Занятие 17. Применение наглядных средств обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 17. Применение наглядных средств обучения



Целью занятия должно стать изучение материала о классификации на­глядных средств обучения и раскрытие приемов работы с различными на­глядными средствами.

План:

1. Учебная картина, иллюстрация на уроках истории.

2. Применение условно-графической наглядности:

а) аппликация;

б) меловой рисунок.

Литература

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — Главы III, IV.

Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах: Пособие для учителя. — М., 1959. — Главы VI, VII, IХ.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971.

Добрынина З.И. Методическое руководство к пособию «Аппликации по истории Древнего Египта». — М., 1961.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоре­тический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 144—147.

Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. — М., 1978.

Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М., 1984.

1. Разбирая вопрос о применении наглядности на уроке истории, обращается внимание на следующие вопросы: работа с историчес­кой картиной на уроке; применение аппликаций и иллюстративного раздаточного материла; условная наглядность на уроке; техничес­кие средства обучения. При обсуждении привлекается книга: Ко-роткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Схе­мы. Таблицы. Описания. — М., 1999.

Вопросы и задания: 1. Зачем нужно применять наглядность в обучении? Как на этот вопрос отвечают психологи и дидакты? В чем отличие применения наглядности в истории и ботанике, ис­тории и литературе? Какие виды наглядности используются в 5—6, 7—8, 9—11 классах? Как меняются приемы работы с наглядными средствами обучения истории в старших классах?


2. Определите вид следующих учебных исторических картин:

Саламинский бой Кремль при Иване Калите

Афинский акрополь Вид Москвы в XVII веке

Продажа рабов в Греции Иван Грозный

Ян Гус на Констанцском соборе Царевна Софья

Средневековая ярмарка Восстание под предводительст­
вом Е. Пугачева

Штурм города Совет в Филях

Полюдье 9 января 1905 года

3. Какие приемы необходимо использовать в сочетании с типо­логическими, а какие — с событийными картинами? Какие приемы необходимо использовать одновременно с демонстрацией картин и исторических портретов?

4. Составьте фрагмент урока по исторической картине, ориенти­руясь на этапы, разработанные А. А. Вагиным:

 

• восприятие картины в целом;

• переход от нерасчлененного целого к анализу его частей;

• анализ деталей картины;

• установление связей и соотношения отдельных частей;

• обогащенное понимание целого в картине.

5. Приведите примеры использования учебной исторической кар­
тины, когда она:

• создает зрительный образ-опору;

• иллюстрирует теоретический материал;

• служит источником извлечения новых знаний;

• является средством актуализации известного материала;

• усиливает эмоциональное воздействие материала;

• служит средством закрепления материала.

6. Будет ли иметь свои особенности аналитическая беседа по кар­
тине? Для ответа проанализируйте вопросы учителя ученикам класса
по анализу учебной картины художника К.В. Лебедева «Полюдье»:

Кто собирает дань? В какое время года князь выезжал в полю­дье? Чем он занимался во время объезда подвластного населения? Кто и почему платил дань? Какие продукты и ценности составляла дань? Кто принимал дань? Как вели учет сбора дани? Кто сопро­вождал князя во время сбора дани? Зачем? Как повезут дань? Ку­да? Как вооружена дружина князя? Как происходил княжеский суд? Какие детали на картине указывают на то, что в IX веке в Древней Руси уже было государство?

7. Что такое рассказ по картине и как вам его надо будет органи­
зовать? Для ответа обратитесь повторно к картине К.В. Лебедева
«Полюдье», рассказу учителя по этой картине.


Текст 1

На картине изображен сбор дани князем. На берегу широкой ре­ки собрались местные общинники-смерды. Это центральный пункт верви (сельской общины), где происходит сбор дани. Смерды при­несли медвежьи, куньи, лисьи, беличьи меха, зерно, воск, мед, мас­ло в кадушках, ведрах, горшках.

Княжеский тиун-данщик с биркой в руках принимает и отсчиты­вает принесенную дань, а потом его люди на лошади начнут перево­зить ее к лодкам, причаленным к берегу.

Повозку на картине видно плохо: не то это сани, не то телега.

В глубине картины мы видим князя, вооруженных дружинни­ков и привезших дань смердов. Дружинники, вооруженные копья­ми, мечами, секирами и луками со стрелами и одетые в кольчужную броню, наблюдают за ходом сдачи дани. Сзади стоят оседланные ко­ни. Но князь не только собирал дань, он в то же время разбирал жа­лобы и тяжбы смердов.

