Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Найти подход к каждому ребенку
ВОСПИТАТЕЛЬ И ДЕТИ (Задаем вопросы психологу) Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место принадлежит проблеме взаимоотношений воспитателя и детей. Многих воспитателей волнует вопрос, как построить отношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических воздействий, какая тактика подхода является наиболее эффективной с позиции формирования личности будущего школьника. Вместе с тем у части воспитателей бытует мнение, что харак--тер отношений, который складывается между педагогом и детьми, не имеет прямой связи с проблемой подготовки к школе. Главная задача воспитателя — вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для школьного обучения, считают они. Какая позиция правильная? Для разъяснения мы обратились к психологу. Думаем, читателям будет интересно познакомиться с фрагментами этой беседы. — Итак, кто из воспитателей прав? — Формирование готовности ребенка к школе — сложный процесс, обусловленный многими факторами. Среди них особая роль принадлежит взаимодействию воспитателя и детей, характеру отношений, которые складываются между ними в педагогическом процессе. Воспитатель может потратить много времени и сил на разработку конспектов занятий, содержания детской деятельности, но если при этом он не пытается взглянуть на планируемые «мероприятия» с позиции самих детей, их потребностей, интересов, уровня развития, он может столкнуться с рядом неудач. Воспитание — это всегда двусторонний процесс, непрерывный диалог, который ведут между собой взрослый и ребенок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольника встречную активность и стремление стать умнее, самостоятельнее, добиться новых успехов. Взаимный интерес и сотрудничество — вот главные черты подлинного взаимодействия педагога с детьми, при котором создаются наиболее благоприятные условия для воспитания и подготовки к школе. — Ваши слова свидетельствуют о том, что воспитателю необходимо четко определить свою позицию по отношению к детям? — Вы совершенно правы. Великий русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может воздействовать на формирование другой личности, только характером можно образовать характер.
В настоящее время в практике воспитания выделилось несколько типов общения педагога с детьми, которые отличаются не только характером подхода взрослого к детям, но и конечным результатом, т. е. тем, каким в итоге становится ребенок к началу школьного обучения. Уже самое простое деление позволяет говорить как минимум о трех типичных стилях отношений воспитателя к детям. Естественно, внутри каждого из них встречаются самые разнообразные оттенки, варианты, во многом обусловленные индивидуальными особенностями воспитателя, его педагогическим опытом. Главное же, что отличает эти стили, — та преимущественная позиция, которой придерживается воспитатель во взаимоотношениях с детьми. Если педагог стремится к сотрудничеству с детьми, старается понять их интересы, возможности и, основываясь на этом, обеспечить перспективу развития каждого ребенка, мы можем говорить о гуманно-личностном подходе к детям и личностно-ориенти-рованной позиции воспитателя в педагогическом процессе. Выражением этого подхода является педагогика сотрудничества, которая утверждается педагогами-новаторами. Если воспитатель нацелен только на решение определенных задач и при этом рассматривает детей лишь как объект приложения своей воли и воспитательной системы, если он преимущественно стремится подвести всех детей под единый, заданный стандарт, игнорируя индивидуальность ребенка, то в таком случае уместно говорить о фронтально-деловом подходе к детям и авторитарной позиции. Часто такой подход ассоциируется с термином «императивная педагогика». В первом и во втором случаях воспитатель достаточно отчетливо проявляет свою позицию, свой подход к решению воспитательных задач. Но существует и другой, отличный от указанных стиль общения, когда воспитатель строит свои отношения с детьми вообще без какой-либо четкой позиции и его, как корабль, лишенный управления, бросает из одной крайности в другую: то он излишне мягок с детьми и снисходителен, забывает о своих требованиях, то вдруг отдаляется от них, становится строг, придирчив, декларативен. Перспективы своих воздействий, их конечный результат такой воспитатель представляет весьма смутно. В данном случае есть все основания, чтобы определить такой стиль отношений с детьми как неустойчивый, ситуативный, а позицию воспитателя как неконструктивную, неопределенную.
