Некоторые размышления о дневниковых записях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые размышления о дневниковых записях



Вот такой разговор состоялся между воспитателем и психоло­гом. Ход обсуждения проблемы показывает, как важно педагогу держать под постоянным контролем все аспекты формирующейся личности. Главным источником соответствующей информации выступает для него анализ поведения детей в системе повседнев­ной воспитательно-образовательной работы. Результаты дополня­ются и конкретизируются с помощью специальных диагностиче­ских заданий, которые естественно вплетаются в ткань педагоги­ческого процесса.

Круг затронутых в приведенной беседе вопросов может быть дополнен изучением мотивационной готовности к школе. Поло­жительное отношение к школе, к учению как к серьезной, слож­ной, но необходимой деятельности является показателем мотива­ционной готовности к школе. Основными ее компонентами вы­ступают:

правильные представления об обучении в школе;

желание учиться;

интерес к школьной реальности.

Отношение детей к школе становится понятным воспитателю в ходе повседневного общения. Специально с этой целью исполь­зуются индивидуальные беседы с детьми о школе. Вот примерное содержание вопросов к ребенку:

1. Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? (Выявляется наличие желания поступить в школу и его мотивировка.)

2. Расскажи, что ты знаешь о школе. (Выявляется объем сведений, которыми располагает ребенок о школе.)

3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Выявляются источники информации о школе.)

Для воспитателя важно также выявить, формируется ли у ребенка интерес к серьезным видам деятельности: к познанию, к труду и т. д., т. е. появляется ли «чувство взросления», которое психологи считают показательным для отношения к школьному обучению. С этой целью используется ситуация «С кем бы ты хотел быть вместе?».

Ребенку последовательно показывают три серии картинок, по шесть в каждой, отражающих разные виды деятельности: игра, развлечение, чтение книги, труд, наблюдение, занятие и т. д. Вос­питатель предлагает выбрать, с какими из изображенных на кар­тинках детей он желал бы быть вместе. Делается первый выбор, затем из оставшихся картинок — второй и потом третий. Всего должно быть по три выбора в каждой серии картинок, которые рассматривает ребенок. Все выборы воспитатель записывает, вно­ся в тетрадь номер картинки (они заранее пронумерованы).

Затем воспитатель анализирует, какие по содержанию кар­тинки предпочитает ребенок. Если в числе первых и вторых вы­боров он указывает на картинки серьезного содержания, это сви­детельствует о положительных тенденциях в развитии ребенка, благоприятных для начала школьного обучения.

Если же во всех сериях выборы касаются только развлека­тельно-игровых моментов и серьезные картинки составляют ме­нее трети выборов или вообще не избираются ребенком, это является поводом для развития его интереса к познанию, реше­нию интеллектуально-практических задач.

Информативным показателем отношения к школе являются и сюжетно-ролевые игры на школьные темы. Наблюдения за ни­ми помогают воспитателю лучше понять, как формируются пред­ставления детей о школе. Так, если в играх в школу учитель изображается детьми преимущественно в негативно-командной роли (наказывает учеников, ставит двойки и т. д.), нужно изме­нить такое представление об учителе.

Таким образом, суждение о подготовленности к школьному обучению складывается из многих показателей, отражающих важ­нейшие сферы формирующейся личности ребенка: интеллектуаль­ную, социально-нравственную, волевую, эмоционально-мотиваци-онную. ©но дополняется показателями морфофункционального и физического развития.

Постоянное наблюдение за ходом развития детей, их дея­тельностью, поведением, учет состояния знаний, умений, навы­ков каждого ребенка, организация специальных проверочных си­туаций, использование некоторых диагностических методик по­зволяют воспитателю своевременно выявить отставание некото­рых детей, обнаружить прогрессивные тенденции детского разви­тия и создать условия для полноценной подготовки всех своих воспитанников к школьному обучению. ДО СВИДАНИЯ, ДЕТСКИЙ САД! (Вместо заключения)

Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошколь­ным возрастом. Скоро перед ребенком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Маленький школьник вступит в «эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). А пока он только еще приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. А приоб­рел он немало.

