Общий анализ урока по теме «капиталистическая мануфактура» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий анализ урока по теме «капиталистическая мануфактура»



Тема о развитии капиталистической промышленности имеет принципиальное значение. На уроке удачно было показано, что эпоха географических открытий, изучаемая несколькими уроками ранее, перевернула не только представления средневекового чело­века о мире, но и привела к возникновению английских торговых компаний, появлению американского золота в Европе. Начинается оживление хозяйственной и торговой деятельности, усиливается экономическая предприимчивость и хозяйственная активность. В Европе появляется новый, активный человек: банкир, купец, пред­приимчивый дворянин. Меняется и само отношение к предприни­мательской деятельности: поощряется накопительство, хозяйствен­ная активность. Исходя из этих посылок учитель спланировал об­разовательно-воспитательные цели урока.

Поскольку тема урока открывает новый раздел, то проверка зна­ний и умений учащихся осуществлялась в форме актуализации из­вестного материала об эпохе Великих географических открытий и главным образом — о городском ремесле эпохи классического сред­невековья. Осуществление проверки знаний и умений учащихся в процессе усвоения нового учитель проводил путем постановки и ре­шения логических и образных заданий различного уровня познава­тельной самостоятельности учащихся.

Так, задание, предлагающее сравнить ремесленную мастерскую с новым предприятием, — преобразующего характера, а задание, предполагающее выяснение вопроса о том, почему именно в дерев­не, а не в городе возникли новые мануфактуры, включает в себя элемент проблемности. Оно базируется на знаниях учеников о де­ревенских ремесленниках, которые в Англии издавна занимались прядением и ткачеством. Учащиеся смогли догадаться, что по мере возрастания спроса на сукно купцы брали в свои руки снабжение сельских мастеров сырьем и занимались сбытом их продукции.


Таким образом, ученики смогли самостоятельно открыть один из путей возникновения новых предприятий, объяснить приоритет этого пути среди других.

На уроке прослеживалась актуализация умений учащихся. На этапе урока, где осуществлялась пространственная локализация та­кого исторического явления, как появление мануфактур, ученики сумели проанализировать карту и ее легенду. В ходе аналитической беседы учащимся предлагались вопросы и задания: найдите центры мануфактурного производства; почему они возникли на реках? В чем заключалась выгодность географического положения Англии и почему именно там стали возникать первые предприятия? Уме­ние учеников анализировать условно-графические средства нагляд­ности — схемы, диаграммы — помогло ученикам осмыслить поня­тие спроса и предложения.

На этапе урока, посвященного возникновению мануфактур и уяс­нению их сущности, ученики были поставлены в условия, когда должны были применить целый комплекс умений. Среди них уме­ния образно воссоздавать исторические явления, выявлять в них су­щественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать однотипные исторические явления разных перио­дов. В ходе урока ученики применяли и общедеятельностные умения: читали текст учебника, составляли таблицы, выделяли глав­ную мысль, делали обобщения.

На этапе перехода к изучению нового материала учитель сооб­щил ученикам тему урока, подчеркнул связь с ранее изученной темой. Внимание учеников акцентировал на двух аспектах: 1) су­ществование производства сукна как традиционной отрасли хозяй­ства в Англии и важного источника доходов королевской казны; 2) участие Англии в Великих географических открытиях.

Учитель наметил перспективу для изучения новой темы, подчеркнув, что впереди увлекательная страница истории — сопер­ничество Англии и Испании в борьбе за господство на море и за первенство в освоении новых земель. Активность Англии связана с возникновением новых предприятий и накоплением богатств. Учитель предложил ученикам зачитать введение к теме и проком­ментировать его. Включение учащихся в познавательную деятель­ность осуществлялось путем применения различных приемов.

При изучении материала о возникновении мануфактуры и сущности предприятий использовались в сочетании с аппликация­ми приемы образного повествования и персонификации. Один из них — образного повествования — является традиционным прие­мом устного изложения фактического материала, другой — нетра­диционным приемом. Такое разумное сочетание этих двух приемов


помогает учащимся воссоздать образ предприимчивого и активно­го человека, нового героя эпохи средневековья, осознать сам про­цесс возникновения предприятий. Эта цель достигается также пу­тем организации беседы эвристического типа.

При изучении вопросов о сущности мануфактурного производ­ства применялись приемы аналитического описания картин «Ремес­ленная мастерская» и «Капиталистическая мануфактура», а также их сравнения на основе организации аналитической беседы и запол­нения сравнительной таблицы. Работа с таблицей стала фрагмен­том закрепления новой темы на уроке. Методическая грамотность в подборе учителем приемов заключалась в разумном сочетании об­разно-эмоциональных приемов (аналитическое описание с эле­ментами картинного) и логических (аналитическая беседа и за­полнение таблицы), что позволяет говорить об эффективности ре­шения учителем проблемы соотношения эмпирического и теоретического уровней в обучении истории. Такое применение приемов учебной работы позволило начать формирование индук­тивным путем образных представлений учащихся о понятии «ма­нуфактура».

Проблему активизации познавательной деятельности учащихся на уроке учитель решал путем чередования и разумного сочетания различных видов деятельности учащихся и приемов их работы. Ученики отвечают на вопросы в ходе беседы, заполняют таблицу, читают текст учебника и выделяют главную мысль, выполняют ло­гические задания. Чтобы работа для учеников была интересной и посильной, учитель сочетает вопросы и задания различной степени познавательной самостоятельности.

Создание противоречий в процессе изучения нового материала, использование ярких образных примеров и фактов, глубокая содер­жательность изложения и логическая завершенность отдельных этапов урока помогают учащимся пережить радость успеха, почув­ствовать свои силы, развивать познавательные потребности к учению. Этому способствовал также стиль комфортного общения и доброжелательная атмосфера на уроке. Закрепление, домашнее за­дание и оценивание учащихся соответствовало методическим тре­бованиям.

2. Теперь приведем следующий вид анализа урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.004 с.)