Характерно, что каждый из названных стилей способствует формированию различных качеств у детей и имеет разные последствия для начала школьного обучения. — Какой из названных подходов наиболее эффективен в подготовке ребенка к школе? — Все преимущества, естественно, за первым, гуманно-личностным подходом к детям. Способствовать становлению ребенка как личности — в этом видит воспитатель свою главную цель. Его девиз: «Обогатить развитие ребенка!» Он стремится глубже изучить каждого воспитанника, подобрать «ключик» к каждому, развить в ребенке все лучшее, воспитать в нем чувство доверия к миру, стремление к активности. Преобладающий способ взаимодействия с детьми — разнообразное сотрудничество. Своим примером, равноправным учас- 7тием в детской деятельности, отношением к делу воспитатель увлекает детей на решение все более сложных и интересных интеллектуальных и практических задач. Постоянно обогащая их опыт, он создает важные предпосылки для успешного школьного, обучения. Воспитатель использует широкий арсенал педагогических воздействий: индивидуально-дифференцированный подход к детям; личный пример; «демонстрация» положительных моделей поведения; создание эмоционально-положительных установок у детей к предстоящей деятельности; разъяснение; совет; убеждение; просьба; напоминание; мотивированная оценка поступков; выражение доверия к ребенку, уверенности в его возможностях; прогнозирование положительных изменений в поведении детей. Успех воспитательного подхода определяется умением педагога встать на позицию ребенка, предвидеть реакцию на то или иное воздействие, т. е. проектировать развитие. Гуманно-личностный подход к детям направлен на формирование у них чувства уверенности в своих возможностях, пробуждение стремления к самостоятельности и творчеству. В группе такого воспитателя дети жизнерадостны, активны. Они охотно общаются с воспитателем: обсуждают новости, задают множество вопросов, делятся секретами и переживаниями. Знаменательно, что на вопрос: хотели бы они перейти в другой детский сад? — все дети обычно отвечают отрицательно и если соглашаются перейти, то только со своей воспитательницей и группой. — А как решает воспитатель, ориентированный на гуманно-личностный подход к детям, вопросы подготовки к школе? — Такой воспитатель всегда думает о перспективе развития ребенка и серьезно относится к подготовке его к школе. Тема школы занимает большое место в общении педагога с детьми. Он стремится сформировать у них желание больше узнать и многому научиться. Среди круга качеств, которые необходимо сформировать у будущих школьников, воспитатель с гуманно-личностным подходом к детям чаще всего называет самостоятельность, желание узнать новое и научиться чему-либо, творческие способности, интерес к школе, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим.
Характерны высказывания воспитателей о детях: «Наташа — способная девочка, но только боится громкого голоса, резкого тона, сразу замкнется, замолчит, слова не вытянешь, к ней надо бережно относиться, тогда она расцветет, а Сережу надо подбодрить вначале, и тогда он все самостоятельно сделает». «Читать и писать дети в школе научатся, а моя задача — научить их быть добрыми к другим, дать возможность попробовать в детском саду свои силы в разных делах, чтобы умели работать и головой и руками, тогда в школе у них все пойдет хорошо». В этих высказываниях звучит вера в детей, основанная на знании их возможностей и перспектив развития. — Вы сказали, что разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их подготовленности к школе
и начале школьного обучения. Хотелось бы узнать об этом подробнее. — Наблюдения показывают, что дети, воспитанные в обстановке гуманно-личностного подхода, лучше других адаптируются к условиям школьного обучения. Их можно сразу выделить среди остальных сверстников: они держатся более смело, не боятся высказывать свои мысли, задают вопросы, активно проявляют себя в общении с учителем и сверстниками. Учатся они с интересом, быстрее определяют свои любимые предметы, их суждения о школе отличаются самостоятельностью и некоторой критичностью («У нас в детском саду было интереснее. Почему -здесь нет кукольного театра? Почему мало музыкальных занятий?»). Способность к сотрудничеству, доверие к взрослому, опыт участия в разных видах деятельности, полученный в детском саду, становятся основой для правильного отношения детей к учителю и школьным делам, помогают быстро освоиться в новой обстановке. Дети, воспитанные в условиях авторитарного воздействия, включаются в школьную жизнь по-разному. Для одних поступление в школу становится своеобразной отдушиной, освобождением от жесткого контроля воспитателя. В новых условиях такие дети начинают нарушать дисциплину, шалят на уроках, их внимание рассеивается, что неизбежно сказывается на результатах учебы. Проходит довольно длительный период, пока ребенок адаптируется к новым требованиям. Другие дети, наоборот, ведут себя в школе скованно, проявляют настороженное отношение к учителю, теряются, если он обращается к ним, испытывают внутреннюю тревогу, опасаясь ошибиться и получить порицание, наказание от учителя. Первые неудачи,.подкрепленные отрицательной оценкой педагога, могут привести к развитию стойкого отрицательного'отношения к школе.
