Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системы экологического менеджмента↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования ISO 14004:2004 Environmental management systems — General guidelines on principles, Systems and support techniques (IDT) Издание официальное
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 425-ст 4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования» (ISO 14004:2004 «Environmental management systems — General guidelines on principles, systems and support techniques») 5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14004—98 Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет © Стандартинформ, 2009 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас
Содержание
Введение По мере того, как растет озабоченность сохранением и улучшением качества окружающей среды, организации всех типов и масштабов все большее внимание обращают на уровень влияния своей деятельности, продукции или услуг на окружающую среду. Экологическая результативность организации приобретает все большее значение для внутренних и внешних заинтересованных сторон. Для достижения высокой экологической результативности организация должна реализовывать (обеспечивать) системный подход к своей деятельности и постоянно улучшать систему экологического менеджмента (далее — СЭМ). Основная цель настоящего стандарта — оказать помощь организациям, которые намерены внедрить или улучшить СЭМ, тем самым повышая свою экологическую результативность. Положения настоящего стандарта совместимы с концепцией устойчивого развития, культурными, социальными и организационными аспектами и другими системами менеджмента. Настоящий стандарт может быть использован организацией любого типа, масштаба и уровня зрелости, действующей в различных секторах экономики в любой стране земного шара. В стандарте также учтены особые потребности и стремление малых и средних предприятий использовать системы экологического менеджмента. Настоящий стандарт входит в серию стандартов по экологическому менеджменту, созданных на основе соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. В этой серии только ГОСТ Р ИСО 14001—2007 содержит требования, которые могут быть объективно проверены для целей сертификации/регистрации или для целей самодекларации. Настоящий стандарт содержит примеры, описания и варианты, которые помогут как при внедрении системы экологического менеджмента, так и в усилении позиций этой системы в системе общего менеджмента организации. Хотя руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, соответствуют модели системы экологического менеджмента, установленной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не следует рассматривать как интерпретацию требований ГОСТ Р ИСО 14001. Для упрощения использования подразделы раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14004 имеют нумерацию, аналогичную ГОСТ Р ИСО 14001. Однако в случаях, когда необходимы более подробные или дополнительные указания для эффективного внедрения системы экологического менеджмента, оказалось полезным ввести дополнительные подпункты (например, 4.3.1.1 или 4.3.3.3). Кроме настоящего стандарта и ГОСТ Р ИСО 14001, в серию стандартов по экологическому менеджменту входят другие стандарты, реализующие прямое применение соответствующих международных стандартов, разработанных ИСО/ТК 207. Описания и справочную информацию о международных стандартах серии 14000 можно найти в публикации ИСО «Международные стандарты ИСО серии 14000». В настоящем стандарте описаны элементы системы экологического менеджмента и приведены практические рекомендации по разработке, внедрению и поддерживанию функционирования или улучшению СЭМ. Такая система может существенно повысить возможности организации прогнозировать, идентифицировать и управлять влиянием на окружающую среду, достигать экологических целей и обеспечить соответствие применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять. Примеры и подходы, приведенные в настоящем стандарте, носят иллюстративный характер. Их не следует считать единственно возможными, но они могут оказаться полезными для любой организации. При проектировании, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента организациям следует выбирать подходы, которые соответствуют возможностям самой организации. Экологический менеджмент является составной частью общего менеджмента организации. Проектирование системы экологического менеджмента — последовательный и интерактивный процесс. Структура, ответственность, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы для внедрения экологической политики, целей и задач могут быть скоординированы с усилиями, реализуемыми в других областях (например, технологические операции, финансы, качество, здоровье и безопасность персонала). Для упрощения понимания настоящий стандарт содержит параграфы, обозначенные как «практический совет» и «общие указания», приводимые отдельно и заключенные в рамки. Ключевыми задачами для руководящего состава (менеджеров) при разработке, внедрении, поддерживании функционирования или улучшении системы экологического менеджмента являются следующие: - признание факта, что экологический менеджмент является одним из главных приоритетов организации; - разработка и поддерживание обмена информацией и конструктивное сотрудничество с внутренними и внешними заинтересованными сторонами; - идентификация экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организации; - идентификация законодательных и других требований, относящихся к экологическим аспектам организации, которые организация обязалась выполнять; - обеспечение согласия со стороны руководства и всех лиц, работающих для организации или по ее поручению, в отношении охраны окружающей среды, с четким установлением, а также выполнением ими требований отчетности и ответственности; - поощрение экологического планирования на протяжении всего жизненного цикла продукции или - разработка процесса достижения экологических целей и выполнения экологических задач; - обеспечение необходимыми и достаточными ресурсами, в том числе с целью обучения, для обеспечения соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, для достижения экологических целей и выполнения экологических задач на постоянной основе; - оценка экологической результативности, исходя из экологической политики организации, ее целей и задач и, где это применимо, поиск возможности улучшения; - разработка процесса менеджмента, включая проведение аудита и анализа системы экологического менеджмента, а также идентификация возможности улучшения системы и, соответственно, повышения экологической результативности, а также - поощрение подрядчиков и поставщиков при разработке ими собственных систем экологического менеджмента. Организации могут использовать настоящий стандарт или другие соответствующие документы ИСО различным образом, например: - как руководство по разработке, внедрению, поддерживанию или улучшению системы экологического менеджмента с учетом того, что настоящий стандарт не может быть использован в целях самодекларации или других целях в области оценки соответствия, а также - для помощи при внедрении или улучшении системы экологического менеджмента. - цели организации; - уровень готовности систем менеджмента организации (т.