Шф. письмо, 3-4 квартал 1993 г. ББК 74.102 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шф. письмо, 3-4 квартал 1993 г. ББК 74.102



Бабаева Т. И.

У школьного порога. — М.: Просвещение, 1993 — 128 с • ил. — (Ь-ка воспитателя дет. сада). — 18ВМ 5-09-004633-6"

Поступление в школу - начало нового этапа в жизни ребенка рый не всегда проходит гладко и беспроблемно, особенно v п"---Поэтому очень важно, чтобы ребенок был подготовлен к школьн нию. О том, как это сделать, читатель узнает из данной книги

4305000000 — 429 103(03) - 93

I5ВN 5-09-004633-6

Шф. письмо, 3-4 квартал 1993 г. ББК 74.102

© Бабаева Т. И., 1993

УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

Для правильной подготовки детей к школе большую роль; играет не только общий эмоциональный фон, на котором проис- ] ходит взаимодействие воспитателя с детьми, но и содержание ] общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значи-1 тельнее положительные приобретения будущего школьника.

Общение — это сложный процесс установления контактом между людьми, включающий обмен информацией, выработку 1 единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание дру- I того человека. Вступая в произвольное общение со взрослым, 1 ребенок совершает достаточно сложную интеллектуальную и ком­муникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу об­щения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его наме­рения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть; взаимопонимания. Все эти качества необходимы ребенку в] школьном обучении.

В старшем дошкольном возрасте наблюдается несколько • форм общения, отличающихся по своему содержанию. Это так | называемое деловое общение, в которое вступает ребенок, стре­мясь научиться у взрослого чему-либо. Такое общение воспитате­ля с детьми в совместной деятельности является важным каналом обогащения практического опыта ребенка и подготовки к школе. Сотрудничество со взрослым развивает ценные качества обще­ственного поведения, способность принять общую цель, вклю­читься в совместное планирование, организовать взаимодействие в процессе деятельности, обсудить полученные результаты, до­биться взаимопонимания.

Важную роль в подготовке к школе играет познавательное общение со взрослым, к которому активно прибегают дети сред­него и старшего дошкольного возраста. Это обсуждение широкого круга вопросов, волнующих детей: о животных и их происхожде­нии, о странах далеких и близких, о технике, о прошлом и будущем. Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения' взрослого, обратить на себя внимание как на серьезного собесед­ника, интересы которого уже выходят за рамки детского сада.

Чтобы поддержать стремление к такому общению, воспитате­лю необходимо внимательно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них, находить ответы, а там, где это возможно, направлять детей на поиск самостоятельного ответа («Понаблю­дай! Проверь! Подумай!»). Главное, не заглушить любознательнос­ти детей, направить их интерес на познание разных сторон дей­ствительности. Познавательное общение, переплетаясь с соответ­ствующей практической, поисковой деятельностью ребенка, на­правляемой воспитателем, становится условием формирования

тгъньУх интересов, познавательной активности, без кото-познаватеда ^ обучение не может стать для детей увлекательным

и Ус1^е1?таошем\дошкольном возрасте получает свое развитие еще /ьппма общения ребенка со взрослым, значение которой для одна >°Р ГОТОВНости к школьному обучению особенно велико. БОС «ситуативно-личностное общение. Содержание его составля-3X0 Осуждение тем, связанных с человеком, с его эмоциональ-ноавствен/ным миром. Дети обсуждают поступки людей и ^'ила поведения, говорят о своих чувствах, переживаниях, о Жителях друзьях, расспрашивают воспитателя о его жизни, ра­боте семье. В этих беседах взрослый предстает перед ребенком как носитель ценного социального опыта, человек, знающий, как нужно поступать в том или ином случае, как правильно оцени­вать различные события. Взрослый открывает ребенку перспекти­ву егожизни на ближайшие годы, раскрывает новый мир чувств, отношений, связанных со школой.

Психологи отмечают, что в процессе внеситуативно-личност­ного общения ребенок стремится достичь взаимопонимания со взрослым, что требует от него повышенного внимания, эмоцио­нальной отзывчивости, сосредоточенности. Эта новая позиция ре­бенка по отношению к взрослому, потребность в сопереживании с ним играет существенную роль в проявлении адекватного отно­шения к учителю. Как указывала М. И. Лисина — психолог, по­святивший проблеме общения многие годы, настроенность на взрослого позволяет детям с внеситуативно-личностной формой общения без труда понять, что в ситуации учения взрослый вы­ступает в особой функции — как педагог, учитель и, следователь­но, им надлежит вести себя с ним, как и положено ученикам: внимательно слушать, запоминать, стараться сделать все как мож­но лучше, исправлять допущенные промахи. Понимание детьми своей позиции видно из того, что они не отвлекаются, внима­тельно следят за действиями взрослого, не затевают разговоров на темы, ке имеющие отношения к заданию.

