Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вслушиваемся в речь, учимся быть точными
Будущему школьнику необходимо приобрести умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Этому способствуют игры, которые можно объединить девизом «Внимательно слушай и точно выполняй». От воспитателя или ребенка, исполняющего роль ведущего, дети получают словесное задание разной степени сложности и действуют в соответствии с ним. Задача участников игры — запомнить словесную инструкцию и точно ее выполнить. Остальные дети выступают в роли контролеров: внимательно следят за действиями сверстников и исправляют ошибки. Безошибочное выполнение задания и правильное исправление ошибок поощряются значками-фишками. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек. Разнеси письма На доске прикрепляются изображения разных домиков. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. У воспитателя разноцветные прямоугольники из плотной бумаги — письма. Задача: разнести письма точно по адресам. Вызванный ребенок получает от воспитателя задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только раз, без повторения. Об этом воспитатель заранее предупреждает всех детей. Ребенок направляется к городу, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо. Воспитатель сопровождает действия ребенка словами: «Почтальон наш быстро шел, домик сразу он нашел!», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет», «Хоть1 и долго ты ходил, но письмо свое вручил», «Будь внимателен, дружок, поищи еще разок!», «Почтальон совсем устал, в нужный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разнесет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить». Задания все время варьируются с учетом возможностей детей: одним инструкция сокращается, другим дается более развернуто с большим количеством признаков. Попадаются и вообще непонятные письма с неполным адресом. В них перечисляются отдельные незаметные детали, и поиск адресата затрудняется. Например: «дом, в котором живет бабушка, которая любит голубей»; «дом, в котором ищут потерявшуюся собаку»; «дом, в котором много маленьких детей»; «дом, в котором пора делать ремонт» и т. д.
Разглядывая домики, дети решают, правильно доставлено письмо или нет. На окне дома, где живет бабушка, любящая голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; у дома, где ищут собаку, стоит конура с оборванной веревкой; около дома, где много детей, выстроились коляски; а на доме, требующем 67 ремонта, надписи и рисунки, сделанные детьми. Этот дом может быть также назван домом, гае живут невоспитанные дети. Так игра из плоскости запоминания отличий переходит в плоскость умозаключений и рассуждений. Это поднимает интерес детей, активизирует поиск. Возникают споры, обсуждения: в тот ли дом отнесены письма? Иногда в адресе только частично указываются приметы домика, а остальные приметы не совпадают. Дети решают, можно ли доставить такое письмо адресату. Воспитателю необходимо иметь дополнительные изображения домиков с разными деталями, чтобы интерес детей к игре не пропадал. В заключение этой игры предлагается задание на сообразительность: догадаться, где какой адресат живет, и вручить письма. Игра называется «Разнеси письма бабушкам» (цв. табл. 15): В домике этом живут постоянно Бабушки: Даша, Агаша, Татьяна. Любит животных бабушка Даша, Часто скучает бабуля Агаша. Каждую бабушку ты разыщи И долгожданные письма вручи. Некоторые дети не вслушиваются в стихи и пытаются наугад назвать, как зовут каждую бабушку. В этом случае воспитатель просит еще раз прослушать текст загадки и сначала сказать, что они узнали о каждой бабушке. Можно ли по этим признакам определить, где какая бабушка нарисована? После этого просит показать и назвать, на каком этаже живет бабушка Татьяна. Потерянные вещи Воспитатель рассказывает детям: «В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют разные вещи, которые поступают в стол находок. Человек, потерявший вещь, может обратиться в стол находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая вещь потеряна, как она называется, какого она цвета, формы и т. д. Сегодня у нас открыт стол находок: посмотрите, какие вещи здесь». Перед глазами детей на фланелеграфе, наборном полотне находятся: несколько изображений разноцветных зонтиков, шарфов, на полочке стоят игрушки. На отдельном столе стоит телефон. Воспитатель садится за стол: «Сейчас мне будут звонить по телефону люди, потерявшие вещи, а мои помощники должны проверить, есть ли такие вещи у нас в столе находок или нет. Только всем вам надо внимательно выслушать, какая вещь разыскивается».
