Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несколько слов об интеллектуальной готовности к школе (беседуем с психологом)
Школьное обучение требует от учащихся напряженного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы Емпколе формируются в период дошкольного детства. — Из чего складывается готовность ребенка к предстоящим интеллектуальным нагрузкам в школе? — с таким вопросом мы обратились к психологу. — Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов. Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых четко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Эта идея затем получила свое подтверждение и развитие в работах крупных детских психологов А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера. — Хотелось бы узнать, какие особенности мыслительных процессов играют наиболее важную роль в готовности к школе? I— Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядочение ориентироваться в мире. Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. К старшему дошкольному возрасту дети осваивают рациональные способы обследования свойств предметов и явлений. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетания цветов. Опыт показывает, что ребенок, неспособный следить за ходом рассуждения педагога, является неготовым к школе. — Значит, чтобы успешно справляться с новыми интеллектуальными задачами, ребенку необходимо освоить большой круг интеллектуальных умений. А каково место знаний в готовности к школьному обучению? — Оно, несомненно, велико. Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения. Старший дошкольник приобретает правильные ориентировки в разных областях действительности: в мире живой и неживой природы, пред-
метов и социальных явлений. Быть готовым к школьному обуче-ншо _ значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления окружающей действительности (живая природа, предметный и социальный мир и т. д.). И если мы заговорили о знаниях, то хочу отметить — важно не столько их расширение, сколько углубление, т. е. осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели, с позиции которых воспитатель может оценить уровень освоения знаний будущими школьниками. — Учебная деятельность имеет свою специфику. Многие психологи отмечают, что она формируется именно в условиях школьного обучения. В какой мере, предпосылки и отдельные компоненты учебной деятельности могут быть подготовлены в дошкольном возрасте? — Прежде всего, решение новых учебных задач невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий, о которых мы говорили выше. Обучение на занятии помогает детям освоить ряд элементов учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно следовать указаниям воспитателя, подчинять свои действия правилам, осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку. И конечно, непосредственное отношение к предстоящей учебе имеют развивающиеся к концу дошкольного возраста черты произвольности умственной и практической деятельности, навыки коллективного поведения и сотрудничества. Умение ребенка действовать согласованно со сверстниками, принимать общую цель деятельности, выдерживать общий темп, проявлять интерес к работе других и к общим результатам помогает быстрее привыкнуть к новым условиям школьного обучения. — Но вы пока ничего не сказали о важности развития у старших дошкольников интереса к окружающему, пытливости, любознательности. Какую роль выполняют эти качества в интеллектуальной готовности к школе? — Очень важную. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что будущий школьник — это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелбм и является познавательный интерес к миру, и зажечь его надо в дошкольные годы. Практика показывает, что в число неуспевающих в школе чаще всего попадают интеллектуально пассивные дети, с неразвитой познавательной активностью.
Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интереса, усилия мысли. Они не привыкли думать и стремятся избегать активной интеллектуальной деятельности. Поэтому в школе у них появляется желание использовать различные обходные пути: заучивать материал без понимания, угадывать, пользоваться подсказкой. Истоки интеллектуальной пассивности кроются в раннем и дошкольном возрасте. Воспитателю необходимо своевременно выявлять таких детей и постепенно, настойчиво преодолевать этот недостаток. 41— А что характерно для ребенка, у которого развиты познавательные интересы? — Такого ребенка можно охарактеризовать так: он задает вопросы и ищет решения. Его привлекают новизна и сложность проблемы. Спросите у него, какие занятия ему нравятся, трудные или легкие, и он наверняка ответит: «Трудные, когда можно голову поломать». Эти дети склонны к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Они могут длительно сосредоточиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь муравейника, экспериментировать — какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний они задают взрослому много вопросов, пытаются самостоятельно найти связь их с личным опытом, высказывают оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляют творческое отношение к объекту и процессу познания. Возможность узнавать новое становится у таких детей главным мотивом учебы в школе. Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.006 с.) |