Психологи пришли к выводу, что личностные мотивы обще­ния сочетаются с наиболее адекватным для обучения поведением ребенка. Исходя из этого, для воспитателя, работающего с детьми лет, становится очевидной необходимость целенаправленно вивать личностное общение с дошкольниками. Специально ривлекать детей к обсуждению вопросов личного характера: о или иных событиях их жизни, о запомнившихся случаях из яего детства, о планах на будущее, о различных поступках сверстников, высказывать свои предположения о том, почему лю-эступают так, а не иначе, какие чувства они испытывают, веРШ.ая те или иные действия, о чем мечтают.

Обогащая формы общения детей со взрослыми, воспитатель учитывает следующее. Сначала контакт с ребенком устанавлива-ват На ТОМ УР°вне общения, которого он достиг: деловое, позна-0 1ельное- А потом постепенно формы общения обогащаются, (обНС : пРи°бретает новый опыт взаимодействия со взрослым осуждение событий жизни, поступков, чувств, связанных с со-

I

циальным поведением), и на этом фоне дошкольник впервД познает радость от единства своих мыслей с мнением взросло^ переживает свою сопричастность к миру людей, общность ^ взрослыми. Возникает более глубокое чувство доверия к взросло му, уважение к его знаниям, отношение к нему как к учител раскрывающему новый мир.

Подводя итоги сказанному, подчеркнем следующее. Только утверждая отношения сотрудничества в общении с детьми, воспитатель создает основу для полноценного развиг% личности будущего школьника. Вступая в отношения сотрудниче. ства с ребенком, взрослый проявляет доверие и уважение к нему Он не только информирует ребенка, но и обращается к нему помощью, советуется с ним. Иногда воспитатель специально щ нимает на себя роль недостаточно осведомленного, и ребенок разъясняет ему, как правильно решить задачу, вызвавшую за. труднение. Нередко педагог преднамеренно делает ошибку, и ре, бенок замечает и исправляет ее. В таких отношениях у дошколь-ника пробуждаются уверенность в себе, стремление к самостоя, тельности, творчеству, доверие к взрослому.

Педагог, стремящийся лучше подготовить детей к школьному обучению, ищет пути индивидуально-дифференцированного под. хода к своим воспитанникам на основе изучения особенностей их личности и уровня развития. Воспитатель выдвигает задачу: раз­нообразить практику общения будущих школьников с окружаю­щими. С этой целью он ежедневно использует разные формы общения с детьми, способы обращения к ним. Общаясь с детьми, воспитатель учитывает их коммуникативные возможности, т. е. то, к какой форме общения пока способен ребенок, и затем, постепенно усложняя содержание и средства общения, подводит детей к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личност­ному общению. А эти формы определяют коммуникативную го­товность к школе.

Воспитатель создает в группе атмосферу взаимного доверия, доброжелательности, поощряя детей к инициативе, творчеству и самостоятельности.

ГЛАВА 2. «ХОЧУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ!»

}? Потому что

школе не должно быть том, чтобы как можно

'Г--------

воспитателя не в том, чтоиы ллл. шипи»*

--------и школьниках. Это все

в школу. Главная цель состоит в •" обучения, выз-

Петя просыпался десять раз? "гппня поступает в первый класс!..» он яти строки стихотворения А. Барто известны буквально всем. v вгтоетится ребенок со школой, во многом зависит от того, К <Г отношение к школьному обучению, к учителю сложилось у Кй л за годы дошкольного детства. Вся система дошкольного вос-Нмтания должна способствовать развитию у ребенка активного тоемления к школе, желания стать школьником, т. е. создавать психологическую установку на школу.

В воспитании стремления детей к формализма. Задача воспитателя не в больше сообщить детям знаний о школ

они узнают после поступления в школу. Главная цель состоит ь том, чтобы увлечь детей перспективой школьного обучения, выз­вать стремление к школе и естественно связать его с интересны­ми детскими играми, делами, т. е. с жизнью дошкольников. В связи с этим хотелось бы познакомить читателей с дневниковыми записями воспитателя детского сада Натальи Петровны Зотовой. Думаем, что ее педагогический опыт будет полезен.

ИЗ ДНЕВНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ

новые интересы

Сегодня во время прогулки ко мне подошел Максим. «А мне вчера мама купила ранец, на нем еще кораблик нарисован. Ранец весь коричневый, а кораблик красный с синим флажком. Я скоро пойду в школу и буду учиться!» — радостно сообщил он мне.