Прежде всего ребенок стал более закаленным, работоспособ­ным. Он хорошо физически развит. А это значит, что все пара­метры его развития не имеют отрицательных отклонений от нор­мы и даже иногда несколько опережают ее. Идет активное проре­зывание постоянных зубов.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, со­отношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, че­рез голову ребенок может ее кистью перекрыть левую ушную раковину (Филиппинский тест). Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологи­ческой зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.

Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление по­лезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, сила, точность, • координация движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом.

За годы дошкольного детства у ребенка сформировались цен­ные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зу­бы, следить за внешним видом и т. д.). Он получил первые пред­ставления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это послужит первоосновой здорового образа жизни.

Так, благодаря правильному воспитанию, к концу дошколь­ного возраста у ребенка складывается общая физическая готов­ность к школе, без которой он не сможет успешно справиться с новыми учебными нагрузками.

Возросли возможности будущего школьника в плане ум­ственной деятельности. Ребенок довольно неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: вре­менных, пространственных, функциональных, причинно-след­ственных. В области природных явлений ребенок начинает выде­лять связь между строением тела животного и средой обитания, способами добывания пищи и защиты. В опыте ухода за растени-

ему становится понятна связь между потребностями растений способами ухода.

В области предметного мира дошкольник достигает понима­ния зависимости назначения предмета от его строения, свойств материала, из которого он сделан.

В результате освоения математических представлений ребе­нок овладевает элементарными математическими отношениями: целого и части, величиной мерки и измерением.

Таким образом, к моменту поступления в школу знания ре­бенка уже в определенной мере упорядочены и систематизи­рованы.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд умствен­ных и познавательных умений: дифференцированное восприятие и целенаправленное наблюдение, использование сенсорных этало­нов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать пред­меты и явления, выделять главные и второстепенные признаки. Он приобрел способность рассуждать, самостоятельно формули­ровать вопросы, отвечать на них, пользоваться несложными на­глядными моделями, схемами при решении задач.

У ребенка развилась речь, возросли познавательная актив­ность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел цен­ные умения принимать от взрослого или выдвигать самостоятель-I но простую познавательную задачу, пользоваться для ее решения I рекомендациями педагога или решать ее самостоятельно, понятно I выражать в речи итог познания. Ребенок научился целенаправ­ленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практиче­скую деятельность, принимать заданные взрослым условия и пра­вила, добиваться получения нужного результата, внимательно сле­дить за ходом рассуждения воспитателя, следовать его указаниям. | Без этих умений начало школьного обучения осложняется психи­ческими перегрузками. Правильное дошкольное воспитание под­готовило ребенка к сотрудничеству со сверстниками и учителем, к проявлению в новых условиях определенной самостоятельнос­ти, организованности. Умение ребенка самостоятельно решать до­ступные практические задачи, используя для этого знания, уме­ния, навыки, является информативным показателем его подготов­ленности к школе.

Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения (художественная, изобразительная, речевая, музыкальная и т. д. деятельность) становятся базовыми для само­стоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, об­разного отражения действительности, развития чувств и творчес­кой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициати­вы и творчества также подтверждает готовность ребенка к школе. За годы дошкольного детства ребенок научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, Дружеских взаимодействий. Он использует разные формы обще­ния: деловое, познавательное, Личностное. Его речевые умения Разнообразны: он может выслушать и понять речь собеседника,

125 достаточно ясно сформулировать свои мысли, правильно постро, ить предложения, составить связный рассказ.

Участвуя в коллективных делах, ребенок принимает общую цель и условия деятельности, он старается действовать согласо­ванно. В его поведении и взаимоотношениях с окружающими наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить выдержку, терпение, настойчивость Эти качества очень ценны для предстоящей учебной деятельно-' сти, но у дошкольника они еще только складываются, и подхо­дить с высокими требованиями к поведению ребенка пока преао-девременно.

В отношении к окружающим у ребенка проявляются черты общей гуманистической направленности. Он выражает сочув­ствие, отзывчивость, желание помочь другим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполне-,ние нравственных требований и правил вызывает у ребенка чув­ство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувства стыда, огорчения. Ребенок начинает осознавать свои воз­можности, он учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей. Все эти черты свидетельствуют о формирующихся первоосновах социально-личностного созревания ребенка как члена общества.

