Тема урока 2. Предпосылки географических открытий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока 2. Предпосылки географических открытий



План изучения нового материала:

1. Усовершенствование водяного двигателя.

2. Новое в металлургии и обработке металлов.

3. Военная техника.

4. Мореплавание и кораблестроение.

5. Причины Великих географических открытий. Основные факты, проблемы, понятия, идеи:

Экономические, социальные, политические и религиозные при­чины. Усовершенствование водяного двигателя: верхнебойное ко­лесо; первое сооружение домны; огнестрельное оружие в Европе; корабельное дело и кораблестроение (каравелла, компас). Стрем­ление к новым знаниям и источникам богатства. Поиски новых пу­тей из Европы в Азию. Основные приемы и средства:

Вариант I. Аналитическое описание технических достижений XV—XVI вв. на основе иллюстративного материала учебника и ап­пликаций.

Вариант II. Сравнительный анализ аппликаций и иллюстраций учебника в ходе беседы по пунктам 1—4 плана.

Вариант III. Зарисовка в тетрадях учащимися основных дости­жений техники в XV—XVI вв..

Вариант IV. Составление сравнительной таблицы «Развитие тех­ники в XII—XVI вв».

Вариант V. Заполнение таблицы «Значение технических откры­тий и изобретений в XV—XVI вв.». Анализ таблицы (Агибало-ва Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних ве­ков. — М., 1978. — С. 226.):

 

Изобретение водяного двигателя Использование двигателя в мастер­ских, в горном деле и металлургии
Изобретение доменной печи Увеличение выплавки металлов Производство огнестрельного оружия
Усовершенствование огнестрель­ного оружия Переворот в военном деле, падение роли рыцарской конницы
Усовершенствование корабле­строения и техники мореплавания Длительные плавания в морях и океа­нах
Изобретение книгопечатания Быстрое распространение и сохране­ние накопленных людьми знаний Развитие просвещения и литературы

Вариант VI. Аналитическая беседа.

Вариант VII. Составление логической схемы или смыслового плана «Причины Великих географических открытий» (Агибало-ва Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних ве­ков. — М., 1978. — С. 227.):

 

Развитие производства Расширение торговли Рост потребно­стей в золоте и се­ребре Невыгодность тор­говли со странами Востока после за­воеваний турок Жажда золота и поиски его евро­пейцами Поиски новых пу­тей в страны Вос­тока
       
       

Вариант VIII. Объяснение нового материала при помощи прие­ма рассуждающего изложения.

Установление внутрикурсовых связей: роль в жизни людей по­явления новых орудий труда.

Тема урока 3. Открытие европейцами Америки и морского пу­ти в Индию

План изучения нового материала

1. Плавание экспедиции Б. Диаша.

2. Путешествие Васко да Гамы.

3. Открытие Колумбом Америки.

4. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана.

5. Конкиста — новый «крестовый поход». Основные факты, проблемы, понятия, идеи:

Открытие нового материка: случайность или нет? История мо-реплаваний португальцев в XV в. Генрих Мореплаватель и первые экспедиции в Западную Африку. Бартоломео Диаш и Васко да Га­ма. Освоение португальцами акватории Индийского океана и морей Восточной Азии. Основные португальские колонии. Путешествие Колумба. Мир американских индейцев глазами первых европейцев. Освоение и захват территорий на новом материке. Конкиста. Евро­пейские миссионеры и конкистадоры. Португальцы, испанцы, анг­личане в Америке, планы монархов и их исполнители. Путешест­вия А. Веспуччи и Ф. Магеллана. Понятия: колония, Старый и Но­вый Свет.


Основные приемы и средства:

Вариант I. Конспективное повествование и рассказ.

Вариант II. Локализация мест исторических событий по карте «Важнейшие географические открытия и колониальные захваты с середины XV в. до середины XVII в.», работа по учебнику и контур­ной карте.

Вариант III. Образная характеристика и портретное описание внешнего вида путешественников (портреты из учебников, учебных книг).

Вариант IV. Изучение и анализ документов — капитуляций ис­панских королей с мореплавателями, отрывков дневников и писем путешественников на основе хрестоматий, составление рассказов от имени участников экспедиций.

Вариант V. Работа с диафильмом «Географические открытия и колониальные захваты в конце XV — начале XVI в.».

Вариант VI. Характеристика участников экспедиций, их соста­ва, проводимой политики в Америке.

Вариант VII. Чтение и анализ текста учебника.

Вариант VIII. Персонификация участников событий и их дра­матизация. Установление связей:

Внутрикурсовые связи: средневековые легенды о загадочных землях, о поисках неведомой Индии. Межпредметные связи: гео­графические сведения о территории Африки, Индии, Америки, морях и океанах, об открытии Колумбом Америки. Внутрипред-метные связи: народы Америки до пришествия европейцев; осо­бенности развития Испании; завершение реконкисты; объедине­ние страны; католическая монархия; Португалия и Англия в начале XV в. Вопросы и задания учащимся:

1. Почему путешественники того времени были устремлены на поиски морского пути в Индию? 2. Почему именно португальцы ста­ли первыми путешественниками? 3. Какие экономические и прочие условия развития страны позволили Испании снаряжать экспеди­ции? 4. Зная о положении народов Америки в XV в., можете ли вы предположить, как будет развиваться их история после прихода ев­ропейцев? Как бы складывалась их история в случае победы над ев­ропейцами? Возможна была такая победа?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.007 с.)