Занятие 12. Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 12. Приемы и средства эмпирического изучения исторических фактов



Целью занятия является усвоение наиболее общеупотребительных приемов и средств, которые используются для эмпирического изучения фактического материала. В процессе выполнения практической работы необходимо выявить зависимости между отбором образно-эмоциональ­ных приемов и характером исторического материала.

План:

1. Понятие «прием учебной работы».

2. Сущность эмпирического изучения фактического материала; приемы и виды образов.

3. Общая характеристика образно-эмоциональных приемов.

4. Примеры приемов.

Литература

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — Глава II.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. — Параграфы 8—11.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 72—90.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоре­тический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 88—93; 112—121.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 96—104.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 74—81, 123—127.

Содержание занятия:

1. В начале занятия дается общее понятие о категории «прием учебной работы». Для обсуждения предлагаются следующие вопро­сы: 1. В психолого-педагогических науках есть два подхода к трак­товке понятия «прием»: мыслительная операция (А.Н. Леонтьев, Н.И. Запорожец) и совокупность действий, приводящих к решению определенных задач (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.И. Мах-мутов). Раскрывают ли данные подходы категорию «прием»? Что


такое внутренний и внешний планы в этой категории? Как они свя­заны? 2. Вспомните из лекционного курса, какие три аспекта включает понятие «прием». Как связаны между собой общедеятель-ностный, логический, специфический аспекты понятия «прием» и как они учитываются в познавательной деятельности? 3. В чем со­стоит общее и различие в дидактическом и методическом подходах к определению понятия «прием»? Согласны ли вы с выводом: цен­ность данной категории состоит в синтезе чувственно-практичес­кой и мыслительной деятельности? Обоснуйте свое мнение.

2. Следует акцентировать внимание на том, что эмпирическое изучение исторических фактов — это процесс осмысления зритель­но ощущаемых, воспринимаемых на слух и чувственно-осознавае­мых картин, в результате которого у детей складываются опреде­ленные образные представления.

Вопросы и задания: 1. Вспомните, какие образы формируются путем раскрытия главных фактов. В случае необходимости обрати­тесь к книге «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Опи­сания». 2. Продолжите характеристику образного материала в пунк­тах в, г, д:

а) образы материально-пространственной среды, которые отра­
жают застывшие неизменные картины природы и важны для пони­
мания хозяйственно-экономических и экологических проблем мест
исторических событий, ландшафтов культурных сооружений;

б) образы материальных предметов — статичные устойчивые об­
разы вещественных исторических источников (здания, сооружения,
орудия труда, оружия, предметы быта, одежды, утварь), которые по­
могают понять уровень материальной жизни того или иного перио­
да, вникнуть в повседневную жизнь людей, раскрыть условия их тру­
да и быта, состояние военного дела на тот или иной период, осоз­
нать уровень культуры;

в) образы людей...

г) статичные целостные образы исторических событий и явле­
ний...

д) динамичные целостные образы исторических событий и яв­
лений...

3. Продумайте, как вы будете излагать материал учащимся, чтобы сформировать различные образы.

3—4. На занятии обсуждаются основные приемы изучения фак­тического материала. По ходу изучения проводится работа с фраг­ментами исторического материала с целью определения приемов описаний, повествований, характеристик. Но прежде предстоит вспомнить все о приемах изложения фактов, поработав с таблицей на с. 40—42 данного пособия.


Название приема Исторические факты, излагаемые приемом Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые в сочета­нии с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности и формиро­вании исторических знаний
Приемы по­вествования 1. Сюжетное повествова­ние Главные фак­ты. Неповто­римые собы­тия политиче­ской жизни общества; во­енные сраже­ния, события военных дей­ствий Все приемы повествова­ния передают развитие еди­ничных собы­тий или ти­пичных явле­ний во време­ни и про­странстве Воссоздают живой, дина­мично разви­вающийся об­раз событий. Изложение ведется по сюжетной ли­нии Учебные со­бытийные картины, ап­пликации, схемы Создает исто­рическое представле­ние о собы­тии, активи­зирует вни­мание, вызы­вает интерес, эмоциональ­ное сопере­живание, раз­вивает вооб­ражение
2. Образное повествова­ние Главные факты урока. Типич­ные явления и процессы эко­номической жизни обще­ства; культур­ные явления В образной форме вос­создает раз­витие типич­ного истори­ческого явле­ния в услови­ях определен­ного времени. Привлекают­ся характер­ные эпизоды, яркие детали Типологичес­кие картины, аппликации, пиктограммы, например Создает ис­торическое представле­ние об изучае­мом явлении, которое слу­жит основой для выявле­ния его суще­ственных черт. Развивает воссоздаю­щее вообра­жение и мыш­ление
3. Конспек­тивное пове­ствование Неглавные факты урока. События по­литической жизни; воен­ные сражения Краткая, ли­шенная об­разности ин­формация о развитии ис­торического Исторические карты, схемы, графики Помогает по­нять процесс развития. Развивает ло­гическую па­мять

