Развиваем контрольно-проверочные умения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развиваем контрольно-проверочные умения



Формированию умения контролировать свои действия и дей­ствия сверстников способствуют игры, которые условно можно назвать «Контролер». В этих играх ребенку необходимо сначала запомнить ряд требований и правил, а затем, ориентируясь на них, совершить контрольно-проверочные действия.

На фабрике

На обувной фабрике нужно быстро подобрать тапочки по парам и разложить их по соответствующим коробкам. Из плотной бумаги вырезаются тапочки разных размеров с разными узорами и перемешиваются между собой. Ребенок сортирует Продукцию. При этом он ориентируется на несколько признаков: размер тапочки, правильный подбор к ней пары, т. е. точное совпадение узоров. В зависимости от степени развития внимания и самоконтроля детей могут быть использованы раз­ные по сложности задания:

подбор пар осуществляется при контрастных различиях по размерам и узорам;

подбор пар происходит при незначительных различиях в размерах, узоры от­личаются только отдельными деталями;

подбор пар требует сопоставления и подетального сравнения сложного узор» (сочетание определенного количества элементов узора, их чередование и т. д.).

Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук. При этом в каждом наборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру ^^ля узору тапочки (две левых, две правых). Это способствует большей осознанности контрольных действий.

Если дети затрудняются в подборе пар, то воспитатель, участвующий в игре на равных условиях, демонстрирует рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковых размеров, затем из них подобрать пары, сравнить узор и проверить соответствие левой и правой ноге. Особенно тщательно следует сравнивать узоры. Нельзя ограничиваться только общей похожестью, НУ*' но проверить соответствие цветовых сочетаний, количество деталей на двух тапо»*

«2

пару После того как пары будут подобраны, дети раскладыва-каХ; соста Ю^оогаетствующие по размеру коробки (ставят на цветные прямоу-ют тапоч* > размер0в). Предварительно нужно позаботиться о том, чтобы не гольники ^оответствия коробок и тапочек по размерам и количеству. Наличие было пот >г°п одащих По размеру коробок способствует более внимательному лишних ' игровой роли, так как дети, формально принявшие условия игры, выпол! ни все коробки были заполнены. Ошибки, на которые

главное _ считают, ВНИМание другие дети, заставляют действовать более осознанно.

югру вводятся роли контролеров, которые, после того как сортировщики

и всю обувь, просматривают и оценивают точность выполнения задания.

и может включать элементы соревнования: «Чьи мастера быстрее справят-

ботой?» По ходу ее остальные члены бригады могут изготавливать коробки

^ т е вырезать из бумаги прямоугольники, соответствующие размерам

точек Полезно включать в игру и словесное описание детьми узора на тех

почках которые им больше всего понравились. При этом ребенок не показыва-

какую пару он описывает, участники игры должны выслушать и узнать ее по

описанию. По ходу игры набор тапочек постоянно пополняется, контрольно-про-

верочные действия усложняются.

Аналогично проводится игра «Варежки». По ее условиям де­тям надо помочь школьникам найти пары одинаковых варежек, которые перепутал озорной щенок, пока они занимались на уро­ке. Здесь так же, как и в предыдущей игре, происходит подбор по нескольким признакам: размер, узор и наличие варежек на правую и левую руки. Дети особенно часто делают ошибки в подборе пары варежек. В результате подбираются две варежки на одну руку, т. е. дети не анализируют, «куда смотрят» большие пальцы на варежках. На это следует обратить особое внимание детей.

Чтобы игра не надоедала, рекомендуется разнообразить ее

содержание, например: щенок принес одну варежку и надо по-

>чь ему подобрать ей пару; дети из младшей группы перепутали

* и старшие дошкольники по описанию их находят. При

тисание может быть недостаточно информативным, типа:

ж™ красивые, с узором, бабушка мне связала, очень стара-

• Найдите их». Задавая встречные вопросы, ребенок лучше

требования, с позиции которых ведется поиск.

лее сложным вариантом является игра «Магазин спортив-

з;ежды». Детям необходимо разложить по пакетам и полкам

ные комплекты: шапочку, шарф и варежки с одинаковы-

р~уз< )ами. Подбор осуществляется по нескольким признакам:

ствие узоров, размеров шапочек, шарфов, а также наличие

дошл' * пары. Возможен вариант, когда в готовых комплектах

контп СНЫ опшбки в подборе соответствующих предметов. Дети-

леры, получив готовые комплекты, обнаруживают ошибки

исправляют их.

включа1СЛе Того как магазин подготовлен к открытию, в игру иы огог С кукль1'Покупатели. Дети, говорящие за кукол, долж-сам догСаТЬ узор покупаемого комплекта, или продавец должен хочет купаТЬСЯтаПО У^РУ на платье куклы, какой комплект она ять. В игру вводится элемент сюрпризности: каждому

63 покупателю продавец загадывает загадку. Тот, кто отгадает ее, получает в подарок картинку с изображением веселых зверушек. В подготовке материала к этим играм дети принимают самое непосредственное участие. Они обводят контуры тапочек и варе­жек по трафаретам, вырезают их, раскрашивают в точном соот­ветствии с образцом. Возможна помощь школьников и родителей. При этом воспитателю необходимо объяснить родителям, какие качества развиваются у детей в таких играх, раскрыть их значение для предстоящего обучения в школе.

В играх типа «Контролер» дети могут упражняться в подборе одинаковых по количеству групп предметов по разным призна­кам. Таковы игры «Накрой на стол» и «Правильно ли накрыты столы?». В них из большого набора разноцветных салфеток необ­ходимо подобрать по три-четыре одинаковые салфетки и разлож­ить их на соответствующие столики. (Это могут быть игрушечные столы или просто квадраты или треугольники из цветной бумаги.) Затем из набора чашек нужно выбрать соответственно для каждо­го стола чашки с одинаковыми узорами (сервиз) и расставить их на салфетки.

Ошибки, которые допускаются в подборе предметов по раз­мерам, расцветке и количеству, становятся объектом внимания и обсуждения детей. Последовательное сравнение результатов с условиями игрового задания развивает у ребят способность кон­тролировать действия сверстников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)