— Что такое ранец? — спросила Олечка, самая маленькая де­вочка в нашей группе.

— Разве ты не знаешь? — удивился Максим. — Это такая сумка, ее носят за плечами. Надеваешь и бежишь себе в школу. Мама сказала, что я через год уже буду учиться в школе... А ты еще совсем маленькая, тебя в школу не возьмут, тебе еще рано я вот меня возьмут!

? —

- Наталья Петровна, разве меня не ка с тевогой заглядывает мне в глаза.

- атль,

Олечка с тревогой заглядывает мне в глаза.

— Почему не возьмут? Мы все пойдем в школу! Нас всех

вна? — Это включились в

примут в школу, правда, Наталья Петровна? — Это включились в наш разговор другие ребята. Они окружили нас плотным кольцом и с волнением ждали моего ответа. А я смотрела на них и дума-

юме детского сада, не интересовало, а сейчас... них появи сь новые интересы. Пройдет немного времени, всего год, 1кола станет главным содержанием жизни моих воспитанников.

сь новые интересы. родет немного в,,

1кола станет главным содержанием жизни моих воспитанников. А. С. Пушкин удивительно точно отметил: «Сердце в буду-

но то -

ощущение своего будущего, которое

..

возникло в сердцах моих маленьких друзей, я должна поддержат, чтобы этот, пока еще небольшой огонек интереса стал ярк^: факелом. И, глядя на оживленные лица, пытливые глаза, я сказа I ла с улыбкой: «Да, через год все вы нарядные, с цветами пойдет! в школу, начнете учиться. Школа ждет всех: и Максима, и Олеч!ш ку, и Нину, и Павлика. А кто знает, в какую школу он пойдет-»! Кто уже видел свою школу? 'I

— Я видел свою школу! Мы с мамой гуляли, и она мне показывала. Она здесь рядом, пройдешь через сквер и еще множко и увидишь школу! Мама сказала, что в этой школе она училась, когда была маленькая, а теперь я буду!

Сколько гордости в этих словах Павлика. И я мысленно! благодарю его маму, значит, ее тоже волнует, чтобы «огонек»! разгорелся.

— А я, наверное, пойду в ту школу, куда мой брат ходит!

— Я еще не знаю, в какой школе буду учиться!

— А кто мне покажет мою школу? — слышится со всех сто­рон.

С некоторым огорчением я узнаю, что многие дети еще не представляют себе школу, в которой через год будут учиться. Значит, в семье не коснулись этой темы. А ведь большинство воспитанников нашего детского сада будет учиться в школе, ко­торая находится недалеко отсюда. Многие родители, направляясь с детьми в детский сад, часто проходят мимо нее. Интересно, о чем говорят они по дороге в детский сад?

— Не надо так волноваться, — говорю я детям. — Пройдет не­много времени, и вы увидите свою школу. Мы даже все пойдем в гости в школу. Познакомимся с ней, — шучу я. Дети сразу откли­каются на шутку. А Олег, самый шустрый и сообразительный, спрашивает: «А школа нам обрадуется? Что она нам скажет?»

— Думаю, что обрадуется и скажет всем нам (я понижаю голос и говорю важно): «Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Я

жду вас».

Детям очень нравится ответ школы, и многие с удовольстви­ем, старательно копируя мою интонацию, повторяют его.

— Хотите, я расскажу вам о том, как я начинала учиться в школе, о моем первом школьном дне?

— Конечно, хотим! Расскажите, Наталья Петровна!

Дети бегут в беседку. Я начинаю рассказывать о себе — маленькой девочке, которая очень хотела пойти в школу. С ка­ким волнением она вместе с мамой гладила форму, собирала портфель, а утром торопила маму и немного была огорчена, что ее любимый щенок Тоська, который нередко провожал ее до ворот детского сада, в этот первый день остался дома — слишком важные дела ожидали его хозяйку. Я рассказываю о том, что эта девочка была маленького роста и букет, который она несла, ка­зался очень большим. В школьном дворе она увидела много-много нарядных девочек и мальчиков и даже вначале немного растерялась. Но тут на ее плечо опустилась чья-то рука. Девочка подняла глаза и увидела доброе лицо женщины. «Как тебя зовут, девочка? — спросила она. — Я твоя учительница, Ольга Сергеевна.

«час мы все вместе пойдем в наш класс». Все ребята построи-С>ь парами и пошли в школу. ^Волнение девочки исчезло, и, слушая ласковый голос учи-

ттьницы, она мысленно сказала себе: «У меня все будет хорошо. с? бУДУ стараться все делать так, как скажет Ольга Сергеевна!» ^ Я замолчала, и тут же со всех сторон посыпались вопросы:

а что было дальше? А что вы делали в школе? А Тоська потом ^ял вас провожать в школу?»