Продолжение

 

Название приема Исторические факты, излагаемые приемом Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые в сочета­нии с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности и формиро­вании исторических знаний
  и события со­циальных дви­жений, кото­рые дополня­ют или связы­вают между собой главные факты события или явления в ус­ловиях опре­деленного места и вре­мени    
4. Простое ин­формативное сообщение Неглавные факты урока, например, пе­речисление мест и дат событий Перечисле­ние фактов, дат, имен, географичес­ких мест, взаимосвя­занных друг с другом и с главным фак­том урока Исторические карты, кален­дари событий В соответст­вии с главны­ми фактами содействует созданию це­лостных кар­тин изучае­мых явлений и событий об­щественной жизни. Разви­вает память
Приемы опи­сания 5. Картинное описание Главные фак­ты урока: ти­пичные явле­ния экономи­ческой, соци-ально-поли-тической и культурной жизни обще­ства. Природ­ные условия стран и мест, где происхо­дили события, излагаемые как главные факты урока Описания, образно вос­создавая факт, не пока­зывают его развитие. Воссоздание образа отно­сительно ста­тичного исто­рического факта с соб­людением единства вре­мени, места и действия Документаль­ные фотогра­фии местно­сти. Монумен­тальные па­мятники и па­мятные места Реконструк­ции истори­ческих памят­ников. Изо­бражения ис­торических объектов. Ло­кальные схе­мы. Докумен­ты, беллетри­стика Создает отно­сительно ста­тичные исто­рические представления (основа фор­мирования по­нятий и знания теоретических выводов). Ак­тивизирует внимание и мышление. Вызывает эмо­циональное сопережива­ние. Развивает воссоздающее воображение

Продолжение

 

Название приема Исторические факты, излагаемые приемом Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые в сочета­нии с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности и формиро­вании исторических знаний
6. Аналитиче­ское описа­ние Главные фак­ты урока. Объ­екты матери­альной культу­ры: орудия труда, ору­жие, памятни­ки архитекту­ры. Устройст­во аппарата гос. власти Описание со­ставных час­тей, деталей историческо­го объекта, их взаимодейст­вия и назна­чения Документаль­ные изобра­жения объек­тов матери­альной культу­ры (фото, ри­сунки). Маке­ты, модели, муляжи. Схе­мы, чертежи, изображаю­щие устройст­во предметов Создает дета­лизирован-ные истори­ческие пред­ставления. Активизирует внимание, вы­зывает инте­рес к теме. Содействует осмыслению изучаемого, развитию ис­торического воображения
7. Портретное описание Главные фак­ты урока. Вы­дающиеся ис­торические личности С помощью фактов о дей­ствиях лич­ности, ее вы­сказываний, портретного изображения, биографичес­ких сведений создается об­раз истори­ческого дея­теля Портреты, фотографии исторических деятелей. До­кументы. Опи­сания исто­рических дея­телей из худо­жественной и научно-попу­лярной лите­ратуры. Кари­катуры. Учеб­ные памятки Создает жи­вые представ­ления о исто­рических дея­телях

Задание: прочитайте предлагаемые тексты и определите назва­ния приемов. Сверьте свои соображения с ответами в конце текстов (а — сюжетное повествование; бобразное повествование; в — кар­тинное описание; г — аналитическое описание; д — образная харак­теристика исторических деятелей и портретное описание; е — ин­формативное сообщение; жконспективное повествование). Все ли ответы верны? Обоснуйте свой ответ.