К главной избе верви (общины) вынесли скамью, покрыли ее ковром, другой ковер постелили под ноги князя. Князь сменил дорожную одежду на богатое корзно (плащ) и шапку с плоским верхом. Свой меч он снял с богатого пояса и передал меченоше, который держит его вместе со щитом как знаки княжеской вла­сти. За спиной князя стоит старый и опытный в судебных делах дружинник, который помогает князю вести разбор дел. Перед князем излагает свою жалобу истец. Рядом с ним склонился от­ветчик и стоят свидетели, которых привел истец. Выслушав сто­роны и показания свидетелей, князь по установившемуся обычаю произносит приговор.

Когда закончится сбор дани и судебные дела, князь с дружиной переедут в другие верви.

8. Разработайте фрагмент урока с использованием иллюстрации учебника. Вот какой рассказ по рисунку (с заданиями) реконструк­ции Олимпии предложил старейший российский методист Д.Н. Ни­кифоров в разработанной им в сороковые годы учебной тетради.

Текст 2

Открыв учебник, ты увидишь реконструкцию Олимпии. Посмот­ри в словаре, что означает слово реконструкция. Теперь давай вни­мательно посмотрим этот рисунок. Центральную часть рисунка за­нимает площадь, которую греки называли Алтис. На ней располо­жены храмы и памятники Олимпии. Самый большой храм посвя­щен Зевсу. Его крышу поддерживают многочисленные колонны. Другой храм, меньшего размера, тоже с многочисленными колон-


нами — храм Геры. Между этими двумя храмами расположилась пла­тановая роща, посвященная Пелопсу.

Узнай, кто такой был Пелопс, почему именно ему посвящена была роща, в которой победители в состязаниях получали угощение. Почему Южная Греция получила название Пелопоннес? Сходи в музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, посмотри в за­ле Олимпии восточный фронтон храма Зевса. Вспомни содержа­ние мифа о Пелопсе, изображенном на этом фронтоне.

У подножия горы Кроноса на площади Алтиса видна «терраса сокровищ». Здесь хранились ценные дары отдельных греческих по­лисов, принесенные в жертву Зевсу Олимпийскому. Направо от хра­ма Зевса тянется «колоннада Эхо» 98 метров в длину. Семь раз звучит и отдается эхо от мраморной стены и колонн. Греки сложи­ли красивую легенду про нимфу Эхо и Нарцисса. Прочти об этом в книге Н.А. Куна «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях».

«Колоннада эхо» отделяет Алтис от стадия, где происходили Олимпийские игры и состязания. Зрители размещались с одной сто­роны на склоне холма и с трех сторон на искусственной насыпи. Вправо от стадия находился ипподром для конных состязаний, на рисунке он не виден. Вокруг Алтиса и за его стенами находились общественные здания. Правее храма Зевса виден Булевтерий, где заседала администрация Эллады.

На переднем плане, внизу рисунка, видна крыша и часть ко­лоннады Леонидейона. Он служил пристанищем для знатных греков, приехавших на олимпийские игры со всех концов Греции. Влево от него видно здание с двумя внутренними дворами — Тео-колейон. Оно служило жилищем для жрецов Олимпии. Еще левее видно квадратное здание с внутренним двором и колонна­дой. Это — палестра. Узнай по словарю, чем занимались в пале­стре и чем палестра отличалась от гимнасии. Здание гимнасии видно над крышей палестры. Вправо от гимнасии видно четы­рехугольное здание Пританей. Здесь заседали судьи, присуждав­шие победителям награду. На площади Алтис стояли статуи по­бедителям на состязаниях.

Задание учителя ученикам: составь рассказ об олимпийских иг­рах по учебнику и по рисунку, который мы сейчас разобрали. Рас­сказ начните с описания путешествия в Олимпию из какого-нибудь отдаленного пункта Греции. Опишите затем впечатления прибыв­ших в Олимпию при осмотре Алтиса, а затем и сами олимпийские игры.

2. В младшем и среднем звене учащихся широко применяют­ся аппликации. Прочитайте фрагмент объяснения учителя с ап-82


пликациями (из брошюры З.И. Добрыниной) о войске Древнего Египта.

Фрагмент объяснения нового

В период расцвета Египта войско имело довольно разнообраз­ное вооружение и хорошую организацию. Оно состояло из отрядов пехоты и колесничих. Отряды пехоты строились шеренгами и име­ли однообразное оружие. Впереди обычно стояли отряды лучников, вооруженных луком и стрелами. Стрелы имели наконечники лис­товидной формы, сперва каменные, затем бронзовые. Лучники мог­ли попадать в цель на расстоянии 150—180 м (прикрепляется пер­вая аппликация).

