М. В. Короткова М. Т. Студеникин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. В. Короткова М. Т. Студеникин



М.В. КОРОТКОВА М.Т. СТУДЕНИКИН

ПРАКТИКУМ

ПО МЕТОДИКЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ

В ШКОЛЕ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений


Предисловие

Предлагаемые рекомендации к практическим, семинарским и ла­бораторным занятиям по методике преподавания истории прежде всего направлены на формирование первичных умений, необходи­мых для работы в школе. Во время занятий предполагается углуб­ление и закрепление теоретических знаний, полученных во время лекций. В связи с этим структура практикума отвечает логике лек­ционного курса, имеющего следующую примерную тематику.

 

№ п/п Тема лекций Тема практических и семинарских занятий
  Предмет методики преподава­ния истории в школе 1. Общее понятие о методике 2. Моделирование урока истории
  Развитие методики обучения ис­тории в России ХVIII — нач. ХХ в. 3. Позитивные тенденции разви­тия исторического образования в дореволюционной России
3—4 Школьное историческое обра­зование в России ХХ в. 4. Анализ школьных программ
  Госстандарт. Цели изучения ис­тории 5. Анализ стандартов по истории для средней школы
  Учебник истории — важнейший источник знаний и средство обу­чения 6—7. Анализ школьных учебников истории
  Содержание школьного обуче­ния истории 8. Учебники истории нового поко­ления
  Формирование исторических знаний учащихся 9. Методические подходы к отбо­ру содержания
  Планирование обучения исто­рии 10. Планирование уроков истории
  Преподавание и изучение исто­рии 11. Концепции современного ис­торического образования
  Методы и приемы обучения 12. Приемы и средства эмпи­рического изучения исторических фактов
  Формирование умений учащих­ся 13. Нетрадиционные приемы изу­чения фактического материала
  Изложение главных фактов 14. Обучение приемам познания фактического материала
  Изложение теоретического ма­териала 15—16. Приемы и средства изучения теоретического мате­риала

Продолжение

 

№ п/п Тема лекций Тема практических и семинарских занятий
  Наглядные средства обучения истории 17. Применение наглядных средств обучения
  Изучение картографических на­глядных пособий 18. Определение приемов и средств преподавания и учения
  Хронология на уроках истории 19. Приемы изучения хронологии и картографического материала
  Изучение исторических доку­ментов, научных произведений 20. Приемы работы с историчес­кими источниками
  Урок истории 21. Общее понятие об уроке исто­рии
  Подготовка учителя к уроку ис­тории. Структурно-функцио­нальный анализ 22. Подготовка учителя к уроку ис­ тории 23. Определение цели урока
  Проверка знаний и умений учащихся 24. Проведение урока 25. Методика проверки, повторе­ ния и обобщения
  Учебные занятия в старших классах 26. Разнообразие форм урока
  Инновации обучения истории 27. Применение идей учителей-новаторов на уроках истории
  Результаты школьного обучения истории 28. Анализ урока истории
  Формы и методы внеурочной ра­боты по истории 29. Внеклассная работа по исто­ рии 30. Кабинет истории в школе

Практикум содержит вопросы, устные и письменные задания для повторения и обогащения важнейших теоретических понятий и по­ложений лекционного курса. Выполняются они как в аудитории, так и вне ее.

Задания по подготовке к занятиям указаны в конце каждой из 30 разработок под названием перспективное(ые) задание(я). Подготов­ка к занятиям предусматривает предварительное изучение рекомен­дованной к темам литературы. Для выполнения заданий в ряде случаев указаны не только названия книг, но и конкретные страни­цы, где содержится тот или иной материал. Часто даются ссылки на дополняющее данное пособие книгу «Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания», авторы М.В. Короткова, М.Т. Студе-никин.


Структура занятия и время, отведенное на его этапы, могут быть примерно такими: проведение беседы по теории вопроса (15—20 ми­нут), выполнение практических заданий (35—40 минут), обсужде­ние результатов работы (25—30 минут), задание к следующему за­нятию, ознакомление с литературой (5—10 минут). Задания прак­тического характера для домашней работы во многих случаях даны с «большим запасом», что предоставляет возможность выбора. Ряд заданий выполняется целиком всей группой, а другие — по выбору индивидуально или небольшими группами.