Текст 1

Рост Карла Великого в семь раз превосходил длину его ступней. Голова была у него округлая, глаза большие и очень живые, нос не­сколько больше умеренного, красивая седина, лицо привлекатель­ное и веселое. Хотя шея была короткой и живот выдавался вперед, но соразмерность остальных частей тела скрывала эти недостатки. Походка была твердой, осанка была мужественной, голос звучный. Носил он простую одежду: льняную рубашку и тунику с каймой, штаны. Голени обертывал онучами, на ноги обувал башмаки. Зи­мой — плечи и грудь прикрывал меховой накидкой. Носил голубой плащ и меч с рукояткой из серебра или золота. Иностранной одеж­ды не носил, но однажды по просьбе римского папы нарядился в тунику и башмаки по римской моде. На праздник одевался в заткан­ные золотом одежды и обувь, осыпанную драгоценными камнями, плащ, застегнутый золотой пряжкой, и золотую корону с камнями. В прочие дни одежда его мало отличалась от одежды простолюди­на. Обладая большим красноречием, он ясно выражал свои мысли. Не довольствовался одним языком, он прилагал старания к изучению языков иноземных. Латинский язык постиг как родной. Понимал по-гречески, изучал различные науки. До глубокой ста­рости не знал усталости и болезней. Современников поражала его кипучая энергия. На его счету было 30 военных походов.

Текст 2

Горы и море, ярко синие, напоминающие кристально чистый и про­зрачный раствор ультрамарина в хорошую погоду, меняющий тысячи оттенков в непогоду, определяют характер пейзажа Греции. Каждый островок, каждая долина имели свой неповторимый облик. Здесь и стали складываться города-государства. Жизнь грека была неотделима от его полиса. Почвы Эллады в подавляющем большинстве малоплодо­родны и каменисты. Это толкало греков на поиски более плодородных земель, на поиски хлеба. Греки сроднились с морем. Они бороздили его во всех направлениях. Гористый рельеф местности, влажный сре­диземноморский климат обусловили характер растительного покрова Эллады. На склонах гор рос мелкий кустарниковый лес, в котором преобладали дуб, маслина, можжевельник, мирт, лавр, дикий орех, мин­даль и олеандр. Греки использовали цветы и листья этих деревьев для изготовления эфирных благовонных масел. В кустарниковых зарослях пасли скот. Когда палящее солнце сжигало травы в долинах, то скот перегоняли высоко в горы на альпийские луга. И еще одну особенность Греции определяли горы. В горах добывали мрамор, серебро, медь. Гли­ну добывали повсюду. Греки изготовляли из нее огромные сосуды — пифосы и амфоры, в которых хранили вино и оливковое масло.


Текст 3

Каменный замок — крепость с островерхими башнями и толсты­ми стенами, словно неприступное гнездо хищной птицы, господству­ет над широкой равниной. Его строгие контуры видны издали. Они четко выступают на фоне неба и окрестных зеленых полей. Куда бы ни ехал и ни шел крестьянин, откуда бы он ни возвращался, он ви­дел все ту же заслоняющую горизонт, каменную громаду, вечно на­поминающую о грозной силе феодала. Не раз в час справедливого крестьянского гнева обитатели замка укрывались за крепкими двой­ными стенами. Ни камень, ни стрела не могли пробить брешь в тол­стых стенах надежной крепости. Подолгу отсиживались в непри­ступной своей твердыне феодал, его вассалы и его челядь, имея в своем распоряжении запасы оружия, припасов, колодец и кладовые. Попробуй преодолеть наполненный водой ров, дубовый подъемный мост на крепких цепях, окованные железом дубовые ворота, опу­щенную решетку внутри ворот, горячую смолу и кипящую воду, льющиеся со стен. На памяти крестьян и те страшные дни, когда из настежь растворенных ворот замка выезжал отряд рыцарей, зако­ванных в латы, готовых истязать и убивать безоружных жителей де­ревни.

Текст 4

Меч — древнее славянское оружие. При раскопках мечи находят в больших и богатых курганах. В погребениях менее богатых мечи обычно отсутствуют: там находят копья. Ковали мечи на Руси с Х века. Часто употребляемый эпитет к мечу — «булатный», то есть стальной. Чаще всего мечи делали обоюдоострые, бывали и одно-лезвийные. Мечами наносили тяжелые рубящие удары, а заострен­ный конец позволял наносить и колотые ранения, что было очень важно при широком употреблении кольчуг. Мечи были литые, они распадались на пять групп по форме и приемам украшения самого клинка.

