Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пробуждаем интерес к творчеству
В условиях правильного воспитания самостоятельность детей не остается неизменной. Она постоянно развивается, проходя путь от воспроизводящей самостоятельности к самостоятельности с элементами инициативы и творчества. Творчество является высшим проявлением самостоятельности. Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего.мира, активное познание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает доста» точным объемом знаний, умений, накапливает впечатления, необходимые для творчества. Центром творческого процесса является воображение, а подлинной школой воображения — сюжетно-ролевая игра. Зарождаясь в игре, творческое воображение переносится в другие виды деятельности: рисование, труд, конструирование, движение, драматизация и т. д. Большие возможности для развития самостоятельности и творчества заключаются в изобразительной деятельности. В сюжетном и декоративном рисовании, в лепке, аппликации развивается ценная способность к творческому воплощению художественного образа. Умение ребенка определить свой художественный замысел и воплотить его в оригинальном рисунке, лепке, аппликации способствует эмоционально-эстетическому развитию его личности. Опыт показывает, что участие детей в коллективной изобразительной деятельности создает творческую атмосферу в группе, объединяет ребят общими эстетическими переживаниями, углубляет замыслы и воображение: Дети, имеющие опыт творческой коллективной изобразительной деятельности, владеющие разнообразными изобразительными умениями, быстрее завоевывают в школе внимание сверстников, становятся опорой учителя в организации творческих дел. Особую роль в подготовке к школе играет самостоятельное словесное творчество детей: сочинение сказок, историй, придумывание рассказов. Именно в творческой деятельности перед ребенком возникают задачи самостоятельного выбора темы, содержания и формы своего литературного произведения. Для воспитателя анализ словесного творчества ребенка является информативным показателем освоения им речевых и интеллектуальных умений. Какие умения развиваются в процессе самостоятельного словесного творчества? Это умения:
интеллектуальные: умения планировать речевую деятельность, оперировать имеющимися знаниями, образами, комбинировать их в новом сочетании, логически развивать сюжет; литературоведческие: умения использовать в своих сочинениях законы некоторых жанров, композиционные особенности литературного произведения; эмоционально-образные: умения создавать в воображений образы, передавать чувства, настроения героев, свое отно-ие к событиям; обоазно-речевые: умения находить адекватные воображаемым азам речевые обозначения и обороты, пользоваться сравнени- ?ми эпитетами; ^^'исполнительско-речевые: умения выразительно передавать пушателям свое сочинение, выбирать адекватную жанру манеру сполнения, вызывать эмоциональный отклик у слушателей на ое сочинение, т. е. смотреть на слушателей во время исполне-^тгя говорить внятно, выразительно, следить за их эмоциональной' реакцией. В руководстве детским словесным творчеством выделяются лва этапа: подготовка к творческой деятельности и ее организация На первом этапе происходит накопление детьми необходимых впечатлений, обогащение литературоведческих знаний. К примеру, прежде чем ставить перед дошкольниками задачу самостоятельно придумать сказку, воспитатель знакомит их с разными сказками (народными, литературными), имеющими различную стилистику. Дети слушают сказки в исполнении воспитателя, артистов, записанные на пластинках. У них формируется представление о манере рассказывания сказок. Специальное внимание обращается на фольклорные средства, эмоционально-образные характеристики персонажей. Используются приемы, помогающие детям освоить логику и последовательность развития событий в сказке: беседа по ее содержанию, пересказ по частям, пересказ от лица разных персонажей, составление плана изложения. Дети анализируют композицию сказки (зачин, завязка, кульминация, развязка), обсуждают разные сказки, отвечают на вопросы: «Что умеют делать звери и люди только в сказке?», «Какие волшебные события происходят в сказках?», «Чем отличается сказка от рассказа?» Воспитатель проводит для них литературные викторины (например, «Узнай, из какой это сказки»), где зачитываются или показываются на картинках эпизоды сказок и дети вспоминают их названия, рассказывают продолжение. Взрослый читает им отрывки из рассказа и сказки, а дети определяют и доказывают, какие из них относятся к сказочному жанру. Ребята отмечают характерные традиционные сказочные приемы: зачин, концовка, речь персонажей, волшебные события и т. д.