В ходе практических занятий необходимо ознакомиться с новей­шими достижениями методической науки, а также с различными вариантами стандартов обучения, программ, учебников, рабочих тет­радей и других пособий, научиться отбирать содержание историчес­кого материала для изучения на уроках, применять нетрадицион­ные методы и приемы обучения истории, рационально планировать организацию деятельности учителя и ученика. В ряде случаев пред­стоит подготовить доклады и сообщения с учетом своих индивиду­альных интересов и возможностей. Тематика этих докладов пред­полагает более углубленное изучение малодоступной, но представ­ляющей научный и практический интерес методической литерату­ры, ознакомление с передовым опытом учителей. Самостоятельное осмысление наиболее актуальных педагогических и методических проблем формирует у них навыки исследовательской деятельности, которые развиваются и совершенствуются на спецсеминарах по пси­холого-педагогическим дисциплинам.

Особую часть данных разработок составляют рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий в школе. Посе­щению уроков истории в школе предшествует предварительная под­готовка. В ходе такой подготовки преподавателями даются специ­альные задания и составляется программа наблюдения урока по со­ответствующей тематике. Результаты наблюдения анализируются вместе с учителем в школе или на очередном практическом заня­тии. Такой опыт положительно себя зарекомендовал, поэтому авто­ры сочли возможным вновь воспроизвести некоторые рекоменда­ции изданной в 80-е годы брошюры, подготовленной на кафедре ме­тодики преподавания истории МПГУ им. В.И. Ленина П.В. Горой и Ф.С. Кузнецовой. (Практические занятия по методике обучения ис­тории в средней школе: Методические рекомендации. — М., 1986).

Практические занятия призваны устранить типичные недостат­ки, встречающиеся на уроках начинающего учителя. Как правило, на первых уроках студенты и учителя:

затрудняются отбирать главное, основное; систематически от­рабатывать базовые знания;


• не имеют увязать содержание излагаемого материала с ранее изученным и последующим материалом;

• объясняют материал с большим количеством мелких, излиш­них подробностей;

• не умеют рационально распределить время урока, часто опрос затягивается и преобладает над объяснением нового материала;

• не ставят целей по развитию интереса к изучению истории; иг­норируют познавательные игры;

• применяют однообразные типы уроков, формы обучения, виды деятельности;

• не владеют системным подходом в работе со школьным учеб­ником истории (над понятиями, именами, датами; с вопросами и за­даниями, иллюстрациями, схемами и таблицами, историческими картами);

• затрудняются при оценке учебной деятельности детей; на уро­ках оценок бывает очень мало или вообще нет, а если есть, то только отличные и хорошие;

• не дают индивидуальных заданий, в том числе проблемного ха­рактера;

• редко предлагают ученикам различные точки зрения на ту или иную проблему; не проводят дискуссий;

• слабо продумывают совместную работу учителя и ученика на всех этапах урока; во время опроса чаще всего преобладает затянув­шийся диалог;

• начав объяснение нового, забывают об учениках, продолжаю­щих выполнять индивидуальные задания;

• мало внимания обращают на выявление результатов своей пре­подавательской деятельности.

На уроке не всегда просто бывает точно сформулировать и по­ставить вопрос. Поэтому можно услышать вопросы и задания та­кого типа: «Какие изменения произошли с конца Х века, после 875 года?», «Чем являлись праздники для древних славян?», «Оце­ните расстановку сил в окружении Сталина после его смерти» и т.д. Избежать этих и других недостатков поможет работа с данным прак­тикумом при обучении преподаванию истории.


Занятие 10. Планирование уроков истории

Целью занятия является изучение принципов тематического планиро­вания и его видов; по ходу преподаватель показывает, что планирование помогает учителю намечать целостную систему уроков по большим те-


мам и разделам программного материала. Необходимо на основе озна­комления с учебно-методическим комплексом по истории и изучения кон­кретного содержания исторического материала в ходе практической ра­боты научиться составлять тематическое планирование.

План:

1. Общее понятие о тематическом планировании; виды тематичес­ких планов.

