Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. В. Короткова М. Т. СтуденикинСтр 1 из 29Следующая ⇒
М.В. КОРОТКОВА М.Т. СТУДЕНИКИН ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Предисловие Предлагаемые рекомендации к практическим, семинарским и лабораторным занятиям по методике преподавания истории прежде всего направлены на формирование первичных умений, необходимых для работы в школе. Во время занятий предполагается углубление и закрепление теоретических знаний, полученных во время лекций. В связи с этим структура практикума отвечает логике лекционного курса, имеющего следующую примерную тематику.
Продолжение
Практикум содержит вопросы, устные и письменные задания для повторения и обогащения важнейших теоретических понятий и положений лекционного курса. Выполняются они как в аудитории, так и вне ее.
Задания по подготовке к занятиям указаны в конце каждой из 30 разработок под названием перспективное(ые) задание(я). Подготовка к занятиям предусматривает предварительное изучение рекомендованной к темам литературы. Для выполнения заданий в ряде случаев указаны не только названия книг, но и конкретные страницы, где содержится тот или иной материал. Часто даются ссылки на дополняющее данное пособие книгу «Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания», авторы М.В. Короткова, М.Т. Студе-никин. Структура занятия и время, отведенное на его этапы, могут быть примерно такими: проведение беседы по теории вопроса (15—20 минут), выполнение практических заданий (35—40 минут), обсуждение результатов работы (25—30 минут), задание к следующему занятию, ознакомление с литературой (5—10 минут). Задания практического характера для домашней работы во многих случаях даны с «большим запасом», что предоставляет возможность выбора. Ряд заданий выполняется целиком всей группой, а другие — по выбору индивидуально или небольшими группами.
В ходе практических занятий необходимо ознакомиться с новейшими достижениями методической науки, а также с различными вариантами стандартов обучения, программ, учебников, рабочих тетрадей и других пособий, научиться отбирать содержание исторического материала для изучения на уроках, применять нетрадиционные методы и приемы обучения истории, рационально планировать организацию деятельности учителя и ученика. В ряде случаев предстоит подготовить доклады и сообщения с учетом своих индивидуальных интересов и возможностей. Тематика этих докладов предполагает более углубленное изучение малодоступной, но представляющей научный и практический интерес методической литературы, ознакомление с передовым опытом учителей. Самостоятельное осмысление наиболее актуальных педагогических и методических проблем формирует у них навыки исследовательской деятельности, которые развиваются и совершенствуются на спецсеминарах по психолого-педагогическим дисциплинам. Особую часть данных разработок составляют рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий в школе. Посещению уроков истории в школе предшествует предварительная подготовка. В ходе такой подготовки преподавателями даются специальные задания и составляется программа наблюдения урока по соответствующей тематике. Результаты наблюдения анализируются вместе с учителем в школе или на очередном практическом занятии. Такой опыт положительно себя зарекомендовал, поэтому авторы сочли возможным вновь воспроизвести некоторые рекомендации изданной в 80-е годы брошюры, подготовленной на кафедре методики преподавания истории МПГУ им. В.И. Ленина П.В. Горой и Ф.С. Кузнецовой. (Практические занятия по методике обучения истории в средней школе: Методические рекомендации. — М., 1986). Практические занятия призваны устранить типичные недостатки, встречающиеся на уроках начинающего учителя. Как правило, на первых уроках студенты и учителя: • затрудняются отбирать главное, основное; систематически отрабатывать базовые знания; • не имеют увязать содержание излагаемого материала с ранее изученным и последующим материалом; • объясняют материал с большим количеством мелких, излишних подробностей; • не умеют рационально распределить время урока, часто опрос затягивается и преобладает над объяснением нового материала; • не ставят целей по развитию интереса к изучению истории; игнорируют познавательные игры; • применяют однообразные типы уроков, формы обучения, виды деятельности; • не владеют системным подходом в работе со школьным учебником истории (над понятиями, именами, датами; с вопросами и заданиями, иллюстрациями, схемами и таблицами, историческими картами); • затрудняются при оценке учебной деятельности детей; на уроках оценок бывает очень мало или вообще нет, а если есть, то только отличные и хорошие; • не дают индивидуальных заданий, в том числе проблемного характера; • редко предлагают ученикам различные точки зрения на ту или иную проблему; не проводят дискуссий; • слабо продумывают совместную работу учителя и ученика на всех этапах урока; во время опроса чаще всего преобладает затянувшийся диалог;
