Занятие 24. Проведение урока (лабораторное) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 24. Проведение урока (лабораторное)



Предварительно следует изучить содержание урока, намеченно­го для посещения в школе; провести структурно-фунциональный анализ содержания и написать поурочный план в виде таблицы:

 

План урока Содержание, приемы и средства преподава­ния; познавательные задания учащимся Приемы и средства учения учащихся Прогнозируе­мые результа­ты обучения
       

Задания: 1. Попытайтесь путем наблюдения выявить цели уро­ка. 2. Запишите ход наблюдаемого урока по форме. Тема урока «Афинская демократия»

Класс, учитель 5 «б»,...

 

Структурные звенья урока; время, затраченное на каждое из них Приемы и средства преподавания и учения, их адекват­ность содержанию изучаемого материала Уровень познаватель­ной самостоятельно­сти учащихся, степень активности
     

Вопросы и задания для наблюдения урока: каких результатов до­бился учитель в итоге урока? Совпадают ли они с запланированны­ми вами в поурочном плане? Как отработаны структурные звенья урока по содержанию и методике проведения?

—Чему посвящена проверка знаний и умений? С помощью ка­ких приемов и средств она проводится?

—Каково содержание перехода к новому, как учитель увязывает логически и исторически ранее изученное с новым? С помощью ка­ких приемов?

—Чему уделено основное внимание при изучении нового мате­риала и закреплении знаний: фактам, их описанию или анализу; теории, конкретизации теоретических знаний фактами; простому по­вторению ранее пройденного или применению ранее усвоенного зна­ния для осмысления сущности новых фактов; закреплению знако­мых или формированию новых познавательных умений?

Насколько соблюдается адекватность приемов и средств, исполь­зуемых для изучения и закрепления нового, применения ранее усво­енного? Удалось ли учителю вызвать интерес у учащихся к изучае­мому материалу и способам познавательной деятельности? Нет ли непроизвольной затраты времени на какой-то структурный элемент урока? Все ли точно в изложении исторических фактов?

Анализ урока сопровождается чтением и разбором отрывков из записей наблюдения. В качестве варианта работы для анализа на практическом занятии предлагается запись основной части урока студентки IV курса Н.Л. Витько.

Ход урока

Фронтальный опрос (вопросы и задания учителя, ответы учеников). Какой греческий полис достиг наивысшего расцвета? (Афины.)


А как называлась область?

(Аттика.)

Из каких слоев населения состоял афинский полис?

(Из свободных жителей и несвободных.)

Кто были несвободные?

(Рабы.)

Как они появлялись?

(Это чужеземцы, их покупали и привозили на кораблях. Еще их захватывали во время войн.)

Петя, запиши на доске в виде схемы, из кого состояло население Афин.

Население
свободные рабы

Из кого состояло свободное население?

(Это простой народ, демос.)

(К свободным людям относились демос и аристократия, знать.)

Мы никого не забыли?

(Еще переселенцы, неафиняне, метеки.)

Запишем тему урока: «Афинская демократия».

Теперь вернемся к нашей схеме и дополним ее. Мы уже с вами говорили, что рабы — это чужеземцы, а свободные делились на де­мос, аристократию, метеков. Катя, запиши это в схеме.

Население
свободные рабы

метеки, демос, аристократы чужеземцы

Чем отличались метеки от коренного населения?

(Метеки приезжали в Афины.)

По своим правам чем они отличались?

(Метеки платили налоги за право жить в афинском полисе.)

А что они не имели права делать?

(Не имели права управлять государством.)

А кто имел это право?

(Это право имели коренные жители.)

Как их называли?

(Их называли аристократами, гражданами.)


Участвуя в управлении, они не платили налогов. С помощью ка­кого органа граждане управляли Афинским государством?

(Может быть, с помощью Совета старейшин?)

Мы с вами говорим о времени после реформ Солона.

(Афинским государством управляло народное собрание, участие в работе которого принимали свободные мужчины в возрасте с 20 лет.)

Чем занималось Народное собрание?

(Руководило войском.)

Что, все руководили войском?

(Нет выбирали стратега, который руководил войском и флотом.)

(Народное собрание выбирало оратора.)

Так ли? Откройте параграф 40 и прочитайте, что делало народ­ное собрание.

(Распоряжалось казной, утверждало расходы.)

(Занималось вопросами войны и мира, заключало мирные дого­воры.)

(Принимало законы, по которым жил полис.)

(Выбирало должностных лиц.)

Все это называется функциями народного собрания, запишите их в тетрадь.