Выбирается первый помощник. Раздается звонок, воспитатель поднимает трубку и делает вид, что ведет разговор по телефону: «Что у вас пропало? А, зонтик! А какой он? Так, так... Подождите, сейчас узнаем». Положив трубку около телефона, он обращается к помощнику: «У бабушки Веры Петровны потерялся зонтик, голубой, в горошек, с черной ручкой. Посмотри, есть ли у нас такой?» Ребенок рассматривает зонтики, находит нужный. Воспитатель спрашивает детей: «Правильно ли выбрал зонтик мой помощник? (Ответы детей.) А почему вы так думаете?» Дети напоминают все признаки зонтика, который потеряла бабушка. «Молодцы! — одобряет воспитатель и сообщает по телефону: — Ваш зонтик у нас, приезжайте». Затем снова раздается звонок, и новый помощник ищет нужную вещь. Каждый раз воспитатель задает детям вопросы по поводу найденной вещи. Иногда он просто «забывает» ее приметы и просит их перечислить. В другом случае взрослый сообщает, что не расслышал, что пропало, а только понял, что это красного цвета, круглое, резиновое. Что это может быть? «Мяч», — догадываются дети. Следующая просьба — найти вещь, приметы которой совпадают с приметами имеющихся вещей только частично. Дети решают, есть такая вещь или нет. А могут позвонить и назвать несущественные приметы: «Потерялся теплый и красивый шарф». Нужно решить, можно ли по таким приметам найти вещь. Воспитатель предлагает задать уточняющие вопросы, и затем по точным данным вещь находится. Воспитатель с большим интересом выслушивает все просьбы. Иногда звонят случайные люди и задают смешные вопросы: «Где купить дрессированную обезьянку? Какая сегодня погода? Я много съел пирожков, и у меня разболелся живот. Что мне теперь делать?» И т. д. Все это создает непринужденную веселую игровую обстановку. Новым моментом в игре может быть получение посылки с очередными пропавшими вещами. Дети распаковывают коробку, расставляют вещи. Это оживляет игру. По ходу ее могут выбираться несколько помощников, каждый получает свое задание, а остальные дети контролируют правильность' его выполнения. В заключение прибегает щенок. Он приносит варежку, которую нашел в коридоре. Возникает вопрос, чья это варежка? Если ее хозяин сразу не находится, дети передают варежку друг другу. Выясняется, что она очень маленькая, наверное, ее потерял кто-то из малышей. Дети благодарят щенка и решают отнести малышам варежку. Эта игра интересна тем, что можно постоянно менять ситуации общения с детьми, набор вещей. Полезно использовать в игре те или иные вещи детей, если они лежат не на своих местах. Дети могут помогать разыскивать не только вещи, но и животных: собак, кошек и т. д. Участвуя в игре, они учатся точно запоминать слова воспитателя и воспроизводить их в собственной речи, самостоятельно формулировать и задавать уточняющие вопросы, выносить решения о том, можно ли выполнить.ту или иную просьбу, достаточна ли полученная информация.
Умения выслушивать и выполнять указания воспитателя, связанные с ориентировкой в пространстве, дети осваивают в следующей игре. Приказ командира В эту игру можно играть индивидуально с ребенком, с подгруппой детей или со всеми вместе в зависимости от размера игрового поля и решаемых задач. Содержание игры: передвигать фигурку солдата по полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой квадрат, разграфленный на клетки (10 х Ю). Отдельные клетки окрашиваются в красный и синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается фигурка солдата. В начале игры воспитатель берет роль командира на себя, он вызывает дежурного солдата и отдает приказ, т. е. сообщает, как должна двигаться фигурка солдата по полю. Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает: «Есть!» — и повторяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и затем на три клетки вниз». Если в результате продвижения фигурка попадает на окрашенную клетку, то в зависимости от ее цвета ребенок либо получает от остальных участников игры задание и выполняет его, либо имеет право дать задание любому из детей (спеть, загадать загадку, проделать какое-нибудь упражнение и т. д.). Играющий может дать задание и воспитателю, который выступает в игре на равных правах со всеми. (Как командир он только вначале отдает приказы. Когда дети поймут игру, он передает свои функции кому-либо из них и выполняет приказы нового командира.) 69 Иногда командир отдает заведомо невыполнимый приказ, т. е. называет боль- | шее количество клеток, чем позволяет передвижение в заданном направлении, и фигурка выходит за пределы поля. Это обостряет внимание детей, они обсуждают,. какое число клеток надо было назвать, чтобы солдатик не покинул поле. Воспита-- ' тель все время усложняет задания, вводит дополнительные правила, активизирую^- ^ щие всех детей. Например, солдат получает право не повторять приказ, а указать ] на любого ребенка, и тогда уже тот должен повторить приказ. Солдат имеет право назвать сам того, кто сменит его на вахте. Более сложным вариантом является передвижение по полю двух фигурок, например солдата и матроса. Команды даются по- •] следовательно двум вызванным детям. Каждый из них повторяет свою команду (в этом случае детям важно не забыть слова воспитателя, пока он отдает приказы, что требует большей сосредото- | ченности). А затем приказы последовательно выполняются.
