Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развиваем познавательную активность детей
Анализ практики обучения детей на занятиях в детском саду показывает, что, к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Имеются данные, что до 70% вопросов, с которыми воспитатели обращаются к детям, требуют от них лишь простого воспроизведения фактов. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер: воспитатель показал, объяснил — ребенок добросовестно повторил. Дети почти не задают педагогу встречных вопросов. А если и задают, то некоторые воспитатели не поддерживают их, считая, что они нарушают заданную логику занятия. В результате такого неконструктивного подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются продолжить разговор с воспитателем на данную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Как добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы их деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? Прежде всего необходимо уточнить, что является показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях. Их несколько: — наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения; — умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать и т. д.; I — умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой те- МЫ> _ умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их; — умение выдвигать новую познавательную задачу; — способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности. Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков.
Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. Полезно в начале занятия использовать занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, мальчик с пальчик может быть освобожден из темницы только при условии, если решит задачу Бабы Яги: три раза по-разному разложит на группы разные геометрические фигуры. Но он не знает, как это сделать. Надо помочь мальчику освободиться. Как правило, дети с удовольствием включаются в поиск правильных оснований для группировки фигур. Хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед ребенком встает конкретная проблема, требующая разрешения. Например, не просто научиться измерять, а помочь строителям правильно определить ширину моста, чтобы по нему в разных направлениях двигались две машины; не просто узнать об образе жизни животных, а помочь каждому из них правильно выбрать домик — среду обитания. Разрабатывая содержание и методику занятий, воспитатель учитывает ряд условий: — развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; — интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность; — следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы; — содержание занятия должно быть трудным, но посильным. Слишком простой или слишком сложный материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность; 43 — чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;
— эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия стимулируют познавательную активность детей. Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребенка. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения — это система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми. Побуждают мыслительную и познавательную активность вопросы и задания: — требующие установления сходства и различия (чем похожи и не похожи хвойные и лиственные деревья, квадрат и треугольник, книга и тетрадь?). Чем менее очевидно различие и сходство, тем интереснее его обнаружить; — требующие объяснения способа действия и осмысления полученных результатов (как ты узнал, что в банке и в кувшине воды поровну? Как ты будешь лепить лису? Что ты узнал, выполнив задание?); — связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей (почему эти предметы плавают, а эти тонут? Почему у утки на лапках перепонки, а у курицы их нет?); — предполагающие прогнозирование результатов действия (что будет, если смешать желтую и зеленую краски? Что произойдет, если разрезать по этой линии до конца?); — требующие подтверждения или опровержения выдвинутых положений примерами из личного опыта (где еще вы это видели? Где еще может пригодиться этот прием?). Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Например, определить, в какой среде живет неизвестное им животное, изображенное на картинке. Определить, поровну ли воды в двух глиняных кувшинах. Объяснить, какую надо взять бумагу из предложенной воспитателем, чтобы сделать лодку, которая дольше других будет плавать в воде. Выполняя последнее задание, дети развивают познавательные действия в определенной последовательности: сначала вычленяют объект познания (например, бумагу), обследуют его свойства (плотность, гладкость, прочность), потом переходят к поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами (вид бумаги и вода), приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической деятельности (делают лодку и пускают ее в воду). Развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбора правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии. Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления. Например, упражнения в словес- ном описании предмета проходят в виде игры «Что предмет рассказывает о себе?». Принимая на себя роль предмета, ребенок от его имени рассказывает, какой он, что умеет делать и даже какой V него характер (мяч — веселый, карандаш — трудолюбивый, ножницы — смелые и т. д.). Такое описание предмета придает детским высказываниям эмоциональный характер. Затем ребятам предлагается более сложное задание: «Задай вопрос и узнай, что задумали». (Ведущий загадывает предмет, а дети с помощью вопросов отгадывают его.) Самостоятельно формулируя вопросы, выделяя из них существенные и несущественные для выполнения задания, дети получают практику проблемного поиска. Им становится понятным, что вопросы обладают разной степенью информативности. Есть такие, которые важно выяснить с самого начала, чтобы правильно вести поиск. Это, например, вопросы типа: «А то, что ты задумал, живое или неживое?» Если живое, то надо выяснить, где оно живет или где его можно встретить, чем питается, особенности внешнего вида, отдельные повадки и т. д.
