Объединяем творческие замыслы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объединяем творческие замыслы



Для развития творческих устремлений будущих школьников важно создать в группе атмосферу коллективной увлекательной творческой деятельности. Для этого необходимо, чтобы участие ребят в творчестве не было просто эпизодом, а органично вплета­лось в жизнь группы. Эффективно, когда словесное творчество сочетается с изобразительным, музыкальным, театрально-испол­нительским.

Опыт показывает, что старшие дошкольники с удовольствием "кликаются на предложение поставить спектакль по мотивам иненньгх ими сказок, историй. При этом дети, проявляющие терес к изобразительному творчеству и ручному труду, с удо-'льствием готовят декорации и костюмы для сверстников, име-: склонность к театрально-исполнительской деятельности, вместе обсуждают детали костюмов. Под руководством вос--еля ребята, используя шаблоны, вырезают из цветной бума­га или ткани лепестки и листья для костюмов цветов, делают почки, маски, хвосты для костюмов зверей и т. д.

С большим интересом дошкольники участвуют в подготовке

показе спектаклей по телевизору «Моя любимая сказка». Они

нап°.Т простейших кукол, оформляют декорации, обсуждают сце-

ш, распределяют роли. При этом спектакли разыгрываются с

чью кукол или же роли исполняют сами дети («Веселый

сказ 'РТ>>> <(^ы загаДьгваем загадки», «Сказительница сказывает

*У» и т. д.). Часть детей привлекается к музыкальному и зву-

85 ковому оформлению спектакля: исполняют мелодии на фонах, отбивают ритм на барабане, создают шумовые Э1

Школой коллективного творчества старших дошкольнике становится создание самодельных книжек. В; них записываю^». сочиненные детьми истории^ ребята самостоятельно' иллюстрш^гЛ ют их содержание. Сколько выдумки и фантазии проявляют де^ в оформлении обложки такой книги, с какой любовью относите* к ней, с какой гордостью показывают ее родителям. В течещ^ года дети под руководством воспитателя могут составить и офор^ мить несколько таких книг. Вместе с воспитателем они перечищ^. вают свои сочинения, обсуждают их, придумывают продолжение историй, планируют новые импровизации на эти темы. •

Для развития детской инициативы и творчества воепитатвя^ ^ организует в детском саду необычные дни, например: «День ею* " зок», «День приключений зверей», «День морских путешествий»* В соответствии с выбранным сюжетом он превращается, мер, в Матушку-медведицу, а дети;—в разных лесных жите. Предварительно они готовятся к этому: вырезают из бумаги э: блемы с изображениями персонажей или склеивают просте: маски-обручи. Прикрепляя соответствующие эмблемы или зна1 ки, надевая маски, ребята становятся разными лесными зверька** ми. Они ведут себя в соответствии с выбранными ролями,, а воспитатель обращается к ним не как к детям, а как к обитате­лям леса: «Осторожно, белочка, не наколи лапку о колючки ежи­ка», «Покажи, ежик, другим зверям, как ты умеешь скатываться клубочком». И т. д.

В такой день физкультурное занятие превращается в веселое соревнование зверей: каждый показывает свои возможности, ис­ходя из выбранного образа. Занятия математикой проходят в лес* ной школе. В свободное время дети строят лесные домики, прин думывают приключения зверей, играют в лесной концерт, в кото-' ром каждый выступает со своим номером. Звери учат друг друга, своим повадкам, демонстрируют ловкость. Хитрая лиса загадывает загадки. Матушка-медведица показывает волшебные картинке (рисунки медвежат): неполное изображение животных (пятна раз­личной формы), следы птиц и зверей, а дети угадывают, чтзо» изобразили медвежата. А вечером,«усевшись вокруг Матушхй-' медведицы, дети сочиняют истории «О чем мечтают звери» (зай* чик, волк, лиса, белка) или вспоминают сказки о животных. Они вырезают силуэты животных, деревьев, и на большом листе бума^-ги появляется коллективная аппликация «Лес — это наш дом».

Так в интересной и увлекательной деятельности закладывав-ются у будущих школьников основы сотрудничества и творчества^ формируется привычка к содержательной организации своего ДО* суга.

ГОТОВИМСЯ К ПИСЬМУ

Разнообразная самостоятельная практическая деятельное!» не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе большие

ко

для подготовки к овладению письмом в школе. СЛОЖНый навык, включающий выполнение тонко-графических движений. Техника письма тре­н работы мелких -мышц кисти и всей руки, пра- сл К0ординации движений тела, зрительной сосредоточен-вильно спосо§ности к произвольной регуляции деятельности, а ности определенной функциональной зрелости коры головного

М°ЗГОвладение письмом — длительный, трудоемкий процесс. Зна-

ельное число шести- и семилетних школьников испытывают

'ьезные трудности в освоении навыка письма. Ученые отмеча-

С что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных

ординаций, зрительного восприятия, слабость волевых устрем-

Кений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного

состояния ребенка в школе.

"" ' Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т. е. по возможности раз­вить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практиче­ского опыта и прежде всего ручной умелости, без которой не­возможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспита­тель должен своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет ме­сто в ряде семей и чаще всего приводит к формированию не­правильной техники письма.

Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

развитие ручной умелости (выполнение разнообразных прак­тических дел, создание поделок с помощью различных инстру­ментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.);

развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью гра­фических упражнений).

