Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы экологического менеджмента

Поиск

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования

ISO 14004:2004

Environmental management systems — General guidelines on principles,

Systems and support techniques (IDT)

Издание официальное

 

 

 
   

 


Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническомуре­гулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 425-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14004:2004 «Системы эколо­гического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функцио­нирования» (ISO 14004:2004 «Environmental management systems — General guidelines on principles, systems and support techniques»)

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14004—98

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом ин­формационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответству­ющая информация уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ, 2009

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас­
пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническо­му регулированию и метрологии

 

 

Содержание

1. Область применения  
2. Нормативные ссылки  
3. Термины и определения  
4. Элементы системы экологического менеджмента  
4.1 Общие положения  
4.2 Экологическая политика  
4.3 Планирование  
4.4 Внедрение и функционирование  
4.5 Контроль  
4.6 Анализ со стороны руководства  
Приложение А (справочное) Примеры взаимосвязи между элементами системы экологического менеджмента  
Библиография  

 

 

 

Введение

По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды, организации всех типов и масштабов все большее внимание обращают на уровень влияния своей дея­тельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая результативность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достиже­ния высокой экологической результативности организация должна реализовывать (обеспечивать) сис­темный подход к своей деятельности и постоянно улучшать систему экологического менеджмента (далее — СЭМ).

Основная цель настоящего стандарта — оказать помощь организациям, которые намерены внед­рить или улучшить СЭМ, тем самым повышая свою экологическую результативность. Положения насто­ящего стандарта совместимы с концепцией устойчивого развития, культурными, социальными и организационными аспектами и другими системами менеджмента.

Настоящий стандарт может быть использован организацией любого типа, масштаба и уровня зре­лости, действующей в различных секторах экономики в любой стране земного шара. В стандарте также учтены особые потребности и стремление малых и средних предприятий использовать системы эколо­гического менеджмента.

Настоящий стандарт входит в серию стандартов по экологическому менеджменту, созданных на основе соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. В этой серии только ГОСТ Р ИСО 14001—2007 содержит требования, которые могут быть объективно проверены для целей сертификации/регистрации или для целей самодекларации. Настоящий стандарт содержит примеры, описания и варианты, которые помогут как при внедрении системы экологического менеджмента, так и в усилении позиций этой системы в системе общего менеджмента организации. Хотя руководящие указа­ния, приведенные в настоящем стандарте, соответствуют модели системы экологического менеджмен­та, установленной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не следует рассматривать как интерпретацию требований ГОСТ Р ИСО 14001. Для упрощения использования подразделы раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14004 имеют нумерацию, аналогичную ГОСТ Р ИСО 14001. Однако в случаях, когда необходимы более подробные или дополнительные указания для эффективного внедрения системы экологического менеджмента, оказалось полезным ввести дополнительные подпункты (например, 4.3.1.1 или 4.3.3.3). Кроме настоя­щего стандарта и ГОСТ Р ИСО 14001, в серию стандартов по экологическому менеджменту входят дру­гие стандарты, реализующие прямое применение соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. Описания и справочную информацию о международных стандартах се­рии 14000 можно найти в публикации ИСО «Международные стандарты ИСО серии 14000».

В настоящем стандарте описаны элементы системы экологического менеджмента и приведены практические рекомендации по разработке, внедрению и поддерживанию функционирования или улуч­шению СЭМ. Такая система может существенно повысить возможности организации прогнозировать, идентифицировать и управлять влиянием на окружающую среду, достигать экологических целей и обеспечить соответствие применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.

Примеры и подходы, приведенные в настоящем стандарте, носят иллюстративный характер. Их не следует считать единственно возможными, но они могут оказаться полезными для любой организа­ции. При проектировании, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента организа­циям следует выбирать подходы, которые соответствуют возможностям самой организации. Экологический менеджмент является составной частью общего менеджмента организации. Проектиро­вание системы экологического менеджмента — последовательный и интерактивный процесс. Структу­ра, ответственность, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы для внедрения экологической политики, целей и задач могут быть скоординированы с усилиями, реализуемыми в дру­гих областях (например, технологические операции, финансы, качество, здоровье и безопасность пер­сонала).

Для упрощения понимания настоящий стандарт содержит параграфы, обозначенные как «практи­ческий совет» и «общие указания», приводимые отдельно и заключенные в рамки.