— Скорее бы мы пошли в школу! — сказал Олег.

— Да, поскорее бы, — поддержала его маленькая Олечка. Она подошла ко мне близко-близко. — У меня тоже будет букет цве­тов, и я пойду в школу. — Видно было, что недавние сомнения

оставили ее.

— А я хоть сейчас готов пойти в школу. У меня уже ранец

есть! — не вытерпел Максим.

— Давайте не будем спешить, — говорю я детям. — Еще должна пройти осень, зима, весна, потом лето, и только тогда наступит день вашего поступления в школу. А пока нам многому надо научиться, многое узнать, чтобы ваша учительница была вами довольна и сказала: «Какие умные дети! Из какого они

детского сада пришли?»

— Из детского сада номер восемь, — весело отвечают дети.

— Наталья Петровна, а все-таки, что нам нужно узнать? —

Не унимается Ирочка.

— Очень многое. Мы выучим новые стихи, песни, научимся делать интересные поделки, играть в игры. Мы узнаем много интересного обо всем вокруг, научимся помогать малышам и взрослым и станем, конечно, примером для всех детей в детском саду. Ведь вы теперь самые старшие, вы — главные помощники в

детском саду.

Дети слушают меня с большим вниманием. Впервые их на­зывают самыми старшими в детском саду. Возникает новое ощу­щение своей значительности, и я стараюсь поддержать это чув­ство: «Много дел ожидают нас, но я думаю, мы с ними справим­ся. А кому будет трудно, мы всегда поможем. Не так ли?»

— Поможем, — раздаются голоса. — А вы еще про школу

расскажете?

— Конечно расскажу, но у меня к вам будет просьба (я

Делаю паузу).

— Какая? Скажите!

— А вот какая: поговорите со своими родителями — с мамой или папой о том, как они учились в школе, как прошел их первый день в школе, какой была их учительница. А потом мы соберемся вместе и самое интересное расскажем всем ребятам.

й В°т и появился новый повод для общения родителей и де-ва, новая тема или, как пишется в учебно-методических реко­мендациях, новое содержание познавательного и личностного об-)Цения. Пусть родители почувствуют, как выросли их дети. А моя <*дача — предварительно сориентировать их на предстоящее об-й\ГтИе и' главное, посоветовать не пугать школой, учителем и "УДУЩими трудностями.

21 *

Так состоялся этот первый разговор о школе, о будущем, о.

возник по инициативе самих детей. Но если бы этого не слухц>

лось? Нужно ли было специально наталкивать ребят на подобну

размышления? Мне кажется, что такой разговор просто необхо

дим. Мне, как педагогу, важно постепенно сформировать у дете]

настойчивый интерес к школе. Я бы сказала даже больше: раза!}.

вающееся стремление детей к школе может стать как бы "—

нем, объединяющим всю воспитательно-образовательную

со старшими дошкольниками.

., —.«• *гь*ЛлГТТЪ7?

После разговора с детьми я наметила план действий. Прежде всего необходимо подготовиться к дальнейшему разговору о шко­ле. Пора подумать и о наглядном материале. В специальной пап-ке подобраны картинки о школе. Я их начала собирать еще в училище. Сколько здесь всего! Просто глаза разбегаются. Целый школьный мир. Но для предстоящего разговора я возьму вот эти четыре картинки: на одной из них русские дети с цветами идут в школу (на переднем плане улыбающиеся школьники — мальчик и девочка), на другой — нанайские дети идут в школу, некоторые подъезжают на оленьей упряжке, все в теплых малицах, унтах. На третьей картинке — узбекские школьники. А на последней — за партами сидят африканские дети и учительница пишет на доске слова.

Я не спешу начинать разговор: знаю, что кто-нибудь не удержится и обязательно начнет его сам. И действительно, пер­вые сообщения поступили уже утром.

— Мне бабушка обещала все вспомнить и рассказать.

— А мой дедушка учился в школе во время войны, он даже сказал, что может прийти к нам в детский сад и рассказать про свою школу.

— Давайте опять соберемся в нашей беседке и будем • ривать, — предложила Ира.

И вот мы снова вместе.

— Мне мама вечером показала свои фотокарточки, там она со своим классом. Она в белом фартуке и с большим бантом. Я даже не поверила, что это моя мама, и мы смеялись, — сообщила Олечка.