2. Учебно-методический комплекс по истории; ознакомление с комплексом наглядно-печатных средств обучения.

3. Составление тематического планирования.

Литература

Водянский А.М. Объединенное тематическое планирование (курсы исто­рии СССР и новейшей истории) //Преподавание истории в школе. — 1991. — № 1.

Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». — М., 1999.

Гора П.В. Определение целей больших поурочных тем // Преподавание истории в школе. — 1977. — № 2.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век: Примерное тематичес­кое планирование курса для IХ класса // Преподавание истории в школе. — 1995. — № 6.

Захарова Е.Н., Старобинская Г.И., Фадеева Д.А. Планирование препода­вания истории в 1993/1994 гг. — М., 1993.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоре­тический курс. Книга авторизованного изложения. — М., 1993.

Методические рекомендации к педагогической практике для студентов ис­торического факультета. — М., 1994.

Примерное планирование курсов истории и предметов образовательной области «Общественные дисциплины». — М., 1996.

Студеникин М.Т. Планирование курса «Рассказы по родной истории» // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 4.

Содержание занятия:

1. При изучении вопроса об общих представлениях о планиро­вании исторического материала следует обратить внимание на роль тематического планирования в работе учителя истории, виды тема­тического планирования и принципы его составления.

Можно обсудить следующие вопросы и задания: 1. Зачем учите­лю истории необходимо планировать учебный материал? 2. Выбе-


рите из предлагаемого перечня те задачи учителя, которые ему нель­зя выполнить без планирования:

• равномерно и рационально распределить учебное время;

• реализовать (использовать) необходимые внутрикурсовые и межпредметные связи;

• выделить ключевые (стержневые) линии изучения материала в пределах отдельных тем и разделов;

• охватить весь комплекс наглядно-печатных пособий и создать систему их использования на уроках;

• разнообразить формы обучения, наметив различные типы уро­ков в пределах тем, разделов;

• подготовить конспект урока.

3. Проанализируйте назначение каждого вида тематических планов
в практической работе учителя истории:

• простой календарный план (название разделов, тем, количест­во часов и календарные сроки их изучения);

• поурочный календарный план (разбивка по урокам в пределах больших тем и разделов);

• расширенное поурочное планирование (основные вопросы и по­нятия, оборудование уроков, весь комплекс литературы, межпред­метные и внутрикурсовые связи);

• методические рекомендации по планированию материала (ва­рианты изучения отдельных вопросов, познавательные задания, от­дельные формы обучения);

• методические поурочные пособия — расширенный вариант пла­нирования.

4. Определите, какими путями в планировании отражается идея пре­
емственности обучения, реализация внутрикурсовых, межкурсовых
и межпредметных связей.

2. Необходимо обратить внимание на понятие «учебно-мето­дический комплекс» по предмету. Можно при этом использовать схему из книги «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Описания».

Вопросы и задания для обсуждения: 1. Назовите печатные де­монстрационные наглядные пособия по предмету. Чем они от­личаются друг от друга? 2. Во время лабораторных занятий узнай­те, есть ли в школе объемные демонстрационные пособия? Как их применяет учитель? 3. Что вам известно о технических средствах обучения истории в школах? Чем отличаются звуковые, экранно-звуковые и экранные средства обучения? Приведите примеры. 4. Чем отличаются компоненты учебно-методических комплексов для среднего и старшего звена учащихся? 5. Зачем учителю надо знать содержание учебно-методического комплекса по курсам ис-


тории? 6. Каким образом и когда учитель использует каждый ком­понент учебно-методического комплекса: при подготовке к уроку, в процессе преподавания, для дополнительного чтения и домашних заданий учащимся? 7. Какие новые компоненты появились в учеб­но-методическом комплексе в последнее время? Каковы тенденции развития комплекса?