Наиболее трудным является привыкание к школе детей, воспитывавшихся в условиях неопределенного, ситуативного педагогического подхода. Лишенные в детском саду верных ориентации поведения, привыкшие к непоследовательным оценкам педагога, дети обычно сталкиваются в школе с рядом неудач. Они с трудом осваивают новые требования: организованное, дисциплинированное поведение, элементарный самоконтроль, точное выполнение указаний учителя. Дети испытывают чувство растерянности и неудовлетворенности, поведение их отличается непостоянством, нервозностью. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя. Наиболее благоприятные условия для развития маленьких школьников, независимо от предшествующего воспитательного подхода, создает гуманно-личностный подход учителя. Дети, попавшие в школе в атмосферу гуманистического подхода, «расцветают», приобретают уверенность в своих силах, проникаются доверием к учителю, с желанием включаются в учебу, постепенно приучаются к осознанной саморегуляции поведения. Естественно, здесь не все бывает просто и легко. Дети, воспитывавшиеся в условиях фронтально-авторитарного подхода в детском саду, не сразу «принимают» новый гуманистический подход. Привыкшие к твердому внешнему контролю воспитателя, они воспринимают новый подход как разрешение делать все, что хочешь. Возникает период «беспорядочной активности», когда ребенок как бы не слышит учителя, ожидая привычного одергивания или громкого порицания. Лишь постепенно учителю с помощью специальных приемов индивидуального подхода удается преодолеть негативные тенденции в поведении детей и вовлечь в новую систему взаимодействия со взрослым. Не случайно опытные учителя начальных классов безошибочно определяют стиль воспитательных воздействий, применяемых к ребенку в детском саду, — очень красноречиво об этом говорит поведение маленького школьника, его отношение к делу, к учителю. Рассеянность, невнимательность, несобранность, небрежность выполнения задания, быстрая смена настроения, инфантильность, капризность, неадекватная самооценка часто являются следствием неустойчивого ситуативного подхода воспитателя к детям. Скованность поведения, сниженная активность или, наоборот, неуправляемость реакций, отсутствие инициативы, творчества, стремление к шаблонным действиям, недоверие к учителю, слабость самоконтроля — частые последствия авторитарного подхода к детям. Открытость, искренность, живое внимание к словам учителя, готовность к самостоятельности, интерес к новым вариантам действий и творчеству, стремление к контакту с учителем и сверстниками отличают детей, воспитывающихся в атмосфере гуманно-личностного подхода воспитателя. Таким образом, только на пути неуклонного утверждения гуманно-личностного подхода к детям в детском саду и в семье, а также обязательной преемственности этого подхода в школе со стороны учителя возможно создание условий для полноценного воспитания личности ребенка.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.014 с.) |