• начав объяснение нового, забывают об учениках, продолжающих выполнять индивидуальные задания; • мало внимания обращают на выявление результатов своей преподавательской деятельности. На уроке не всегда просто бывает точно сформулировать и поставить вопрос. Поэтому можно услышать вопросы и задания такого типа: «Какие изменения произошли с конца Х века, после 875 года?», «Чем являлись праздники для древних славян?», «Оцените расстановку сил в окружении Сталина после его смерти» и т.д. Избежать этих и других недостатков поможет работа с данным практикумом при обучении преподаванию истории. Занятие 10. Планирование уроков истории Целью занятия является изучение принципов тематического планирования и его видов; по ходу преподаватель показывает, что планирование помогает учителю намечать целостную систему уроков по большим те- мам и разделам программного материала. Необходимо на основе ознакомления с учебно-методическим комплексом по истории и изучения конкретного содержания исторического материала в ходе практической работы научиться составлять тематическое планирование. План: 1. Общее понятие о тематическом планировании; виды тематических планов. 2. Учебно-методический комплекс по истории; ознакомление с комплексом наглядно-печатных средств обучения. 3. Составление тематического планирования. Литература Водянский А.М. Объединенное тематическое планирование (курсы истории СССР и новейшей истории) //Преподавание истории в школе. — 1991. — № 1. Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». — М., 1999. Гора П.В. Определение целей больших поурочных тем // Преподавание истории в школе. — 1977. — № 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век: Примерное тематическое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6. Захарова Е.Н., Старобинская Г.И., Фадеева Д.А. Планирование преподавания истории в 1993/1994 гг. — М., 1993. Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоретический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993. Методические рекомендации к педагогической практике для студентов исторического факультета. — М., 1994.
Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины». — М., 1996. Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 4. Содержание занятия: 1. При изучении вопроса об общих представлениях о планировании исторического материала следует обратить внимание на роль тематического планирования в работе учителя истории, виды тематического планирования и принципы его составления. Можно обсудить следующие вопросы и задания: 1. Зачем учителю истории необходимо планировать учебный материал? 2. Выбе- рите из предлагаемого перечня те задачи учителя, которые ему нельзя выполнить без планирования: • равномерно и рационально распределить учебное время; • реализовать (использовать) необходимые внутрикурсовые и межпредметные связи; • выделить ключевые (стержневые) линии изучения материала в пределах отдельных тем и разделов; • охватить весь комплекс наглядно-печатных пособий и создать систему их использования на уроках; • разнообразить формы обучения, наметив различные типы уроков в пределах тем, разделов; • подготовить конспект урока. 3. Проанализируйте назначение каждого вида тематических планов • простой календарный план (название разделов, тем, количество часов и календарные сроки их изучения); • поурочный календарный план (разбивка по урокам в пределах больших тем и разделов); • расширенное поурочное планирование (основные вопросы и понятия, оборудование уроков, весь комплекс литературы, межпредметные и внутрикурсовые связи); • методические рекомендации по планированию материала (варианты изучения отдельных вопросов, познавательные задания, отдельные формы обучения); • методические поурочные пособия — расширенный вариант планирования. 4. Определите, какими путями в планировании отражается идея пре 2. Необходимо обратить внимание на понятие «учебно-методический комплекс» по предмету. Можно при этом использовать схему из книги «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Описания». Вопросы и задания для обсуждения: 1. Назовите печатные демонстрационные наглядные пособия по предмету. Чем они отличаются друг от друга? 2. Во время лабораторных занятий узнайте, есть ли в школе объемные демонстрационные пособия? Как их применяет учитель? 3. Что вам известно о технических средствах обучения истории в школах? Чем отличаются звуковые, экранно-звуковые и экранные средства обучения? Приведите примеры. 4. Чем отличаются компоненты учебно-методических комплексов для среднего и старшего звена учащихся? 5. Зачем учителю надо знать содержание учебно-методического комплекса по курсам ис- тории? 6. Каким образом и когда учитель использует каждый компонент учебно-методического комплекса: при подготовке к уроку, в процессе преподавания, для дополнительного чтения и домашних заданий учащимся? 7. Какие новые компоненты появились в учебно-методическом комплексе в последнее время? Каковы тенденции развития комплекса?