е. имеет ли организация систему менеджмента, способную поддержать включение в нее экологической составляющей); - возможные преимущества и недостатки, определяемые такими факторами, как существующее и - размеры организации. Внедрение эффективной системы экологического менеджмента поможет организации избежать, снизить или контролировать негативные воздействия на окружающую среду ее деятельности, продукции и услуг, достичь соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, а также постоянно улучшать экологическую результативность. Наличие системы экологического менеджмента может помочь организации убедить заинтересованные стороны в том, что: - руководство организации выполняет обязательства по реализации экологической политики, достижению поставленных экологических целей и выполнению экологических задач; - особая значимость придается предотвращению загрязнений окружающей среды; - данная система является свидетельством оправданной заботы об обеспечении соответствия принятым обязательствам; - в проект системы заложен процесс последовательного улучшения. Внедрение системы экологического менеджмента может принести также экономические выгоды. Организация, включившая в систему общего менеджмента систему экологического менеджмента, имеет возможность сбалансировать экономические и экологические интересы. Экономические выгоды могут быть также обусловлены тем, что организация получает возможность демонстрировать заинтересованным сторонам свою деятельность в области экологического менеджмента. Это также позволяет организации связать экологические цели и задачи с конкретными финансовыми результатами своей деятельности и тем самым подтвердить, что если одновременно учитывать финансовые и экологические вопросы, то предоставляемые ресурсы принесут наибольшую выгоду. Организация, внедрившая систему экологического менеджмента, может получить важные конкурентные преимущества. В дополнение к потенциальным выгодам, связанным с внедрением эффективной системы экологического менеджмента, помимо повышения экологической результативности можно отнести: - предоставление потребителям свидетельства о реализации системы экологического менеджмента; - поддерживание хороших взаимоотношений с общественностью; - соответствие критериям инвесторов и повышение возможностей кредитования; - заключение договоров страхования при разумном уровне затрат; - улучшение репутации и позиции на рынке; - усиление контроля за издержками; - уменьшение вероятности несчастных случае, приводящих к судебной ответственности; - снижение потребления материалов и энергии; - облегчение получения разрешений от уполномоченных органов при обеспечении соответствия - содействие распространению экологических знаний среди поставщиков, подрядчиков и всех лиц, - стимулирование разработок и поиска решений экологических проблем и - улучшение отношения между промышленностью и правительством.
Область применения Настоящий стандарт представляет собой руководство по разработке, внедрению, обеспечению функционирования и улучшению систем экологического менеджмента при координации этой деятельности с другими системами менеджмента. Примечание — Хотя данная система не распространятся на менеджмент охраны здоровья и безопасности труда, руководство может быть использовано, если организация намерена внедрить систему менеджмента, объединяющую вопросы экологии, охраны здоровья и безопасности труда. Руководящие указания, изложенные в настоящем стандарте, могут быть использованы организациями любого типа, масштаба, местоположения или уровня зрелости. Хотя руководящие указания, изложенные в настоящем стандарте, согласуются с моделью системы экологического менеджмента, приведенной в ГОСТ Р ИСО 14001, их не предполагается использовать как интерпретацию требований этого стандарта. Нормативные ссылки Нормативные ссылки отсутствуют. Настоящий раздел включен с целью сохранения нумерации пунктов предыдущего издания стандарта (ИСО 14004:1996). 3 Термины и определения В настоящем стандарте применены следующие термины и определения: 3.1 аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки). 3.2 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствования системы экологического менеджмента (3.9), с целью улучшения общей экологической результативности (3.11) в соответствии с экологической политикой (3.20) организации (3.13). Примечание — Этот процесс не обязательно проходит одновременно во всех сферах деятельности. [ИСО 14001:2004, 3.2] 3.3 коррекция (correction): Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (3.18). Примечание — Определение соответствует приведенному в ИСО 9000:2000, 3.6.6 3.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, устраняющее причины выявленного несоответствия (3.18) [ИСО 14001:2004, 3.3] 3.5 документ (document): Информация, приведенная на соответствующем носителе. Примечание 1 — Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией. Примечание 2 — Определение соответствует приведенному в ИСО 9000:2000, 3.7.2. [ИСО 14001:2004,3.4] Издание официальное
3.6 окружающая среда (environment): Окружение в котором функционирует организация (3.20), Примечание — Понятие окружение в данном контексте распространяется на среду в пределах от организации (3.20) до глобальной системы. [ИСО 14001:2004, 3.5] 3.7 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.20), ее Примечание — Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду (3.8). [ИСО 14001:2004,3.6] 3.8 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение в окружаю [ИСО 14001:2004,3.7] 3.9 система экологического менеджмента (environmental management system) СЭМ (EMS): Часть системы менеджмента организации (3.20), используемая для разработки и внедрения экологической политики (3.13) и управления ее экологическими аспектами (3.7) Примечание 1 — Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей и достижения этих целей. Примечание 2 — Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры (3.23), процессы и ресурсы. [ИСО 14001:2004,3.8] 3.10 экологическая цель (environmental