Развиваем умения контролировать и оценивать работу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развиваем умения контролировать и оценивать работу



В процессе ручного труда и конструирования создаются воз­можности для развития контрольно-оценочных умений. Воспита­тель учит детей сравнивать результаты работы с образцом. Специ­альные пооперационные карты наглядно раскрывают ребенку весь процесс изготовления поделки. Они могут быть двух видов: натуральные и схематические. В первом случае пооперационная карта представляет ребенку каждый этап работы в натуральном виде, во втором случае — в виде графического, схематического изображения. Например, в работе над поделками из бумаги типа оригами эффективно сначала пользоваться натуральной поопера­ционной картой. Воспитатель на полоске картона приклеивает образцы поделки на всех этапах ее изготовления..Ребенок рассма­тривает, разворачивает поделку, уточняет, как сгибается бумага на каждом этапе, сравнивает промежуточные результаты с конеч­ным. Такое детальное тактильно-двигательное обследование поо­перационной карты, сопровождаемое словесным комментировани­ем, способствует осознанному изготовлению поделки, улучшает самоконтроль. В случае затруднения воспитатель предлагает ре­бенку вновь обратиться к карте, самостоятельно исправить свои неточности. Он советует не переходить к следующему этапу рабо­ты, пока ребенок не сравнил полученный результат с соответству­ющим образцом на пооперационной карте. Работа с поопераци­онными картами организует детей, положительно сказывается на

зрительном планировании и последовательности осуществле-

НИЯ Опираясь на пооперационную карту в процессе работы, ребе-осваивает способы промежуточного самоконтроля, а затем

н°к шнее осуществляет итоговый самоконтроль. Карта помогает увидеть удачи и недостатки в работе, понять их причины и

оценить работу в целом.

Эффективным приемом, способствующим освоению кон-олъно-оценочных действий, является обсуждение «правильных» и «неправильных» поделок. Воспитатель специально подбирает поделки, в которых допущены ошибки в конструкции, в выборе материала, в технике склеивания и т. д. Одновременно предлага­ются поделки высокого качества. Лучше, если «неправильные» поделки приносит детям игровой персонаж, например Неумейка. Дети вовлекаются в беседу познавательного содержания: почему не удались поделки? Что помешало Неумейке сделать их красиво? О чем он забыл, что сделал небрежно? Идет постоянное сравне­ние «правильной» и «неправильной» поделки. Осознание процес­са, приемов работы углубляется, появляется умение находить ошибки, определять их причины, намечать пути устранения и предупреждения.

Хорошо, если такая беседа идет в форме живого обмена мнениями, споров, доказательств своей точки зрения. Этому спо­собствует соответствующее поведение взрослого. Он принимает на себя две роли: Неумейки и воспитателя. Неумейка постоянно обращается с вопросами к детям и к самому педагогу. Он упор­ствует в своих ошибках, заявляет, что у него самые лучшие и «правильные» поделки, удивляется тому, что дети нашли ошибки, забывает, как надо было применить тот или иной прием. В ре­зультате дети ведут разговор не с воспитателем, а с игровым персонажем: они спорят с ним, доказывают свою правоту, смеют­ся над его шутками, исправляют ошибки и в итоге учатся анали­зировать, контролировать и оценивать полученный результат.

Неумейка приносит лесенку и просит расставить все поделки на определенные ступеньки: самые красивые и правильно сделан­ные — на верхнюю ступеньку, поделки с отдельными недостатка­ми — на* среднюю, а неправильно сделанные, небрежные и неак­куратные — на нижнюю. Конечно, при этом опять разгораются споры. Неумейка пытается поставить «неправильные» поделки на верхнюю ступень, т. е. дать им незаслуженно высокую оценку. Разрешая эту ситуацию, дети упражняются в умении адекватно оценивать работу, устанавливать связь между качеством поделки и ее оценкой.

Обычно дети 5 — 6 лет с удовольствием встречаются с Неу­мейкой. Они учат его, как делать разнообразные поделки: пока­зывают, рассказывают, объясняют, и в процессе этого, специ­ально организованного и заранее продуманного воспитателем общения у детей формируются ценные для последующего Школьного обучения качества: самостоятельность, умение рас­суждать, доказывать, элементарный контроль, готовность прийти на помощь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.208.105 (0.005 с.)