Находим ошибки, отличия, проявляем настойчивость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Находим ошибки, отличия, проявляем настойчивость



Постепенно у детей вырабатывается способность сравнивать предметы поэлементно, сопоставлять работу с образцом. Помога­ют им в этом игры и игровые задания, связанные с поиском отличий и ошибок в двух и более изображениях. Воспитатель приучает детей сравнивать неправильное изображение с эталон­ным в определенной последовательности. Только при условии поэлементного сопоставления ошибки не будут пропущены и вы­явятся полностью. Если сопоставительному контролю 'подлежат два предметных изображения, то ребенок вначале сравнивает их контуры, крупные части, а затем переходит к мелким деталям, рассматривая их соотношение, пространственное расположение. И наконец, объектом сравнения становятся детали оформления (узор, штриховка и т. д.).

Если сравниваются два сюжетных изображения, ребенок по­следовательно сличает вначале центральные, главные объекты композиции, а потом остальные. Надо постепенно вырабатывать у детей умение вглядываться в детали и сравнивать их, так как именно в них часто скрываются отличия и неточности по сравне­нию с эталонным изображением (см. игру «Цирковое представле­ние»).

При выполнении задания важно, чтрбы взгляд ребенка кон­тролировался указательным жестом. Не надо запрещать детям указывать пальцем или указкой непосредственно на сравниваемые

клоунов по фотографиям.

Таблица 16. Найди фрагмент на картинке. Сколько зайчат у мамы Зайчихи? Найди у матрешек четыре отличия.

детали в образце и проверяемом изображении. Это организует зрительное восприятие, и взгляд не рассеивается. Хорошо, если ребенок негромко проговаривает вслух свои действия. Например: «Теперь сравним пальто: здесь два кармана и здесь два, здесь есть пояс, а здесь нет, значит, это ошибка, здесь три пуговицы, здесь только две. Вот уже две ошибки нашел. Теперь сравним брюки: здесь в клетку, а здесь в полоску. Еще ошибка...» Такое коммен­тирование своих действий позволяет ребенку быстрее осознать необходимость детального сопоставления двух изображений и вы­рабатывает способ самоконтроля.

В каждой группе необходимо иметь подборку занимательных картинок разного формата, больших и маленьких, сравнивая ко­торые между собой ребенок включается в увлекательную и такую необходимую для его развития контрольно-проверочную деятель­ность.

Детям могут быть предложены картинки типа «Цирковое представление», «Веселый щенок», «Неваляшки», «Дети на про­гулке», «В зимнем лесу» (цв. табл. 5 — 9).

Задача поиска ошибок ставится перед детьми или более точ­но («Найди 6 отличий» и «Найди 5 ошибок, которые допустил художник на второй картинке»), или более обще («Найди, сколь­ко ошибок допустил художник во втором изображении»). В по­следнем случае под вторым изображением могут быть нарисованы пустые квадраты, которых больше, чем ошибок. Находя ошибки, ребенок ставит в квадрате знак. По количеству закрашенных ква­дратов можно судить о том, сколько ошибок заметил ребенок.

Организуя коллективный поиск отличий в изображениях, воспитатель не торопится указать непосредственно на ту или иную неточность, если дети ее не замечают. Он побуждает актив­ность детей общими репликами: «Посмотрите еще раз»; «Почему бы вам не сравнить повнимательнее девочек, мне кажется, что еще не все отличия вы заметили», «А я вижу еще две ошибки, ну-ка, кто самый внимательный, постарайтесь их найти». Если дети все-таки пропускают ошибки, воспитатель направляет их. внимание более конкретными указаниями: «Сравните платья де­вочек, их прически»; «Посмотрите, разве одинаковый узор на халатах фокусника, я вижу здесь два отличия, назовите мне их!»

Так постепенно дети приобретают умение проявлять терпе­ние, настойчивость, не отказываться от дальнейшего поиска.