Для поддержания у детей интереса к игре и развития внимания и сообразительности иногда даются «пустые» приказы: пройти на три клетки вниз, а затем подняться на три клетки вверх или пройти на пять клеток влево, а затем на пять вправо. С детьми условливаются: если получен приказ, при котором фигурка возвращается на прежнее место, то ребенок, повторив его, не должен дотрагиваться до фигурки солдатика и передвигать ее, а если же он все-таки начал передвигать ее, то другие дети, заметившие ошибку, хлопают в ладоши и происходит смена «вахты»; Более сложным является вариант игры, при котором солдат получает письменный приказ командира в виде схематического изображения движения фигурки по клеткам. Солдат должен рассмотреть схему маршрута и сообщить всем путь своего движения' (например, пройти вниз на три клетки, а затем на четыре клетки влево). Письменный приказ передается другому ребенку, который проверяет, правильно ли приказ понят, и дает разрешение на движение фигурки солдата. Остальные дети следят за точностью движения. Если в процессе маршрута она просто проходит окрашенные клетки, то, если клетка красная, все хлопают в ладоши три раза, а если синяя — в ладоши хлопает проверяющий солдата ребенок. В следующих играх развивается внимательность к речевым высказываниям. Слово заблудилось Воспитатель произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используются неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. На полу из плошки молоко пьет ложка. (Кошка.) На полянке у дубочка собрала кусочки дочка. (Грибочки) Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша? (Каша, ложка.) На дворе большой мороз, отморозить можно хвост. (Нос.) «Испеки мне утюжок!» — просит бабушку крючок. (Пирожок, внучок.) Будь внимателен к словам' Игра развивает слуховое сосредоточение. В нее играют подгруппами. Ставятсзг стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они лучают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка и т. д. Воспи-тель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозка-юшее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив, выигрывают дети, которые ни разу не пропустили «свое» слово. Аналогично проходит игра в кругу. Воспитатель предлагает петям быть внимательнее, чтобы не пропустить слово. Если будет произнесено слово, обозначающее животное, дети должны присесть, если растение — поставить руки на пояс и т. д. Условие игры может быть более сложным и более простым. Воспитатель произносит в разном темпе {быстрее или медленнее) сложные и простые предложения, а дети, услышав нужные слова, выполняют те или иные движения. Обычно эта игра вызывает много веселья, так как невнимательные дети становятся сразу всем видны. Чтобы поддержать их настроение, воспитатель может следующее предложение говорить медленнее или перед нужным словом делать небольшую паузу: «Услышав шум, из конуры выскочила злая собака». Наблюдая за детьми в таких играх, воспитатель видит тех, кто нуждается в специальной работе по развитию внимания.