Если же выясняется, что задуманный предмет неодушевленный, следует задать вопросы о том, сделан ли он руками человека или нет, где его можно встретить, что с его помощью можно сделать (для чего он служит), из чего сделан, каковы его размер, цвет, форма и т. д. Привыкнув играть в вопросы, дети начинают активно применять их в самостоятельных играх «Что в руке?», «О чем я думаю?». Воспитатель стремится развить у детей гибкость мышления. Большой интерес вызывают у старших дошкольников проблемные ситуации типа «Нравится — не нравится. Что можно изменить?». В таких ситуациях дети, рассматривая знакомый предмет, сначала рассказывают о тех его свойствах, функциях, которые им нравятся; а затем, поглядев на предмет с другой стороны, выясняют, какие, на их взгляд, он имеет недостатки, что их неудовлетворяет в нем, что нужно изменить, чтобы предмет стал лучше. После этого ребята придумывают новый предмет, у которого нет указанных недостатков. Например, дети рассматривают хорошо знакомую им игрушку — грузовой автомобиль. Они с удовольствием перечисляют его положительные качества, которые позволяют интересно использо- ' вать его в игре (можно перевозить разные грузы; хорошо крутятся колеса; если грузовик подтолкнуть, он долго катится; игрушка не тяжелая — можно ее легко переносить, выносить на прогулку и т. д.). Затем выявляются недостатки. Дети называют, например, такие: не заводится; кузов не поднимается; борта не открываются — груз трудно доставать; надо увеличить размер, чтобы перевозить и большие детали; плохо, что фары не горят — нельзя играть вечером, когда стемнеет; жаль, что нельзя накачивать шины, как в настоящем автомобиле; нет дистанционного управления; плохо, что в кабине нет шофера и пассажира; нет красивых надписей и наклеек на бортах и т. д. Затем дети изобретают новый автомобиль, с которым им хотелось бы играть, рассказывают о том, каким он им представляется, и, если появляется такое желание, зарисовывают его на доске или на бумаге.
В таком плане может проходить обсуждение самых разных предметов. В результате у детей формируется критический взгляд на вещи, появляется желание их изменить, развивается очень ценная творческая способность к изобретательству. Главное, чтобы воспитатель в таких ситуациях проявлял живой интерес к высказываниям детей, побуждал поиски новых решений проблем, поддерживал самые невероятные замыслы и фантазию детей. Полезной для развития умственной активности детей является ситуация «все узнаем о предмете», в которой развивается умение вглядываться в предмет и на основе ряда признаков делать умозаключения и предположения. Например, дети рассматривают обычный карандаш и отвечают на такие вопросы, как: подумайте и скажите, этот карандаш старый или новый. (Надо дать оценку внешнего вида карандаша.) Часто ли рисовали этим карандашом или он лежал без дела? Почему вы так думаете? (Оценивается размер карандаша, его грифель.) Что не умели или не любили делать дети, которые пользовались этим карандашом? (Не любили или не умели его оттачивать, так как грифель сильно стерт.) А что еще делали дети с этим карандашом? За что им воспитательница делала замечание? (На конце карандаша видны следы зубов.) Почему нельзя грызть карандаш? (Он портится, вредно для зубов, некрасиво.) Как вы думаете, о чем мечтает этот карандаш и что нужно сделать, чтобы он был доволен своей жизнью? Придумайте историю о карандаше. (Дети придумывают истории о том, как карандаш нашел себе друзей, познакомился с другими карандашами, как они построили себе отличный дом, как ходили стричься к мастеру, как отправились в сумке журналиста в далекие страны, как писатель написал с их помощью интересную историю и т. д.) В подобных беседах у детей развивается способность анализировать, формируются любознательность, воображение, творческие способности. После таких проблемных обсуждений можно перейти к более сложным ситуациям, требующим активной мыслительной деятельности, типа «Расскажем о прошлом, настоящем и будущем этого предмета». В таких ситуациях ребенку нужно мобилизовать весь объем знаний о предмете, усвоить новые знания, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свои предположения. Например: что было с этой книгой до того, как она попала в детский сад? Кто ее создал? О чем мечтали люди, создавшие эту книгу? Существовала ли эта книга до того, как ее отпечатали в типографии? (Она жила в замысле писателя, в его рукописи.) О чем мечтала книга, когда лежала на полке в магазине? Сбылись ли ее мечты? Можно ли сказать, что она довольна сейчас своей жизнью? (Дети оценивают внешний вид книги, вспоминают ее содержание и т. д.) Требует ли книга ремонта? Какое у книги будущее? (Она еще долго будет служить людям. Хорошая книга обретает долгую жизнь и даже бессмертие. Она живет также в воспоминаниях людей, которые рассказывают о ней своим детям, дети прочитывают ее и, став взрослыми, рассказывают о ней уже своим детям и т. д.) В подобных ситуациях обсуждения близких детям предметов и явлений решаются задачи,