— А мне мама вот что дала, — говорит Яна и протягивает уже довольно потертую книгу. — «Букварь», — читаю я и вспоми­наю, что точно такой был у моей сестры,

— Дети, — говорю я, — посмотрите, к нам Яночка. Это не простая книга, это

получают школьники. Она называется «] _._ ^„«у-ич*»

читать. Эта книга пришла к нам из далеких лет, когда ваши папы и мамы были только на год старше вас. Наверное, Олина мама была очень похожа на Олю, а папа Максима был точно такой, как наш Максим. (Дети смеются, с удивлением поглядывают дрЯ* на друга.)

Вот этот буквапг. лг^о------

разгова-

какую книжку принесла

) ттеппяст 1Шига> ^оторую

по ней

уже не новни,

сго

ались маленькие ладошки даших мам и пап. Эта книга |йтрггая а волшебная. Давайте прислушаемся и узнаем, о чем лР°с ' ^ тихо говорю от имени букваря: «Как я рад, что "' а вижу вокруг себя детей. Я столько лет простоял на полке, опять о мне все давным-давно забыли, что уже никто не захо-^^аскрьггь меня, и мне было очень одиноко. Но теперь я снова чеТ. ьми и могу им многое рассказать и многому научить».) с — Наталья Петровна, давайте посмотрим эту книжку! Дайте

подержать, — раздаются нетерпеливые голоса. ее __ Давайте посмотрим, но только осторожно, чтобы букварь

обиделся на нас, — говорю я.

нс __ а я знаю буквы, — восклицает Олег. — Вот эта домиком /<А» а эта круглая «О».

_ а я даже могу прочитать: «Ма-ма, Ма-ша», — старательно читает Таня.

— Я еще не знаю буквы, — вздыхает Ира.

— Наталья Петровна, мне мама разрешила оставить букварь в группе. Давайте его положим в наш уголок книги.

— Хорошо, но только обещайте мне, что никто не обидит наш букварь и будет с ним обращаться осторожно. Ведь он у нас уже старенький, — говорю я.

— Мы тебя не обидим, ты хороший, — обращается к букварю Аня и гладит его обложку, а я удивляюсь этой чисто детской способности одушевлять все.

— Дети, — говорю я, — не забудьте показать этот букварь па­пам и мамам, когда они придут за вами. Думаю, им будет прият­но снова встретиться со своим школьным товарищем.

Вот так закончился этот разговор. Я не стала показывать свои картинки о школе. Не хотелось нарушать ту теплую, душев­ную атмосферу, которая возникла между нами, те чувства, кото­рые испытали дети, рассматривая старый букварь. Мы просто прошли в группу и положили его на видное место в нашем книжном уголке. Интересно, как отнесутся к нему родители?

ми

яииже

Удивительные вещи происходят порой. Никогда не думала, что старый учебник сможет так расшевелить моих, всегда спеша­щих и не очень эмоциональных родителей. В течение нескольких Дней у букваря перебывали буквально все, и большинство родите-и признали в нем «своего».

- Это же точно мой букварь, я еще на обложке вот тут нарисовал танк. Ох и попало мне от учительницы, — улыбается °тец Максима.

- А я вот эту страничку никак не могла правильно прочесть я получила свою первую двойку, — смеется Анина мама. — Как Вдль> что мы ничего не сохраняли!

тт 1 стали происходить у нас в группе очень интересные дела. ачадось все с того, что Ира принесла старую тетрадку своей бут? ' учениДы первого класса. Мы смотрели на аккуратные ряды укв и красные оценки. В тетради было много пятерок. Затем Оля

23 и Олег тоже принесли по тетрадке (значит, все-таки что-то сохра-1 нилось). А Лена принесла фото своей мамы-школьницы: она чи-т тает стихи на утреннике. После этого пошел целый поток фо­тографий. Так стихийно возникла выставка «Наши мамы и папы — школьники». Мы взяли большой лист голубой бумаги и прикрепили на нем фотокарточки, а рядом на столике разместили тетрадки родителей, альбомы с их детскими рисунками и букварь.

После этого у нас в группе началась «эпопея воспоминаний»: каждую фотографию мы рассматривали все вместе, сравнивали лица родителей и детей и очень часто замечали большое сходство. Фотографии запечатлели разные события из жизни родителей в школе: спортивные соревнования, утренники, походы. Так посте­пенно расширялись знания моих воспитанников, жизнь родите­лей, мир школьников становился для них понятнее. Дети с гор­достью сообщали о школьных успехах своих родителей, об их победах в спортивных соревнованиях, приносили значки и даже школьные грамоты.

С удовольствием я стала замечать, как меняются отношения родителей и детей: они стали друг другу ближе, интереснее.