Таким образом, все рассмотренные игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. В результате систематического участия в играх у детей закладываются основы готовности к школе. Игры широко используются в индивидуальной работе с ребенком не только в детском саду, но и в семье. Не надо превращать игры с правилами в подобие занятий, только искреннее, живое, эмоциональное общение во время игры, умение взрослого взглянуть на игру с позиции ребенка позволят достичь широкого воспитательно-развивающего влияния игры на будущего школьника. ГЛАВА 5. «МЫ СТАНОВИМСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ» «МЫ САМЫЕ СТАРШИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» Переход в выпускную группу (в старшую, если обучение в школе начинается с шести лет, или подготовительную, если дети поступают в первый класс с семи лет) изменяет психологическую позицию детей в детском саду. Что это может дать в воспитательном отношении? Многое. Прежде всего у детей формируется чувство взросло-' сти, они начинают ощущать свою роль самых старших в детском саду. Такое ощущение не развивается стихийно, а требует воспитания. Взрослый помогает дошкольнику осознать свое новое положение и на этой основе вызывает стремление к решению новых, более сложных задач: стать самостоятельным, многому научиться, подготовиться к школе. Взрослые специально подчеркивают, какими ловкими и умелыми стали ребята, сравнивают новые достижения детей с прежними возможностями. Привлекая детей к разнообразной деятельности, воспитатель разговаривает с ними так, чтобы они почувствовали себя совсем взрослыми и как бы возвысились в собственных глазах. Например, нужно убрать участок, и воспитатель наряду с такой мотивационной установкой, как «сделать участок чистым, красивым», выдвигает еще одну, которая звучит как стимул-размышление: «Сначала я подумала, что работа предстоит большая, вдруг мои дети не справятся? А потом решила — нет, они уже большие, самые старшие в детском саду, конечно, они сумеют выполнить работу быстро и хорошо. Придут малыши, посмотрят на наш участок и увидят, как весело, умело трудятся старшие дети!» Воспитатель соединяет развивающееся у детей ощущение взрослости с мотивом хорошо подготовиться к школе. Единая перспектива будущего поступления в школу становится социально значимым мотивом, обеспечивая общность переживаний, стремлений и интересов ребят. На этом фоне происходит формирование важных черт личности будущего школьника: развиваются элементы самосознания, самооценки, самоуважения, растет стремление стать лучше, получить признание окружающих. Многие психологи подчеркивают, что старшие дошкольники испытывают острую потребность в признании своих успехов со стороны взрослого. Данная потребность становится стимулом их социально-личностного развития и подготовки к школе. Подкрепление ее в жизненной практике, в опыте познания, в деятельности и общении приводит к формированию очень ценных с позиции перспектив развития личности чувств: самоуважения, собственного достоинства. Без этих чувств в дальнейшем невозможно развитие стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте под влиянием соответствующего воспитания начинают действовать социаль- пенные мотивы, имеющие важное значение для полноценного -— личности будущего школьника. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (Задаем вопросы психологу) — Что такое самостоятельность, в чем она проявляется у старшего дошкольника? — с такими вопросами мы обратились к детскому психологу. — Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. — Чем же отличается самостоятельный ребенок? — Это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у ребенка стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах. Отсюда большая воспитательная ценность именно успешной самостоятельной деятельности, которая как бы внутри себя содержит источник самодвижения личности, подталкивающий ее на решение новых задач. Поэтому характеристика «самостоятельный ребенок» всегда содержит оценку самостоятельности как преобладающей черты поведения, проявляющейся в разных сферах его деятельности. — Как оценивается значение самостоятельности с позиции предстоящего школьного обучения? — Вся ситуация школьного обучения (это новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) рассчитана на то, что за годы дошкольного детства у 'ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Черты независимости от взрослого, которые приобретает ребенок при условии соответствующего воспитания в детском саду и в семье, умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляют предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. — Как сказывается уровень самостоятельности ребенка на школьном обучении? — Прежде всего хочу подчеркнуть, что самостоятельность — развивающееся качество и как раз школьные годы являются периодом ее расцвета. Но то, что заложено в дошкольные годы, трудно переоценить. Именно в это время закладываются механизмы самостоятельности, развивается стремление к независимым и результативным действиям. Не заглушить, а поддержать, укрепить, развить всем известное детское «Я сам!» — задача