интеллектуального и социально-нравственного развития будущих ШК°Л1амечено что старших дошкольников привлекают вопросы, «лепящие за'пределы их непосредственного личного опыта. Они сто приносят в группу книги, картинки с изображением первобытных людей, охотящихся на мамонтов, древних воинов, рыца-оей незнакомых животных, птиц, фантастические картинки на космические темы и т. д. Неправильно поступают те воспитатели, которые отмахиваются от вопросов детей, считая их преждевременными. Наоборот, нужно поддерживать таких ребят, их желание узнать новое, направлять познавательную активность. Бывает, что целую группу на много дней охватывает «лихорадка познания» например, жизни древних людей. Дети рассматривают картинки с наскальными рисунками, узнают об обычаях, одежде, жилище первобытных людей, с увлечением играют в охоту на мамонтов, в разведение огня, в строительство пещер. Проходит время, и интересы детей меняются, но для некоторых ребят этот интерес остается ненасыщаемым, он побуждает их задавать новые вопросы, строить новые предположения, вызывает желание самостоятельно прочитать те книги, которые читали им взрослые. Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи-головоломки, задачи-шутки, задачи на преобразование, составление фигуры из частей. Это головоломки со спичками, палочками, игры «Пифагор», «Силуэт», «Танграм». Поиск решения подобных задач может осуществляться детьми чисто практически, или через сочетание практических и мыслительных действий, или только мысленно. Ребята выдвигают предположения о ходе и путях решения, проверяют или отвергают их нередко до начала практического осуществления задуманного. Все это говорит о целенаправленности поиска и умственной активности. Воспитатель постоянно вовлекает детей в разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование. Какие семена быстрее дадут всходы: пророщенные или нет? Какие из срезанных веток распустятся быстрее: поставленные в холодное или теплое место, в воду или в питательный раствор? Дети проводят опыты с магнитом, водой, воздухом. Педагог задает поисковые вопросы и задания: как получить разноцветный лед? Что будет, если поставить около батареи блюдечко с насыщенным солевым раствором? Как очистить воду от примесей? Воспитатель побуждает детей к высказыванию предположений и их проверке. В обстановке коллективного обсуждения дети «раскрепощаются», становятся смелее и активнее. СОСТЯЗАЕМСЯ В МУДРОСТИ Полезно выделить в режиме для старших групп специальное время для «состязания мудрецов». Два-три раза в неделю любители «поломать голову» собираются и вместе с воспитателем решают самые разные познавательные задачи. Они получают «волшебные конверты» с заданиями от школьников, учителей, сказочных персонажей, детей из параллельных групп. Для решения этих задач ребята проводят опыты, экспериментируют. Вот, например, известная старинная задача на смекалку «Волк, коза и капуста»! Ее условие: «Старику нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться старик, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Как перевезти их на другой берег?» При этом надо помнить, что если оставить волка с козой, он ее съест. А если оставить козу с капустой, то она съест капусту. Но старик все-таки перевез всех. Как он это сделал? Дети решают эту задачу в наглядно-практическом плане. На фланелеграфе двумя линиями условно изображается река. Отдельно даются изображения лодки с сидящим стариком, капусты, волка и козы. Возможны два варианта организации работы: дети ищут коллективное решение и совместно обсуждают его ход или каждый ребенок в подгруппе получает лист и фигурки и пытается самостоятельно решить задачу. Если решение идет коллективно, воспитатель принимает на себя роль старшего мудреца, который на доске дополнительно зарисовывает каждый правильный ход. После правильного хода на фланелеграфе старший мудрец зарисовывает его на доске, затем ударяет в волшебный гонг и поиск продолжается. Если дети затрудняются, мудрец начинает рассуждать вслух за старика: «Вот я перевез на этот берег козу, а сейчас высажу волка. Но если я уеду один в лодке, волк без меня съест козу, как же мне быть? Ехать одному?» В таком рассуждении внимательные и сообразительные дети сразу улавливают намек на то, что старик может на этот раз вернуться не один. Дети начинают думать, появляются предложения взять с собой козу или волка. Мудрец наталкивает ребят на прогнозирование ситуации (что будет, если старик заберет с собой волка или козу?). Рассуждая об этом, дети самостоятельно приходят к выводу: лучше сейчас взять козу, оставив волка. Звучит волшебный гонг, и очередной правильный ход зарисовывается на доске. Затем по общему решению старик перевозит к волку капусту и возвращается за козой. Задача решена, на доске остаются последовательные ходы ее