Пробуждаем интерес к творчеству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробуждаем интерес к творчеству



В условиях правильного воспитания самостоятельность детей не остается неизменной. Она постоянно развивается, проходя путь от воспроизводящей самостоятельности к самостоятельности с элементами инициативы и творчества. Творчество является выс­шим проявлением самостоятельности.

Дошкольный возраст — период интенсивного развития твор­ческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего.мира, активное познание его создают предпосылки для формирования в этот пе­риод творческой деятельности.

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает доста» точным объемом знаний, умений, накапливает впечатления, не­обходимые для творчества. Центром творческого процесса являет­ся воображение, а подлинной школой воображения — сюжетно-ролевая игра.

Зарождаясь в игре, творческое воображение переносится в другие виды деятельности: рисование, труд, конструирование, движение, драматизация и т. д. Большие возможности для разви­тия самостоятельности и творчества заключаются в изобразитель­ной деятельности. В сюжетном и декоративном рисовании, в леп­ке, аппликации развивается ценная способность к творческому воплощению художественного образа. Умение ребенка определить свой художественный замысел и воплотить его в оригинальном рисунке, лепке, аппликации способствует эмоционально-эстетиче­скому развитию его личности.

Опыт показывает, что участие детей в коллективной изобра­зительной деятельности создает творческую атмосферу в группе, объединяет ребят общими эстетическими переживаниями, углу­бляет замыслы и воображение: Дети, имеющие опыт творческой коллективной изобразительной деятельности, владеющие разноо­бразными изобразительными умениями, быстрее завоевывают в школе внимание сверстников, становятся опорой учителя в орга­низации творческих дел.

Особую роль в подготовке к школе играет самостоятельное словесное творчество детей: сочинение сказок, историй, приду­мывание рассказов. Именно в творческой деятельности перед ре­бенком возникают задачи самостоятельного выбора темы, содер­жания и формы своего литературного произведения. Для воспита­теля анализ словесного творчества ребенка является информатив­ным показателем освоения им речевых и интеллектуальных уме­ний. Какие умения развиваются в процессе самостоятельного словесного творчества? Это умения:

интеллектуальные: умения планировать речевую деятель­ность, оперировать имеющимися знаниями, образами, комбини­ровать их в новом сочетании, логически развивать сюжет;

литературоведческие: умения использовать в своих сочинени­ях законы некоторых жанров, композиционные особенности ли­тературного произведения;

эмоционально-образные: умения создавать в воображений

образы, передавать чувства, настроения героев, свое отно-ие к событиям;

обоазно-речевые: умения находить адекватные воображаемым азам речевые обозначения и обороты, пользоваться сравнени-

?ми эпитетами;

^^'исполнительско-речевые: умения выразительно передавать пушателям свое сочинение, выбирать адекватную жанру манеру сполнения, вызывать эмоциональный отклик у слушателей на ое сочинение, т. е. смотреть на слушателей во время исполне-^тгя говорить внятно, выразительно, следить за их эмоциональ­ной' реакцией.

В руководстве детским словесным творчеством выделяются лва этапа: подготовка к творческой деятельности и ее организа­ция На первом этапе происходит накопление детьми необходи­мых впечатлений, обогащение литературоведческих знаний. К примеру, прежде чем ставить перед дошкольниками задачу само­стоятельно придумать сказку, воспитатель знакомит их с разными сказками (народными, литературными), имеющими различную стилистику. Дети слушают сказки в исполнении воспитателя, ар­тистов, записанные на пластинках. У них формируется представ­ление о манере рассказывания сказок. Специальное внимание обращается на фольклорные средства, эмоционально-образные характеристики персонажей. Используются приемы, помогающие детям освоить логику и последовательность развития событий в сказке: беседа по ее содержанию, пересказ по частям, пересказ от лица разных персонажей, составление плана изложения.

Дети анализируют композицию сказки (зачин, завязка, куль­минация, развязка), обсуждают разные сказки, отвечают на во­просы: «Что умеют делать звери и люди только в сказке?», «Ка­кие волшебные события происходят в сказках?», «Чем отличается сказка от рассказа?» Воспитатель проводит для них литературные викторины (например, «Узнай, из какой это сказки»), где зачиты­ваются или показываются на картинках эпизоды сказок и дети вспоминают их названия, рассказывают продолжение. Взрослый читает им отрывки из рассказа и сказки, а дети определяют и доказывают, какие из них относятся к сказочному жанру. Ребята отмечают характерные традиционные сказочные приемы: зачин, концовка, речь персонажей, волшебные события и т. д.