дошкольного воспитания и условие успешного обучения ребенка в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развита самостоятельность, испытывает в школе серьезные нервно-психические и практические перегрузки. Новая обстановка, новые тре- 73 бования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий учителя. Адаптация к школе несамостоятельньгх детей значительно затягивается по сравнению с детьми, у которых хорошо развита самостоятельность. Можно прямо сказать, что непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее подготавливает серьезные трудности адаптации ребенка к школе. — Что в связи с этим можно посоветовать воспитателям? — Вот правила, о которых должен помнить воспитатель, стремящийся развить у детей самостоятельность. Необходимо: — постоянно обогащать знания и умения детей; — создавать условия, побуждающие ребят активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность; — постоянно менять тактику руководства деятельностью детей: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль; — тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца, ориентировать на получение хорошего результата; — постоянно расширять область самостоятельности детей, раскрывать перед ними новые возможности, показывать рост их достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения; — поддерживать у детей чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизации. В результате планомерной и последовательной воспитательной работы ребенок приходит в школу, имея ценный опыт разнообразных самостоятельных действий. «МЫ — ПОМОЩНИКИ ВОСПИТАТЕЛЯ» Разговор с психологом помог нам осознать, как важно своевременно развивать самостоятельность у дошкольников в разных видах деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети значительно активнее, чем в предыдущих группах, привлекаются к участию в делах взрослых. Обращение воспитателя к детям «Вы — мои помощники» приобретает конкретное содержание. Разнообразной и более ответственной становится работа дежурных. Дежурные по столовой сервируют столы, убирают посуду. Дежурные по занятиям готовят пособия, расставляют на столах баночки с водой, краски, кисти. Расширяется круг обязанностей дежурных в уголке природы. Оценка работы дежурных дает- к воспитателем, так и детьми, при этом отмечается не толь-качество работы, но и взаимоотношения дежурных между собой их отношение к порученному делу. ' Воспитатель широко использует разнообразные трудовые получения. Обдумывая их характер и содержание, он учитывает уровень трудовых умений ребенка, его отношение к труду, степень самостоятельности, индивидуальные особенности. Малоактивные дети с недостаточным уровнем трудовых навыков выполняют сна^ чала больше индивидуальных поручений, вовлекаются в совместный труд с воспитателем. Так они приобретают необходимые умения, уверенность и подготавливаются к равноправному участию в коллективном труде. В старших группах дети участвуют в разных формах общего труда (по звеньям, по типу конвейера). Используются возможности для упражнения их в самостоятельных действиях на всех этапах труда: от постановки цели и определения объема предстоящей работы до получения результата и оценки его. Доверие, которое проявляет воспитатель к детям, стимулирует интерес к самостоятельным действиям, а его деловой подход к обсуждению предстоящей работы, распределению ее и оценке дает детям образец практического решения проблем. Формируя самостоятельность, воспитатель постоянно побуждает детей без посторонней помощи решать ту или иную задачу: организовать свое рабочее место, подобрать нужные инструменты, материалы. С этой целью специально создаются ситуации выбора. Например, дети ремонтируют книги. Воспитатель, не задумывающийся над развитием детской самостоятельности, обычно заранее раскладывает на столах все необходимое: бумагу, ножницы, кисти, клей, старые книги и т. д. Детям остается только самостоятельно воспроизвести привычные действия по ремонту. Воспитатель, стремящийся сделать самостоятельность преобладающей чертой поведения детей, поступает иначе. Он не пытается создавать привычные условия работы, а ставит перед детьми новые, более сложные задачи: самостоятельно выбрать книгу для ремонта, затем с общего стола отобрать все необходимое: бумагу, инструменты, клей — и организовать свое рабочее место. 3 такой ситуации отчетливо проявляются умения детей самостоятельно и осознанно осуществлять знакомый процесс ремонта книг. Воспитатель увидит, как принимает поставленную задачу каждый ребенок, насколько осознанно относится он к выбору инструментов, бумаги (а они специально даются самые разные, «ходящие и неподходящие для осуществления ремонта книг). В этих условиях обнаружится также умение детей правильно опреть объем работы в зависимости от характера повреждения [, сформированное^ соответствующих трудовых умений, отношение к делу, старательность, желание получить хороший результат. Анализируя действия детей, воспитатель получает ценную эормацию о каждом ребенке и может планировать работу по дальнейшему развитию самостоятельности. Предметом внимания воспитателя становятся и моменты обращения