РАЗВИВАЕМ РУЧНУЮ УМЕЛОСТЬ

^ К старшему дошкольному возрасту ребенок без труда засте-гТ пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки. Если у го-либо из детей в группе это не получается, воспитатель обя-н помочь ему приобрести соответствующий навык с помощью -нировок и упражнений.

87 Для развития кистей рук организуются игры с ме; игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, легла" глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занима] лепкой, тем увереннее и координированное становятся д их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно правленных движений возрастает, поэтому дети выполняют з ния, требующие достаточной точности и согласованности ний кистей рук.

К ним относятся разные виды плетений из бумага и тка! тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцвет полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделг ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, зате| нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образо! соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврД ка (рис. 5). Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоад тельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цвето! используют этот способ плетения в других поделках. Стар] дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плете] макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совмест занятий родителей и детей в семье.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются дс ми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезг прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовш бусины нанизываются на нитку (рис. 5). Вся работа по изготой) лению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккур* ности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых для писы Для изготовления бус с успехом можно использовать старые ложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бум; Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дар* их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бус] нанизывают их на длинную нить. Все это доставляет им раде и удовольствие.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение ренно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: сиКй метричное вырезывание, аппликация, а также вырезывание нож! ницами различных фигурок из старых открыток, картинок — по| лезное и увлекательное занятие для будущих школьников (рис. 5и Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композж ции — аппликации. Мальчики — батальные сцены, фантастич9| ские картины на различные темы. Девочки — сказочные сюже из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симме| тричное вырезывание человечков. Если их раскрасить, получаете целый хоровод непохожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. Особую роль в подготовке руки К письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие^ приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, на-| стойчивости. К занятиям рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. В более раннем возрасте для большинства из них эти занятия сложны. Воспитатель организует небольшие поД-ч группы детей для занятий рукоделием. Вначале ребята рассматрйг|

щвейные принадлежности, уточняют их назначение, знако-с образцами вышивок.

Особое внимание уделяется рассматриванию иголки. Исполь-тся игла длиной 40 мм, нетонкая, с продольным ушком. Дети аивают правила обращения с иголкой: не бросать иглу, а вка-° геать в игольницу; игла всегда должна быть с ниткой; не брать лглу в Рот; пеРедавать ИГЛУ можно только тупым концом и с нитью и т. д.

Первый шов, который осваивают дети, это шов «вперед иголку». Обращается внимание на то, чтобы стежки шва были одинаковыми — образовывали ровную пунктирную линию, через каждые 0,5 см. Вначале дети шьют швом «вперед иголку» по прямой линии, затем узор усложняется (рис. 8). Они учатся рабо­тать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре.

Дети, освоившие шов «вперед иголку», переходят к швам «за иголку» и «строчка». В шве «строчка» верхние стежки сходятся плотно один к другому. Иголка вкалывается там, где она была вынута в предыдущем стежке. На лицевой стороне получается одна сплошная линия, а на изнанке — двойная строчка, т. е. сплошная линия из двух ниток (рис. 8).

Дети используют разные швы в одном узоре. Предварительно обсуждается, каким швом лучше изобразить тот или иной эле­мент узора.

Освоив швы, ребята могут осваивать шитье, например наво­лочек для подушек куклам, мешочков для хранения семян. Наи­более умелые девочки могут по простой выкройке начинать шить кукле платья без рукавов.

Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, с пяти- и трехкопеечную монету, учатся пришивать сначала пуговицу с двумя отверстиями, затем с четырьмя.

Затем ребята осваивают шов «через край». Этим швом они могут сначала обшивать кусочек картона, плотной бумаги (напри­мер, обшивать швом «через край» закладку для книги, сувенир­ный квадрат, треугольник и т. д.). Вначале можно наколоть ряд отверстий по контуру, чтобы дети освоили способ действия с иглой, затем шов выполняется самостоятельно.

Вса виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т. е. имитируют соответствующее движение руки, а затем действуют с иголкой и ниткой. Детям поначалу трудно бывает научиться завя­зывать узелок на нитке. Обучают их этому с помощью подводя­щих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушечных волчков с помощью пальцев. Если нет готовых волч­ков, их можно сделать самостоятельно разными способами, на­пример проткнуть очищенной от серы спичкой лепешку пласти­лина, картонный кружок, пробку от бутылки. Запуск волчка тре-°Ует характерных скатывающих движений пальцами, близких к созданию узелка на нитке. Следует объяснить родителям значе­ние занятий рукоделием для подготовки к школе и помочь орга­низовать их в семье.

89 Опыт (показывает, что деэзям шести,лет доступны -и простей­шие виды вязания крючком и на сшщах. Жак показала работа Е.Шулещко,.-вязание,-на спицах служит эффективным средством подготовки шестилеток к письму.

Воспитатель, желающий хорошо подготовить детей к школе, постоянно держит в поле:.своего внимания детей с недостаточно развитой 'ручной; умелостью. Он.анализирует причины их отстава­ния. Возможно, это связано с неправильной техникой выполне­ния какого-либо задания. Тоща.ребенок нуждается в дополни­тельных упражнениях. А может, причина его отставания в непра­вильном воспитании в семье, когда родители недооценивают важ­ность развития у ребенка самостоятельности, мелких движений кисти руки? Как бы там ни было, воспитатель помнит, что.его союзниками в преодолении.неумелости.дошкольника являются: интерес ребенка, его стремление к успеху и искреннее желание преодолеть трудности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.012 с.)