3. Далее следует проведение практической работы по составле­нию тематического планирования (тема курса по выбору). Соста­вить планирование поможет таблица:

 

Номер и Основные Основные Внутрикурсовые, Средства
тема урока, факты, умения внутрипредмет- обучения
тип, понятия,   ные, межпредмет-  
количество пробле-   ные связи  
часов мы, идеи      
     

Вопросы и задания к практической работе: 1. Какие общеисто­рические знания (факты, проблемы, идеи) вы планируете сформи­ровать при изучении темы? Выделите блоки таких проблем в таб­лице. 2. Каким образом планируется осуществлять связи между от­дельными уроками? Выделите проблемы, в основу изучения кото­рых положена идея реализации внутрипредметных связей. Где, на каких уроках? 3. Как тема обеспечена наглядными и печатными средствами? Как вы предлагаете их сочетать и комбинировать? 4. Ваши предложения по оптимальному планированию темы и раз­дела.

Задание:

Подготовьте учебно-методический комплекс по одному разделу (теме) школьного курса истории, используя литературу и оборудо­вание кабинета истории (в школе, колледже, вузе), изучив пробле­му по литературе из предлагаемого к практическому занятию спи­ска. Итогом работы будет заполнение таблицы:

 

Класс, Учебники и Мето- Научная и Хресто- Основные
курс. учебные дическая художест- матии, учебные
Название пособия, литерату- венная книги для наглядные
раздела, авторы ра: назва- литература чтения пособия
темы урока   ние, автор      

Пример учебно-методического комплекса по истории древнего мира смотрите в приложении № 4.


Занятие 11. Концепции современного исторического образования (семинар)

Целью занятия является рассмотрение проблемы современного ис­торического образования и поиски путей его совершенствования.

План:

1. Цели исторического образования.

2. Недостатки концентрической и линейной систем историчес­кого образования; направления его совершенствования.

3. Варианты структуры исторического образования.

Литература

Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной россий­ской школе // Преподавание истории в школе. — 1997. — № 8.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в шко­ле. — М., 1999. — С. 16—54.

Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1996.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 28—49.

Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образо­вание в эпоху перемен. — М., 1994.

Линденберг К. Обучение истории. — М., 1997.

Содержание занятия:

1. Необходимо обратить внимание на наиболее существенные во­просы концепции современного исторического образования: 1) це­ли обучения истории; 2) основные содержательные линии базового исторического образования; 3) соотношение отечественной и все­общей истории в школьных курсах; 4) внедрение разноуровнего обучения предмету, сочетание базового и углубленного обучения ис­тории. Результатом обсуждения этих проблем должно стать выяв­ление основных тенденций развития современного исторического образования.

2. Задание: проанализируйте современную структуру историчес­кого образования, сравните со структурой исторического образова­ния в дореволюционной школе.

Современная структура исторического образования

Начальная школа Пропедевтические курсы отечественной истории и обществоз-нания.


Основная школа

5 кл. — история древнего мира;

6 кл. — Россия и мир в средние века;

7 кл. — Россия и мир в новое время;

8 кл. — Россия и мир в новое время; введение в обществознание

9 кл. — Россия и мир в новейшее время; введение в обществознание (правовой курс).

Полная средняя школа

10 кл. — Россия с древнейших времен до наших дней; история мировых цивилизаций;

11 кл. — Россия с древнейших времен до наших дней. Введение в обществознание: современный мир.

Перспективное задание:

Обратившись к приложению № 5, изучите «Московский регио­нальный базисный учебный план для общеобразовательных учре­ждений» (1988 г.).


Текст 1

Рост Карла Великого в семь раз превосходил длину его ступней. Голова была у него округлая, глаза большие и очень живые, нос не­сколько больше умеренного, красивая седина, лицо привлекатель­ное и веселое. Хотя шея была короткой и живот выдавался вперед, но соразмерность остальных частей тела скрывала эти недостатки. Походка была твердой, осанка была мужественной, голос звучный. Носил он простую одежду: льняную рубашку и тунику с каймой, штаны. Голени обертывал онучами, на ноги обувал башмаки. Зи­мой — плечи и грудь прикрывал меховой накидкой. Носил голубой плащ и меч с рукояткой из серебра или золота. Иностранной одеж­ды не носил, но однажды по просьбе римского папы нарядился в тунику и башмаки по римской моде. На праздник одевался в заткан­ные золотом одежды и обувь, осыпанную драгоценными камнями, плащ, застегнутый золотой пряжкой, и золотую корону с камнями. В прочие дни одежда его мало отличалась от одежды простолюди­на. Обладая большим красноречием, он ясно выражал свои мысли. Не довольствовался одним языком, он прилагал старания к изучению языков иноземных. Латинский язык постиг как родной. Понимал по-гречески, изучал различные науки. До глубокой ста­рости не знал усталости и болезней. Современников поражала его кипучая энергия. На его счету было 30 военных походов.