С увлечением и несомненной пользой дети участвуют в игро­вых заданиях типа «путаницы» или «перевертыши», в которых надо найти все ошибки, допущенные художником. Здесь уже нет образца для сопоставления, сравнение идет в мысленном плане с теми представлениями о правильном или неправильном, которые сложились у ребенка. Участвуя в подобных играх, дошкольник учится сосредоточивать внимание, сравнивать предметы, анализи­ровать, использовать свой жизненный опыт (цв. табл. 6).

Среди путаниц можно выделить игровые задания, активизи­рующие запас соответствующих природоведческих представлений, например, о сезонных изменениях в природе и связанных с ними видах занятий людей. На картинке специально допущены несоот-

3 Заказ 641 $5

]

встствия, например, картинка называется «Ранняя весна», а на ней кроме отдельных признаков ранней весны представлены при­меты других времен года: зреют плоды, дети собирают ягоды, с дерева опадают желтые листья и т. д. Нужно иметь довольно глубокие представления о природных явлениях, быть наблюда­тельным и настойчивым, чтобы найти на такой картинке от 5 до 10 ошибок, допущенных художником. Часть игр-путаниц связана с использованием предметов по их назначению, с активизацией представлений о людях разных профессий. Детям предлагаются картинки, на которых специально перепутаны, к примеру, орудия труда людей разных профессий или они выполняют несвойствен­ные им функции: милиционер кистью регулирует движение, врач милицейским жезлом обследует больного, повар с помощью гра­дусника пытается размешать суп и т. д. (цв. табл. 10). Наблюдая за реакцией детей, воспитатель получает представление об уровне их знаний.

Дети очень любят юмористические картинки, в которых ху­дожник изображает сказочные ситуации и веселые нелепицы: гу­ляют петухи в сапогах, коты с хвостами павлинов, собачки с рожками, поросята с бантиками и в туфельках. В таких веселых изображениях дети способны отыскать до 10 — 15 ошибок (цв. табл. 11).

Особое место среди игр, развивающих внимание, наблюда­тельность, умение анализировать, занимают такие, в которых ре­бенку необходимо отыскать на картинке фрагмент ее изображе­ния, представленный отдельно. Чтобы выполнить подобное зада­ние, нужно внимательно рассмотреть изображение, разглядеть де­тали, мысленно разбить изображение на отдельные фрагменты, т. е. требуется активная умственная деятельность.

Сначала для облегчения поиска изображение специально разбивается на клетки, и ребенок, получив соответствующий фрагмент, начинает искать. Он последовательно просматривает участки картинки и сравнивает их со своим фрагментом. Может даже для проверки правильности решения наложить свой фраг­мент на соответствующее изображение на картинке (цв. табл. 12).

Затем задания усложняются, ребенку предлагается уже не разбитое на клетки, а целостное изображение и отдельный обра­зец фрагмента. Если ребенок затрудняется, то лучше вначале ему предложить фрагмент с самой яркой деталью, а затем постепен­но — фрагменты с второстепенными, менее заметными деталями, поиск которых потребует терпения и настойчивости (цв. табл. 16).

Умение анализировать развивается в играх «Составь картин­ку», «Составь разбитое блюдо», «Составь из осколков вазу», «Со­ставь ковер» и т. д. Подбирая и сопоставляя части изображения между собой, ребенок проявляет большую сообразительность, внимание, способность к анализу и синтезу. В этих играх проис­ходит тренировка волевых механизмов, необходимых в школьном обучении.

Все перечисленные игры подводят детей к более сложным игровым заданиям, связанным с поиском спрятанных художни­ком на картинке изображений. В этом случае ребенок сталкивает-

«6

ся с неполным изображением, специально загороженным разны­ми деталями. Нужно проявить большую наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы. Без умений сравнивать объекты, находить в них различия, анализировать детали изобра­жения достичь успеха бывает очень трудно. Но зато сколько ра­дости доставляют ребенку такие открытия! В играх типа «Где спрятались зайчики?» и других будущий школьник учится настой­чивости и наблюдательности (цв. табл. 13 — 14).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.005 с.)