Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 20. Приемы работы с историческими источниками и документами, художественной литературой
Целью занятия является раскрытие роли и значения приемов работы с историческими источниками и документами, обучение использованию художественной литературы на уроке. План: 1. Виды исторических источников, документов и методические пути их изучения. 2. Применение художественной литературы в обучении. Литература Антонов В.Ф., Огнянов М.Б., Пирумова Н.И. Книга для чтения по истории СССР. XIX век. — М., 1989. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — Главы III, IV. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах: Пособие для учителя. — М., 1959. — Главы VI, VII, IХ. Винокурова М., Чепелкин М. Эпоха реформ 1860-х годов в России. — М., 1993. Думин С., Сорокин В. Востание декабристов: Комплект-пакет документов. — М., 1993. Запорожец Н.И., Сванидзе А.А. Книга для чтения по истории средних веков. — М., 1991. История древнего мира в художественно-исторических образах: Пособие для учителей: Хрестоматия / Сост. А.В. Шестаков, О.В. Волобуев. — М., 1968. История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца ХVIII века: Хрестоматия для учителей // Сост. А.В. Шеста-ков. — М., 1985. Клокова Г., Розенталь И. Россия, 1917 год: Комплект-пакет документов. — М., 1993. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоретический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 144—147. Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V—VI классах. /Под ред. Ф.П. Коровкина, Н.И. Запорожец. — М., 1970. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. — М., 1991. Овчаренко Н.Е. Книга для чтения по новой истории. — М., 1992. Россия в XVIII — первой половине XIX в.: Хрестоматия / Сост. Е.В. Ани-симов, Е.Б. Каменский. — М., 1994. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя / Сост. Е.А. Черкасова. — М., 1991. Хрестоматия по истории России: В 4 т. / Сост. И.В. Бабич и др. — М., 1994, 1995, 1997. Хрестоматия по истории России. ХХ в. / Сост. И.С. Хромова. — М., 1994. Художественная литература в преподавании новой истории. (1640—1917): Хрестоматия: Пособие для учителей / Сост. А. А. Вагин. — М., 1978. Содержание занятия: 1. Раскрывая роль и значение работы с историческими докумен
Вопросы и задания: 1. Приведите из учебников и хрестоматий виды различных исторических документов. В чем их отличие? Раскройте классификацию документов, представленных в одной из хрестоматий. Определите возможные способы использования документов хрестоматии: —при выполнении учениками индивидуальных заданий; —при организации групповой работы; —во фронтальной работе; —при объяснении нового учителем. 2. Какую подготовительную работу проводит учитель для эффек • Нужна эмоциональная конкретизация рассказа документом; • документ невелик и легко воспринимается на слух; • документ не сложен и не нуждается в дополнительных комментариях учителя; • нужен образец анализа документа; • документ содержит яркие, меткие характеристики и высказывания; • документ усиливает убедительность и доказательность изложения; • документ объемен по содержанию; • документ сложен, содержит непонятные термины. 4. Назовите приемы изучения исторических документов. В чем специфика работы с документом в младших и старших классах? На основе учебников для разных классов определите, как меняется доку- ментальный материал по объему, характеру, содержанию от класса к классу. 5. Какова последовательность в работе учителя при отборе документального материала к уроку? 6. Чем отличается работа с историческими документами на семинарских занятиях в школе и в вузе? 7. Обратитесь к учебнику истории средних веков Н.И. Девя-тайкиной и ответьте на вопрос: как решена проблема работы с документом в учебнике? Охарактеризуйте рубрику «Строкой источника». 8. В чем специфика учебника М. Бойцова и Р. Шукурова? Как методически проработаны в этом учебнике документы? Как в этом учебнике организована работа с отрывками из художественной литературы? Приведите примеры. 9. Что такое аналитическая беседа и как вы представляете ее сущность и содержание? Для ответа на вопрос прочитайте сообщение франкского историка VI в. о случае с Суассонской чашей и беседу об этом учителя с учениками.
Текст 1 Как этот случай характеризует отношение Хлодвига к религии? Как отнеслись дружинники к требованию Хлодвига отдать ему чашу? Почему он пользовался полной их поддержкой? Почему же, однако, Хлодвиг не расправился с воином, возразившим ему? Почему он не мог нарушить древний обычай раздела военной добычи? Как можно расценить поступок Хлодвига — военного вождя франков, который и в мирное время требовал беспрекословного подчинения своей власти? Почему во второй раз никто не посмел остановить Хлодвига, который жестоко расправился с непокорным воином? Между двумя эпизодами, описанными в документе, — короткий промежуток времени — один год. Но за этот промежуток времени была завоевана большая часть Галлии, большая часть богатств роздана дружинникам, поделена земля. Подумайте, как были связаны эти события с эпизодами, описанными в документе. Что же позволило Хлодвигу уже через год так жестоко отомстить воину? Не было ли случайности в этом поступке? Текст 2 Определите, как вы будете работать на уроке со следующим отрывком из Ипатьевской летописи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.007 с.) |