3. Далее следует проведение практической работы по составлению тематического планирования (тема курса по выбору). Составить планирование поможет таблица:
Вопросы и задания к практической работе: 1. Какие общеисторические знания (факты, проблемы, идеи) вы планируете сформировать при изучении темы? Выделите блоки таких проблем в таблице. 2. Каким образом планируется осуществлять связи между отдельными уроками? Выделите проблемы, в основу изучения которых положена идея реализации внутрипредметных связей. Где, на каких уроках? 3. Как тема обеспечена наглядными и печатными средствами? Как вы предлагаете их сочетать и комбинировать? 4. Ваши предложения по оптимальному планированию темы и раздела. Задание: Подготовьте учебно-методический комплекс по одному разделу (теме) школьного курса истории, используя литературу и оборудование кабинета истории (в школе, колледже, вузе), изучив проблему по литературе из предлагаемого к практическому занятию списка. Итогом работы будет заполнение таблицы:
Пример учебно-методического комплекса по истории древнего мира смотрите в приложении № 4. Занятие 11. Концепции современного исторического образования (семинар) Целью занятия является рассмотрение проблемы современного исторического образования и поиски путей его совершенствования. План: 1. Цели исторического образования. 2. Недостатки концентрической и линейной систем исторического образования; направления его совершенствования. 3. Варианты структуры исторического образования. Литература Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999. — С. 16—54. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1996. Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 28—49. Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. — М., 1994. Линденберг К. Обучение истории. — М., 1997. Содержание занятия: 1. Необходимо обратить внимание на наиболее существенные вопросы концепции современного исторического образования: 1) цели обучения истории; 2) основные содержательные линии базового исторического образования; 3) соотношение отечественной и всеобщей истории в школьных курсах; 4) внедрение разноуровнего обучения предмету, сочетание базового и углубленного обучения истории. Результатом обсуждения этих проблем должно стать выявление основных тенденций развития современного исторического образования. 2. Задание: проанализируйте современную структуру исторического образования, сравните со структурой исторического образования в дореволюционной школе. Современная структура исторического образования Начальная школа Пропедевтические курсы отечественной истории и обществоз-нания. Основная школа 5 кл. — история древнего мира; 6 кл. — Россия и мир в средние века; 7 кл. — Россия и мир в новое время; 8 кл. — Россия и мир в новое время; введение в обществознание 9 кл. — Россия и мир в новейшее время; введение в обществознание (правовой курс). Полная средняя школа 10 кл. — Россия с древнейших времен до наших дней; история мировых цивилизаций; 11 кл. — Россия с древнейших времен до наших дней. Введение в обществознание: современный мир. Перспективное задание: Обратившись к приложению № 5, изучите «Московский региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений» (1988 г.). Текст 1 Рост Карла Великого в семь раз превосходил длину его ступней. Голова была у него округлая, глаза большие и очень живые, нос несколько больше умеренного, красивая седина, лицо привлекательное и веселое. Хотя шея была короткой и живот выдавался вперед, но соразмерность остальных частей тела скрывала эти недостатки. Походка была твердой, осанка была мужественной, голос звучный. Носил он простую одежду: льняную рубашку и тунику с каймой, штаны. Голени обертывал онучами, на ноги обувал башмаки. Зимой — плечи и грудь прикрывал меховой накидкой. Носил голубой плащ и меч с рукояткой из серебра или золота. Иностранной одежды не носил, но однажды по просьбе римского папы