В результате первого этапа у детей формируется интерес к народному творчеству, а также знания и умения, необходимые Для самостоятельного придумывания сказок. Второй этап (организация разнообразной творческой деятельности) включает в себя приемы, направленные, с одной стороны, на стимулирование общей творческой активности, а с другой — побуждающие ребенка сочинять сказки. К первым относятся творческие задания, помогающие освоить выразительные средства языка. Это: придумывание эпитетов. Детям предлагается придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки, например мальчика с пальчик. Нужно вспомнить и сказать, какой он, найти для этого самые выразительные и точные слова; придумывание сравнений. Выполнение этого задания помога-ет развить ассоциативные связи. Воспитатель сначала напоминает детям сравнение из сказки: «В сказке ночь сравнивается черным всадником, а с чем еще ее можно сравнить?», «В сказке узкая тропинка сравнивается с ниточкой. А с чем еще можно сравнить узкую тропинку?»; прием словоизменения. Он помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Например, в сказке о коте говорится: «Котище серый хвостище...», а как сказать ласково? (Котик, коток, серенький хвосток.); придумывание синонимов или антонимов к словам. Например, воспитатель говорит: «В сказке Василису называют «премудрая», придумайте другие, близкие слова к слову «премудрая», чтобы они тоже говорили о мудрости». (Умная, толковая, сообразительная.) Много образных средств встречается в малых формах фольклора (поговорки, загадки, пословицы, прибаутки). Знакомство с ними обогащает детскую речь и словесное творчество. Интересные способы развития воображения ребенка содержатся в книге итальянского писателя Дж. Родари «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй». Автор стремится с помощью игры расковать фантазию детей, научить их творческому взгляду на мир, развить парадоксальность мысли. «Бином фантазии» состоит в том, чтобы придумать интересную историю, в которой увязывались бы два случайно выбранных и разных по смыслу понятия (например, пес — шкаф). Необходимость придумать необычную занимательную историю значительно повышает творческую речевую активность детей. Данный прием был с успехом использован для развития творческих способностей в игре. Детям предлагались две роли сказочных персонажей, не связанных между собой общим сюжетом (Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Воспитатель предлагал ребятам разыграть придуманный ими сюжет. Это мог быть разговор по телефону или игра-драматизация, игра-фантазия. Остальные дети наблюдали за сверстниками, потом происходила смена участников игры. Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.
Важная роль в развитии словесного творчества принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, начало которой предлагает воспитатель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке. На основе сравнения содержания разных сказок ребята постепенно осваивают ее композиционную структуру, типичную для народных сказок схему построения сюжета (Е. М. Мелетинский): 1. Знакомство с героями. 2. Возникновение проблемы (потеря, беда и т. д.). 3. Поход героя с целью разрешить проблему (найти волшебное средство и т. д.), предварительное испытание его на ум, ловкость, смелость и т. д. 4. Получение героем волшебного средства. , Основное испытание героя (борьба со злом). а Победа героя, достижение цели, исполнение желаний. Исследования Л. М. Гурович показали эффективность ис-вания в развитии умения сочинять сказки приема «сказки-П°ЛЬ > (термин Дж. Родари). Он состоит в следующем: детям каЛЬ гагается хорошо известная сказка, затем создается ее общая ДЛ „,,.•.»«» /тапгиартг.а нппяо птешгя ггтгп^гя а гга ттогчиттл» ттг> не копирование ттпиниипа, дающее толчок к развитию самостоятельного сюжета. Так например, может быть использована в качестве основы («сказки-кальки») известная детям сказка «Хвосты», в которой кивотные решили поменять свои хвосты, совершенно забыв о своем образе жизни. После напоминания детям содержания сказ-кл им задавался вопрос: «А что еще могут захотеть поменять звери вместо хвостов?» Дети находили разные варианты — ноги, домики, еду и т. д. Такое обсуждение, как правило, вызывает большой интерес. Дети предлагают новых героев, фантазируют, что получится, когда звери поменяются домиками, будут угощать друг Друга своей едой и т. д. Схема сказки «Хвосты», взятая за основу, задавала детям логику сюжета, но ребята создавали новые и вполне оригинальные сказки. В дальнейшем дети придумывают сказки полностью самостоятельно.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.011 с.) |