Текст 5

Впереди своего полка на вороном бахмате едет воевода. Кольчатый панцирь, точно серебристая чешуя, плотно облегает силь­ное тело. Поверх кольчуги светло блестит ярко начищенное зерца­ло, а также доски булатные, прикрепленные на плечах и по бокам серебряными с золотыми насечками пряжками. На голове у князя шелом с острием наверху и железным забралом, а для защиты щек и затылка спускается кольчужная сетка. В руках у князя длинное ко­пье с зеленым значком, на боку — кривая сабля. За плечами колчан со стрелами и лук. Увесист князь в своих ратных доспехах, с виду


хоть и неказист низкорослый конь его, но силен, вынослив, легко и уверенно несет на спине своего господина.

Текст 6

Все помещения княжеской резиденции делились на палаты и хо­ромы. Палаты — для приема послов, гостей, для пиров князя или боярина. Хоромы — для житья. Дом как бы был поделен на общест­венную и личную половины. Хоромы включали: сени, переднюю, комнату-кабинет, крестовую (или молельную), где молились утром и вечером, и опочивальню. Своим простором комнаты равнялись крестьянской избе (или клети) — ширина и длина в 3 сажени. Внут­ри хором обстановка была простая — лавки вдоль стен, кресло у хо­зяина. Все здание хором строилось в три яруса, или, как говорили, в три житья. Средний ярус занимали вышеупомянутые комнаты, где жили хозяин с хозяйкой. Этот ярус назывался клетью. Иногда жен­скую половину называли горницей. Нижняя часть была построена по тому же принципу, но там находились чуланы и кладовые. Это так называемая подклеть. Верхний ярус был занят теремами, свет­лыми комнатами для летнего пребывания.

Текст 7

Войдя в избу, Бориска снял плащ и огляделся. С детства знако­мая картина: мох и пакля меж бревен, на окнах вместо слюды — хол­стины, пропитанные маслом, в углу — сноп — будет стоять до весны, на потолке — оконце (дымница) открыто. Посередине на деревян­ном помосте печь глинобитная. В том месте, где дым выходит, пото­лок очадел — стал бурым. У стены — глиняные горшки, оплетенные берестой, на деревянном ведре висит ковш. В избе чисто, даже лох­мотья, валяющиеся на лавке, старательно вымыты.

Текст 8

Было князю лет под сорок, но вьющаяся борода, стекавшая с ху­дощавого лица неровными мягкими струями, делала его старше на вид. Большие удлиненные глаза казались простодушными, смею­щимися, только в глубине их таилась все примечающая хитрость, и когда Иван Данилович был уверен, что никто этого не замечает, взгляд серых глаз становился острым, даже жестким. Лицо его час­то меняло выражение. Особенно губы. Бледные, тонкие, когда он сосредоточенно думал и властно приказывал, в минуты опасности они совсем исчезали. Когда же Иван Данилович был благодушно настроен, губы его становились полнее. Когда он вспоминал, что его попрекали жадностью и прозвали Калитой, он усмехался. Трогал, словно гладил, объемистую сумку-калиту, неизменно висящую у пояса, и она отзывалась ласковым говорком монет.


Текст 9

Шапка у боярина из бархата и сукна. Поверх кафтана накинута свита из заморского сукна с длинными и широкими рукавами, с от­ложным, богато украшенным воротником. Под широкими рукава­ми выхоленные руки в перстнях. Одежда бояр делалась из выткан­ной замысловатыми узорами парчи, ценного восточного бархата, тонких заморских сукон, на ногах сапоги из мягкого цветного сафь­яна, носки у них несколько загнуты вверх, по моде того времени. Шуба боярина подбита и отделана ценным мехом, убранная шить­ем из жемчуга, бирюзы, алмазов и других драгоценных камней с до­рогими застежками. Даже в помещенье бояре не снимали шуб. Для одежды того времени были характерны длинные подобранные склад­ками рукава, они легко опускались, закрывая руки. Обязательно бо­рода, волосы брили в кружок. Брить лицо в XVII веке считалось зазорным и греховным делом.

Текст 10

«Король-солнце» в величественной позе, на ступенях трона, под пышными складками балдахина, в великолепной королевской мантии, со скипетром в руке. Величественно его лицо, обрамленное пышными локонами высокого парика, подобного царственной гриве могучего льва, величествен его аристократический профиль, надменная ниж­няя губа, жест его руки и его стройная фигура. Король всем своим ви­дом говорит: «Государство — это я!». Благодаря высоким каблукам и высокому парику король кажется необычайно высоким, а благодаря пышным складкам мантии — величественным и могучим.