нарядился в тунику и башмаки по римской моде. На праздник одевался в затканные золотом одежды и обувь, осыпанную драгоценными камнями, плащ, застегнутый золотой пряжкой, и золотую корону с камнями. В прочие дни одежда его мало отличалась от одежды простолюдина. Обладая большим красноречием, он ясно выражал свои мысли. Не довольствовался одним языком, он прилагал старания к изучению языков иноземных. Латинский язык постиг как родной. Понимал по-гречески, изучал различные науки. До глубокой старости не знал усталости и болезней. Современников поражала его кипучая энергия. На его счету было 30 военных походов. Текст 2 Горы и море, ярко синие, напоминающие кристально чистый и прозрачный раствор ультрамарина в хорошую погоду, меняющий тысячи оттенков в непогоду, определяют характер пейзажа Греции. Каждый островок, каждая долина имели свой неповторимый облик. Здесь и стали складываться города-государства. Жизнь грека была неотделима от его полиса. Почвы Эллады в подавляющем большинстве малоплодородны и каменисты. Это толкало греков на поиски более плодородных земель, на поиски хлеба. Греки сроднились с морем. Они бороздили его во всех направлениях. Гористый рельеф местности, влажный средиземноморский климат обусловили характер растительного покрова Эллады. На склонах гор рос мелкий кустарниковый лес, в котором преобладали дуб, маслина, можжевельник, мирт, лавр, дикий орех, миндаль и олеандр. Греки использовали цветы и листья этих деревьев для изготовления эфирных благовонных масел. В кустарниковых зарослях пасли скот. Когда палящее солнце сжигало травы в долинах, то скот перегоняли высоко в горы на альпийские луга. И еще одну особенность Греции определяли горы. В горах добывали мрамор, серебро, медь. Глину добывали повсюду. Греки изготовляли из нее огромные сосуды — пифосы и амфоры, в которых хранили вино и оливковое масло. Текст 3 Каменный замок — крепость с островерхими башнями и толстыми стенами, словно неприступное гнездо хищной птицы, господствует над широкой равниной. Его строгие контуры видны издали. Они четко выступают на фоне неба и окрестных зеленых полей. Куда бы ни ехал и ни шел крестьянин, откуда бы он ни возвращался, он видел все ту же заслоняющую горизонт, каменную громаду, вечно напоминающую о грозной силе феодала. Не раз в час справедливого крестьянского гнева обитатели замка укрывались за крепкими двойными стенами. Ни камень, ни стрела не могли пробить брешь в толстых стенах надежной крепости. Подолгу отсиживались в неприступной своей твердыне феодал, его вассалы и его челядь, имея в своем распоряжении запасы оружия, припасов, колодец и кладовые. Попробуй преодолеть наполненный водой ров, дубовый подъемный мост на крепких цепях, окованные железом дубовые ворота, опущенную решетку внутри ворот, горячую смолу и кипящую воду, льющиеся со стен. На памяти крестьян и те страшные дни, когда из настежь растворенных ворот замка выезжал отряд рыцарей, закованных в латы, готовых истязать и убивать безоружных жителей деревни. Текст 4 Меч — древнее славянское оружие. При раскопках мечи находят в больших и богатых курганах. В погребениях менее богатых мечи обычно отсутствуют: там находят копья. Ковали мечи на Руси с Х века. Часто употребляемый эпитет к мечу — «булатный», то есть стальной. Чаще всего мечи делали обоюдоострые, бывали и одно-лезвийные. Мечами наносили тяжелые рубящие удары, а заостренный конец позволял наносить и колотые ранения, что было очень важно при широком употреблении кольчуг. Мечи были литые, они распадались на пять групп по форме и приемам украшения самого клинка. Текст 5 Впереди своего полка на вороном бахмате едет воевода. Кольчатый панцирь, точно серебристая чешуя, плотно облегает сильное тело. Поверх кольчуги светло блестит ярко начищенное зерцало, а также доски булатные, прикрепленные на плечах и по бокам серебряными с золотыми насечками пряжками. На голове у князя шелом с