ТОП 10:

Терапевтическое, эффективное



- благоприятное воздейст­вие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько пла­чет. Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поце­луй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувст­вительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач ХII века Абуль-Фарадж сказал: "Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих".

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни. Обыч­ная среда, заботы семьи, привычное место работы и отдыха, друзья и знакомые создают чувство внутренней уверенности, защищенно­сти. При любом заболевании стабильность нарушается временно или навсегда. Пациент страдает не только от неприятных ощуще­ний (боль, одышка, тошнота, озноб), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Он не понимает, что с ним случилось, он не уверен, смогут ли ему помочь врачи, он тревожится за свое будущее. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оце­пенения и кажущегося безразличия ("ушел в себя"). Отсюда и "странные" поступки и разговоры пациента, нытье, плаксивость, вечные жалобы, агрессивность, придирчивость. Чувство страха утяжеляет исход заболевания, и гуманность медицинского работни­ка заключается в том, чтобы помочь их преодолеть.

Таким образом главная цель общения в сестринском деле - помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Средства общения делятся на две группы:

-терапевтиче­ские,

-нетерапевтические.

Терапевтические средства общения:

1) пристальное внимание.

2) терапевтическое прикосновение.

3) контакт глаз.

Не терапевтические средства общения:

1)Избирательное или не внимательное выслушивание.

2)Констатированное заключение.

Например: на прием пришел пациент, у которого диагноз "че­сотка" был, что называется, "написан" на руках и на лице. Врач по­вернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Виль­кинсон". Это означало, что больному следует прописать специаль­ное лекарственное средство для лечения чесотки - мазь Вилькинсо­на. Медсестра выписала рецепт и молча протянула его больному. Тот взял бумажку, молча вышел из кабинета, а придя домой, напи­сал жалобу.

Как Вы думаете, о чем шла речь?

Безличное отношение.

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негатив­ную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубо­сти, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

Неоправданное доверие.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в опреде­ленные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забыва­ет об этом и лечение становится неэффективным.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.188.254 (0.003 с.)