Кроме отрядов лучников, были отряды копейщиков. Каждый ко­пейщик был вооружен боевым топором из меди и копьем с листо­видным бронзовым наконечником. Единственным защитным сред­ством был щит, обитый мехом, высотой в половину человеческого роста (аппликация 2). Когда в Египте стали разводить лошадей, в египетском войске появились боевые колесницы. В колесницу впря­гали две лошади. Колесница представляла собой деревянную пло­щадку (1м х 0,5 м) на двух колесах. К ней прикреплялось дышло. Передняя часть и бока колесницы обшивались кожей для защиты ног колесничих. На колеснице обычно помещался боец и возница. Воин, кроме щита, имел еще панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками (аппликация 3).

1) Чем отличается статичный и динамичный способы демонстра­ции аппликаций на уроках истории? Приведите примеры. 2) В сочета­нии с какими наглядными средствами обучения применяются аппли­кации на уроках истории? Почему целесообразно такое сочетание? 3) В каких случаях учитель на уроке будет использовать графики, схемы, таблицы, меловые рисунки? 4) Прочитайте фрагмент урока Г.И. Годера о работе с меловым рисунком, картиной, документом на уроке. Как вы думаете, от каких факторов зависит выбор этих средств обучения?


Фрагмент урока

Поскольку могущество Афин было связано с морем, учитель предлагает познакомиться с тем, что представлял собой Пирей — крупнейший в V в. до н.э. порт в Восточном Средиземноморье. На уроке идет работа с меловой схемой Пиренейского полуострова.

Меловой контур Пирея

Учитель покажет на схеме Афины, Пирейский полуостров, три его бухты, а также Фалерский залив и предложит задание: «Долгое время афиняне использовали в качестве гавани не пирейские зали­вы, а Фалерский — он ближе расположен к городу. Когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли на Пирейский по­луостров, найдя его заливы более удобными. Рассмотрите схему. Чем они удобнее сравнительно с Фалерским заливом?» Выслушав до­гадки учеников, учитель объяснит: в пирейских заливах, лучше за­щищенных от волн и ветров, афиняне сузили и без того узкие вхо­ды, построив по обеим сторонам каменные насыпи. Гавани стали безопасными в шторм и непогоду. На ночь входы запирались цепя­ми или просмоленными канатами, чтобы вражеские корабли не про­рвались внутрь.

Военные корабли стояли во всех пирейских гаванях, но главной военно-морской базой Афин стала Зея. «Если бы мы побывали в Пирее, то в эту гавань нас бы не пустили. Почему?» Чужеземцам вход сюда был запрещен. Гавань защищала каменная стена, чтобы уберечь военный флот от любопытных глаз, а также от пожара. Вдоль берега гавани находились доки — большие помещения, нависшие над водой. Триеру вводили в док, подвешивали на канатах и просу­шивали, чтобы она не гнила. Мастера смолили и конопатили кораб­ли. Рядом находились склады, где хранились весла и мачты, дере­вянные рули, железные цепи и якоря. Затем ученикам предлагается


задание по учебной картине художника К. Савкевича «Афинская гавань Пирей»: «Вы находитесь в главной торговой гавани Афин. Что вы там видите?» Учащиеся способны описать облик Пирея, ко­рабли под погрузкой и разгрузкой, они видят рабов, скованных цепью, рабов-носильщиков... Дополнительные вопросы. Какие това­ры вывозят из Аттики? Какие ввозят? Ответ на последний вопрос ученики находят в документе учебника «Привоз товаров в Пирей». 5) Назовите методические условия организации работы с кинофиль­мом, диафильмом и аудио- или видеокассетой на уроках истории. Как используют в обучении истории компьютер? 6) В чем состоят особен­ности использования наглядных средств обучения в младших и стар­ших классах? 7) Проанализируйте иллюстрации параграфа учебника и определите, как они соотносятся с текстом (изображают то, что на­писано; дополняют, конкретизируют текст; восполняют текст).

Перспективные задания:

1. Подготовьте аппликации и сделайте эскизы меловых рисун­ков к ним для объяснения фрагмента урока. Вот одна из студенчес­ких работ такого характера (см. рис. на с. 86).

2. Подберите диапозитивы и подготовьте фрагмент работы с ними на уроке.

3. Как известно, такая условно-графическая наглядность, как гра­фики, схемы часто используются для уяснения тенденций разви­тия общественных явлений, выполняя роль своеобразных опорных сигналов. Диаграммы могут быть сегментные, круглые, фигурные, отражающие динамику явлений. Подготовьте по данным перио­дической печати одну из диаграмм и их количественные показатели к уроку истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.015 с.)