Текст 2

Горы и море, ярко синие, напоминающие кристально чистый и про­зрачный раствор ультрамарина в хорошую погоду, меняющий тысячи оттенков в непогоду, определяют характер пейзажа Греции. Каждый островок, каждая долина имели свой неповторимый облик. Здесь и стали складываться города-государства. Жизнь грека была неотделима от его полиса. Почвы Эллады в подавляющем большинстве малоплодо­родны и каменисты. Это толкало греков на поиски более плодородных земель, на поиски хлеба. Греки сроднились с морем. Они бороздили его во всех направлениях. Гористый рельеф местности, влажный сре­диземноморский климат обусловили характер растительного покрова Эллады. На склонах гор рос мелкий кустарниковый лес, в котором преобладали дуб, маслина, можжевельник, мирт, лавр, дикий орех, мин­даль и олеандр. Греки использовали цветы и листья этих деревьев для изготовления эфирных благовонных масел. В кустарниковых зарослях пасли скот. Когда палящее солнце сжигало травы в долинах, то скот перегоняли высоко в горы на альпийские луга. И еще одну особенность Греции определяли горы. В горах добывали мрамор, серебро, медь. Гли­ну добывали повсюду. Греки изготовляли из нее огромные сосуды — пифосы и амфоры, в которых хранили вино и оливковое масло.


Текст 3

Каменный замок — крепость с островерхими башнями и толсты­ми стенами, словно неприступное гнездо хищной птицы, господству­ет над широкой равниной. Его строгие контуры видны издали. Они четко выступают на фоне неба и окрестных зеленых полей. Куда бы ни ехал и ни шел крестьянин, откуда бы он ни возвращался, он ви­дел все ту же заслоняющую горизонт, каменную громаду, вечно на­поминающую о грозной силе феодала. Не раз в час справедливого крестьянского гнева обитатели замка укрывались за крепкими двой­ными стенами. Ни камень, ни стрела не могли пробить брешь в тол­стых стенах надежной крепости. Подолгу отсиживались в непри­ступной своей твердыне феодал, его вассалы и его челядь, имея в своем распоряжении запасы оружия, припасов, колодец и кладовые. Попробуй преодолеть наполненный водой ров, дубовый подъемный мост на крепких цепях, окованные железом дубовые ворота, опу­щенную решетку внутри ворот, горячую смолу и кипящую воду, льющиеся со стен. На памяти крестьян и те страшные дни, когда из настежь растворенных ворот замка выезжал отряд рыцарей, зако­ванных в латы, готовых истязать и убивать безоружных жителей де­ревни.

Текст 4

Меч — древнее славянское оружие. При раскопках мечи находят в больших и богатых курганах. В погребениях менее богатых мечи обычно отсутствуют: там находят копья. Ковали мечи на Руси с Х века. Часто употребляемый эпитет к мечу — «булатный», то есть стальной. Чаще всего мечи делали обоюдоострые, бывали и одно-лезвийные. Мечами наносили тяжелые рубящие удары, а заострен­ный конец позволял наносить и колотые ранения, что было очень важно при широком употреблении кольчуг. Мечи были литые, они распадались на пять групп по форме и приемам украшения самого клинка.

Текст 5

Впереди своего полка на вороном бахмате едет воевода. Кольчатый панцирь, точно серебристая чешуя, плотно облегает силь­ное тело. Поверх кольчуги светло блестит ярко начищенное зерца­ло, а также доски булатные, прикрепленные на плечах и по бокам серебряными с золотыми насечками пряжками. На голове у князя шелом с острием наверху и железным забралом, а для защиты щек и затылка спускается кольчужная сетка. В руках у князя длинное ко­пье с зеленым значком, на боку — кривая сабля. За плечами колчан со стрелами и лук. Увесист князь в своих ратных доспехах, с виду


хоть и неказист низкорослый конь его, но силен, вынослив, легко и уверенно несет на спине своего господина.