Текст 11

Плуг имеет дышло и ярмо для запряжки волов. Рабочий инстру­мент плуга состоит из металлического ножа, которым разрезают пла­сты земли в вертикальном направлении, лемеха, разрезающего пла­сты земли горизонтально, и отвала, с помощью которого пласты зем­ли переворачиваются и разбиваются.

Текст 12

Когда Стратон пришел, на деревянных скамьях за перегородкой уже сидели присяжные. Каждый из них при входе получал свинцо­вый жетон, а после заседания на выходе, в обмен на жетон каждый получал три обола. На возвышении сидел глава суда, а около него — секретарь. Тут же стоял большой глиняный сосуд, в котором до су­да хранились запечатанные свидетельские показания и документы, относящиеся к делу. На суд собралось много народу, чтобы узнать, чем кончится это дело. По знаку председателя присутствующие ста-46


ли молиться, а затем председатель вызвал истца — Христиппа и от­ветчика — Стратона. Истец начал речь, составленную для него зна­менитым оратором. Он рассказал о случившемся по порядку и пе­решел к обвинению. Секретарь вынул из сосуда и громко прочитал свидетельские показания. В толпе слушателей начался неясный гул. Затем выступил ответчик. Председатель объявил о начале голосо­вания, и судьи направились к урнам бросать камешки. Когда голоса подсчитали, то выяснилось, что Стратон оправдан.

Текст 13

Торг раскинулся сразу у причала, взбегая вверх, к Кремлевским стенам, будто искал у них охраны. От Бронной и Кузнецкой слобод несся несмолкаемый гул: там скрежетали напильники, огрызались зубила, то глухо, то звонко стукали молоты. Купец Сашко глядел и глазам своим не верил: да неужто это матушка-Москва? Он вез из Сарая литовцам ткань — проделал тяжелый путь. Москва поразила его своим размахом. Куда ни глянь — всюду строилась, будто взя­лась с кем-то наперегонки, всюду пахло смолой, тесом, валялась ще­па. Виднелись торговые дворы иноземных купцов, кишмя кишели улицы гончаров. Льнули к берегу плоты с бревнами. Шумели водя­ные мельницы. У причалов пристани на берегу толкалось несметно люда... То там, то здесь встречались смуглые желтые лица, мелька­ли тюрбаны, высокие мохнатые шапки. Над площадью стоял гомон от разноголосья. Ганзеец, весь в розовых складках, высунулся из лав­ки, хвалил прозрачный янтарь и яркие сукна, половецкий торгаш, прищелкивая языком, бил кожей о кожу, крестьяне окрестных де­ревень сидели на возах со льном и коноплей, а рядом с ними гость с Белого моря навалил на прилавок «рыбьи зубы» — моржовые клы­ки. И кузнечных товаров много. Выбирай, что хочешь!

Текст 14

Везир вошел в палату и сел в кресло. Перед ним на столе лежали все дела, которые он собирался рассматривать. Сбоку у стены стоял большой ларь — и в нем лежали 40 кожаных свитков, на них написаны все законы, по ним судят тех, кто убил человека, украл вещи, не упла­тил долгов, оскорблял царя, и тех, кто нарушил царские законы. Тех, кто грабил царские гробницы, ссылают в рудники, а тех, кто подстре­кает к восстанию, убивают сразу. Как только начнется у визиря суд, все свитки вынут из ларца и положат перед ним на циновку.

Текст 15

Величаво течет полноводный Нил, несущий прохладу и плодо­родие, породивший многие миллионы живых существ и в то же вре-


мя служивший им колыбелью. По обоим берегам широко раскину­лись поля, чернеющие плодородной землей, а в водах его снуют все­возможные твари, одетые чешуей или панцирем. На зеркальной гла­ди его плавают цветы лотоса, а в прибрежных зарослях папирусов гнездится бесчисленное множество водяной дичи. Между про­зрачными водами Нила и мрачными горами лежат поля, отливаю­щие изумрудной зеленью молодых посевов и сверкающие, как чис­тое золото, когда приближается пора жатвы. Вокруг колодцев и во­дяных колес высятся раскидистые сикоморы, отбрасывающие ши­рокую и густую тень, а рядом с ними — заботливо взращенные фи­никовые пальмы, образуя приветливые тенистые рощи. Ровные по­лосы плодородной земли, ежегодно орошаемой и удобряемой во вре­мя разливов, резко отличаются от песчаных подножий ближних гор, словно черная земля цветочных клумб, от желтых, усыпанных гра­вием дорожек сада.