ч Таким образом, дошкольный возраст знаменует собой ответ­ственный этап качественных приобретений во всех сферах разви­тия ребенка. На основе детской пытливости и любознательности разовьется интерес к учению. Познавательные способности и ак­тивность дошкольника станут первоосновой для формирования теоретического мышления. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству. Опыт творческого участия в разнообразной деятельности составит осно­ву содержательной жизни маленького школьника. Нравственно-волевые проявления дошкольника создадут возможности для пре­одоления трудностей при решении учебных и практических задач. Освоенные элементы специальных знаний и умений (математика, родной язык, природоведение и т. д.) станут основой усвоения учебных предметов.

Формирующийся интерес к школе, стремление стать школь­ником создадут эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь. И встречая маленьких школьников на пороге этой новой жизни, учителя с улыбкой говорят: «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!»

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

Амонашвшш Ш. А. В школу — с шести лет. — М., 1986.

Буре Р. С. Готовим детей к школе. — М., 1987.

Венгер Л. А., Дьяченко О. М,, Говоркова Р. И:, Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возрас­та. - М., 1989.

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет — М 1992.

Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. — М 1991.

Давайте поиграем: математические игры для детей 5 — 6 лет /Под ред А. А. Столяра. - М., 1991.

Ерофеева Т. И., Павлова Л, Н., Новикова В. П. Математика для дошкольни­ков. — М., 1993.

Кобитина И: И. Дошкольникам о технике. — М., 1991.

Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании детей. — М., 1985.

Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников — М 1990.

Потапова Е. Н. Радость познания. — М., 1990.

Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольно­го возраста. — М., 1991.

Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания /исто­рий. - М., 1978.

Смоленцева А. А. Сюжетно-дидакгические игры с математическим содержани­ем. - М., 1993.

Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет/ Под ред. О. М. Дьяченко, Е. А. Агаевой. - М., 1991.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А Д. Кошелевой. — М., 1985.' ОГЛАВЛЕНИЕ

Скоро в школу (Имеете предисловия)..................3

Глава 1. НАЙТИ ПОДХОД К КАЖДОМУ РЕБЕНКУ...........6

Воспитатель и дети (Задаем вопросы психологу). (6) — Подходим к ребенку с «оптимистической гипотезой». (10) — Учитываем индивидуальные особенности де­тей. (12) — Учимся общаться с ребенком. (16)

Глава 2. «ХОЧУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ!»...............19

Из дневника воспитателя. (19) — Некоторые выводы и рассуждения. (38)

Глава 3. ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ И ИЩЕМ РЕШЕНИЯ..........40

Несколько слов об интеллектуальной готовности к школе (Беседуем с психологом). (41) — Развиваем познавательную активность детей. (42) — Состязаемся в мудро­сти. (47) — Советуем, помогаем, направляем. (56)

Глава 4. В ИГРЕ ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ...............54

Игра и подготовка к школе (Задаем вопросы психологу). (54) — Развиваем произ­вольное внимание и память. (58) — Развиваем контрольно-проверочные умения. (62) — Находим ошибки, отличия, проявляем настойчивость. (64) — Вслушиваемся в речь, учимся быть точными. (67)

Глава 5. «МЫ СТАНОВИМСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ»........72

«Мы самые старшие в детском саду». (72) — Самостоятельность и подготовка к| школе (Задаем вопросы психологу). (73) — «Мы — помощники воспитателя». (74) — Развиваем самостоятельность детей в ручном труде. (76) — Развиваем уме­ния контролировать и оценивать работу. (80) — Пробуждаем интерес к творчеству. (82) -А Объединяем творческие замыслы. (85) — Готовимся к письму. (86) — Разви­ваем ручную умелость. (87) — Развиваем пространственную ориентировку и чувст­во ритма. (90) — Развиваем графические умения. (91)

Глава 6. ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?..............109

Из дневника воспитателя. (109) — Некоторые размышления о дневниковых запи­сях. (122)

До свидания, детский сад! (Вместо заключения)............124

Советуем прочитать..........................127

Учебное издание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.024 с.)