Ключевыми задачами для руководящего состава (менеджеров) при разработке, внедрении, под­держивании функционирования или улучшении системы экологического менеджмента являются следу­ющие:

- признание факта, что экологический менеджмент является одним из главных приоритетов орга­низации;

- разработка и поддерживание обмена информацией и конструктивное сотрудничество с внутрен­ними и внешними заинтересованными сторонами;

- идентификация экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организации;

- идентификация законодательных и других требований, относящихся к экологическим аспектам организации, которые организация обязалась выполнять;

- обеспечение согласия со стороны руководства и всех лиц, работающих для организации или по ее поручению, в отношении охраны окружающей среды, с четким установлением, а также выполнением ими требований отчетности и ответственности;

- поощрение экологического планирования на протяжении всего жизненного цикла продукции или
услуг;

- разработка процесса достижения экологических целей и выполнения экологических задач;

- обеспечение необходимыми и достаточными ресурсами, в том числе с целью обучения, для обеспечения соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, для достижения экологических целей и выполнения экологических задач на постоянной основе;

- оценка экологической результативности, исходя из экологической политики организации, ее целей и задач и, где это применимо, поиск возможности улучшения;

- разработка процесса менеджмента, включая проведение аудита и анализа системы экологичес­кого менеджмента, а также идентификация возможности улучшения системы и, соответственно, повы­шения экологической результативности, а также

- поощрение подрядчиков и поставщиков при разработке ими собственных систем экологического менеджмента.

Организации могут использовать настоящий стандарт или другие соответствующие документы ИСО различным образом, например:

- как руководство по разработке, внедрению, поддерживанию или улучшению системы экологи­ческого менеджмента с учетом того, что настоящий стандарт не может быть использован в целях само­декларации или других целях в области оценки соответствия, а также

- для помощи при внедрении или улучшении системы экологического менеджмента.
Выбор способа использования зависит от таких факторов, как:

- цели организации;

- уровень готовности систем менеджмента организации (т.е. имеет ли организация систему ме­неджмента, способную поддержать включение в нее экологической составляющей);

- возможные преимущества и недостатки, определяемые такими факторами, как существующее и
ожидаемое положение организации на рынке, репутация, внешние связи и мнения заинтересованных сторон, а также

- размеры организации.

Внедрение эффективной системы экологического менеджмента поможет организации избежать, снизить или контролировать негативные воздействия на окружающую среду ее деятельности, продук­ции и услуг, достичь соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые орга­низация обязалась выполнять, а также постоянно улучшать экологическую результативность.

Наличие системы экологического менеджмента может помочь организации убедить заинтересо­ванные стороны в том, что:

- руководство организации выполняет обязательства по реализации экологической политики, дос­тижению поставленных экологических целей и выполнению экологических задач;

- особая значимость придается предотвращению загрязнений окружающей среды;

- данная система является свидетельством оправданной заботы об обеспечении соответствия принятым обязательствам;

- в проект системы заложен процесс последовательного улучшения.

Внедрение системы экологического менеджмента может принести также экономические выгоды. Организация, включившая в систему общего менеджмента систему экологического менеджмента, име­ет возможность сбалансировать экономические и экологические интересы. Экономические выгоды мо­гут быть также обусловлены тем, что организация получает возможность демонстрировать заинтересованным сторонам свою деятельность в области экологического менеджмента. Это также позволяет организации связать экологические цели и задачи с конкретными финансовыми результатами своей деятельности и тем самым подтвердить, что если одновременно учитывать финансовые и эколо­гические вопросы, то предоставляемые ресурсы принесут наибольшую выгоду. Организация, внедрив­шая систему экологического менеджмента, может получить важные конкурентные преимущества.

В дополнение к потенциальным выгодам, связанным с внедрением эффективной системы эколо­гического менеджмента, помимо повышения экологической результативности можно отнести:

- предоставление потребителям свидетельства о реализации системы экологического менед­жмента;

- поддерживание хороших взаимоотношений с общественностью;

- соответствие критериям инвесторов и повышение возможностей кредитования;

- заключение договоров страхования при разумном уровне затрат;

- улучшение репутации и позиции на рынке;

- усиление контроля за издержками;

- уменьшение вероятности несчастных случае, приводящих к судебной ответственности;

- снижение потребления материалов и энергии;

- облегчение получения разрешений от уполномоченных органов при обеспечении соответствия
их требованиям;

- содействие распространению экологических знаний среди поставщиков, подрядчиков и всех лиц,
работающих для организации или по ее поручению;

- стимулирование разработок и поиска решений экологических проблем и

- улучшение отношения между промышленностью и правительством.

