Глава 1. Найти подход к каждому ребенку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Найти подход к каждому ребенку



ВОСПИТАТЕЛЬ И ДЕТИ (Задаем вопросы психологу)

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место принадлежит проблеме взаимоот­ношений воспитателя и детей. Многих воспитателей волнует во­прос, как построить отношения с детьми, чтобы добиться высо­ких результатов своих педагогических воздействий, какая тактика подхода является наиболее эффективной с позиции формирова­ния личности будущего школьника.

Вместе с тем у части воспитателей бытует мнение, что харак--тер отношений, который складывается между педагогом и детьми, не имеет прямой связи с проблемой подготовки к школе. Главная задача воспитателя — вооружить детей знаниями, умениями, на­выками, необходимыми для школьного обучения, считают они.

Какая позиция правильная? Для разъяснения мы обратились к психологу. Думаем, читателям будет интересно познакомиться с фрагментами этой беседы.

— Итак, кто из воспитателей прав?

— Формирование готовности ребенка к школе — сложный процесс, обусловленный многими факторами. Среди них особая роль принадлежит взаимодействию воспитателя и детей, характеру отношений, которые складываются между ними в педагогическом процессе. Воспитатель может потратить много времени и сил на разработку конспектов занятий, содержания детской деятельно­сти, но если при этом он не пытается взглянуть на планируемые «мероприятия» с позиции самих детей, их потребностей, интере­сов, уровня развития, он может столкнуться с рядом неудач.

Воспитание — это всегда двусторонний процесс, непрерыв­ный диалог, который ведут между собой взрослый и ребенок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольника встречную активность и стремление стать умнее, самостоятельнее, добиться новых успехов. Взаимный интерес и сотрудничество — вот главные черты подлинного взаимодействия педагога с детьми, при котором создаются наиболее благоприятные условия для вос­питания и подготовки к школе.

— Ваши слова свидетельствуют о том, что воспитателю необ­ходимо четко определить свою позицию по отношению к детям?

— Вы совершенно правы. Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что в воспитании все должно осно­вываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой лично­сти. Только личность может воздействовать на формирование другой личности, только характером можно образовать характер.

В настоящее время в практике воспитания выделилось не­сколько типов общения педагога с детьми, которые отличаются не только характером подхода взрослого к детям, но и конечным

результатом, т. е. тем, каким в итоге становится ребенок к началу школьного обучения. Уже самое простое деление позволяет гово­рить как минимум о трех типичных стилях отношений воспитате­ля к детям. Естественно, внутри каждого из них встречаются самые разнообразные оттенки, варианты, во многом обусловлен­ные индивидуальными особенностями воспитателя, его педагоги­ческим опытом. Главное же, что отличает эти стили, — та преи­мущественная позиция, которой придерживается воспитатель во взаимоотношениях с детьми.

Если педагог стремится к сотрудничеству с детьми, старается понять их интересы, возможности и, основываясь на этом, обе­спечить перспективу развития каждого ребенка, мы можем гово­рить о гуманно-личностном подходе к детям и личностно-ориенти-рованной позиции воспитателя в педагогическом процессе. Выра­жением этого подхода является педагогика сотрудничества, кото­рая утверждается педагогами-новаторами.

Если воспитатель нацелен только на решение определенных задач и при этом рассматривает детей лишь как объект приложе­ния своей воли и воспитательной системы, если он преимуще­ственно стремится подвести всех детей под единый, заданный стандарт, игнорируя индивидуальность ребенка, то в таком случае уместно говорить о фронтально-деловом подходе к детям и авто­ритарной позиции. Часто такой подход ассоциируется с термином «императивная педагогика».

В первом и во втором случаях воспитатель достаточно отчет­ливо проявляет свою позицию, свой подход к решению воспита­тельных задач. Но существует и другой, отличный от указанных стиль общения, когда воспитатель строит свои отношения с деть­ми вообще без какой-либо четкой позиции и его, как корабль, лишенный управления, бросает из одной крайности в другую: то он излишне мягок с детьми и снисходителен, забывает о своих требованиях, то вдруг отдаляется от них, становится строг, при­дирчив, декларативен. Перспективы своих воздействий, их конеч­ный результат такой воспитатель представляет весьма смутно. В данном случае есть все основания, чтобы определить такой стиль отношений с детьми как неустойчивый, ситуативный, а позицию воспитателя как неконструктивную, неопределенную.