острием наверху и железным забралом, а для защиты щек и затылка спускается кольчужная сетка. В руках у князя длинное копье с зеленым значком, на боку — кривая сабля. За плечами колчан со стрелами и лук. Увесист князь в своих ратных доспехах, с виду хоть и неказист низкорослый конь его, но силен, вынослив, легко и уверенно несет на спине своего господина. Текст 6 Все помещения княжеской резиденции делились на палаты и хоромы. Палаты — для приема послов, гостей, для пиров князя или боярина. Хоромы — для житья. Дом как бы был поделен на общественную и личную половины. Хоромы включали: сени, переднюю, комнату-кабинет, крестовую (или молельную), где молились утром и вечером, и опочивальню. Своим простором комнаты равнялись крестьянской избе (или клети) — ширина и длина в 3 сажени. Внутри хором обстановка была простая — лавки вдоль стен, кресло у хозяина. Все здание хором строилось в три яруса, или, как говорили, в три житья. Средний ярус занимали вышеупомянутые комнаты, где жили хозяин с хозяйкой. Этот ярус назывался клетью. Иногда женскую половину называли горницей. Нижняя часть была построена по тому же принципу, но там находились чуланы и кладовые. Это так называемая подклеть. Верхний ярус был занят теремами, светлыми комнатами для летнего пребывания. Текст 7 Войдя в избу, Бориска снял плащ и огляделся. С детства знакомая картина: мох и пакля меж бревен, на окнах вместо слюды — холстины, пропитанные маслом, в углу — сноп — будет стоять до весны, на потолке — оконце (дымница) открыто. Посередине на деревянном помосте печь глинобитная. В том месте, где дым выходит, потолок очадел — стал бурым. У стены — глиняные горшки, оплетенные берестой, на деревянном ведре висит ковш. В избе чисто, даже лохмотья, валяющиеся на лавке, старательно вымыты. Текст 8 Было князю лет под сорок, но вьющаяся борода, стекавшая с худощавого лица неровными мягкими струями, делала его старше на вид. Большие удлиненные глаза казались простодушными, смеющимися, только в глубине их таилась все примечающая хитрость, и когда Иван Данилович был уверен, что никто этого не замечает, взгляд серых глаз становился острым, даже жестким. Лицо его часто меняло выражение. Особенно губы. Бледные, тонкие, когда он сосредоточенно думал и властно приказывал, в минуты опасности они совсем исчезали. Когда же Иван Данилович был благодушно настроен, губы его становились полнее. Когда он вспоминал, что его попрекали жадностью и прозвали Калитой, он усмехался. Трогал, словно гладил, объемистую сумку-калиту, неизменно висящую у пояса, и она отзывалась ласковым говорком монет. Текст 9 Шапка у боярина из бархата и сукна. Поверх кафтана накинута свита из заморского сукна с длинными и широкими рукавами, с отложным, богато украшенным воротником. Под широкими рукавами выхоленные руки в перстнях. Одежда бояр делалась из вытканной замысловатыми узорами парчи, ценного восточного бархата, тонких заморских сукон, на ногах сапоги из мягкого цветного сафьяна, носки у них несколько загнуты вверх, по моде того времени. Шуба боярина подбита и отделана ценным мехом, убранная шитьем из жемчуга, бирюзы, алмазов и других драгоценных камней с дорогими застежками. Даже в помещенье бояре не снимали шуб. Для одежды того времени были характерны длинные подобранные складками рукава, они легко опускались, закрывая руки. Обязательно борода, волосы брили в кружок. Брить лицо в XVII веке считалось зазорным и греховным делом. Текст 10 «Король-солнце» в величественной позе, на ступенях трона, под пышными складками балдахина, в великолепной королевской мантии, со скипетром в руке. Величественно его лицо, обрамленное пышными локонами высокого парика, подобного царственной гриве могучего льва, величествен его аристократический профиль, надменная нижняя губа, жест его руки и его стройная фигура. Король всем своим видом говорит: «Государство — это я!». Благодаря высоким каблукам и высокому парику