— Просто уже и не знаю, что ему еще рассказать... Все, кажется, вспомнил! А он готов по нескольку раз одно и то же слушать, — удивляется папа Павлика.

— А я как стал Саше рассказывать о своих школьных годах, многое вспомнил: мы кормушки для птиц делали довольно инте­ресной конструкции. Если вас это заинтересует, Наталья Петров­на, могу и наших ребятишек научить, — сообщает папа Саши.

Что ж, это хорошее предложение, и мы непременно восполь­зуемся им накануне зимы.

— Мне мой папа рассказал, как он в школе на утреннике был клоуном и показывал разные фокусы. Он меня научит, и я всем их покажу, — с восторгом рассказывает Никита.

Интересно то, что к выставке «Наши мамы и папы — школь­ники» проявляют живое внимание буквально все родители. Сколько раз перед уходом домой они останавливаются и вместе с детьми с удовольствием рассматривают фотокарточки и слуша­ют детские рассказы.

— Как хорошо вы придумали с этой выставкой. Мы все ста­ли как-то ближе друг к другу, — благодарят меня родители.

А я думаю, нет, это не я придумала, это придумала сама жизнь. Просто очень хорошо, что мы все сумели этим воспользо­ваться. И еще это событие научило меня правилу: всегда прояв­лять искренний интерес к каждому ребенку, к его родителям, и никто не останется равнодушным.

шкальный двот

Сегодня мы побывали у школы. Если бы меня попросили | определить эту форму работы с точки зрения педагогики, то ско­рее всего ее можно было бы назвать целевой прогулкой. Какова же была моя цель? Мне хотелось обогатить знания детей о шко­ле, познакомить с школьным двором, участком, спортивной пло-

щадкой и через эти впечатления раскрыть детям некоторые сто­роны жизни школьников, вызвать желание подражать их хоро­шим поступкам.

Мы рассмотрели школьное здание, сравнили его со зданием детского сада, и дети сразу увидели, что школа значительно боль­ше, — значит, ее посещают больше детей. Посчитали количество этажей и выяснили, что школьное здание четырехэтажное, а детс­кий сад имеет только два этажа.

Мы обходим вокруг школьного здания, и я говорю:

— Сейчас в школе тихо, школа как будто бы спит. А пройдет несколько дней, и вы ее не узнаете: она наполнится веселыми голосами школьников, зазвенит звонок, пригласит детей в клас­сы, и начнется интересная школьная жизнь.

Давайте теперь осмотрим весь школьный двор. Куда пойдем сначала?

— Вот сюда, здесь очень интересно! — Это Олег зовет нас со спортивной площадки. Все устремляются туда. Дети бегают по беговой дорожке, взбираются на бревно. Я не останавливаю их. Лучше всего дошкольник познает окружающее активным путем.

Вот несколько детей собрались около ямы для прыжков. —.Это похоже на нашу песочницу, — говорит Яна.

— Дети в песок в школе не играют, — возражает ей Оля. — А тут еще доска зачем-то вкопана. Наталья Петровна, а это для чего?

Я не спешу с ответом, уж конечно найдется кто-нибудь, кто догадается или знает.

— Я знаю, это яма для прыжков! — уверенно говорит Олег.

— А доска зачем здесь зарыта? — раздаются голоса.

— Отсюда, спортсмены прыгают. Сначала надо разбежаться, потом от этого места прыгаешь и летишь в яму, — объясняет Олег.

— Вот посмотрите, — говорю я, — у меня с собой спортив­ный журнал. Видите, как прыгает спортсмен, а вот он призем­лился в яме. (Посещение спортивной площадки я наметила зара­нее, когда вчера, после работы побывала в школьном дворе. И кое-что необходимое захватила с собой.)

— В яме песок, и спортсмену не больно, даже если упадет, правда, Наталья Петровна? — догадалась Леночка.

— А теперь, когда вы все посмотрели, — говорю я, — ответьте мне, какими спортивными упражнениями могут школьники зани­маться на этой площадке?

— Они могут бегать вот по той дорожке!

— Они могут прыгать! Они подтягиваются вот тут, — показы­вает на перекладину Нина.

— А сюда они бросают мяч, — показывает на баскетбольные Щиты Никита.

— А кто знает, как называется спортивная игра, когда спорт­сменам надо забрасывать мяч в корзину? — спрашиваю я.

— Я знал, но забыл, очень трудное слово, — признается Мак­сим.

—.Эта игра называется баскетбол. Она пришла к нам

25 из Англии, далекой страны. «Баскет» по-английски корзина «бол» — мяч. По-русски это будет «мяч в корзину», а п ски баскетбол. — Я показываю детям обложку журнала игры в баскетбол.