 

 

Область применения

Настоящий стандарт представляет собой руководство по разработке, внедрению, обеспечению функционирования и улучшению систем экологического менеджмента при координации этой деятель­ности с другими системами менеджмента.

Примечание — Хотя данная система не распространятся на менеджмент охраны здоровья и безопас­ности труда, руководство может быть использовано, если организация намерена внедрить систему менеджмента, объединяющую вопросы экологии, охраны здоровья и безопасности труда.

Руководящие указания, изложенные в настоящем стандарте, могут быть использованы организа­циями любого типа, масштаба, местоположения или уровня зрелости.

Хотя руководящие указания, изложенные в настоящем стандарте, согласуются с моделью систе­мы экологического менеджмента, приведенной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не предполагается использо­вать как интерпретацию требований этого стандарта.

Нормативные ссылки

Нормативные ссылки отсутствуют. Настоящий раздел включен с целью сохранения нумерации пунктов предыдущего издания стандарта (ИСО 14004:1996).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины и определения:

3.1 аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки).
[ИСО 9000:2000, 3.9.9]

3.2 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствова­ния системы экологического менеджмента (3.9), с целью улучшения общей экологической резуль­тативности (3.11) в соответствии с экологической политикой (3.20) организации (3.13).

Примечание — Этот процесс не обязательно проходит одновременно во всех сферах деятельности.

[ИСО 14001:2004, 3.2]

3.3 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоотве­тствия (3.18).

Примечание — Определение соответствует приведенному в ИСО 9000:2000, 3.6.6

3.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, устраняющее причины выявленно­го несоответствия (3.18)

[ИСО 14001:2004, 3.3]

3.5 документ (document): Информация, приведенная на соответствующем носителе.

Примечание 1 — Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компью­терным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией.

Примечание 2 — Определение соответствует приведенному в ИСО 9000:2000, 3.7.2.

[ИСО 14001:2004,3.4]

Издание официальное

 

3.6 окружающая среда (environment): Окружение в котором функционирует организация (3.20),
включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей в их взаимодействии.

Примечание — Понятие окружение в данном контексте распространяется на среду в пределах от орга­низации (3.20) до глобальной системы.

[ИСО 14001:2004, 3.5]

3.7 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.20), ее
продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой (3.6).

Примечание — Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздей­ствие на окружающую среду (3.8).

[ИСО 14001:2004,3.6]

3.8 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение в окружаю­
щей среде
(3.6) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся
результатом экологических аспектов (3.7) организации (3.20).

[ИСО 14001:2004,3.7]

3.9 система экологического менеджмента (environmental management system)

СЭМ (EMS): Часть системы менеджмента организации (3.20), используемая для разработки и внедрения экологической политики (3.13) и управления ее экологическими аспектами (3.7)

Примечание 1 — Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элемен­тов, используемых для установления политики и целей и достижения этих целей.

Примечание 2 — Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры (3.23), процессы и ресурсы.

[ИСО 14001:2004,3.8]

3.10 экологическая цель (environmental objective): Общая экологическая установка к действию,
согласующаяся с экологической политикой (3.13), которую организация (3.20) решила достигнуть.

[ИСО 14001:2004, 3.9]

3.11 экологическая результативность (environmental performance): Измеряемые организаци­ей (3.20) результаты управления своими экологическими аспектами (3.7)

Примечание — В контексте систем экологического менеджмента (3.9) результаты могут быть изме­рены в отношении реализации экологической политики (3.13) организации (3.20), достижения экологических целей (3.10), выполнения экологических задач (3.14) и других требований к экологической результативности.

[ИСО 14001:2004,3.10]

3.12 показатель экологической результативности (environmental performance indicator): Кон­кретное выражение, содержащее информацию об экологической результативности (3.11) организа­ции (3.20)

[ИСО 14031:1999,2.10]

3.13 экологическая политика (environmental policy): Официальное заявление высшего руковод­ства организации (3.20) об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологи­
ческой результативности
(3.11).