Текст 16

Ночное происшествие. Ночь застала итальянских купцов в пу­ти. Караван двигался по тесной дороге лесом и трудно было что-либо различить на расстоянии 10 шагов. Неприветливый темный лес внезапно окружили громкие крики, звон железа и ржание ко­ней. Вынырнувшие из-за деревьев люди в кольчугах хватали мулов за поводья, окружали растерявшихся купцов, стаскивали с коней тюки. Исход схватки был решен: купцов потащили в кусты.

— Куда вы нас тащите? Сам папа дал нам охранную грамоту, вы
за все ответите, я буду жаловаться королю!

Прозвучавший ответ не сразу дошел до ошеломленных купцов.

—Да, вот он и сам король! В неясном свете выглянувшей из-за туч луны все увидели сидящего на пне, необычайно тучного челове­ка и услышали как воин в кольчуге докладывал ему о добыче. Это был король Франции Филипп I.

—Жерар, половину казны отсыпь итальянским купцам. Верни гостям половину тюков — для нашего двора хватит и второй поло­вины. Нельзя отобрать все — это было бы отсутствием гостеприим­ства в нашей стране. Доставь их до ближайшей мельницы и пусть там переночуют до утра, а оттуда и в Шампань. Когда король скрылся во тьме, раздались возгласы возмущения.

—Разве это король! Что это за страж порядка, ежели он сам нас обобрал!? Это король-разбойник или вовсе не король.

Текст 17

Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с гром­ким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и при-48


стально вглядываясь в стоящую перед ним на коленях толпу про­столюдинов. Сам — высокий, сухой, с желтым морщинистым ли­цом! Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчали­вость его стиснутых губ, вместе со всей мрачной осанкой его фигу­ры, привели в сильный испуг впервые видевших его прибывших из отдаленных уездов пушкарей. Тут же вспомнилось все то жуткое, что рассказывали там, в глуши, о грозном царе...

Текст 18

По одной из многочисленных во Франции узких проселочных дорог скакал всадник в черном плаще. Плащ его развивался по вет­ру, дорожная грязь летела из-под копыт коня. Это был Гастон де Бриен, королевский курьер. Вдруг кусты затрещали и несколько во­оруженных оборванцев с криками: «Стой!» бросились наперерез всаднику. Они потребовали денег, и за отказом последовал выстрел. Раненого всадника доставили в гостиницу, которая принадлежала барону, заставлявшему всех останавливаться у него. Однако, узнав, что его люди ранили королевского курьера, он остолбенел. Он уха­живал за ним так, как будто это был его сын. Рана была неопасной, и через несколько дней гонец был снова в пути. Он даже вызвался помочь своему новому другу в беде, захватив письмо его брату, ко­торый жил в Париже, хотя королевским указом было запрещено под страхом смертной казни перевозить письма частных лиц. Он старал­ся об этом не думать и размышлял о том, какого труда стоит поддер­жание дорог и как нужны людям эти дороги, соединяющие города с городами, страны со странами. Не будь дорог, государи не имели бы вестей о соседних государствах, не могли бы управлять провинция­ми и собирать налоги, строить крепости и воевать...

Текст 19

В январе 1905 г. забастовки прошли в Москве, Риге, Варшаве, Тифлисе. В ряде городов они сопровождались стычками с полици­ей. В январе бастовало 440 тыс. промышленных рабочих. Вслед за русским пролетариатом в борьбу включились рабочие Украины, Бе­лоруссии, Польши, Литвы, Азербайджана, Грузии, Средней Азии. В первом квартале 1905 г. бастовало более 800 тыс. человек. Стачки поддерживали студенты, врачи, учителя...

Текст 20

В 1773 г. на реке Яик началось восстание казаков и крестьян. Вос­ставшие во главе с Емельяном Пугачевым двинулись по реке Яику к Оренбургу. Крепость взять с ходу не смогли и приступили к оса­де. От Оренбурга восставшие направились в Башкирию. Перепра-


вившись через Каму, захватили Ижевский и Воткинский заводы. Перед восставшими была Казань. Город был осажден и захвачен. Но под Казанью восставшие потерпели поражение. Пришлось от­ступать за Волгу, на юг, к Царицыну. Здесь развернулось еще одно сражение...