objective): Общая экологическая установка к действию, [ИСО 14001:2004, 3.9] 3.11 экологическая результативность (environmental performance): Измеряемые организацией (3.20) результаты управления своими экологическими аспектами (3.7) Примечание — В контексте систем экологического менеджмента (3.9) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики (3.13) организации (3.20), достижения экологических целей (3.10), выполнения экологических задач (3.14) и других требований к экологической результативности. [ИСО 14001:2004,3.10] 3.12 показатель экологической результативности (environmental performance indicator): Конкретное выражение, содержащее информацию об экологической результативности (3.11) организации (3.20) [ИСО 14031:1999,2.10] 3.13 экологическая политика (environmental policy): Официальное заявление высшего руководства организации (3.20) об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологи Примечание — Экологическая политика определяет рамки для действий и служит основой для постановки экологических целей (3.10) и экологических задач (3.14). [ИСО 14001:2004,3.11] 3.14 экологическая задача (environmental target): Детализированное требование к результативности, применимое к организации (3.20) или ее частям, вытекающее из экологических целей (3.10), [ИСО 14001:2004,3.12] 3.15 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованные в экологической результативности (3.11), или на которых может влиять экологическая результативность организации (3.20). [ИСО 14001:2004,3.13] 3.16 внутренний аудит (internal audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита, а также его объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные организацией (3.20). Примечание — Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость аудита может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за проверяемую деятельность. [ИСО 14001:2004, 3.14] 3.17 показатель результативности менеджмента; ПРМ (management performance indicator) (MPI): Показатель экологической результативности (3.12), содержащий информацию о результатах работы менеджмента (руководства организации) в отношении его влияния на экологическую результативность (3.11) организации (3.20). [ИСО 14031-2000, 2.10.1] 3.18 несоответствие (nonconformity): Невыполнение установленного требования 3.19 показатель результативности функционирования; ПРФ (operational performance indicator)(OPI): Показатель экологической результативности (3.12), содержащий в себе информацию об экологической результативности (3.11) функционирования организации (3.20). [ИСО 14031-2000,2.10.2] 3.20 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, учреждение либо их часть, либо комбинация частей, официально учрежденные или нет, государственные или частные, выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат. Примечание — Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение может быть определено как организация. [ИСО 14001:2004,3.16] 3.21 предупреждающее действие (preventive action): Действие, устраняющее причины потенциально возможного несоответствия (3.18). [ИСО 14001:2004, 3.17] 3.22 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов, практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии с целью избежать, уменьшить или контролировать (отдельно или в комбинации) образование, выброс или сброс любого типа загрязняющего вещества или отходов уменьшения негативных воздействий на окружающую среду (3.8). Примечание — Предотвращение загрязнения может включать в себя устранение или уменьшение источника (загрязнения), изменение процесса, продукции или услуг, эффективное использование ресурсов, замену используемых материалов и видов энергии, повторное использование, восстановление, вторичную переработку, утилизацию и очистку. [ИСО 14001:2004,3.18] 3.23 процедура (procedure): Установленный способ выполнения какой-либо деятельности или процесса. Примечание 1 — Процедура может быть документированной и не документированной. Примечание 2 — Соответствует определению ИСО 9000:2000, пункт 3.4.5. [ИСО 14001:2004, 3.19] 3.24 запись (record): Документ (3.5), в котором зафиксированы полученные результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности. Примечание — Соответствует определению ИСО 9000:2000, пункт 3.7.6. [ИСО 14001:2004, 3.20] Общие положения Экологическая политика Экологическая политика устанавливает принципы работы организации в части ее взаимодействия с окружающей средой. Она устанавливает уровень экологической ответственности и результативности, требуемой от организации; по этому уровню будут оцениваться все последующие действия организации. В экологическую политику должна входить связь с воздействиями на окружающую среду деятельности организации, ее продукции и услуг (в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента). Экологическую политику следует применять как руководство в процессе постановки экологических целей и задач. Увеличивается число международных организаций, включая правительственные организации, промышленные ассоциации и общественные группы, разработавших руководящие принципы своей деятельности. Такие руководящие принципы помогают организациям определить масштабы своих обязательств в отношении окружающей среды. Они также содействуют тому, что различные организации используют общие для всех ценности. Подобные руководящие принципы помогают организации разработать такую экологическую политику, которая будет индивидуальной для любой организации. Ответственность за установление экологической политики несет высшее руководство организации. Экологическая политика может быть включена или объединена с другими политическими документами организации. Руководство (менеджмент) организации отвечает за внедрение экологической политики, а также за подготовку исходной информации для формулирования ее изменений. С экологической политикой следует ознакомить всех лиц, работающих в организации или по ее поручению. Кроме того, экологическая политика организации должна быть доступна общественности (см. 4.4.3.2). При разработке экологической политики организации следует рассмотреть: a) миссию организации, видение перспектив, основные ценности и убеждения; b) координацию с другими политиками организации (например, в области качества, охраны здоровья и безопасности труда); c) требования заинтересованных сторон и обмен информацией с ними; d) руководящие принципы; e) специфические местные или региональные условия; f) обязательства в отношении предотвращения загрязнений и последовательного улучшения системы экологического менеджмента; g) обязательства в отношении соблюдения законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять.