Примечание — Экологическая политика определяет рамки для действий и служит основой для поста­новки экологических целей (3.10) и экологических задач (3.14).

[ИСО 14001:2004,3.11]

3.14 экологическая задача (environmental target): Детализированное требование к результатив­ности, применимое к организации (3.20) или ее частям, вытекающее из экологических целей (3.10),
которое следует установить и выполнить для достижения этих целей.

[ИСО 14001:2004,3.12]

3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованные в экологической результативности (3.11), или на которых может влиять экологическая результатив­ность организации (3.20).

[ИСО 14001:2004,3.13]

3.16 внутренний аудит (internal audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита, а также его объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные органи­зацией (3.20).

Примечание — Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость аудита может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за проверяемую деятельность.

[ИСО 14001:2004, 3.14]

3.17 показатель результативности менеджмента; ПРМ (management performance indicator) (MPI): Показатель экологической результативности (3.12), содержащий информацию о результатах работы менеджмента (руководства организации) в отношении его влияния на экологическую резуль­тативность (3.11) организации (3.20).

[ИСО 14031-2000, 2.10.1]

3.18 несоответствие (nonconformity): Невыполнение установленного требования
[ИСО 9000:2001, 3.6.2]

3.19 показатель результативности функционирования; ПРФ (operational performance indicator)(OPI): Показатель экологической результативности (3.12), содержащий в себе информа­цию об экологической результативности (3.11) функционирования организации (3.20).

[ИСО 14031-2000,2.10.2]

3.20 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, учреждение либо их часть, либо комбинация частей, официально учрежденные или нет, государствен­ные или частные, выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат.

Примечание — Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение мо­жет быть определено как организация.

[ИСО 14001:2004,3.16]

3.21 предупреждающее действие (preventive action): Действие, устраняющее причины потен­циально возможного несоответствия (3.18).

[ИСО 14001:2004, 3.17]

3.22 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов, практи­ческих методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии с целью избежать, уменьшить или контролировать (отдельно или в комбинации) образование, выброс или сброс любого типа загрязняющего вещества или отходов уменьшения негативных воздействий на окружающую среду (3.8).

Примечание — Предотвращение загрязнения может включать в себя устранение или уменьшение ис­точника (загрязнения), изменение процесса, продукции или услуг, эффективное использование ресурсов, замену используемых материалов и видов энергии, повторное использование, восстановление, вторичную переработку, утилизацию и очистку.

[ИСО 14001:2004,3.18]

3.23 процедура (procedure): Установленный способ выполнения какой-либо деятельности или процесса.

Примечание 1 — Процедура может быть документированной и не документированной. Примечание 2 — Соответствует определению ИСО 9000:2000, пункт 3.4.5.

[ИСО 14001:2004, 3.19]

3.24 запись (record): Документ (3.5), в котором зафиксированы полученные результаты или со­держащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности.

Примечание — Соответствует определению ИСО 9000:2000, пункт 3.7.6. [ИСО 14001:2004, 3.20]

Общие положения

Экологическая политика

Экологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой. Она устанавливает уровень экологической ответственности и результативности, требуемой от организации; по этому уровню будут оцениваться все последующие действия организа­ции. В экологическую политику должна входить связь с воздействиями на окружающую среду деятель­ности организации, ее продукции и услуг (в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента). Экологическую политику следует применять как руководство в процессе постановки экологических целей и задач.

Увеличивается число международных организаций, включая правительственные организации, промышленные ассоциации и общественные группы, разработавших руководящие принципы своей де­ятельности. Такие руководящие принципы помогают организациям определить масштабы своих обяза­тельств в отношении окружающей среды. Они также содействуют тому, что различные организации используют общие для всех ценности. Подобные руководящие принципы помогают организации разра­ботать такую экологическую политику, которая будет индивидуальной для любой организации. Отве­тственность за установление экологической политики несет высшее руководство организации. Экологическая политика может быть включена или объединена с другими политическими документами организации. Руководство (менеджмент) организации отвечает за внедрение экологической политики, а также за подготовку исходной информации для формулирования ее изменений. С экологической поли­тикой следует ознакомить всех лиц, работающих в организации или по ее поручению. Кроме того, эколо­гическая политика организации должна быть доступна общественности (см. 4.4.3.2).