Характерно, что каждый из названных стилей способствует формированию различных качеств у детей и имеет разные по­следствия для начала школьного обучения.

— Какой из названных подходов наиболее эффективен в подго­товке ребенка к школе?

— Все преимущества, естественно, за первым, гуманно-лич­ностным подходом к детям. Способствовать становлению ребенка как личности — в этом видит воспитатель свою главную цель. Его девиз: «Обогатить развитие ребенка!» Он стремится глубже изу­чить каждого воспитанника, подобрать «ключик» к каждому, раз­вить в ребенке все лучшее, воспитать в нем чувство доверия к миру, стремление к активности.

Преобладающий способ взаимодействия с детьми — разно­образное сотрудничество. Своим примером, равноправным учас-

7тием в детской деятельности, отношением к делу воспитатель увлекает детей на решение все более сложных и интересных ин­теллектуальных и практических задач. Постоянно обогащая их опыт, он создает важные предпосылки для успешного школьного, обучения.

Воспитатель использует широкий арсенал педагогических воздействий: индивидуально-дифференцированный подход к де­тям; личный пример; «демонстрация» положительных моделей поведения; создание эмоционально-положительных установок у детей к предстоящей деятельности; разъяснение; совет; убежде­ние; просьба; напоминание; мотивированная оценка поступков; выражение доверия к ребенку, уверенности в его возможностях; прогнозирование положительных изменений в поведении детей. Успех воспитательного подхода определяется умением педагога встать на позицию ребенка, предвидеть реакцию на то или иное воздействие, т. е. проектировать развитие.

Гуманно-личностный подход к детям направлен на формиро­вание у них чувства уверенности в своих возможностях, пробуж­дение стремления к самостоятельности и творчеству. В группе такого воспитателя дети жизнерадостны, активны. Они охотно общаются с воспитателем: обсуждают новости, задают множество вопросов, делятся секретами и переживаниями. Знаменательно, что на вопрос: хотели бы они перейти в другой детский сад? — все дети обычно отвечают отрицательно и если соглашаются пе­рейти, то только со своей воспитательницей и группой.

— А как решает воспитатель, ориентированный на гуманно-личностный подход к детям, вопросы подготовки к школе?

— Такой воспитатель всегда думает о перспективе развития ребенка и серьезно относится к подготовке его к школе. Тема школы занимает большое место в общении педагога с детьми. Он стремится сформировать у них желание больше узнать и многому научиться. Среди круга качеств, которые необходимо сформиро­вать у будущих школьников, воспитатель с гуманно-личностным подходом к детям чаще всего называет самостоятельность, жела­ние узнать новое и научиться чему-либо, творческие способности, интерес к школе, уверенность в себе, доброжелательное отноше­ние к окружающим.

Характерны высказывания воспитателей о детях: «Наташа — способная девочка, но только боится громкого голоса, резкого тона, сразу замкнется, замолчит, слова не вытянешь, к ней надо бережно относиться, тогда она расцветет, а Сережу надо подбод­рить вначале, и тогда он все самостоятельно сделает».

«Читать и писать дети в школе научатся, а моя задача — научить их быть добрыми к другим, дать возможность попробо­вать в детском саду свои силы в разных делах, чтобы умели работать и головой и руками, тогда в школе у них все пойдет хорошо».

В этих высказываниях звучит вера в детей, основанная на знании их возможностей и перспектив развития.

— Вы сказали, что разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их подготовленности к школе

 

и начале школьного обучения. Хотелось бы узнать об этом под­робнее.