Планирование
Экологические аспекты 4.3.1.1 Общее представление Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой (см. 4.3.1.2). Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять (см. 4.3.1.3). Изменения окружающей среды отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющиеся следствием экологических аспектов, называют воздействиями на окружающую среду. Примерами негативных воздействий являются загрязнение воздуха и истощение природных ресурсов. Примерами положительных воздействий являются улучшение качества воды или почвы. Взаимосвязь между экологическими аспектами и связанными с ними воздействиями носит причинно-следственный характер. Организации следует знать и понимать те аспекты, которые оказывают или могут оказать значимое воздействие на окружающую среду, т.е. значимые экологические аспекты (см. 4.3.1.4). Так как организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздействий, то следует разработать критерии и методы определения тех из них, которые можно рассматривать как значимые (см. 4.3.1.5). При разработке критериев следует рассмотреть такие факторы, как характеристики окружающей среды, информацию о законодательных и других требованиях, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон (внешних и внутренних). Некоторые из этих критериев могут быть применены непосредственно к экологическим аспектам организации, а другие — к связанным с ними воздействиями на окружающую среду. Идентификация значимых экологических аспектов и связанных с ними воздействий необходима для определения тех областей, которые необходимо контролировать или улучшить, а также для установления приоритетов в действиях руководства (см. 4.3.1.5). Политика организации, ее цели и задачи, а также обучение (подготовка) персонала, обмен информацией, управление операциями и программы мониторинга следует, прежде всего, основывать на знании значимых экологических аспектов, но при этом также необходимо учитывать такие вопросы, как применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять, а также мнения заинтересованных сторон. Идентификация значимых экологических аспектов — постоянный процесс, позволяющий организации лучше понимать свое взаимодействие с окружающей средой и свой вклад в постоянное улучшение экологических характеристик путем совершенствования системы экологического менеджмента. Поскольку не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, связанных с ними воздействий на окружающую среду и определению их значимости, который был бы приемлем для любой организации, то настоящие указания должны помочь определить основные особенности этих действий организациям, внедряющим или совершенствующим системы экологического менеджмента. Каждой организации следует выбрать подход, который будет соответствовать области применения экологической системы, характеру деятельности, размерам организации, а также ее потребностям в отношении степени детализации, комплексности, сроков, затрат и доступности достоверных данных. Использование процедуры (процедур), реализующей выбранный подход, может помочь достижению соответствия требованиям. Более подробные и дополнительные примеры приведены в следующих пунктах и приложении А, таблице А. 1. 4.3.1.2 Понимание видов деятельности, продукции и услуг Почти все виды деятельности, продукции и услуг оказывают воздействие на окружающую среду, которое может происходить на различных этапах деятельности или стадиях жизненного цикла продукции или услуг, начиная с добычи сырья и его распределения до использования и последующего размещения отходов. Такие воздействия могут быть локальными, региональными или глобальными, краткосрочными или долгосрочными, с изменением уровня значимости. Организации следует понимать виды своей деятельности, продукции и услуг, которые входят в область применения системы экологического менеджмента и которые с целью принесения большей пользы могут быть сгруппированы, что упрощает идентификацию и оценку значимости экологических аспектов. Группирование или классификация по категориям видов деятельности, продукции и услуг может помочь организации идентифицировать продукцию или услуги по общим или схожим экологическим аспектам. Группы или категории могут быть основаны на
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.74 (0.014 с.) |