I четверть истоки родного искусства (8—16 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)



Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

В содержание занятий обязательно должны быть внесены так­же особенности родной для ребенка культуры, того места, где он живет.

Тема. Пейзаж родной земли

Красота природы в произведениях русской живописи. Разно­образие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Измен­чивость природы по временам года и в течение дня. Красота раз­ных времен года. Земля — это не только природа, земля сохраня­ет глубокие следы событий людской жизни. Роль искусства в по­нимании красоты природы. Разнообразие пейзажных сюжетов.

Повторение и развитие навыков живописи.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы,— И. Левитана, И. Шишкина и др. (по выбору учителя).

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: поэтические образы русской природы.

Тема. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль дерева.

Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в избе космогонических представлений — представлений людей о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единст­во функциональных и духовных смыслов.

Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Постройка, украшение, изображение при создании избы.

Различные виды изб. Традиции разных областей России.

Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т. д.

Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревян­ного зодчества.

Задание: работа над образом традиционной российской дерев­ни: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объ­ем, полуобъем);

2) создание образа традиционной деревни: коллективное пан­но или объемная пространственная постройка из бумаги (пан­но — коллективная работа с объединением индивидуально сделан­ных деталей).

Формирование конструктивных навыков.

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.

Зрительный ряд: фотографии из книг или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; северная деревянная архитек­тура, ансамбль Кижи; художественные произведения, раскрыва­ющие образ русской деревни,— картины И. Левитана, В. Серова, К. Коровина; красота русской деревни в творчестве художников XX века — В. Стожарова, В. Сидорова и др.

Литературный ряд: Д. Лихачев. Земля родная, В. Белов. Лад; отрывки из произведений И. Тургенева, И. Бунина, поэзия С. Есенина, А. Блока.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Тема. Образ красоты человека

У каждого народа складывается свое представление о красо­те человека — и женщины, и мужчины. Это связано с традиция­ми жизни и труда в определенных природных и исторических ус­ловиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.

Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты — «добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Образ такого чело­века — во многих произведениях искусства, посвященных нашей истории.

«Русская красавица» — сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать го­ре и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины. Красота русской женщины в произведениях отечест­венных художников.

Традиционная одежда как выражение образа красоты челове­ка. В образе женщины и в ее праздничном костюме присутству­ет способность людей мечтать, стремление выразить надежду на прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Именно поэтому украшению женщины всегда придавалось так много вни­мания. Женский праздничный костюм концентрирует в себе на­родные представления об устройстве мира.

Общие представления о конструкции народного костюма жен­ского и мужского, украшения и их значение. Роль головного убо­ра. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.

Образ русского человека в творчестве художников.

Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произ­ведениях русских художников. Тема труда — естественное разви­тие представлений о красоте человека. (Акцент надо сделать на радости и красоте труда, его определяющем значении в форми­ровании народных представлений о красоте человека.)

Необходимо подобрать для урока художественный материал с учетом местных видов труда.

Задание: изображение женских и мужских русских народных образов (индивидуальная работа или создание общего панно), развитие навыков изображения человека. Обратить внимание на то, что фигуры в детских работах должны быть в движении, они не должны напоминать выставку одежд.

При дополнительных возможностях — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной деревни.

Вариант задания: изображение сцен труда и крестьянской жизни.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах, на слай­дах, в видеофильмах; работы художников И. Билибина, И. Аргу­нова, А. Венецианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова, Ф. Малявина. Сцены крестьянского труда в произведениях: А.Венецианов. На пашне. Весна; Б.Кустодиев. Сенокос; А.Пластов. Сенокос. Картины А. Сороки, В. Тропинина, З.Се­ребряковой и др. на тему труда.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок; отрыв­ки из поэм Н. Некрасова.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Тема. Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник — это народный образ радости и счастливой жизни.

Изображение праздника является формой обобщения материа­ла четверти. Развитие композиционных навыков.

Задание: создание работ на тему народного праздника — кол-? лективное панно (возможно также создание индивидуальных ком­позиционных работ). Тема «Праздник» также может быть завер­шением коллективной работы, которая велась в течение несколь­ких занятий.

Материалы: гуашь, кисти, склеенное полотнище из обоев длят панно или склеенные листы бумаги.

Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.

Рекомендуется провести экскурсию в этнографический музей.

Литературный ряд: И. Токмакова. Ярмарка.

Музыкальный ряд: Р. Щедрин. Озорные частушки; Н. Рим-ский-Корсаков. Снегурочка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.01 с.)