Текст 6

Все помещения княжеской резиденции делились на палаты и хо­ромы. Палаты — для приема послов, гостей, для пиров князя или боярина. Хоромы — для житья. Дом как бы был поделен на общест­венную и личную половины. Хоромы включали: сени, переднюю, комнату-кабинет, крестовую (или молельную), где молились утром и вечером, и опочивальню. Своим простором комнаты равнялись крестьянской избе (или клети) — ширина и длина в 3 сажени. Внут­ри хором обстановка была простая — лавки вдоль стен, кресло у хо­зяина. Все здание хором строилось в три яруса, или, как говорили, в три житья. Средний ярус занимали вышеупомянутые комнаты, где жили хозяин с хозяйкой. Этот ярус назывался клетью. Иногда жен­скую половину называли горницей. Нижняя часть была построена по тому же принципу, но там находились чуланы и кладовые. Это так называемая подклеть. Верхний ярус был занят теремами, свет­лыми комнатами для летнего пребывания.

Текст 7

Войдя в избу, Бориска снял плащ и огляделся. С детства знако­мая картина: мох и пакля меж бревен, на окнах вместо слюды — хол­стины, пропитанные маслом, в углу — сноп — будет стоять до весны, на потолке — оконце (дымница) открыто. Посередине на деревян­ном помосте печь глинобитная. В том месте, где дым выходит, пото­лок очадел — стал бурым. У стены — глиняные горшки, оплетенные берестой, на деревянном ведре висит ковш. В избе чисто, даже лох­мотья, валяющиеся на лавке, старательно вымыты.

Текст 8

Было князю лет под сорок, но вьющаяся борода, стекавшая с ху­дощавого лица неровными мягкими струями, делала его старше на вид. Большие удлиненные глаза казались простодушными, смею­щимися, только в глубине их таилась все примечающая хитрость, и когда Иван Данилович был уверен, что никто этого не замечает, взгляд серых глаз становился острым, даже жестким. Лицо его час­то меняло выражение. Особенно губы. Бледные, тонкие, когда он сосредоточенно думал и властно приказывал, в минуты опасности они совсем исчезали. Когда же Иван Данилович был благодушно настроен, губы его становились полнее. Когда он вспоминал, что его попрекали жадностью и прозвали Калитой, он усмехался. Трогал, словно гладил, объемистую сумку-калиту, неизменно висящую у пояса, и она отзывалась ласковым говорком монет.


Текст 9

Шапка у боярина из бархата и сукна. Поверх кафтана накинута свита из заморского сукна с длинными и широкими рукавами, с от­ложным, богато украшенным воротником. Под широкими рукава­ми выхоленные руки в перстнях. Одежда бояр делалась из выткан­ной замысловатыми узорами парчи, ценного восточного бархата, тонких заморских сукон, на ногах сапоги из мягкого цветного сафь­яна, носки у них несколько загнуты вверх, по моде того времени. Шуба боярина подбита и отделана ценным мехом, убранная шить­ем из жемчуга, бирюзы, алмазов и других драгоценных камней с до­рогими застежками. Даже в помещенье бояре не снимали шуб. Для одежды того времени были характерны длинные подобранные склад­ками рукава, они легко опускались, закрывая руки. Обязательно бо­рода, волосы брили в кружок. Брить лицо в XVII веке считалось зазорным и греховным делом.

Текст 10

«Король-солнце» в величественной позе, на ступенях трона, под пышными складками балдахина, в великолепной королевской мантии, со скипетром в руке. Величественно его лицо, обрамленное пышными локонами высокого парика, подобного царственной гриве могучего льва, величествен его аристократический профиль, надменная ниж­няя губа, жест его руки и его стройная фигура. Король всем своим ви­дом говорит: «Государство — это я!». Благодаря высоким каблукам и высокому парику король кажется необычайно высоким, а благодаря пышным складкам мантии — величественным и могучим.