король кажется необычайно высоким, а благодаря пышным складкам мантии — величественным и могучим. Текст 11 Плуг имеет дышло и ярмо для запряжки волов. Рабочий инструмент плуга состоит из металлического ножа, которым разрезают пласты земли в вертикальном направлении, лемеха, разрезающего пласты земли горизонтально, и отвала, с помощью которого пласты земли переворачиваются и разбиваются. Текст 12 Когда Стратон пришел, на деревянных скамьях за перегородкой уже сидели присяжные. Каждый из них при входе получал свинцовый жетон, а после заседания на выходе, в обмен на жетон каждый получал три обола. На возвышении сидел глава суда, а около него — секретарь. Тут же стоял большой глиняный сосуд, в котором до суда хранились запечатанные свидетельские показания и документы, относящиеся к делу. На суд собралось много народу, чтобы узнать, чем кончится это дело. По знаку председателя присутствующие ста-46 ли молиться, а затем председатель вызвал истца — Христиппа и ответчика — Стратона. Истец начал речь, составленную для него знаменитым оратором. Он рассказал о случившемся по порядку и перешел к обвинению. Секретарь вынул из сосуда и громко прочитал свидетельские показания. В толпе слушателей начался неясный гул. Затем выступил ответчик. Председатель объявил о начале голосования, и судьи направились к урнам бросать камешки. Когда голоса подсчитали, то выяснилось, что Стратон оправдан. Текст 13 Торг раскинулся сразу у причала, взбегая вверх, к Кремлевским стенам, будто искал у них охраны. От Бронной и Кузнецкой слобод несся несмолкаемый гул: там скрежетали напильники, огрызались зубила, то глухо, то звонко стукали молоты. Купец Сашко глядел и глазам своим не верил: да неужто это матушка-Москва? Он вез из Сарая литовцам ткань — проделал тяжелый путь. Москва поразила его своим размахом. Куда ни глянь — всюду строилась, будто взялась с кем-то наперегонки, всюду пахло смолой, тесом, валялась щепа. Виднелись торговые дворы иноземных купцов, кишмя кишели улицы гончаров. Льнули к берегу плоты с бревнами. Шумели водяные мельницы. У причалов пристани на берегу толкалось несметно люда... То там, то здесь встречались смуглые желтые лица, мелькали тюрбаны, высокие мохнатые шапки. Над площадью стоял гомон от разноголосья. Ганзеец, весь в розовых складках, высунулся из лавки, хвалил прозрачный янтарь и яркие сукна, половецкий торгаш, прищелкивая языком, бил кожей о кожу, крестьяне окрестных деревень сидели на возах со льном и коноплей, а рядом с ними гость с Белого моря навалил на прилавок «рыбьи зубы» — моржовые клыки. И кузнечных товаров много. Выбирай, что хочешь! Текст 14 Везир вошел в палату и сел в кресло. Перед ним на столе лежали все дела, которые он собирался рассматривать. Сбоку у стены стоял большой ларь — и в нем лежали 40 кожаных свитков, на них написаны все законы, по ним судят тех, кто убил человека, украл вещи, не уплатил долгов, оскорблял царя, и тех, кто нарушил царские законы. Тех, кто грабил царские гробницы, ссылают в рудники, а тех, кто подстрекает к восстанию, убивают сразу. Как только начнется у визиря суд, все свитки вынут из ларца и положат перед ним на циновку. Текст 15 Величаво течет полноводный Нил, несущий прохладу и плодородие, породивший многие миллионы живых существ и в то же вре- мя служивший им колыбелью. По обоим берегам широко раскинулись поля, чернеющие плодородной землей, а в водах его снуют всевозможные твари, одетые чешуей или панцирем. На зеркальной глади его плавают цветы лотоса, а в прибрежных зарослях папирусов гнездится бесчисленное множество водяной дичи. Между прозрачными водами Нила и мрачными горами лежат поля, отливающие изумрудной зеленью молодых посевов и сверкающие, как чистое золото, когда приближается пора жатвы. Вокруг колодцев и водяных колес высятся раскидистые сикоморы, отбрасывающие широкую и густую тень, а рядом с ними — заботливо взращенные финиковые пальмы, образуя