Несколько слов об интеллектуальной готовности к школе (беседуем с психологом) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несколько слов об интеллектуальной готовности к школе (беседуем с психологом)



Школьное обучение требует от учащихся напряженного ум­ственного труда и работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы Емпколе формируются в период дошкольного детства.

— Из чего складывается готовность ребенка к предстоящим интеллектуальным нагрузкам в школе? — с таким вопросом мы обратились к психологу.

— Готовность к учебной деятельности складывается из мно­гих компонентов. Ребенок, поступающий в школу, должен до­стичь определенного уровня умственного развития, чтобы спра­виться с новыми задачами. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых четко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интел­лектуального развития ребенка заключается не столько в коли­чественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллек­туальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Эта идея затем получила свое подтверждение и раз­витие в работах крупных детских психологов А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера.

— Хотелось бы узнать, какие особенности мыслительных про­цессов играют наиболее важную роль в готовности к школе?

I— Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образно­го мышления, умение упорядочение ориентироваться в мире. Ре­бенок должен научиться целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. К старшему дошкольному возрасту де­ти осваивают рациональные способы обследования свойств пред­метов и явлений. Эти способы, основанные на усвоении и при­менении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, про­порции, сочетания цветов. Опыт показывает, что ребенок, неспо­собный следить за ходом рассуждения педагога, является негото­вым к школе.

— Значит, чтобы успешно справляться с новыми интеллекту­альными задачами, ребенку необходимо освоить большой круг ин­теллектуальных умений. А каково место знаний в готовности к школьному обучению?

— Оно, несомненно, велико. Знания обеспечивают ребенку определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель может успешно решать задачи обучения. Старший до­школьник приобретает правильные ориентировки в разных обла­стях действительности: в мире живой и неживой природы, пред-

метов и социальных явлений. Быть готовым к школьному обуче-ншо _ значит обладать умением обобщать в соответствующих ка­тегориях предметы и явления окружающей действительности (жи­вая природа, предметный и социальный мир и т. д.). И если мы заговорили о знаниях, то хочу отметить — важно не столько их расширение, сколько углубление, т. е. осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели, с позиции которых воспитатель может оценить уровень освоения знаний бу­дущими школьниками.

— Учебная деятельность имеет свою специфику. Многие психо­логи отмечают, что она формируется именно в условиях школьно­го обучения. В какой мере, предпосылки и отдельные компоненты учебной деятельности могут быть подготовлены в дошкольном воз­расте?

— Прежде всего, решение новых учебных задач невозможно без соответствующего уровня развития познавательных процессов и умственных действий, о которых мы говорили выше.

Обучение на занятии помогает детям освоить ряд элементов учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно сле­довать указаниям воспитателя, подчинять свои действия прави­лам, осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку. И конечно, непосредственное отношение к предстоящей учебе име­ют развивающиеся к концу дошкольного возраста черты произ­вольности умственной и практической деятельности, навыки кол­лективного поведения и сотрудничества. Умение ребенка действо­вать согласованно со сверстниками, принимать общую цель дея­тельности, выдерживать общий темп, проявлять интерес к работе других и к общим результатам помогает быстрее привыкнуть к новым условиям школьного обучения.

— Но вы пока ничего не сказали о важности развития у стар­ших дошкольников интереса к окружающему, пытливости, любоз­нательности. Какую роль выполняют эти качества в интеллекту­альной готовности к школе?

— Очень важную. Перефразируя известное выражение, мож­но сказать, что будущий школьник — это не сосуд, который нуж­но наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелбм и является познавательный интерес к миру, и зажечь его надо в дошкольные годы. Практика показывает, что в число неу­спевающих в школе чаще всего попадают интеллектуально пас­сивные дети, с неразвитой познавательной активностью.

Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интереса, усилия мысли. Они не привыкли думать и стремятся избегать активной интеллектуальной деятельности. Поэтому в школе у них появляется желание использовать различные обход­ные пути: заучивать материал без понимания, угадывать, пользо­ваться подсказкой.

Истоки интеллектуальной пассивности кроются в раннем и дошкольном возрасте. Воспитателю необходимо своевременно вы­являть таких детей и постепенно, настойчиво преодолевать этот недостаток.

41— А что характерно для ребенка, у которого развиты познава­тельные интересы?

— Такого ребенка можно охарактеризовать так: он задает во­просы и ищет решения. Его привлекают новизна и сложность проблемы. Спросите у него, какие занятия ему нравятся, трудные или легкие, и он наверняка ответит: «Трудные, когда можно го­лову поломать».

Эти дети склонны к экспериментированию, к активной по­исковой деятельности. Они могут длительно сосредоточиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь муравейника, экспери­ментировать — какие предметы плавают, а какие тонут, придумы­вать новые конструкции. При усвоении новых знаний они задают взрослому много вопросов, пытаются самостоятельно найти связь их с личным опытом, высказывают оригинальные догадки, пред­положения, иными словами, проявляют творческое отношение к объекту и процессу познания. Возможность узнавать новое стано­вится у таких детей главным мотивом учебы в школе.

Задачу развития познавательной активности детей, творче­ского подхода к познанию и деятельности можно с полным осно­ванием назвать важнейшей в подготовке к школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.006 с.)