В результате первого этапа у детей формируется интерес к народному творчеству, а также знания и умения, необходимые Для самостоятельного придумывания сказок.

Второй этап (организация разнообразной творческой деятель­ности) включает в себя приемы, направленные, с одной стороны, на стимулирование общей творческой активности, а с другой — побуждающие ребенка сочинять сказки.

К первым относятся творческие задания, помогающие осво­ить выразительные средства языка. Это:

придумывание эпитетов. Детям предлагается придумать эпи­теты, характеризующие тот или иной персонаж сказки, например мальчика с пальчик. Нужно вспомнить и сказать, какой он, най­ти для этого самые выразительные и точные слова;

придумывание сравнений. Выполнение этого задания помога-ет развить ассоциативные связи. Воспитатель сначала напоминает детям сравнение из сказки: «В сказке ночь сравнивается черным всадником, а с чем еще ее можно сравнить?», «В сказке узкая тропинка сравнивается с ниточкой. А с чем еще можно сравнить узкую тропинку?»;

прием словоизменения. Он помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Например, в сказке о коте говорится: «Котище серый хвостище...», а как сказать ласково? (Котик, ко­ток, серенький хвосток.);

придумывание синонимов или антонимов к словам. Напри­мер, воспитатель говорит: «В сказке Василису называют «прему­драя», придумайте другие, близкие слова к слову «премудрая», чтобы они тоже говорили о мудрости». (Умная, толковая, сообра­зительная.)

Много образных средств встречается в малых формах фоль­клора (поговорки, загадки, пословицы, прибаутки). Знакомство с ними обогащает детскую речь и словесное творчество.

Интересные способы развития воображения ребенка содер­жатся в книге итальянского писателя Дж. Родари «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй». Ав­тор стремится с помощью игры расковать фантазию детей, нау­чить их творческому взгляду на мир, развить парадоксальность мысли. «Бином фантазии» состоит в том, чтобы придумать инте­ресную историю, в которой увязывались бы два случайно выбран­ных и разных по смыслу понятия (например, пес — шкаф). Необ­ходимость придумать необычную занимательную историю значи­тельно повышает творческую речевую активность детей.

Данный прием был с успехом использован для развития творческих способностей в игре. Детям предлагались две роли сказочных персонажей, не связанных между собой общим сюже­том (Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Воспитатель предлагал ребятам разыграть придуманный ими сюжет. Это мог быть разговор по телефону или игра-драматизация, игра-фанта­зия. Остальные дети наблюдали за сверстниками, потом происхо­дила смена участников игры. Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игро­вую творческую активность детей.

Важная роль в развитии словесного творчества принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, начало кото­рой предлагает воспитатель, придумывание продолжения знаком­ой сказки, сочинение сказки по картинке. На основе сравнения содержания разных сказок ребята постепенно осваивают ее ком­позиционную структуру, типичную для народных сказок схему построения сюжета (Е. М. Мелетинский):

1. Знакомство с героями.

2. Возникновение проблемы (потеря, беда и т. д.).

3. Поход героя с целью разрешить проблему (найти волшеб­ное средство и т. д.), предварительное испытание его на ум, лов­кость, смелость и т. д.

4. Получение героем волшебного средства.

, Основное испытание героя (борьба со злом).

а Победа героя, достижение цели, исполнение желаний.

Исследования Л. М. Гурович показали эффективность ис-вания в развитии умения сочинять сказки приема «сказки-П°ЛЬ > (термин Дж. Родари). Он состоит в следующем: детям каЛЬ гагается хорошо известная сказка, затем создается ее общая

ДЛ „,,.•.»«» /тапгиартг.а нппяо птешгя ггтгп^гя а гга ттогчиттл» ттг>

не копирование

ттпиниипа, дающее толчок к развитию самостоятельного сюжета.

Так например, может быть использована в качестве основы («сказки-кальки») известная детям сказка «Хвосты», в которой кивотные решили поменять свои хвосты, совершенно забыв о своем образе жизни. После напоминания детям содержания сказ-кл им задавался вопрос: «А что еще могут захотеть поменять звери вместо хвостов?» Дети находили разные варианты — ноги, домики, еду и т. д. Такое обсуждение, как правило, вызывает большой интерес. Дети предлагают новых героев, фантазируют, что получится, когда звери поменяются домиками, будут угощать друг Друга своей едой и т. д. Схема сказки «Хвосты», взятая за основу, задавала детям логику сюжета, но ребята создавали новые и вполне оригинальные сказки.

В дальнейшем дети придумывают сказки полностью самосто­ятельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.011 с.)