Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феодальная раздробленность в Западной Европе
Цели урока: Образовательные: на основе воссоздания учащимися образов эпохи раннего средневековья помочь им осознать причины установления феодальной раздробленности в странах Западной Европы и подвести к пониманию того, что при господстве натурального хозяйства феодальное поместье являлось основным центром экономической и политической жизни, что приводило к распылению политической власти в странах Европы. В процессе создания игровых ситуаций обеспечить усвоение учениками типичных образов феодалов, отличающихся по своему положению и отношению друг к другу, и тем самым подвести их к осмыслению факта существования феодальной лестницы как наиболее приемлемой организации власти феодалов. Помочь школьникам осознать феодальную раздробленность в Западной Европе как определенный этап в развитии феодальных государств, повлекший новые бедствия в ходе междуусобных войн, ослабление единства государств и их военной мощи, но этап необходимый для дальнейшей консолидации феодалов вокруг королевской власти. Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной познавательной деятельности по оценке моральных качеств феодалов на примере воссоздания их образов и их взаимоотношений. В процессе игры развивать у учащихся нравственные оценки. Развивающие: организовать познавательную деятельность учащихся в процессе ролевой игры, когда ученики выступают от имени феодалов, что будет способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического воображения и творческого мышления. Игровая деятельность будет также содействовать развитию у учеников умения правильно формулировать вопросы, отвечать на них, образно воссоздавать историческую обстановку и исторические явления. Восстание декабристов Цели урока: Образовательные: создать у учеников яркий впечатляющий образ выступления декабристов на Сенатской площади и подвести их к пониманию того, что вооруженное выступление 14 декабря 1825 г. стало итогом деятельности декабристов и оказало значительное влияние на дальнейшее формирование и развитие революционного движения в России. Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся в сюжетном рассказе о событиях 14 декабря ярко показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество и стой-
кость. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению причин противоречивых действий декабристов на площади, дав им нравственную оценку. Развивающие: организовать познавательную деятельность учащихся по составлению устного картинного плана сюжетного рассказа учителя с целью последующего использования этого плана при подготовке творческого домашнего задания. Развивать умение учеников работать с историческими документами при изучении «Манифеста к русскому народу», использовав для этого приемы рассуждения, анализа и применение известных теоретических выводов для самостоятельного решения проблемных задач. 3. Задание: проанализируйте сокращенный вариант урока, который возможно провести в 6 или 10 классе учителей А. Безносова и П. Ракитина «Внешняя политика Святослава» (соответственно урок упрощается или усложняется); постарайтесь определить, насколько полно реализована целевая установка урока. Согласны ли вы с целями урока и с выводами, к которым учитель подводит учащихся? Внешняя политика Святослава Оснащение урока: —настенная карта «Киевская Русь»; —школьные атласы; —карточки с текстами. Цели урока: —рассмотреть политику Святослава на фоне деятельности первых русских князей; —раскрыть связь завоевательной политики Святослава с внутренними социально-политическими процессами в Древнерусском государстве; —привить учащимся навык работы с историческими источниками, что подразумевает умение формулировать собственную точку зрения, исходя из конкретного материала, из критической его оценки, а также умение находить критерии для сравнения нового материала с уже пройденным. Ход урока 1. Проверка домашнего задания Повторяется материал по теме «Древнерусское государство» в связи с сущностью государственной деятельности киевских князей — предшественников Святослава. Проверка домашнего задания проводится письменно по трем заранее предложенным ученикам вопросам. (Предыдущий урок был посвящен Древней Руси до Святослава.) Ученики дают ответы в форме простых планов. Учитель разбирает с классом варианты ответов учеников после выполнения работы.