— Наблюдения показывают, что дети, воспитанные в обста­новке гуманно-личностного подхода, лучше других адаптируются к условиям школьного обучения. Их можно сразу выделить среди остальных сверстников: они держатся более смело, не боятся вы­сказывать свои мысли, задают вопросы, активно проявляют себя в общении с учителем и сверстниками. Учатся они с интересом, быстрее определяют свои любимые предметы, их суждения о школе отличаются самостоятельностью и некоторой критичнос­тью («У нас в детском саду было интереснее. Почему -здесь нет кукольного театра? Почему мало музыкальных занятий?»). Спо­собность к сотрудничеству, доверие к взрослому, опыт участия в разных видах деятельности, полученный в детском саду, стано­вятся основой для правильного отношения детей к учителю и школьным делам, помогают быстро освоиться в новой обстановке.

Дети, воспитанные в условиях авторитарного воздействия, включаются в школьную жизнь по-разному. Для одних поступле­ние в школу становится своеобразной отдушиной, освобождением от жесткого контроля воспитателя. В новых условиях такие дети начинают нарушать дисциплину, шалят на уроках, их внимание рассеивается, что неизбежно сказывается на результатах учебы. Проходит довольно длительный период, пока ребенок адаптиру­ется к новым требованиям. Другие дети, наоборот, ведут себя в школе скованно, проявляют настороженное отношение к учите­лю, теряются, если он обращается к ним, испытывают внутрен­нюю тревогу, опасаясь ошибиться и получить порицание, наказа­ние от учителя. Первые неудачи,.подкрепленные отрицательной оценкой педагога, могут привести к развитию стойкого отрица­тельного'отношения к школе.

Наиболее трудным является привыкание к школе детей, вос­питывавшихся в условиях неопределенного, ситуативного педаго­гического подхода. Лишенные в детском саду верных ориентации поведения, привыкшие к непоследовательным оценкам педагога, дети обычно сталкиваются в школе с рядом неудач. Они с трудом осваивают новые требования: организованное, дисциплинирован­ное поведение, элементарный самоконтроль, точное выполнение указаний учителя. Дети испытывают чувство растерянности и неудовлетворенности, поведение их отличается непостоянством, нервозностью.

Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя. Наиболее благопри­ятные условия для развития маленьких школьников, независимо от предшествующего воспитательного подхода, создает гуманно-личностный подход учителя. Дети, попавшие в школе в атмос­феру гуманистического подхода, «расцветают», приобретают уве­ренность в своих силах, проникаются доверием к учителю, с желанием включаются в учебу, постепенно приучаются к осо­знанной саморегуляции поведения.

Естественно, здесь не все бывает просто и легко. Дети, вос­питывавшиеся в условиях фронтально-авторитарного подхода в

детском саду, не сразу «принимают» новый гуманистический под­ход. Привыкшие к твердому внешнему контролю воспитателя, они воспринимают новый подход как разрешение делать все, что хочешь. Возникает период «беспорядочной активности», когда ре­бенок как бы не слышит учителя, ожидая привычного одергива­ния или громкого порицания. Лишь постепенно учителю с помо­щью специальных приемов индивидуального подхода удается пре­одолеть негативные тенденции в поведении детей и вовлечь в новую систему взаимодействия со взрослым.

Не случайно опытные учителя начальных классов безоши­бочно определяют стиль воспитательных воздействий, применяе­мых к ребенку в детском саду, — очень красноречиво об этом говорит поведение маленького школьника, его отношение к делу, к учителю. Рассеянность, невнимательность, несобранность, не­брежность выполнения задания, быстрая смена настроения, ин­фантильность, капризность, неадекватная самооценка часто явля­ются следствием неустойчивого ситуативного подхода воспитателя к детям. Скованность поведения, сниженная активность или, на­оборот, неуправляемость реакций, отсутствие инициативы, твор­чества, стремление к шаблонным действиям, недоверие к учите­лю, слабость самоконтроля — частые последствия авторитарного подхода к детям. Открытость, искренность, живое внимание к словам учителя, готовность к самостоятельности, интерес к но­вым вариантам действий и творчеству, стремление к контакту с учителем и сверстниками отличают детей, воспитывающихся в атмосфере гуманно-личностного подхода воспитателя.

Таким образом, только на пути неуклонного утверждения гуманно-личностного подхода к детям в детском саду и в семье, а также обязательной преемственности этого подхода в школе со стороны учителя возможно создание условий для полноценного воспитания личности ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.014 с.)