Кроме стратегов, какие еще были должностные лица?

(Были архонты, был Совет 500.)

Кто выбирал на самые ответственные должности?

(Народное собрание.)

Любой человек мог быть избран на должность?

(Любой.)

Что надо уточнить?

(Любой участник народного собрания.)

А на деле?

(Самые богатые люди?)

Почему?

(Избирали в основном аристократов, их знатных родственников.)

(Избирали потому, что они взятки давали.)

Кто думает по-другому?

(У бедного человека все время уходило на работу, ведь ему надо было прокормить семью. Он не мог все время посвятить выполне­нию государственных обязанностей.)

Такое положение устраивало бедняков?

(Нет!)

Каков выход из этого положения, что надо сделать, чтобы бедня­ки могли управлять?

(Надо было ввести плату, чтобы вместо работы бедный человек мог заняться делами, которые обязывала должность.)


Как изменилось положение в Афинском государстве после при­нятия такого закона? Кто теперь мог принять участие в управлении?

(Бедные люди, простой демос.)

Кого было больше: демоса или аристократов?

Кому реально принадлежала власть в V в. до н.э. в Афинском го­сударстве?

(Демосу.)

Таким образом, в Афинском государстве устанавливается под­линная демократия — власть демоса. Наиболее существенное собы­тие — это введение платы за выборные должности. А предложил вве­сти такую плату первый стратег Перикл. Начиная с 443 г до н.э. на протяжении 15 лет его избирали на эту должность. Запишите в тет­радях: «Перикл с 443 г. до н.э. — первый стратег».

А теперь подумайте, афинская демократия и современная, что имеют общего и чем отличаются?

(Сейчас президента выбирает народ и тогда должностных лиц выбирал народ.

У нас президент больше управляет страной.

Тогда и сейчас подавали голоса, поднимая руку.

Сейчас опускают в урны бумаги, а в древности — камешки.

Там управляли только мужчины, а у нас женщины и мужчины.

Гражданин Афин не платил налог, а сейчас все платят.

У нас все выбирают, а у них рабы, метеки, женщины не могли выбирать.

У нас выбирают с 18 лет, а тогда с 20.

За выборные должности платят и у них, и у нас.)

Давайте подведем итог. У нас демократия предполагает власть всего народа, а в Древней Греции — демоса. Древнегреческую демо­кратию в науке часто называют рабовладельческой. По сравнению с управлением в Древнем Египте, Китае это шаг вперед или назад?

(Вперед!)

Теперь запишем домашнее задание. Читаем параграф сорок, пунк­ты 2, 3, 4 параграфа. Внимательно прочитайте о Перикле, его друзьях и врагах, на следующем уроке будете готовить рассказ. Из парагра­фов 36, 37, 40 выпишите названия выборных должностей. За работу в классе получают оценки...(всего 9 учеников).

Звенит звонок, урок заканчивается.

Задание: сравните урок «Афинская демократия» с уроком, при­веденным в занятии 18, «Политический строй России XVII в.» Ка­кие плюсы и минусы вы видите в каждом из них? Какой из этих уроков более результативен в плане обучения и развития учащих­ся? Что такое результативность изучения урока, темы, раздела кур­са и как вы могли бы ее выявить?


При посещении школы постарайтесь выяснить типичные недос­татки в знаниях учащихся по истории. Одним из способов выявле­ния знаний может быть тестирование. Изучите статью М.Т. Студе-никина, Т.В. Зайцевой, Г.И. Слуцкой «Итоги тестирования» (Пре­подавание истории в школе». — 1997. — № 5). Как вы думаете, почему по некоторым из заданий были получены наиболее слабые резуль­таты (процент ответивших на вопрос указан в скобках)?

Форма землевладения, появившаяся в период складывания Рос­сийского государства, называлась:

а) вотчина;

б) отруб;

в) поместье;

г) опричнина.
(12,8%)

Шатровые покрытия применялись в русском деревянном и ка­менном зодчестве:

а) в XIV—XVII вв.

б) в XV—XVII вв.

в) в XVI—XVIII вв.

г) в XVII—XVIII вв.
(14%)

Группа «Народная воля после свержения самодержавия плани­ровала передать власть:

а) Государственной думе;

б) Народному собранию;

в) Комитету спасения родины и революции;

г) Учредительному собранию.
(21,8%).

Перспективное задание:

Составьте собственные тестовые задания разного вида по одному курсу истории. С согласия учителя проведите тестирование по этим заданиям во время педагогической практики в школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.022 с.)