При разработке экологической политики организации следует рассмотреть:

a) миссию организации, видение перспектив, основные ценности и убеждения;

b) координацию с другими политиками организации (например, в области качества, охраны здо­ровья и безопасности труда);

c) требования заинтересованных сторон и обмен информацией с ними;

d) руководящие принципы;

e) специфические местные или региональные условия;

f) обязательства в отношении предотвращения загрязнений и последовательного улучшения сис­темы экологического менеджмента;

g) обязательства в отношении соблюдения законодательных и других требований, которые орга­низация обязалась выполнять.

 

Практический совет— Экологическая политика В экологической политике следует исходить из того факта, что вся деятельность, продукция и услуги в определенной области применения системы экологического менеджмента организации могут оказывать воздействия на окружающую среду. Поэтому основные положения экологической политики зависят от области деятельности органи­зации. В экологической политике, помимо прочего, следует также установить обязательства организа­ции в отношении: a) соблюдения применимых к ее экологическим аспектам законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять, или достижения лучших результатов по сравнению с предъявляемыми требованиями; b) предотвращения загрязнения (см. Практический советПредотвращение загрязнения); c) постоянного улучшения экологической деятельности путем разработки процедур и соответствующих показателей экологической результативности. Экологическая политика может также включать в себя другие обязательства в отношении: d) минимизации любых значимых негативных воздействий на окружающую среду в результате внедрения новых разработок путем использования интегрированных процедур и планирования систе­мы экологического менеджмента; e) проектирования продукции с учетом ее экологических аспектов и f) стремления к лидирующему положению организации в области экологического менеджмента.  

 

 

Практический совет — Предотвращение загрязнения Вопрос о предотвращении загрязнений может рассматриваться как на стадии проектирования и разработки новой продукции и услуг, так и при разработке соответствующих процессов. Такая страте­гия помогает организации экономить ресурсы, сокращать количество получаемых отходов, выбросов, сбросов, связанных с продукцией и услугами (Руководство по проектированию продукции и соотве­тствующие методы приведены в ИСО/ТО 14062 [19]). Сокращение числа источников выбросов, сбросов может стать наиболее эффективным методом, позволяющим получить двойную выгоду: исключить получение отходов, выбросов и сбросов и одновре­менно сократить потребление ресурсов. Однако по различным причинам некоторые организации не мо­гут реализовать предотвращение загрязнений путем сокращения числа источников. В подобных случаях организации следует рассмотреть возможность использования иерархического подхода к предотвраще­нию загрязнения. При использовании такого подхода предпочтение следует отдать предотвращению за­грязнения непосредственно на уровне самого источника, что может быть выражено в виде: a) сокращения числа источников или их исключения (путем использования экологически благоприятного проектирования и разработок, замены материалов, внесения изменений в процесс, продук­цию или технологию и эффективного использования и сбережения энергии и материальных ресурсов); b) внутреннего повторного использования или рециклинга (повторного использования или рециклинга материалов внутри процесса или установки); c) внешнего повторного использования или рециклинга (путем передачи материалов за пределы производственной площадки для их повторного использования или рециклинга); d) восстановления и очистки (путем переработки отходов на производственной площадке или за ее пределами, очистки выбросов и сбросов на производственной площадке или за ее пределами для снижения их негативного воздействия на окружающую среду); e) использования таких механизмов регулирования, как сжигание или контролируемое размещение отходов (на свалке), если это допустимо. Однако организация может использовать такие методы только после того, как были рассмотрены другие методы.

