Скоро в школу (вместо предисловия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скоро в школу (вместо предисловия)



Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Посту­пление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, слож­ных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и свер­стниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклас­сников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитате­ли. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных уси­лий.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает от­ставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. «Почему это произошло? Что было упуще­но?» — не раз задают себе вопросы взрослые. Анализируя годы раннего и дошкольного детства ребенка, они нередко обнаружи­вают слабые звенья своего воспитательного подхода, которые привели к тому, что ребенок оказался не готов к школе.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обу­чению? Поставим эти вопросы перед учителями начальных клас­сов, которые непосредственно занимаются с такими детьми и затрачивают большие усилия на преодоление их неподготовлен­ности к обучению. Приведем ряд типичных высказываний:

Не подготовленный к школе ребенок не может сосредото­читься на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии-включиться в общий ритм работы класса.

У не подготовленного к школе ребенка слабо развиты связ­ная речь и умственные способности — он не умеет задавать вопро­сы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

— Ребенок, плохо подготовленный к школе, часто малоиници­ативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, он не стре­мится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и свер­стниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.

В высказываниях учителей обнаруживается целый спектр признаков неготовности к школе. Они касаются недостатков раз­вития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сфе­ры маленького школьника. Причины неподготовленности к обу­чению можно условно разделить на органические и воспитатель­ные.

Органические причины — это различные отклонения в физиче­ском и нервно-психическом развитии ребенка: снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослаблен-ность здоровья.

Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрас-те. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности * школе и низкой успеваемости является педагогическая запущен ность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприят­ные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребенка и неподготовлен­ности к обучению.

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда ис­пользуются возможности для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием взрослыми сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие школы», в которых родители пытаются научить своих детей читать,.писать, решать задачи и примеры по математике. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться.

Но умение ребенка читать и писать еще не гарантирует успешного обучения в школе. (Этот факт отмечают учителя.) Приходит ребенок в первый класс, он уже неплохо читает, хоро­шо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире. Но на уроке не может сосредоточиться, не­брежно выполняет задания, а когда начинается новый, бо­лее сложный материал, не хочет проявить старание, чтобы его освоить.

Почему это происходит? Потому, что взрослые неправильно подготовили ребенка к новому этапу — школьной жизни. Они увидели в нем только самое очевидное — те новые знания и учеб­ные действия, которыми предстоит ребенку впервые овладеть. Но совершенно упустили менее ^заметное, но наиболее важное — те качества, которые необходимо сформировать у ребенка в до­школьные годы, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шел успешно. Но будет ли хорошо расти дерево, если его корни слабы или повреждены? Можно ли построить здание, не заложив, фундамент? Пожалуй, каждый с уверенностью скажет: нет. Вот с такой же уверенностью можно сказать, что нельзя назвать пра­вильной подготовку к школе, если она связана с простым заим-, ствованием и использованием в дошкольном возрасте форм и методов обучения, свойственных школе.

Главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разно- | образных видов активной деятельности (игра, рисование, лепка,! конструирование, речевое общение, труд, драматизация, экспери- / ментирование и т. д.) происходит зарождение важнейших «ново­образований» развития, подготавливающих к выполнению новых ] задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. В самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно \ направляемой взрослым, приобретает будущий школьник ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотруд­ничество, проявлять настойчивость в достижении цели.

Осуществляя подготовку к школе, воспитатель вносит опре­деленную коррекцию в организацию детской деятельности, обще­ния и познания, с тем чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт лич­ности и поведения.

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с шести и семи лет. И если у семилетнего ребенка готов­ность к школе в целом должна быть сформирована, то у шести­леток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий под­ход к детям, своеобразный характер организации обучения и дея­тельности детей.

Цель предлагаемой книги — помочь воспитателям, работаю­щим со старшими дошкольниками, глубже разобраться в вопро­сах готовности к школе, формах, методах, условиях ее формиро­вания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.006 с.)