Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Находим ошибки, отличия, проявляем настойчивость
Постепенно у детей вырабатывается способность сравнивать предметы поэлементно, сопоставлять работу с образцом. Помогают им в этом игры и игровые задания, связанные с поиском отличий и ошибок в двух и более изображениях. Воспитатель приучает детей сравнивать неправильное изображение с эталонным в определенной последовательности. Только при условии поэлементного сопоставления ошибки не будут пропущены и выявятся полностью. Если сопоставительному контролю 'подлежат два предметных изображения, то ребенок вначале сравнивает их контуры, крупные части, а затем переходит к мелким деталям, рассматривая их соотношение, пространственное расположение. И наконец, объектом сравнения становятся детали оформления (узор, штриховка и т. д.). Если сравниваются два сюжетных изображения, ребенок последовательно сличает вначале центральные, главные объекты композиции, а потом остальные. Надо постепенно вырабатывать у детей умение вглядываться в детали и сравнивать их, так как именно в них часто скрываются отличия и неточности по сравнению с эталонным изображением (см. игру «Цирковое представление»). При выполнении задания важно, чтрбы взгляд ребенка контролировался указательным жестом. Не надо запрещать детям указывать пальцем или указкой непосредственно на сравниваемые клоунов по фотографиям. Таблица 16. Найди фрагмент на картинке. Сколько зайчат у мамы Зайчихи? Найди у матрешек четыре отличия. детали в образце и проверяемом изображении. Это организует зрительное восприятие, и взгляд не рассеивается. Хорошо, если ребенок негромко проговаривает вслух свои действия. Например: «Теперь сравним пальто: здесь два кармана и здесь два, здесь есть пояс, а здесь нет, значит, это ошибка, здесь три пуговицы, здесь только две. Вот уже две ошибки нашел. Теперь сравним брюки: здесь в клетку, а здесь в полоску. Еще ошибка...» Такое комментирование своих действий позволяет ребенку быстрее осознать необходимость детального сопоставления двух изображений и вырабатывает способ самоконтроля. В каждой группе необходимо иметь подборку занимательных картинок разного формата, больших и маленьких, сравнивая которые между собой ребенок включается в увлекательную и такую необходимую для его развития контрольно-проверочную деятельность.
Детям могут быть предложены картинки типа «Цирковое представление», «Веселый щенок», «Неваляшки», «Дети на прогулке», «В зимнем лесу» (цв. табл. 5 — 9). Задача поиска ошибок ставится перед детьми или более точно («Найди 6 отличий» и «Найди 5 ошибок, которые допустил художник на второй картинке»), или более обще («Найди, сколько ошибок допустил художник во втором изображении»). В последнем случае под вторым изображением могут быть нарисованы пустые квадраты, которых больше, чем ошибок. Находя ошибки, ребенок ставит в квадрате знак. По количеству закрашенных квадратов можно судить о том, сколько ошибок заметил ребенок. Организуя коллективный поиск отличий в изображениях, воспитатель не торопится указать непосредственно на ту или иную неточность, если дети ее не замечают. Он побуждает активность детей общими репликами: «Посмотрите еще раз»; «Почему бы вам не сравнить повнимательнее девочек, мне кажется, что еще не все отличия вы заметили», «А я вижу еще две ошибки, ну-ка, кто самый внимательный, постарайтесь их найти». Если дети все-таки пропускают ошибки, воспитатель направляет их. внимание более конкретными указаниями: «Сравните платья девочек, их прически»; «Посмотрите, разве одинаковый узор на халатах фокусника, я вижу здесь два отличия, назовите мне их!» Так постепенно дети приобретают умение проявлять терпение, настойчивость, не отказываться от дальнейшего поиска. С увлечением и несомненной пользой дети участвуют в игровых заданиях типа «путаницы» или «перевертыши», в которых надо найти все ошибки, допущенные художником. Здесь уже нет образца для сопоставления, сравнение идет в мысленном плане с теми представлениями о правильном или неправильном, которые сложились у ребенка. Участвуя в подобных играх, дошкольник учится сосредоточивать внимание, сравнивать предметы, анализировать, использовать свой жизненный опыт (цв. табл. 6). Среди путаниц можно выделить игровые задания, активизирующие запас соответствующих природоведческих представлений, например, о сезонных изменениях в природе и связанных с ними видах занятий людей. На картинке специально допущены несоот-
3 Заказ 641 $5 ] встствия, например, картинка называется «Ранняя весна», а на ней кроме отдельных признаков ранней весны представлены приметы других времен года: зреют плоды, дети собирают ягоды, с дерева опадают желтые листья и т. д. Нужно иметь довольно глубокие представления о природных явлениях, быть наблюдательным и настойчивым, чтобы найти на такой картинке от 5 до 10 ошибок, допущенных художником. Часть игр-путаниц связана с использованием предметов по их назначению, с активизацией представлений о людях разных профессий. Детям предлагаются картинки, на которых специально перепутаны, к примеру, орудия труда людей разных профессий или они выполняют несвойственные им функции: милиционер кистью регулирует движение, врач милицейским жезлом обследует больного, повар с помощью градусника пытается размешать суп и т. д. (цв. табл. 10). Наблюдая за реакцией детей, воспитатель получает представление об уровне их знаний. Дети очень любят юмористические картинки, в которых художник изображает сказочные ситуации и веселые нелепицы: гуляют петухи в сапогах, коты с хвостами павлинов, собачки с рожками, поросята с бантиками и в туфельках. В таких веселых изображениях дети способны отыскать до 10 — 15 ошибок (цв. табл. 11). Особое место среди игр, развивающих внимание, наблюдательность, умение анализировать, занимают такие, в которых ребенку необходимо отыскать на картинке фрагмент ее изображения, представленный отдельно. Чтобы выполнить подобное задание, нужно внимательно рассмотреть изображение, разглядеть детали, мысленно разбить изображение на отдельные фрагменты, т. е. требуется активная умственная деятельность. Сначала для облегчения поиска изображение специально разбивается на клетки, и ребенок, получив соответствующий фрагмент, начинает искать. Он последовательно просматривает участки картинки и сравнивает их со своим фрагментом. Может даже для проверки правильности решения наложить свой фрагмент на соответствующее изображение на картинке (цв. табл. 12). Затем задания усложняются, ребенку предлагается уже не разбитое на клетки, а целостное изображение и отдельный образец фрагмента. Если ребенок затрудняется, то лучше вначале ему предложить фрагмент с самой яркой деталью, а затем постепенно — фрагменты с второстепенными, менее заметными деталями, поиск которых потребует терпения и настойчивости (цв. табл. 16). Умение анализировать развивается в играх «Составь картинку», «Составь разбитое блюдо», «Составь из осколков вазу», «Составь ковер» и т. д. Подбирая и сопоставляя части изображения между собой, ребенок проявляет большую сообразительность, внимание, способность к анализу и синтезу. В этих играх происходит тренировка волевых механизмов, необходимых в школьном обучении. Все перечисленные игры подводят детей к более сложным игровым заданиям, связанным с поиском спрятанных художником на картинке изображений. В этом случае ребенок сталкивает- «6 ся с неполным изображением, специально загороженным разными деталями. Нужно проявить большую наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы. Без умений сравнивать объекты, находить в них различия, анализировать детали изображения достичь успеха бывает очень трудно. Но зато сколько радости доставляют ребенку такие открытия! В играх типа «Где спрятались зайчики?» и других будущий школьник учится настойчивости и наблюдательности (цв. табл. 13 — 14).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.005 с.) |