнителями и контроля за ее проведением. 8. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленч решения и претворять их в жизнь. 9. Один из принципов анализа - его демократизм. Предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предпр, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использ имеющихся внутрихоз резервов. 10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию. Виды экономического анализа и его связь со смежными дисциплинами По отраслевому признаку, анализ дел на отраслевой, методика кот учитывает специфику отд отраслей экономики (пром-и, с/х, строительства, транспорта и т.д.), и межотраслевой, кот явл-ся теоретич и методологич основ АХД во всех отраслях нац эк-ки, и наз-ся теорией АХД По признаку времени АХД подразд на Предварительный (прогнозный) проводится до осуществл хоз операций, необх для обоснования управленч решений и плановых заданий,и для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупрежд нежелат рез-тов. Последующий (ретроспективный) проводится после совершения хоз актов. Он использ для контроля за выполнением плана, выявления неиспользов резервов, объективн оценки рез-тов деят-ти предпр.Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Ретроспективный анализ также дел на Оперативный (ситуационный) проводится сразу после совершения хоз операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хоз процессы. Итоговый (заключит) проводится за отчетн период времени (месяц, квартал,год). деятельность предпр изучается комплексно и всесторонне по отчетн данным за соответств период. По пространств признаку выдел Внутрихоз анализ изучает деят-ть только исследуемого предпр,структурн подразд. При межхоз сравн рез-ты деят-ти 2х и > предпр,что позвол выявить передовой опыт, резервы, недостатки и дать более объективн оценку эфф-ти деят-ти предпр. АХД по объектам управления. Хоз деят-ть сост из отд подсистем: экономики, техники, технологии, ОП, соц усл труда, природоохранной деят-ти и др. В связи с этим выделяют: технико-экономич анализ, кот занимаются технич службы предпр-изучение взаимодействия технич и экономич процессов и установление их влияния на экономич рез-ты деят-ти предпр; финансово-экономич анализ (фин служба предпр, фин и кредитные органы) осн внимание уделяет фин рез-там деят-ти предпр: выполнению финплана, эффект-ти использ собств и заемного капитала, выявлению резервов увелич суммы прибыли, роста рентаб-ти, улучшения финанс состояния и платежеспособности предпр; управленч анализ проводят все службы предпр с целью предоставл рук-ву информации, необх для планирования, контроля и принятия оптим управленч решений, выработки стратегии и тактики по вопросам фин политики, маркетинговой деят-ти, совершенств техники, технологии и ОП, носит оперативный хар-р, рез-ты его являются коммерч тайной; соц-экономич (экономич службы упр-ия, социологич лаборатории, статист органы) изучает взаимосвязь соц и экономич процессов, их влияние др на др и на экономич рез-ты хоз деят-ти; экономико-статист анализ (статистич органы) примен для изучения массовых обществ явлений на разн уровнях упр-ия: предпр, отрасли, региона; экономико-экологич (органы охраны ОС, экономич службы предпр) исследует взаимодействие экологич и экономич процессов, связ с сохр и улучш ОС и затратами на экологию; маркетинговый анализ (служба маркетинга предпр) примен для изучения внеш среды функционирования предпр, рынков сырья и сбыта ГП, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерч риска, формир цен политики, разработки стратегии маркетинг деят-ти. По методике изучения объектов АХД мб с опоставительным (сравнение отчетн пок-лей о ре-тах хоз дея-ти с пок-лями плана текущ года, данными прошл лет, передовых предпр.) диагностическим (установление хар-ра нарушений норм хода экономич процессов на основе типичных признаков, характерных для данного нарушения), факторным (выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результ пок-лей), маржинальным (метод оценки и обоснования эффект-ти управленч решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, с/с и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные), экономико-математич( выбор наиболее опт варианта решения экономич задачи, выявл резервы повышения эффект-ти пр-ва за счет более полного использования имеющ ресурсов),экономико-статистич, Детерминированный анализ (исследование функц взаимосвязей м/ду факторными и результат пок-ми), Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) изучения стохастических зависимостей между исслед явл-ми и процессами хоз деят-и предпр), Функционально-стоимостный анализ (ФСА) метод выявления резервов. Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. По субъектам (пользователям анализа) различ Внутренний анализ проводится непосредств на предпр для нужд оперативн, краткосроч и долгосрочн упр-ия произв, коммерч и фин деят-тью. Внешний анализ проводится на основании финанс и статистич отчетности органами хоз упр, банками, финанс органами, акционерами, инвесторами. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной анализ выводы делаются после изучения всех объектов, а при выборочном - по рез-там обслед только части объектов. По содержанию программ-. комплексн анализ деят предпр изучается всесторонне, а при тематическом — только отд ее стороны, представляющие в опр момент наибольший интерес. Экономический анализ очень тесно связан с рядом экономических и неэкономических дисциплин. В первую очередь среди наук, с экономической теорию, которая, изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу. Также тесно связан с планированием и упр-ем пр-вом. В анализе широко используются плановые материалы. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений. Связь анализа с бухгалтерским учетом. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при АХД. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учету. Экономический анализ тесно связан также с финансированием и кредитованием предприятий. Без знания действующего порядка финансирования и кредитования соответствующих отраслей национальной экономики, взаимосвязей с финансовыми и кредитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. Статистика. большинство методов и способов экономического исследования одинаково используют обе наукиСреди наук не экономического направления в первую очередь нужно выделить математические и технологические. Необх-ть решения сложных экономич задач явилась мощным стимулом развития математики. Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.016 с.) |