к нему детей за помощью. Когда тот или иной ребенок просит взрослого помочь ему в ситуации действительно трудной и новой, педагог расценивает это как естественный процесс освоения нового. Но и в этом случае опытный воспитатель не спешит с помощью. Если он видит, что ситуация подобна той, в которой дети действовали раньше, или он считает, что у ребенка фактически есть возможность для разрешения задачи, ноч его сдерживает новизна обстановки, то в таком случае достаточно намекнуть ребенку, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичных ситуациях. Если же такая подсказка не помогает, воспитатель показывает и объясняет ребенку, как следует поступить. Если же педагог замечает, что ребенок постоянно проявляет нерешительность, просит помощи и ждет «диктовки» процесса выполнения, боится нового, тяготеет к шаблону, — это серьезный сигнал отставания в развитии самостоятельности. Работая со старшими дошкольниками, опытные воспитатели придерживаются следующих правил: не следует спешить помогать ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельности; если без помощи все же не обойтись, она должна быть минимальной; вначале лучше дать совет; не следует делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Воспитатель постоянно расширяет область активных самостоятельных действий детей: старшие дошкольники шефствуют над малышами, убирают участок, оформляют групповую комнату к празднику, ухаживают за комнатными растениями, поддерживают порядок в детском саду. Они становятся настоящими помощниками воспитателя, их организованность и ответственность постепенно развиваются. РАЗВИВАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РУЧНОМ ТРУДЕ Большие возможности для воспитания будущих школьников заключены в разных видах ручного труда и конструирования. В них углубляются знания детей о свойствах, качествах и возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ткани, природных материалов). Это обогащает кругозор старших дошкольников. Будущие школьники знакомятся с основами культуры деятельности: планирование, организация и последовательное осуществление задуманного, получение нужного результата. Эти умения необходимы в предстоящем школьном обучении. В процессе создания поделок формируются настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата (небрежно согнул выкройку — получились некрасивые, нечеткие грани, тщательно не проклеил — поделка развалилась). В ручном труде формируются ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов. Ручной труд, художественное конструирование из разных материалов становятся важными элементами воспитания детей и организации свободного времени. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок смог найти себе занятие по душе, ^единиться со сверстниками по интересам и сначала под руко-° яством взрослого, а затем все более самостоятельно заниматься «яиболее привлекательным ручным трудом. Опыт показывает, что среди первоклассников, проявляющих школе черты неподготовленности к обучению, большой про-в т составляют дети с так называемыми неоформившимися интересами. Они затрудняются назвать свое любимое дело. Многие из не подготовленных к школе детей не приобрели за годы дошкольного детства интереса к конкретным практическим делам и, главное, не получили опыта успешной самостоятельной деятельности творческого характера. Анализ поделок, рисунков, выполненных слабо подготовленными к школе детьми, обнаруживает ярко выраженные черты общей небрежности, торопливости, незавершенности, неполного соответствия конечного результата поставленным требованиям. Получается парадокс — дети участвуют в продуктивной деятельности, но ее развивающее и воспитательное влияние на них остается по существу нейтральным. Мало того, дети приобретают негативный опыт небрежного, формального отношения к делу. Вот почему необходимо внимательное отношение педагога к работе каждого ребенка, анализ причин небрежного, некачественного ее выполнения. Возможно, у ребенка был недостаточно эмоциональный настрой на работу. А может, он был невнимателен во время постановки и объяснения задания? Или поделка слишком сложна и ребенок не обладает нужными техническими умениями? Но, может быть, у него уже сложилась привычка работать спустя рукава и трудно проявить волевые усилия, старательность? Тщательный анализ причин поможет педагогу найти подход к каждому воспитаннику: заинтересовать поделкой, предварительно еще раз обсудить способ ее изготовления, дать более упрощенный, вариант, если ребенок не освоил умения, и т. д. Главное —не оставить такого ребенка без внимания, не допустить накопления отрицательного опыта деятельности. В старшем дошкольном возрасте открываются большие возможности для развития самостоятельности и интереса детей к ручному труду. Его содержание достаточно разнообразно: работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумага, в сочетании с природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов, игрушек, деталей для праздничного оформления помещения, поделка сувениров, декораций, макетов кукольных комнат); работа с тканью, нитками (аппликация из