приветливые тенистые рощи. Ровные полосы плодородной земли, ежегодно орошаемой и удобряемой во время разливов, резко отличаются от песчаных подножий ближних гор, словно черная земля цветочных клумб, от желтых, усыпанных гравием дорожек сада. Текст 16 Ночное происшествие. Ночь застала итальянских купцов в пути. Караван двигался по тесной дороге лесом и трудно было что-либо различить на расстоянии 10 шагов. Неприветливый темный лес внезапно окружили громкие крики, звон железа и ржание коней. Вынырнувшие из-за деревьев люди в кольчугах хватали мулов за поводья, окружали растерявшихся купцов, стаскивали с коней тюки. Исход схватки был решен: купцов потащили в кусты. — Куда вы нас тащите? Сам папа дал нам охранную грамоту, вы Прозвучавший ответ не сразу дошел до ошеломленных купцов. —Да, вот он и сам король! В неясном свете выглянувшей из-за туч луны все увидели сидящего на пне, необычайно тучного человека и услышали как воин в кольчуге докладывал ему о добыче. Это был король Франции Филипп I. —Жерар, половину казны отсыпь итальянским купцам. Верни гостям половину тюков — для нашего двора хватит и второй половины. Нельзя отобрать все — это было бы отсутствием гостеприимства в нашей стране. Доставь их до ближайшей мельницы и пусть там переночуют до утра, а оттуда и в Шампань. Когда король скрылся во тьме, раздались возгласы возмущения. —Разве это король! Что это за страж порядка, ежели он сам нас обобрал!? Это король-разбойник или вовсе не король. Текст 17 Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и при-48 стально вглядываясь в стоящую перед ним на коленях толпу простолюдинов. Сам — высокий, сухой, с желтым морщинистым лицом! Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ, вместе со всей мрачной осанкой его фигуры, привели в сильный испуг впервые видевших его прибывших из отдаленных уездов пушкарей. Тут же вспомнилось все то жуткое, что рассказывали там, в глуши, о грозном царе... Текст 18 По одной из многочисленных во Франции узких проселочных дорог скакал всадник в черном плаще. Плащ его развивался по ветру, дорожная грязь летела из-под копыт коня. Это был Гастон де Бриен, королевский курьер. Вдруг кусты затрещали и несколько вооруженных оборванцев с криками: «Стой!» бросились наперерез всаднику. Они потребовали денег, и за отказом последовал выстрел. Раненого всадника доставили в гостиницу, которая принадлежала барону, заставлявшему всех останавливаться у него. Однако, узнав, что его люди ранили королевского курьера, он остолбенел. Он ухаживал за ним так, как будто это был его сын. Рана была неопасной, и через несколько дней гонец был снова в пути. Он даже вызвался помочь своему новому другу в беде, захватив письмо его брату, который жил в Париже, хотя королевским указом было запрещено под страхом смертной казни перевозить письма частных лиц. Он старался об этом не думать и размышлял о том, какого труда стоит поддержание дорог и как нужны людям эти дороги, соединяющие города с городами, страны со странами. Не будь дорог, государи не имели бы вестей о соседних государствах, не могли бы управлять провинциями и собирать налоги, строить крепости и воевать... Текст 19 В январе 1905 г. забастовки прошли в Москве, Риге, Варшаве, Тифлисе. В ряде городов они сопровождались стычками с полицией. В январе бастовало 440 тыс. промышленных рабочих. Вслед за русским пролетариатом в борьбу включились рабочие Украины, Белоруссии, Польши, Литвы, Азербайджана, Грузии, Средней Азии. В первом квартале 1905 г. бастовало более 800 тыс. человек. Стачки поддерживали студенты, врачи, учителя... Текст 20 В 1773 г. на реке Яик началось восстание казаков и крестьян. Восставшие во главе с Емельяном Пугачевым двинулись по реке Яику к Оренбургу. Крепость взять с ходу не смогли и приступили к осаде. От Оренбурга восставшие направились в Башкирию. Перепра-
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.098 с.) |