Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые размышления о дневниковых записях⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Вот такой разговор состоялся между воспитателем и психологом. Ход обсуждения проблемы показывает, как важно педагогу держать под постоянным контролем все аспекты формирующейся личности. Главным источником соответствующей информации выступает для него анализ поведения детей в системе повседневной воспитательно-образовательной работы. Результаты дополняются и конкретизируются с помощью специальных диагностических заданий, которые естественно вплетаются в ткань педагогического процесса. Круг затронутых в приведенной беседе вопросов может быть дополнен изучением мотивационной готовности к школе. Положительное отношение к школе, к учению как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности является показателем мотивационной готовности к школе. Основными ее компонентами выступают: правильные представления об обучении в школе; желание учиться; интерес к школьной реальности. Отношение детей к школе становится понятным воспитателю в ходе повседневного общения. Специально с этой целью используются индивидуальные беседы с детьми о школе. Вот примерное содержание вопросов к ребенку: 1. Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? (Выявляется наличие желания поступить в школу и его мотивировка.) 2. Расскажи, что ты знаешь о школе. (Выявляется объем сведений, которыми располагает ребенок о школе.) 3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Выявляются источники информации о школе.) Для воспитателя важно также выявить, формируется ли у ребенка интерес к серьезным видам деятельности: к познанию, к труду и т. д., т. е. появляется ли «чувство взросления», которое психологи считают показательным для отношения к школьному обучению. С этой целью используется ситуация «С кем бы ты хотел быть вместе?». Ребенку последовательно показывают три серии картинок, по шесть в каждой, отражающих разные виды деятельности: игра, развлечение, чтение книги, труд, наблюдение, занятие и т. д. Воспитатель предлагает выбрать, с какими из изображенных на картинках детей он желал бы быть вместе. Делается первый выбор, затем из оставшихся картинок — второй и потом третий. Всего должно быть по три выбора в каждой серии картинок, которые рассматривает ребенок. Все выборы воспитатель записывает, внося в тетрадь номер картинки (они заранее пронумерованы).
Затем воспитатель анализирует, какие по содержанию картинки предпочитает ребенок. Если в числе первых и вторых выборов он указывает на картинки серьезного содержания, это свидетельствует о положительных тенденциях в развитии ребенка, благоприятных для начала школьного обучения. Если же во всех сериях выборы касаются только развлекательно-игровых моментов и серьезные картинки составляют менее трети выборов или вообще не избираются ребенком, это является поводом для развития его интереса к познанию, решению интеллектуально-практических задач. Информативным показателем отношения к школе являются и сюжетно-ролевые игры на школьные темы. Наблюдения за ними помогают воспитателю лучше понять, как формируются представления детей о школе. Так, если в играх в школу учитель изображается детьми преимущественно в негативно-командной роли (наказывает учеников, ставит двойки и т. д.), нужно изменить такое представление об учителе. Таким образом, суждение о подготовленности к школьному обучению складывается из многих показателей, отражающих важнейшие сферы формирующейся личности ребенка: интеллектуальную, социально-нравственную, волевую, эмоционально-мотиваци-онную. ©но дополняется показателями морфофункционального и физического развития. Постоянное наблюдение за ходом развития детей, их деятельностью, поведением, учет состояния знаний, умений, навыков каждого ребенка, организация специальных проверочных ситуаций, использование некоторых диагностических методик позволяют воспитателю своевременно выявить отставание некоторых детей, обнаружить прогрессивные тенденции детского развития и создать условия для полноценной подготовки всех своих воспитанников к школьному обучению. ДО СВИДАНИЯ, ДЕТСКИЙ САД! (Вместо заключения) Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед ребенком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Маленький школьник вступит в «эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). А пока он только еще приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. А приобрел он немало.
Прежде всего ребенок стал более закаленным, работоспособным. Он хорошо физически развит. А это значит, что все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее. Идет активное прорезывание постоянных зубов. Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может ее кистью перекрыть левую ушную раковину (Филиппинский тест). Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения. Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, сила, точность, • координация движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. д.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это послужит первоосновой здорового образа жизни. Так, благодаря правильному воспитанию, к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не сможет успешно справиться с новыми учебными нагрузками. Возросли возможности будущего школьника в плане умственной деятельности. Ребенок довольно неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных. В области природных явлений ребенок начинает выделять связь между строением тела животного и средой обитания, способами добывания пищи и защиты. В опыте ухода за растени- ему становится понятна связь между потребностями растений способами ухода. В области предметного мира дошкольник достигает понимания зависимости назначения предмета от его строения, свойств материала, из которого он сделан. В результате освоения математических представлений ребенок овладевает элементарными математическими отношениями: целого и части, величиной мерки и измерением. Таким образом, к моменту поступления в школу знания ребенка уже в определенной мере упорядочены и систематизированы. За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд умственных и познавательных умений: дифференцированное восприятие и целенаправленное наблюдение, использование сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать предметы и явления, выделять главные и второстепенные признаки. Он приобрел способность рассуждать, самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на них, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.