решения. Мудрец просит детей еще раз рассказать, как решалась задача. В следующий раз мудрец предлагает решить аналогичную задачу. Но теперь старик перевозит через реку одну козу и два кочана капусты. Условия задачи те же. Рассуждая по поводу решения задачи, прислушиваясь к словам мудреца, дети находят правильное решение. Затем самостоятельно, с помощью знакомых изображений схематично представляют его на доске. Детям предлагаются задания разной степени сложности. Главное, чтобы решение проблемы увлекло их. Задача воспитателя — умело направить мысль детей в нужное русло. Давайте обратимся к фрагменту дневниковых записей знакомой нам по предыдущей главе воспитательницы Натальи Петровны Зотовой. «Сегодня вечером раздался стук в дверь. «Войдите, пожалуйста», — громко сказала я, чтобы все дети меня услышали. Но, дверь не открылась, а стук повторился. Дети подошли ко мне и «.песом посмотрели на дверь. Она приоткрылась: в щель с инт зесим ^ ^^ пол большой Г0лубои конверт. Я подняла просунулся »У ПИСЬМО! К нам опять пришло волшебное его. «у _ закричали дети. - Читайте, Наталья Петровна, что в нем написана^ писшо достала лист бумаги и картинку. В ^мр наши друзья-школьники предлагали нам решить задачу. нТ™птинке была изображена ворона, которая безуспешно пыта-7-тГнапиться из высокой банки, наполненной водой чуть больше ловины Возле банки были нарисованы рассыпанные камушки. «Попробуйте догадаться, как умная ворона все-таки сумела напиться из этой банки» — таково было задание. Дети с интересом разглядывали картинку. «Я знаю, ворона перевернула банку и напилась», — высказала свое предположение Светя — Если бы она перевернула, то вода бы сразу растеклась и она бы не успела напиться, — возразил Олег. — Вот если бы ворона умела пить через соломинку, сразу бы напилась! — пошутил Андрюша. — Ей лучше полететь к реке и напиться, — сказала Ира. — Вороне нечем зачерпнуть воду, вот если бы ее долить, тогда и напьется, а так не получится! — решительно заявил Сережа. — В письме есть небольшая приписка, — говорю я, — послушайте: «Если никто не догадался, как напилась ворона, проделайте опыт. Возьмите стакан с водой и попробуйте насыпать в него песка». — Зачем же нам в стакан сыпать песок? — удивилась Танечка. — А давайте посмотрим, что будет! — заволновались дети. — Ничего не будет, — убежденно сказала Ира, — просто будет грязная вода. Но Иру уже никто не слушал. Я принесла два стакана, поставила на стол. Дети расселись вокруг стола. Я наполнила стаканы примерно на две трети слегка подкрашенной водой, чтобы она была хорошо видна всем. Затем принесла коробочку с песком и галькой. «Так о чем нас просят наши друзья?» — спросила я. «Надо песок зачем-то сыпать в стакан с водой», — закричали дети. - Интересно, что получится? — Я гляжу на детей вопросительно. — Начну сыпать, а вы смотрите внимательно, что произойдет. Я медленно чайной ложечкой насыпаю песок и мелкие камушки в стакан. Сначала дети ничего не замечают, но потом начинают раздаваться голоса: «Вода поднимается! Все выше! Сейчас прольется! Хватит сыпать!» Вода действительно немного пролилась. — Я догадался, как ворона напилась! — восклицает Олег. — И я, и я тоже! — возбужденно кричат дети. — Она собрала камушки и набросала в банку! Вода поднялась, и она напилась! 49 — А мы не увидели, что на картинке камушки нарисованы! — Я думала, они просто так нарисованы, а оказывается, она вороне помогли, — сказала маленькая Оля. — Мы не догадались, а ворона догадалась. Какая она умная эта ворона! — удивлялись дети, рассматривая картинку. «А можно, мы сами попробуем поднять воду в стакане?» я разрешила детям попробовать это проделать... А потом предложила дома провести разные опыты с водой, проверить, когда вода поднимается быстро, когда медленно, испытать разные камушки, песок, узнать, что еще можно высыпать в стакан, чтобы вода поднялась...» Наталья Петровна придумала интересный способ привлечения детей к решению проблемных заданий — они получают волшебные письма от школьников. Это побуждает ребят с еще большей готовностью решать поставленные проблемы. Получая волшебные конверты, мудрецы обнаруживают там самые разные задания: зашифрованные письма, ребусы, графические планы и схемы (например, план группы с указанием расположения «тайника»), задачи-головоломки, проблемные задания типа: «Как починить игрушку?», «Что можно сделать из этих деталей?», «Почему машина перестала двигаться?» и т. д. В состав группы мудрецов обычно входят несколько постоянных участников, другие дети включаются в эту проблемно-поисковую деятельность периодически. Некоторые дошкольники сначала просто выступают в роли наблюдателей, а затем по желанию включаются в состязание мудрейших. Воспитатель варьирует задания по сложности, это дает возможность более слабым детям ощутить успех, пробуждает интерес к интеллектуальным нагрузкам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.032 с.) |