Ответы к текстам: 1-д; 2-г; 3-в; 4-г; 5-в; 6-г; 7-в; 8-д; 9-в; 10-д; 11-г; 12-б; 13-в; 14-б; 15-в; 16-а; 17-д; 18-а; 19-е; 20-ж.

Вопросы и задания: 1. Чем отличается картинное описание от аналитического и что их объединяет? В каких случаях на уроке вы будете их использовать? Почему? 2. Чем отличаются три вида по­вествований: образное, cюжетное и конспективное? Что их объеди­няет? В каких случаях вы будете их использовать? 3. Сравните опи­сание и повествование. В чем специфика этих приемов при изучении статичных и динамичных исторических фактов? 4. Как влияет ха­рактер материала на выбор приемов? Какой исторический матери­ал вы будете излагать с помощью картинного и аналитического опи­саний, сюжетного и образного повествований? 5. Какую связь вы установите между приемами образной характеристики и образного повествования? Что их роднит, а что отличает? Какой по характеру материал вы будете изучать с помощью того или другого приема? 6. Можно ли применять прием конспективного повествования для изучения главных фактов? 7. В практике обучения истории суще­ствуют три вида сюжетного повествования:

• повествование, которое является полностью выдуманным (при­меры — сюжет о закрепощении средневекового крестьянина, исто­рия раба, рассказ об освоении Сибири от имени участника экспе­диции);

• повествование с целым рядом достоверных деталей (примеры — победная реляция (донесение) гренадера Новгородского полка или участника полтавской баталии; рассказ о дне 14 декабря 1825 г. от имени одного из вероятных участников восстания — декабриста, сол­дата-артиллериста из войск Николая, петербургского аристократа);

• достоверные повествования на основе документальных ис­точников (примеры — восстание горожан Ланской коммуны на ос­нове книги Гвиберта Ножанского «Рассказ о собственной жизни», осада и взятие Иерусалима из «Истории священной войны» архи­епископа Вильгельма Тирского; рассказ о смутном времени из ска­зания Авраама Палицына и др.).

Какой вид используется чаще на уроках? Подумайте, существу­ют ли подобные классификации применительно к другим образно-эмоциональным приемам. 8. Какие средства используются на уроке в сочетании с приемом? Какие средства более соответствуют кар-


тинному, а какие — аналитическому описанию? Перечислите сред­ства, которые можно использовать с приемом повествования. Как это будет выглядеть на уроке? 9. Как меняется соотношение прие­мов воссоздания образов людей в различных возрастных группах учащихся? Какие аспекты в изучении образов людей интересуют младших школьников, а какие — старших? Какие средства могут помочь в этой работе? 10. Чем отличается портретное описание при изучении исторических личностей и типичного представителя со­циальной группы? 11. Характеризуя Екатерину II, вы использова­ли ее портрет работы Д.Г. Левицкого. На уроке культуры вы приме­нили этот же портрет для характеристики творчества самого Левиц­кого. Изменился ли вид наглядности в первом и во втором случае? 12. Что более всего влияет на ваш выбор приема: характер материа­ла, возраст учащихся, познавательные возможности и особенности класса, цель урока, наличие средств обучения? Обсудите. 13. Под­ведите итоги изучения группы образно-эмоциональных приемов, за­полнив таблицу. Какую роль играют эти приемы в обучении на раз­личных этапах, в различных возрастных группах?

 

 

Приемы Группы материала
Пейзаж­ные образы Образы матери­альных предме­тов Типичные предста­вители Исто­рические деятели Ста­тичные образы Дина­мичные образы
1. Кар­ тинное описание 2. Анали­ тическое описание 3. Порт­ ретное описание 4. Сюжет­ ное пове- ствова- ние 5.Образ-ное пове-ствова-ние 6.Образ-ная ха-рактери-стика            

Перспективные задания:

1. Проследите по учебнику для 5 класса «Рассказы по родной ис­тории». Какие приемы эмоционального воздействия применяют ав­торы? Какие конкретные представления создаются у учащихся при чтении этого учебника? 2. Составьте свои примеры приемов изло­жения фактического материала, привлекая беллетристику, научную, научно-популярную литературу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.051 с.)