Объяснительная записка к систематическому курсу Русской истории (классы — IV—VI) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснительная записка к систематическому курсу Русской истории (классы — IV—VI)



Задача систематического курса русской истории IV—VI кл. долж­на состоять в том, чтобы учащиеся усвоили цельное систематичес­кое знание всех существенных моментов как внешней, так и внут­ренней истории родной страны в взаимной связи.

Сообразно с возрастом и степенью развития учеников в средних классах гимназии прохождение систематического курса IV—VI кл. должно быть чуждо отвлеченности и должно сосредоточиваться на конкретных исторических явлениях и на характеристике историчес­ких личностей, при помощи которой учащиеся легче всего усваива­ют общие линии истории (и укрепляются хронологические данные).


Хотя и в элементарном курсе I—II кл. ученики познакомились уже с наиболее видными историческими деятелями, однако и в сис­тематическом курсе IV—VI кл. биографический элемент должен занимать видное место. Само собою разумеется при этом, что ха­рактеристику каждого исторического деятеля необходимо тесно свя­зывать с характеристикою представляемой им эпохи.

Сообразно с основной задачей систематического курса изучение внешних отношений древней и новой России должно быть постав­лено в наглядную связь с основными процессами внутренней куль­турой истории. Установлением такой связи определятся рамки для изучения истории войн и дипломатических отношений.

Следует в данном курсе избегать изложения научных теорий и борьбы научных мнений по спорным вопросам науки.

Систематический курс IV—VI кл. не может не иметь и воспита­тельного значения. Чуждое каких-либо предвзятых тенденций, про­хождение этого курса должно быть патриотичным в лучшем смыс­ле этого слова.

1) Рассказ о древнейших обитателях России и о древнейшем бы­те славянского племени желательно вести так, чтобы ознакомить учеников с важнейшими данными археологических раскопок (ни­копольская ваза, предметы из Куль-Оба, Херсонеса и проч.). Чрез­вычайно полезно было бы, сверх того, устраивать экскурсии учени­ков в ближайшие музеи и хранилища древностей.

3) Необходимо по возможности тщательно выяснять последст­вия принятия Русью христианства в отношении моральном, куль­турном и правовом (создание отдельного церковного общества с его особым законом и бытом) и указать в особенности на то, что хри­стианская вера и просвещение стали основанием прочного внутрен­него единства Руси, при слабости внешнего ее объединения в XI— XII вв.

Программа дополнительного и повторительного курса русской истории для VII—VIII класса 1

I. Киевская Русь. Страна и население. Главные племена и об­ласти русских славян. Возникновение гос. порядка. Вопрос о при­звании князей. Вече и князь. Очередной порядок княжеского вла­дения. Управление и суд. Дружина княжеская. Городское и сель­ское население. Холопы. Промышленность и торговля. Церковь и просвещение. Характеристика южно-русского князя.

1 Дополнительный курс проходится при 1 уроке в VII кл. и 2 уроках в VII кл. 210


II. Удельная Владимирская Русь. Заселение края. Великие и удельные княжества Северо-восточной Руси. Наследственный по­рядок княжеского владения. Управление и суд. Княжеский дворец. Наместники и волостели. Вольные слуги и тяглые люди. Холопы кабальные. Промышленность и торговля. Церковь и просвещение. Характеристика северо-восточного князя.

III. Литовская Русь. Положение князя. Сословия. Паны. Шлях­та. Сельское население. Промышленность и торговля. Строй управ­ления. Законы. Сеймы. Влияние Польши. Борьба населения с этим влиянием.

IV. Московская Русь. Объединение русской земли, народа и
государства под властью Московского государя. Территориаль­
ный рост Московского государства. Оборона границ. Колониза­
ция Поволжья и Сибири. Типы колонизации: государственная и
народная.

Государственный строй: царь, боярская дума, земский собор, при­казы, местное управление, суд. Законодательство. Промышленность и торговля. Церковь и просвещение.

V. Российская империя. Происхождение реформы Петра Вели­
кого. Связь между внутренней и внешней политикой Петра. Харак­
теристика преобразований в связи с личностью Петра Великого.

Территориальный рост империи в XVIII—XIX вв.

Государственный строй империи с Петра Великого до настоя­щего времени. Высшие и центральные учреждения. Местные учреждения, правительственные и общественные. Кодификация. Общественный строй Российской империи. Сословные рефор­мы. Развитие морских и военных сил. Всеобщая воинская повин­ность.

Успехи экономического развития Российской империи. Финан­сы и их история. Главные успехи русского просвещения в ХVIII— XIX вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.004 с.)