Текст 11

Плуг имеет дышло и ярмо для запряжки волов. Рабочий инстру­мент плуга состоит из металлического ножа, которым разрезают пла­сты земли в вертикальном направлении, лемеха, разрезающего пла­сты земли горизонтально, и отвала, с помощью которого пласты зем­ли переворачиваются и разбиваются.

Текст 12

Когда Стратон пришел, на деревянных скамьях за перегородкой уже сидели присяжные. Каждый из них при входе получал свинцо­вый жетон, а после заседания на выходе, в обмен на жетон каждый получал три обола. На возвышении сидел глава суда, а около него — секретарь. Тут же стоял большой глиняный сосуд, в котором до су­да хранились запечатанные свидетельские показания и документы, относящиеся к делу. На суд собралось много народу, чтобы узнать, чем кончится это дело. По знаку председателя присутствующие ста-46


ли молиться, а затем председатель вызвал истца — Христиппа и от­ветчика — Стратона. Истец начал речь, составленную для него зна­менитым оратором. Он рассказал о случившемся по порядку и пе­решел к обвинению. Секретарь вынул из сосуда и громко прочитал свидетельские показания. В толпе слушателей начался неясный гул. Затем выступил ответчик. Председатель объявил о начале голосо­вания, и судьи направились к урнам бросать камешки. Когда голоса подсчитали, то выяснилось, что Стратон оправдан.

Текст 13

Торг раскинулся сразу у причала, взбегая вверх, к Кремлевским стенам, будто искал у них охраны. От Бронной и Кузнецкой слобод несся несмолкаемый гул: там скрежетали напильники, огрызались зубила, то глухо, то звонко стукали молоты. Купец Сашко глядел и глазам своим не верил: да неужто это матушка-Москва? Он вез из Сарая литовцам ткань — проделал тяжелый путь. Москва поразила его своим размахом. Куда ни глянь — всюду строилась, будто взя­лась с кем-то наперегонки, всюду пахло смолой, тесом, валялась ще­па. Виднелись торговые дворы иноземных купцов, кишмя кишели улицы гончаров. Льнули к берегу плоты с бревнами. Шумели водя­ные мельницы. У причалов пристани на берегу толкалось несметно люда... То там, то здесь встречались смуглые желтые лица, мелька­ли тюрбаны, высокие мохнатые шапки. Над площадью стоял гомон от разноголосья. Ганзеец, весь в розовых складках, высунулся из лав­ки, хвалил прозрачный янтарь и яркие сукна, половецкий торгаш, прищелкивая языком, бил кожей о кожу, крестьяне окрестных де­ревень сидели на возах со льном и коноплей, а рядом с ними гость с Белого моря навалил на прилавок «рыбьи зубы» — моржовые клы­ки. И кузнечных товаров много. Выбирай, что хочешь!

Текст 14

Везир вошел в палату и сел в кресло. Перед ним на столе лежали все дела, которые он собирался рассматривать. Сбоку у стены стоял большой ларь — и в нем лежали 40 кожаных свитков, на них написаны все законы, по ним судят тех, кто убил человека, украл вещи, не упла­тил долгов, оскорблял царя, и тех, кто нарушил царские законы. Тех, кто грабил царские гробницы, ссылают в рудники, а тех, кто подстре­кает к восстанию, убивают сразу. Как только начнется у визиря суд, все свитки вынут из ларца и положат перед ним на циновку.

Текст 15

Величаво течет полноводный Нил, несущий прохладу и плодо­родие, породивший многие миллионы живых существ и в то же вре-


мя служивший им колыбелью. По обоим берегам широко раскину­лись поля, чернеющие плодородной землей, а в водах его снуют все­возможные твари, одетые чешуей или панцирем. На зеркальной гла­ди его плавают цветы лотоса, а в прибрежных зарослях папирусов гнездится бесчисленное множество водяной дичи. Между про­зрачными водами Нила и мрачными горами лежат поля, отливаю­щие изумрудной зеленью молодых посевов и сверкающие, как чис­тое золото, когда приближается пора жатвы. Вокруг колодцев и во­дяных колес высятся раскидистые сикоморы, отбрасывающие ши­рокую и густую тень, а рядом с ними — заботливо взращенные фи­никовые пальмы, образуя приветливые тенистые рощи. Ровные по­лосы плодородной земли, ежегодно орошаемой и удобряемой во вре­мя разливов, резко отличаются от песчаных подножий ближних гор, словно черная земля цветочных клумб, от желтых, усыпанных гра­вием дорожек сада.

