Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скоро в школу (вместо предисловия)
Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. «Почему это произошло? Что было упущено?» — не раз задают себе вопросы взрослые. Анализируя годы раннего и дошкольного детства ребенка, они нередко обнаруживают слабые звенья своего воспитательного подхода, которые привели к тому, что ребенок оказался не готов к школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Поставим эти вопросы перед учителями начальных классов, которые непосредственно занимаются с такими детьми и затрачивают большие усилия на преодоление их неподготовленности к обучению. Приведем ряд типичных высказываний: — Не подготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии-включиться в общий ритм работы класса. — У не подготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности — он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у него нет привычки к элементарному контролю за собой. — Ребенок, плохо подготовленный к школе, часто малоинициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, он не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию. В высказываниях учителей обнаруживается целый спектр признаков неготовности к школе. Они касаются недостатков развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы маленького школьника. Причины неподготовленности к обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.
Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослаблен-ность здоровья. Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрас-те. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности * школе и низкой успеваемости является педагогическая запущен ность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребенка и неподготовленности к обучению. Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда используются возможности для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием взрослыми сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие школы», в которых родители пытаются научить своих детей читать,.писать, решать задачи и примеры по математике. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Но умение ребенка читать и писать еще не гарантирует успешного обучения в школе. (Этот факт отмечают учителя.) Приходит ребенок в первый класс, он уже неплохо читает, хорошо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире. Но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задания, а когда начинается новый, более сложный материал, не хочет проявить старание, чтобы его освоить. Почему это происходит? Потому, что взрослые неправильно подготовили ребенка к новому этапу — школьной жизни. Они увидели в нем только самое очевидное — те новые знания и учебные действия, которыми предстоит ребенку впервые овладеть. Но совершенно упустили менее ^заметное, но наиболее важное — те качества, которые необходимо сформировать у ребенка в дошкольные годы, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шел успешно. Но будет ли хорошо расти дерево, если его корни слабы или повреждены? Можно ли построить здание, не заложив, фундамент? Пожалуй, каждый с уверенностью скажет: нет. Вот с такой же уверенностью можно сказать, что нельзя назвать правильной подготовку к школе, если она связана с простым заим-, ствованием и использованием в дошкольном возрасте форм и методов обучения, свойственных школе.
Главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разно- | образных видов активной деятельности (игра, рисование, лепка,! конструирование, речевое общение, труд, драматизация, экспери- / ментирование и т. д.) происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых ] задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. В самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно \ направляемой взрослым, приобретает будущий школьник ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели. Осуществляя подготовку к школе, воспитатель вносит определенную коррекцию в организацию детской деятельности, общения и познания, с тем чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения. В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с шести и семи лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом должна быть сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям, своеобразный характер организации обучения и деятельности детей. Цель предлагаемой книги — помочь воспитателям, работающим со старшими дошкольниками, глубже разобраться в вопросах готовности к школе, формах, методах, условиях ее формирования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.006 с.) |