ТОП 10:

Концепция «новой» медицинской сестры



Если в БМЭ 1979 г. определение "медицинская сестра" звучало как "специалист со средним медицинским образованием, работаю­щий под руководством врача" и для помощи в его работе, то в совре­менной модели сестринского дела медицинская сестра - личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику.

Окончательно определились четыре уровня деятельности медицинской сестры:

· укрепление здоровья;

· профилактика болезней и травм;

· восстановление утраченных функций;

· облегчение страданий.

Медицинская сестра выступает в следующих ролях:

- организатор ухода за пациентом;

- исполнитель ухода за пациентом;

- защитник интересов пациента;

- консультант пациента и его семьи по вопросам ухода;

- исследователь;

- лидер;

- активный член медицинской бригады.

Не случайно Томас Льюис сравнивал медсестру с цементом, скрепляющим воедино сложную больничную систему.

Профессиональная этика и ее основные элементы

Проводником философии сестринского дела в повседневной сест­ринской практике служит этика. "Этика - это область философии, ко­торая определяет, что правильно и что неправильно в профессиональ­ном поведении, где добро и где зло" (М. Фаулер). В 1997 году Ассо­циацией медицинских сестер России был утвержден Этический кодекс медицинской сестры России как система нравственных ориентиров, принятых всеми представителями данной профессии. В основе Кодек­са лежат принципы общечеловеческой морали. Кодекс декларирует основные этические элементы философии сестринского дела, такие как профессиональные обязанности, ценности, личные качества.

Почему так важно определиться с элементами профессиональ­ной этики?

Сестра, только что приступившая к трудовой деятельности, не может сразу оказаться на уровне профессиональных требований. Доктор философии Патриция Беннер вспоминает, как одна молодая медсестра сравнивала себя с полем битвы, где сражаются друг с другом, постоянно маневрируя, перегруппировываясь, нанося флан­говые удары и обмениваясь мощными артиллерийскими залпами два войска - ценности, усвоенные во время обучения и ценности, познаваемые на практике.

Приобщаясь к этой профессии, сестра вскоре замечает, как ее личностные, приобретенные в медицинском колледже и профес­сиональные ценности взаимодействуют между собой, постепенно объединяясь.

В прошлом для характеристики медицинской сестры использовались такие эпитеты, как здоровая, набожная, чистоплотная, тру­долюбивая, усердная, приветливая. Настоятельница Крестовоздви­жинской общины сестер милосердия Екатерина Бакунина писала:

"Сестры, о которых мы мечтаем - утешительницы больных, проси­тельницы за них, сестры, вносящие в чужие госпитали горячие чув­ства любви, участия и добросовестности".

Добродетели современной медицинской сестры существенно дополнены - ей потребуется умение мыслить, сотрудничать, руко­водить, преподавать, брать на себя ответственность в критических ситуациях и многое другое.

Медсестра и общество

Профессия медицинской сестры, как и любая профессия, несет этические обязательства перед обществом, и общество несет этиче­ские обязательства по отношению к представителям профессии. Врач лечит пациента, а выхаживает его медсестра.

Можно сказать, что отношение общества к медсестре - это его отношение к человеку. Достижение гармонии здесь чрезвычайно важно. В основу своей профессиональной деятельности медицин­ские сестры закладывают обещание непрерывного прогресса в се­стринском деле и защиту интересов пациента в любой возможной ситуации. Со своей стороны, долг общества перед медицинской се­строй - с помощью четко регламентированных законодательных актов обеспечить медицинской сестре социальную защищенность, возможность профессиональной карьеры и профессиональный пре­стиж.

Что потом?

За короткое время медицинская сестра прошла путь от челове­ка, который "питает, лелеет и защищает слабого" до всесторонне образованной профессиональной медицинской сестры, работающей и с людьми в критических для них ситуациях, и со сложным тех­ническим оборудованием. Только сейчас мы постепенно осознали, каких глубин может достигнуть сестринское дело, воистину пре­вратившись в еще одно "сердце нашего бессердечного мира".

Но здесь в полный рост встает вопрос - возможность интеграции "но­вой" медицинской сестры в существующую систему российского здравоохранения с ее прочно укоренившимся институтом "техниче­ских сестер".

Есть такая восточная мудрость:

"Если вы в сокровищницу положите золото - золото и возьмете, если положите медь - медь и возьмете". Сестринское дело без фун­дамента профессиональной философии - это только медь.

Философия сестринского дела - шанс российских медицинских сестер во благо профессии и всех россиян усовершенствовать оте­чественное сестринское дело.

Приложение

Голицыно, 1993

Cестринская деонтология

Сестринская деонтология - наука о долге сестры перед паци­ентом и обществом, ее профессиональном поведении, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А.П. Чехов писал: "Профессия медика - подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это".

Сестре и врачу доверяется самое дорогое - жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответствен­ность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством. К сожалению, и сейчас встре­чаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого. Эти явления недопустимы. Надо помнить: интере­сы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональ­ной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физи­ческом и психическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.

Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблю­дение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, куль­тура речи, соответствующий внешний вид.

Основными качествами сестры, при­чем качествами именно его внутренней культуры, явля­ются:

Скромность - простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость - самая высокая добродетель медицин­ского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что два нача­ла справедливости это: "Никому не вредить и приносить пользу обществу".

Честность - должна соответствовать всем делам меди­цинского работника, стать основой его по­вседневных помыслов и стремлений.

Доброта - неотъемлемое качество внутренней культу­ры хорошего человека.

Хороший человек - это прежде всего такой человек, который относится доброжелательно к окружающим его людям, понимает их горести и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, помогает и сло­вом, и делом.

Что такое внешняя культура сестры?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде - чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие смен­ной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают личность сестры, степень ее заботы, внимания к пациенту. "Ме­дикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одеж­ду, ибо все это приятно для больных" (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгое исполнение профессиональных обязаннос­тей. Не будет доверия у пациента к сестре, у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медсестра должна держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, веж­ливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: "бабулька", "голубушка". Нередко приходится слышать, как о пациенте гово­рят: "диабетик", "язвенник", "астматик", так говорить неэтично.

Бывает, что речь медицинских работников пересыпана мод­ными, жаргонными словами, примитивна, пациент не про­никается доверием к ним. Такие издержки речевой куль­туры как бы отгораживают сестру от пациента, отодвигают на задний план личность паци­ента, его индивидуальность, у пациента вызывают нега­тивную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтоло­гии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этичес­ком кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.

2. Сострадание.

3. Доброжелательность.

4. Бескорыстие.

5. Трудолюбие.

6. Учтивость







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.005 с.)