Вопрос 1. Как вы думаете, почему Олег перенес столицу государства из Новгорода в Киев? Эталон ответа: а) такое продвижение соответствовало одному из направлений б) в этом направлении пролегал путь из варяг в греки; в) из Киева, стоящего на границе степи, было проще собирать Запись вывода в тетрадях: события 882 г., считавшиеся началом Киевского государства, были обусловлены общим направлением норманнских завоеваний и удобством обложения окрестных племен данью. Вопрос 2. Какие цели преследовали князья Олег и Игорь, совершая походы на Константинополь? Отличались ли эти походы от обычных набегов варварских вождей за добычей? Эталон ответа: а) цели походов Олега и Игоря — взимание дани с Византии, а б) Олег и Игорь своими походами узаконивали свои отношения в) для участия в этих походах князья объединяли под своим Запись вывода в тетради: походы князей Х в. рассматривались как обычные грабительские набеги. Вопрос 3. Какие дипломатические шаги предприняла княгиня Ольга для установления отношений с Византией? Эталон ответа: а) посольство 957 г. в Константинополе; б) княгиня приняла христианство. с Константинополем возникли уже не только в связи с завоевательными акциями русских дружин. Стали зарождаться реальные межгосударственные отношения. После этого учитель предлагает подумать о том, почему на смену грабительским набегам пришли межгосударственные отношения. Так учащиеся подводятся к мысли о связи между внешней политикой и уровнем политического развития общества. Ученики приходят к выводу о расширении задач княжеской власти, что стало причиной эволюции содержания внешнеполитической деятельности. Далее формулируется общий вывод по итогам проверки домашнего задания: отношение с Византией с конца IX в. до середины X в. изменялись в связи с процессами внутреннего развития Руси и во многом определялись интересами и целями княжеской власти. Князья начинали заботиться о разных слоях населения Руси, например о купцах. При этом возрастала роль государственного начала вместо грабительских устремлений. Однако по-прежнему очень важным оставалось обеспечение данью князя и его дружины. Проверка усвоения фактического материала в 6 классе С событийной канвой походов Святослава школьники заранее знакомятся по учебнику Л.А. Кацвы и А.Л. Юрганова «История России. VIII—XV вв.», параграф 5. Степень усвоения учениками фактического материала о главнейших походах князя проверяется в ходе пятиминутной беседы с использованием карты и атласов, лежащих на партах. Еще на предыдущем уроке можно начать составление в тетрадях небольшой хронологической таблицы «Походы князей Х века». Готовясь в занятию, ученики вносят в нее сведения о походах Святослава. На уроке можно вызвать одного ученика с тетрадью к доске и попросить его перечислить походы князя, показав на карте направления. Другой вариант — учащиеся дома читают учебник и работают с контурной картой. В этом случае кто-нибудь рассказывает про походы. 2. Анализ летописного отрывка
Учитель раздает карточки с текстом отрывка из «Повести временных лет», характеризует летопись. Раздав карточки, учитель предлагает ученикам познакомиться с источниковедческой справкой и записать в тетради важнейшие источники летописца. Затем начинается анализ отрывка, в ходе которого ставится ряд проблемных вопросов. Но прежде учитель задает вопросы для ориентации учеников в фактах, упоминаемых в отрывке. (Например, какая столица имеется в виду? О каком царе идет речь и т.д.) Дальнейшая работа строится в форме обсуждения вопросов, записанных на карточки после летописных текстов. Всего таких вопросов 5 (здесь приводится лишь 1-й). При необходимости учитель помогает ученикам дать правильные ответы. Вопрос 1 к тексту отрывка: откуда летописец взял историю об испытании Святослава царем Цимисхием и почему считает необходимым ее передать? Эталон ответа: а) Нестор пользовался записью рассказа участников похода; б) летописец показывает, что воинская доблесть была для Свя Вывод, записываемый в тетрадях: Святослав в походе действует как храбрый воитель — и таким остается в памяти потомков. Он предстает военным предводителем, соблюдающим интересы своей дружины. 3. Обобщение изученного Цели предводителей похода. Князя — захват добычи, демонстрация воинской доблести; воеводы — удержание добычи, безопасность дружины. Главный вопрос классу в конце изучения нового: какое отношение имеет этот поход к интересам населения Руси? (Никакого.) Отсюда вывод: походы Святослава являлись лишь частью обширной и устрашающей норманнской экспансии, лишь частью действий скандинавов, терроризировавших на протяжении IX—XI веков всю Европу — от Дании до Сицилии. Святослав был только одним из князей, водивших свои дружины за данью. Его действия, как они запечатлелись в источниках, нельзя считать государственной политикой. Сравните этот вывод с оценками авторов учебников (приложение № 3) и текстом из «Большого энциклопедического словаря» (1977 г.): «Святослав I, великий князь Киевский. Сын князя Игоря. Совершал походы с 964 г. из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей о власти хазар, воевал с Волжской Болгарией, разгромил (965 г.) Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-византийскую войну 970—971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов». Перспективное задание: В таблице «Структурно-фунциональный анализ содержания урока» заполните оставшуюся свободной графу «Прогнозируемые образовательно-воспитательные результаты». Проведите функциональный анализ структурных компонентов учебного исторического материала и спрогнозируйте в развернутом виде образовательно-воспитательные и развивающие задачи урока.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.009 с.) |