Планирование

Общие указания— Планирование Планирование является самым важным фактором реализации организацией своей экологической политики, а также создания, внедрения и поддерживания функционирования системы экологического менеджмента. Процесс планирования должен включать в себя следующие элементы: a) идентификацию экологических аспектов и определение самых значимых из них; b) идентификацию применимых законодательных требований и других требований, которые организация обязалась выполнять; c) установление внутренних критериев результативности, если это необходимо; d) постановку экологических целей и задач и разработку программы (программ) по достижению этих целей и выполнению задач. Таким образом, процесс планирования может помочь организации сосредоточить основные ре­сурсы в тех областях, которые наиболее важны для достижения поставленных целей. Данные, получен­ные в процессе планирования, могут быть также использованы при разработке или совершенствовании других элементов системы экологического менеджмента, таких, как подготовка (обучение) кадров, управление операциями, мониторинг и измерения. Планирование — постоянный процесс, который реализуется при разработке и внедрении элемен­тов системы экологического менеджмента для их поддерживания и улучшения с учетом изменяющихся обстоятельств, а также «входов» и «выходов», системы экологического менеджмента. В процессе пла­нирования организации следует рассмотреть вопрос о том, каким образом следует измерять и оцени­вать результативность в отношении выполнения обязательств, определенных экологической политикой, достижения целей и выполнения задач, а также соблюдения других критериев результатив­ности. Один из подходов, который может оказаться полезным, заключается в установлении показате­лей результативности в процессе планирования. Примечание — Руководство по показателям результативности и их оценке приведено в 4.3.3.3 и 4.5.1 настоящего стандарта и ИСО 14031 [10].

Экологические аспекты

4.3.1.1 Общее представление

Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой (см. 4.3.1.2). Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологи­ческого менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять (см. 4.3.1.3).

Изменения окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющиеся следствием экологических аспектов, называют воздействиями на окружающую среду.

Примерами негативных воздействий являются загрязнение воздуха и истощение природных ресурсов. Примерами положительных воздействий являются улучшение качества воды или почвы. Взаимосвязь между экологическими аспектами и связанными с ними воздействиями носит причинно-следственный ха­рактер. Организации следует знать и понимать те аспекты, которые оказывают или могут оказать значи­мое воздействие на окружающую среду, т.е. значимые экологические аспекты (см. 4.3.1.4).

Так как организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздей­ствий, то следует разработать критерии и методы определения тех из них, которые можно рассматри­вать как значимые (см. 4.3.1.5). При разработке критериев следует рассмотреть такие факторы, как характеристики окружающей среды, информацию о законодательных и других требованиях, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон (внешних и внутренних). Некоторые из этих критериев могут быть применены непосредственно к экологическим аспектам орга­низации, а другие — к связанным с ними воздействиями на окружающую среду.

Идентификация значимых экологических аспектов и связанных с ними воздействий необходима для определения тех областей, которые необходимо контролировать или улучшить, а также для уста­новления приоритетов в действиях руководства (см. 4.3.1.5). Политика организации, ее цели и задачи, а также обучение (подготовка) персонала, обмен информацией, управление операциями и программы мониторинга следует, прежде всего, основывать на знании значимых экологических аспектов, но при этом также необходимо учитывать такие вопросы, как применимые законодательные и другие требова­ния, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон. Идентифи­кация значимых экологических аспектов — постоянный процесс, позволяющий организации лучше понимать свое взаимодействие с окружающей средой и свой вклад в постоянное улучшение экологических характеристик путем совершенствования системы экологического менеджмента.

Поскольку не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, связанных с ними воздействий на окружающую среду и определению их значимости, который был бы приемлем для любой организации, то настоящие указания должны помочь определить основные особенности этих действий организациям, внедряющим или совершенствующим системы экологического менеджмента. Каждой организации следует выбрать подход, который будет соответствовать области применения эко­логической системы, характеру деятельности, размерам организации, а также ее потребностям в отно­шении степени детализации, комплексности, сроков, затрат и доступности достоверных данных. Использование процедуры (процедур), реализующей выбранный подход, может помочь достижению соответствия требованиям.

Более подробные и дополнительные примеры приведены в следующих пунктах и приложении А, таблице А. 1.

4.3.1.2 Понимание видов деятельности, продукции и услуг

Почти все виды деятельности, продукции и услуг оказывают воздействие на окружающую среду, ко­торое может происходить на различных этапах деятельности или стадиях жизненного цикла продукции или услуг, начиная с добычи сырья и его распределения до использования и последующего размещения отходов. Такие воздействия могут быть локальными, региональными или глобальными, краткосрочными или долгосрочными, с изменением уровня значимости. Организации следует понимать виды своей дея­тельности, продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического менеджмен­та и которые с целью принесения большей пользы могут быть сгруппированы, что упрощает идентификацию и оценку значимости экологических аспектов. Группирование или классификация по кате­гориям видов деятельности, продукции и услуг может помочь организации идентифицировать продукцию или услуги по общим или схожим экологическим аспектам. Группы или категории могут быть основаны на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.74 (0.014 с.)