У ребенка развилась речь, возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценные умения принимать от взрослого или выдвигать самостоятель-I но простую познавательную задачу, пользоваться для ее решения I рекомендациями педагога или решать ее самостоятельно, понятно I выражать в речи итог познания. Ребенок научился целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать заданные взрослым условия и правила, добиваться получения нужного результата, внимательно следить за ходом рассуждения воспитателя, следовать его указаниям. | Без этих умений начало школьного обучения осложняется психическими перегрузками. Правильное дошкольное воспитание подготовило ребенка к сотрудничеству со сверстниками и учителем, к проявлению в новых условиях определенной самостоятельности, организованности. Умение ребенка самостоятельно решать доступные практические задачи, используя для этого знания, умения, навыки, является информативным показателем его подготовленности к школе. Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения (художественная, изобразительная, речевая, музыкальная и т. д. деятельность) становятся базовыми для самостоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициативы и творчества также подтверждает готовность ребенка к школе. За годы дошкольного детства ребенок научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, Дружеских взаимодействий. Он использует разные формы общения: деловое, познавательное, Личностное. Его речевые умения Разнообразны: он может выслушать и понять речь собеседника, 125 достаточно ясно сформулировать свои мысли, правильно постро, ить предложения, составить связный рассказ. Участвуя в коллективных делах, ребенок принимает общую цель и условия деятельности, он старается действовать согласованно. В его поведении и взаимоотношениях с окружающими наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить выдержку, терпение, настойчивость Эти качества очень ценны для предстоящей учебной деятельно-' сти, но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к поведению ребенка пока преао-девременно.
В отношении к окружающим у ребенка проявляются черты общей гуманистической направленности. Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь другим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполне-,ние нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувства стыда, огорчения. Ребенок начинает осознавать свои возможности, он учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей. Все эти черты свидетельствуют о формирующихся первоосновах социально-личностного созревания ребенка как члена общества. ч Таким образом, дошкольный возраст знаменует собой ответственный этап качественных приобретений во всех сферах развития ребенка. На основе детской пытливости и любознательности разовьется интерес к учению. Познавательные способности и активность дошкольника станут первоосновой для формирования теоретического мышления. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству. Опыт творческого участия в разнообразной деятельности составит основу содержательной жизни маленького школьника. Нравственно-волевые проявления дошкольника создадут возможности для преодоления трудностей при решении учебных и практических задач. Освоенные элементы специальных знаний и умений (математика, родной язык, природоведение и т. д.) станут основой усвоения учебных предметов. Формирующийся интерес к школе, стремление стать школьником создадут эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь. И встречая маленьких школьников на пороге этой новой жизни, учителя с улыбкой говорят: «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!» СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ Амонашвшш Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986. Буре Р. С. Готовим детей к школе. — М., 1987. Венгер Л. А., Дьяченко О. М,, Говоркова Р. И:, Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет — М 1992. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. — М 1991. Давайте поиграем: математические игры для детей 5 — 6 лет /Под ред А. А. Столяра. - М., 1991. Ерофеева Т. И., Павлова Л, Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. — М., 1993. Кобитина И: И. Дошкольникам о технике. — М., 1991. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании детей. — М., 1985. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников — М 1990.
Потапова Е. Н. Радость познания. — М., 1990. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М., 1991. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания /историй. - М., 1978. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидакгические игры с математическим содержанием. - М., 1993. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет/ Под ред. О. М. Дьяченко, Е. А. Агаевой. - М., 1991. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А Д. Кошелевой. — М., 1985.' ОГЛАВЛЕНИЕ Скоро в школу (Имеете предисловия)..................3 Глава 1. НАЙТИ ПОДХОД К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ...........6 Воспитатель и дети (Задаем вопросы психологу). (6) — Подходим к ребенку с «оптимистической гипотезой». (10) — Учитываем индивидуальные особенности детей. (12) — Учимся общаться с ребенком. (16) Глава 2. «ХОЧУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ!»...............19 Из дневника воспитателя. (19) — Некоторые выводы и рассуждения. (38) Глава 3. ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ И ИЩЕМ РЕШЕНИЯ..........40 Несколько слов об интеллектуальной готовности к школе (Беседуем с психологом). (41) — Развиваем познавательную активность детей. (42) — Состязаемся в мудрости. (47) — Советуем, помогаем, направляем. (56) Глава 4. В ИГРЕ ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ...............54 Игра и подготовка к школе (Задаем вопросы психологу). (54) — Развиваем произвольное внимание и память. (58) — Развиваем контрольно-проверочные умения. (62) — Находим ошибки, отличия, проявляем настойчивость. (64) — Вслушиваемся в речь, учимся быть точными. (67) Глава 5. «МЫ СТАНОВИМСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ»........72 «Мы самые старшие в детском саду». (72) — Самостоятельность и подготовка к| школе (Задаем вопросы психологу). (73) — «Мы — помощники воспитателя». (74) — Развиваем самостоятельность детей в ручном труде. (76) — Развиваем умения контролировать и оценивать работу. (80) — Пробуждаем интерес к творчеству. (82) -А Объединяем творческие замыслы. (85) — Готовимся к письму. (86) — Развиваем ручную умелость. (87) — Развиваем пространственную ориентировку и чувство ритма. (90) — Развиваем графические умения. (91) Глава 6. ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?..............109 Из дневника воспитателя. (109) — Некоторые размышления о дневниковых записях. (122) До свидания, детский сад! (Вместо заключения)............124 Советуем прочитать..........................127 Учебное издание
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.024 с.) |