Реформаторство в сестринском деле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформаторство в сестринском деле



Исторически сложилось несколько базисных моделей сестрин­ского дела.

До XIX века сестры отличались пассивностью. Не имея воз­можности учиться, они выполняли указания врача и горячо моли­лись за исцеление больного. Сама форма сестры милосердия - тем­ное, длинное платье и покрывало (вуаль) обозначали скромность и смирение, послушание и готовность помочь. Со стороны сестер не было попыток активно повлиять на ход болезни, теоретически осмыслить свою деятельность, принять на себя ответственность за результат организации ухода за боль­ным. С течением времени вспомогательный, "технический" харак­тер сестринского труда, привел к отсутствию четкой дифференциа­ции, то есть четкого разделения, между медициной и сестринским делом, слиянию этих понятий и формированию так называемой врачебной модели сестринского дела. В этой модели в центре сест­ринской работы находится главным образом врач, а не пациент. Цели и способы ухода определяются также докторами и чаще сво­дятся к выполнению врачебных назначений. Такой подход - абсолютная замкнутость на врача и его указания, сужает поле творче­ской деятельности сестры и обедняет ее помощь пациенту.

Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце ХIХ - начале ХХ веков во многом благодаря идеям английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл). Флоренс Найтингейл явля­ется автором новой живой модели сестринского дела, создателем стройной системы ухода, позволившей сестринскому делу офор­миться в качестве самостоятельной профессии. Сестринское и ле­чебное дело разделились, и Флоренс наглядно показала, что сест­ринское дело обладает достаточным потенциалом и является не ме­нее значимым для больного, чем усилия врача.

Флоренс Найтингейл выделяла уже две сферы ухода:

-уход за больными;

-уход за здоровыми.

Уход за здоровым определялся ею как "поддержание у здоро­вого человека состояния, при котором нет болезней", то есть впервые был сделан акцент на необходимость участия медсестры в про­филактике заболеваний и сохранении общественного здоровья. Согласно модели Флоренс Найтингейл, ухаживая за больным, медицинская сестра должна:

1) пытаться активно влиять на течение болезни, "искусно ма­нипулируя для этой цели двумя рычагами - внешней средой и цен­ностями пациента". В своих знаменитых записках об уходе Фло­ренс дала первое известное нам определение сестринского дела:

"Сестринское дело есть действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению".

Осмыслить, насколько это важно, помогает такой факт - смерт­ность в ходе Крымской кампании среди раненых и больных приф­ронтовых госпиталей после появления на передовой Флоренс Най­тингейл и ее сестер милосердия, обеспечивавших тишину, чистоту, свежий воздух, правильное питание, частые перевязки, снизилась с 50% до 2%.

2. Помочь человеку не просто выжить, но жить как можно бо­лее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение.

Медицинская сестра должна сделать все от нее зависящее, чтобы помочь пациенту как можно быстрее обрести независи­мость. При этом ей приходится решать целый комплекс проблем, стоящих перед пациентом - не только физических, но и социаль­ных, духовных, психологических. Немецкий философ Мартин Хай­деггер говорил: "Тело человека - не столько материя, сколько фор­ма души". По определению Европейского регионального Бюро ВОЗ, "миссия, то есть главная задача сестринского дела, заключает­ся в помощи отдельным лицам, семьям и группам населения опре­делить и реализовать их физический, психический и социальный потенциал с учетом часто неблагоприятных для человека условий жизни и работы". Медицинская сестра может виртуозно владеть манипуляционной техникой, но если она не умеет помочь пациенту адаптироваться к тому жестокому стрессу, которым всегда является болезнь, если она не умеет помочь пациенту психологически, не видит в нем живого страдающего человека - она не достигает целей ухода. Нет двух миров - мира духа и мира тела, есть один единст­венный мир, в котором происходят бесконечно сложные явления... Отчаяние и органические нарушения взаимно порождают и питают друг друга. Наверное, Вы помните больную девушку в рассказе О. Генри "Последний лист"? Несмотря на уход любящих ее людей, она угасала на глазах, неотрывно глядя в окно на опадающий плющ, уверовав, что умрет вместе с последним облетевшим листочком. Но лист, вопреки всем законам природы, хотя и слегка пожелтел, но крепко держался на ветке, даруя девушке надежду, а вместе с ней и силу для выздоровления. Лишь когда кризис миновал, выяснилось, что это "чудо природы" было создано художником, сумевшим по­мочь врачу осуществить "немедицинский фактор". Сестринское де­ло должно стать для наших пациентов таким "немедицинским фак­тором".

По удачному определению Вирджинии Хендерсон, "уникаль­ной задачей медицинской сестры является оказание помощи чело­веку в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он пред­принял бы сам, обладая для этого необходимыми силами, знаниями и волей".

Следующая цитата иллюстрирует это положение: "Медсестра - ­это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить... ".

Медсестра концентрирует свои усилия на том, что пациент должен был бы делать сам для себя, если бы был в состоянии или знал, как это делать; помогает пациенту справляться с ограничениями, вызванными болезнью или травмой.

Таким образом, если медицина ориентирована на заболевание, диагностику и коррекцию конкретного патологического процесса, то сестринское дело концентрируется скорее на человеке, чем на его недуге, на выхаживании, на обеспечении комфорта, облегчении страданий. Врач отнимает ногу, а как человеку жить без ноги, как физически, психологически, социально приспособиться к этому но­вому мучительному состоянию - задача, решаемая медицинской сестрой.

Конечная цель работы врача и медсестры одна и та же - опти­мальное здоровье и благополучие их пациента. Однако на пути к той единой цели роли врача и медсестры должны быть строго дифференцированы.

Задача врача - диагностика и лечение заболевания.

Еще Авиценна писал: "Здоровье сохранить - задача медицины,

болезней суть понять и устранить причины".

Задача медсестры - организация и исполнение ухода за паци­ентами, если под уходом понимать не хаотическое нагромождение отдельных элементов ухода, а тщательно продуманную и научно ­обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максималь­ную адаптацию пациента и членов его семьи к жизни в условиях болезни, в условиях стесненной, ограниченной свободы. Другими словами, медицинская сестра должна обеспечить максимально воз­можный для пациента в его состоянии физический и психоэмоцио­нальный комфорт, качество жизни в болезни.

Значит сестринское дело представляет собой собственную, уникальную структуру отличных от врача знаний и умений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.005 с.)