ткани, плетение, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров, вышивка); работа с природным материалом (изготовление фигурок животных, сказочных персонажей, декоративных украшений и панно из сухих цветов, семян, скорлупы ореха, веток, соломки, сухих трав, плетение из сухой травы и тонких прутьев, составление Декоративных букетов из сухих растений и оформление ими интерьера комнаты, уголка природы); работа с бросовым материалом (изготовление из различных 77 коробок, пластмассовых флаконов, катушек и т. д. игрушек, сувениров). Работа по изготовлению поделок в свободное время не должна содержать элементов принуждения. Только радостный, желанный труд приносит удовлетворение. Дети обычно с удовольствием принимают предложение организовать «Веселую мастерскую», подобрать вместе с воспитателем необходимые материалы и инструменты. Занятия в «Веселой мастерской» может проводить не только воспитатель, но и шефы-школьники, родители, бабушки, дедушки. Старшие дошкольники проявляют интерес к серьезной, полезной деятельности. Поэтому детям всегда должна быть понятна практическая значимость того, что они делают. В «Веселой мастерской» можно не только освоить нужные умения, но и получить практику живого общения, сотрудничества. Используются разные способы организации труда, когда каждый «мастер» выполняет самостоятельно свою поделку от начала и до конца или когда процесс труда разделяется по операциям: одни режут бумагу, подготавливают материал, другие обводят выкройку, следующие — вырезают, клеят и т. д. Воспитатель выступает в разных ролях: он объясняет и показывает способ изготовления поделки; действует одновременно с детьми, изготавливает поделку, сопровождая весь процесс работы комментариями, помогая тем самым детям и поддерживая их эмоциональный настрой; выступает в роли консультанта — отвечает на вопросы, уточняет, советует. Опыт показывает, что для проявления самостоятельности в ручном труде детям необходимо освоить ряд основных умений: разные способы сгибания и складывания бумаги, вырезывание деталей ножницами, пользование выкройками, приемами склеивания и т. д. Важно, чтобы дети сначала освоили обобщенный способ действия, который ляжет в основу конструкции поделок одного вида, а затем, используя и дополняя исходную форму деталями, могли получить самые разные поделки. Так, научившись складывать бумагу способом «гармошка», проглаживать пальцами грани гармошки (сгибы бумаги), дети смогут создавать бумажные «китайские» веера, елочные украшения, сувениры, фонарики разных размеров и пропорций. Если исходная форма бумаги сложена по длине точно по середине, то после сгибания гармошкой и разворачивания изделия получается фонарик симметричной формы, а если бумага сгибается по линии одной трети ее размера, то соответственно получается фонарик с удлиненной или укороченной верхней частью. Украшая исходную форму фонарика деталями (кисти, аппликация, плавники, кукольные головки и т. д.), дети получают новые оригинальные поделки: рыбки, куколки, клоуны, собачки, петушки и т. д. Поделка преображается, если фонарик развернуть вовнутрь или вовне. В последнем случае получаются изделия нового вида: декоративные катушки, вазы, матрешки и т. д. Этими поделками дети оформляют группу и участок к празднику, украшают елку. Освоив способ склеивания конуса, дети начинают самостоя-ельно придумывать самые разные игрушки: куклы, матрешки, верушкя и т. д. Для этого они прикрепляют к конусу различные гетали: головки кукол, мордочки зверей, лапки, хвостики, бантики и т. д. Возникают новые интересные образы. Используя всевозможные способы сгибания, симметричного вырезывания, склеивания, дети получают самые разные поделки (рис. 1 — 6), которые используют для оформления группы, изготовления макетов, сувениров, в различных играх. Полезно использовать изготовление предметов и игрушек из бросового материала. Рассматривая и соединяя между собой коробки разной формы, катушки, цилиндры и т. д., дети обнаруживают возможности для создания самых неожиданных предметов. Они оклеивают конструкции бумагой, раскрашивают их, добавляют детали и получают много интересных игрушек и предметов. Такие поделки не только развивают самостоятельность и творчество, но и учат разумной бережливости, умению продлевать жизнь вещам. Особый интерес у ребят вызывает изготовление действующих игрушек. Разнообразные вертушки из бумаги, стрелы, парашюты радуют детей, обогащают их игры, развивают основы технического моделирования (рис. 7). С помощью воспитателя дети могут изготовить простейший действующий телефон. Для этого нужно взять круглые коробочки (например, из-под зубного порошка) и удалить в них дно (вместо него наклеивается донышко из кальки или провощенной бумаги). Если нет готовых коробочек, склеивается кольцо из полоски картона шириной 4 — 5 см, диаметром 5 — 6 см, дно кольца заклеивается калькой. Затем центр донышка прокалывается иголкой, в отверстие продевается нитка, к которой внутри коробки (в середине) привязывается спичка. Другой конец нити и спичка аналогично прикрепляются во второй коробке. Общая длина нити может быть до б — 8 м.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.077 с.) |