Текст 16

Ночное происшествие. Ночь застала итальянских купцов в пу­ти. Караван двигался по тесной дороге лесом и трудно было что-либо различить на расстоянии 10 шагов. Неприветливый темный лес внезапно окружили громкие крики, звон железа и ржание ко­ней. Вынырнувшие из-за деревьев люди в кольчугах хватали мулов за поводья, окружали растерявшихся купцов, стаскивали с коней тюки. Исход схватки был решен: купцов потащили в кусты.

— Куда вы нас тащите? Сам папа дал нам охранную грамоту, вы
за все ответите, я буду жаловаться королю!

Прозвучавший ответ не сразу дошел до ошеломленных купцов.

—Да, вот он и сам король! В неясном свете выглянувшей из-за туч луны все увидели сидящего на пне, необычайно тучного челове­ка и услышали как воин в кольчуге докладывал ему о добыче. Это был король Франции Филипп I.

—Жерар, половину казны отсыпь итальянским купцам. Верни гостям половину тюков — для нашего двора хватит и второй поло­вины. Нельзя отобрать все — это было бы отсутствием гостеприим­ства в нашей стране. Доставь их до ближайшей мельницы и пусть там переночуют до утра, а оттуда и в Шампань. Когда король скрылся во тьме, раздались возгласы возмущения.

—Разве это король! Что это за страж порядка, ежели он сам нас обобрал!? Это король-разбойник или вовсе не король.

Текст 17

Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с гром­ким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и при-48


стально вглядываясь в стоящую перед ним на коленях толпу про­столюдинов. Сам — высокий, сухой, с желтым морщинистым ли­цом! Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчали­вость его стиснутых губ, вместе со всей мрачной осанкой его фигу­ры, привели в сильный испуг впервые видевших его прибывших из отдаленных уездов пушкарей. Тут же вспомнилось все то жуткое, что рассказывали там, в глуши, о грозном царе...

Текст 18

По одной из многочисленных во Франции узких проселочных дорог скакал всадник в черном плаще. Плащ его развивался по вет­ру, дорожная грязь летела из-под копыт коня. Это был Гастон де Бриен, королевский курьер. Вдруг кусты затрещали и несколько во­оруженных оборванцев с криками: «Стой!» бросились наперерез всаднику. Они потребовали денег, и за отказом последовал выстрел. Раненого всадника доставили в гостиницу, которая принадлежала барону, заставлявшему всех останавливаться у него. Однако, узнав, что его люди ранили королевского курьера, он остолбенел. Он уха­живал за ним так, как будто это был его сын. Рана была неопасной, и через несколько дней гонец был снова в пути. Он даже вызвался помочь своему новому другу в беде, захватив письмо его брату, ко­торый жил в Париже, хотя королевским указом было запрещено под страхом смертной казни перевозить письма частных лиц. Он старал­ся об этом не думать и размышлял о том, какого труда стоит поддер­жание дорог и как нужны людям эти дороги, соединяющие города с городами, страны со странами. Не будь дорог, государи не имели бы вестей о соседних государствах, не могли бы управлять провинция­ми и собирать налоги, строить крепости и воевать...

Текст 19

В январе 1905 г. забастовки прошли в Москве, Риге, Варшаве, Тифлисе. В ряде городов они сопровождались стычками с полици­ей. В январе бастовало 440 тыс. промышленных рабочих. Вслед за русским пролетариатом в борьбу включились рабочие Украины, Бе­лоруссии, Польши, Литвы, Азербайджана, Грузии, Средней Азии. В первом квартале 1905 г. бастовало более 800 тыс. человек. Стачки поддерживали студенты, врачи, учителя...

Текст 20

В 1773 г. на реке Яик началось восстание казаков и крестьян. Вос­ставшие во главе с Емельяном Пугачевым двинулись по реке Яику к Оренбургу. Крепость взять с ходу не смогли и приступили к оса­де. От Оренбурга восставшие направились в Башкирию. Перепра-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.098 с.)