— А сейчас поиграем. — Я достаю несколько маленьких чей из сумки. Что тут начинается! Всем хочется забросить в корзину. Затем мы играем в игру «Третий лишний», а в чение становимся в круг, чтобы поиграть в новую игру. «Я задавать вопросы, — объясняю детям, — а вы отвечайте однщ словом. Например, я спрашиваю: «Кто учится в школе?»

— Ученик! Школьник!

— Кому я брошу мяч, тот должен его поймать, дать ответ { бросить снова. Будьте внимательны!

— Кто занимается спортом?

— Спортсмен!

— Кто играет в футбол?

— Футболист!

— Кто бегает?

— Спортсмен!

— А еще как можно ответить?

— Бегун!

— Кто играет в хоккей?

— Хоккеист!

— Кто стреляет в цель?

— Охотник!

— Еще!

— Стрелец!

— А как правильно назвать?

— Стрелок!

Игра детям нравится, хотя слова для них трудные и мнош делают ошибки. Значит, надо поупражнять детей еще.

— Давайте еще побегаем по этой дорожке, как будто мы уж? настоящие школьники, — предлагает неугомонный Олег.

Я разрешаю, и дети веселой стайкой устремляются вперед Потом мы возвращаемся в детский сад.

— Мы сегодня занимались на настоящей спортивной шш щадке, на школьном стадионе! — с гордостью сообщают всеЦ дети.

На следующий день в школьном дворе мы посещаем цветник и сад. Рассматриваем цветы, вспоминаем их названия, сравнива­ем с теми, что растут у нас в детском саду. Мы любуемся разноги ветными астрами. Каждый выбирает и показывает всем цветокЯ который ему больше понравился. Потом я предлагаю детям поНЗ нюхать астры, почувствовать аромат наступающей осени, и они осторожно склоняются над цветами.

— А теперь внимательно посмотрите на цветы и отверни­тесь, — говорю я. — Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, ка-.] кого цвета астры вы видели. Откройте глаза, какие астры вЫ видели? (Дети по очереди отвечают.) Теперь повернитесь к цве" там, проверьте себя и посчитайте, сколько астр разной окраски* вы найдете.

Т

Ясе считают, загибают пальцы. Оказывается, астры пяти цве-Чатем мы рассматриваем деревья, которые растут в школьном

т°в' Их много. Дети соревнуются в том, кто больше знает

Даяний деревьев, сравнивают и вспоминают, какие деревья ра-

1133 на участке детского сада. Всем интересно подбежать к дере-

сТуГназвать его, потрогать кору.

РУ' __ дето кончается, — говорю я, — посмотрите, как по-разно-шзошаются с летом деревья. Вот эта березка уже машет там

^тггьш платочком, сколько на ней желтых листьев!

*е __А эта березка еще не приготовила желтые платочки, — олхватывает Оля. — У нее листья почти все зеленые, она не

уочет с летом прощаться!

_А у клена уже появились красные платочки. Вот этот и

оТОт листок, — показывает Нина.

— Он пестренький, — вдруг находит точное слово Нина.

— Пестренький, пестренький! — с удовольствием повторяют

его дети.

— Наверное, те, кто посадил эти деревья в школьные годы,

уже стали взрослыми, — говорю я. — Придет, может быть, чей-то папа в школьный двор и удивится: «Ведь это дерево я посадил еще в первом классе. Когда я его сажал, оно было даже ниже меня. А теперь — какое высокое оно, красивое!» И почудится папе, как шепчут листья дерева: «Спасибо, что ты посадил меня, что ухаживал за мной, защищал, когда хотели сломать мою вет­ку... А сейчас я выросло и могу радовать всех своей листвой, давать тень в жаркую погоду, нести людям прохладу». Вот о чем могут рассказать деревья, цветы, которые вырастили школьники.

— А мы тоже, когда придем в школу, посадим цветы и дере­вья! Можно даже целый сад посадить, вот тут как раз есть еще место! — слышатся голоса.

— Я посажу деревце, оно будет расти, расти... а потом приду со своей дочкой и покажу ей, какое оно красивое, — мечтательно

говорит Нина.

Мы направляемся к выходу, перед воротами я останавливаю ребят: «О чем рассказал нам этот школьный двор?» Дети на минуту задумываются, а потом сразу:

— О том, как школьники сажают цветы и деревья!

— О том, как они бегают, прыгают на спортивной площадке!

— Школьники занимаются спортом!

— Они хотят, чтобы было красиво в школе!

_ — О т,ом, что школа ждет детей! В школе интересно! Школа

Добрая!

Последнее восклицание мне очень нравится. Значит, зарож-

я в душе чувство доверия к школе, значит, наше общение

приносит добрые плоды.

~ До свидания, школа! Мы еще придем сюда!

На пути в детский сад Максим вдруг останавливается и гово-

~~ Наталья Петровна, давайте мы тоже в детском саду поса-деревца, мы уйдем в школу, а они будут расти и вспоминать нас.

Какое неожиданное Предложение! Но как остальные д^ I отнесутся к нему? Конечно, все согласны. Вот только какие дер? вья посадить? Яночке хочется посадить клен, а Ире рябинк\Г ' Олег предлагает дуб, чтобы было как в сказке: «У лукоморья дув 1 зеленый...» ° '

— Теперь нам предстоят важные дела, — говорю я, — купить саженцы, достать большие лопаты, чтобы выкопать ведра и лейки, чтобы полить деревья. И еще нам надо почитать умные книги, чтобы узнать, как правильно посадить дерево, что­бы оно не погибло.

Вот какое непростое дело — посадить дерево!

оъсушлем «мировые» ярояиеми

Прошло несколько дней. Завтра первое сентября. Настало время показать мои картинки.

— Знаете ли вы, какой сегодня день?

— Сегодня хороший день!

— Сегодня теплый день!

— Сегодня среда!

— Все это правильно, но сегодня необычный день — после| ний день августа. Кончается лето. Завтра нас встретит первь день осени. Знаете ли вы о том, что завтрашний день многие дети? Кто догадался, почему?

— Я знаю, моя сестра завтра пойдет в школу!

— Мой брат тоже начнет учиться!

— Завтра первое сентября!

— Совершенно верно, первое сентября — день начала учеб в школе. В этот день ровно через год перед вами распа двери школы, вас встретит учительница и поведет в класс. вы думаете, во всех ли городах построены школы для детей? есть такие города, где школ нет?

— Наверное, везде есть школы, — говорит Саша.

— В больших городах есть школы, а в маленьких нет, заявляет Дима.

— Школы везде построены. Мы жили на даче в Соснов там тоже школа была, только она не такая большая, как наша, маленькая, деревянная. Мой двоюродный брат в ней учится.

— Давайте посмотрим эти картинки, — предлагаю я. Дети рассматривают картинки. Особый интерес вызывают

них африканские школьники.

— Значит, везде учатся в школах дети, — делает вывод Д*

— По всей земле построены школы и все учатся, — добавляв Ира.

— А что делают в школе? — спрашивает Дима..

— Давайте вместе ответим на этот вопрос, — говорю я.

— В школе учатся писать.

— В школе учатся читать.

— В школе занимаются спортом.

— В школе играют, смеются!

— В школе есть уроки!

— Вот видите, — говорю я, —. как много происходит в школе, п школе учатся писать, читать. Школьники узнают много нового и интересного о нашей Земле, о людях, о природе. Они становят-ся умными и могут решать очень трудные задачи. Посмотрите вокруг: вот стоят книги, игрушки, вот разная мебель, посуда — Бсе это сделано руками мастеров. Только мастер может сделать добротную и красивую вещь. Но мастером стать не так-то просто. Нужно много учиться. Писатели, космонавты, врачи, учителя бы­ли сначала школьниками. Поэтому все дети учатся в школе.

Я хочу попросить вас вот о чем. Завтра, по дороге в детский сад, вы встретите школьников. Внимательно посмотрите на них и расскажите мне о том, что увидите. А я тоже, когда буду идти на работу, загляну во двор нашей школы и обо всем, что увижу,

расскажу вам.

Вот какой разговор состоялся на этот раз. Мы даже косну­лись мировых школьных проблем. Я заметила, что старшие до­школьники любят, когда воспитательница обсуждает с ними «гло­бальные» вопросы. Рамки детского сада постепенно становятся детям тесны, им хочется поговорить со взрослым о более серьез­ных жизненных проблемах, поделиться своими мыслями и пере­живаниями. Вот и сейчас они продолжают рассматривать картин­ки и что-то обсуждают.

Завтра в уголке книги я поставлю букет осенних цветов и положу новый чистый альбом, с обложки которого детям будут улыбаться нарядные первоклассники. Посмотрим, что будет. В альбом мы поместим рисунки детей о школе, картинки о жизни школьников. Главное, чтобы желание создать такой альбом исхо­дило от самих детей, а я выступаю их равноправным партне­ром — буду вместе с детьми обсуждать, спорить, как лучше офор­мить страницы, также, как дети, приносить свои картинки, по­буждая интерес к разным сторонам жизни школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.174 с.)