Занятия 6—7. Анализ школьных учебников истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия 6—7. Анализ школьных учебников истории



Целью занятия должно стать выяснение на основе повторения лекци­онного материала о структуре, принципах построения и основных компо­нентах учебников роли и значения учебников и учебных пособий для школьной практики, а также обучение научно-методическому анализу учебника.

План:

1. Основные структурные компоненты учебников и их функцио­нальное назначение.

2. Анализ учебника истории.

3. Работа с учебником на уроках.

Литература

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. 6 класс. — М., 1993.

Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М., 1998.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку ис­тории. — М., 1987.

Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока. — М., 1990.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век. — М., 1995.

Захарова Е.Н. История России. ХIХ в. — М., 1998.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. — М., 1983.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997.

Девятайкина Н.И. История средних веков. — М., 1998.

Короткова М.В. О новых методических подходах в современных учебни­ках истории // Научные труды МПГУ. — М., 1996.

Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке. — М., 1998.

Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История России. — М., 1997.

Содержание занятия:

1. Хотя учебник и должен создаваться на основе госстандарта и про­граммы по истории и в целом соответствовать им, в то же время он развивает и конкретизирует их содержание. К учебнику предъявля­ются особые, повышенные требования, поскольку он является основ­ным средством работы учителя и учащихся, их настольной книгой.

На основании содержания лекции необходимо вспомнить основ­ные характеристики учебника: основной текст, его виды, принципы изложения; роль дополнительных и пояснительных текстов; на-20


значение внетекстовых компонентов — иллюстративного материа­ла, методического аппарата, аппарата ориентировки. Эту работу можно проводить по книге «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Описания».

Вопросы и задания для обсуждения: 1. Назовите основные тре­бования к учебнику истории. 2. Перечислите структурные компо­ненты учебника. 3. Приведите примеры различных видов основно­го текста учебника.

Далее организуется работа с учебником «История средних ве­ков» (Девятайкина Н.И. и др. — М., 1998). В этом учебнике имеются тексты описательные (описание средневекового рыцаря, с. 144— 145); повествовательные (события Столетней войны, с. 198—202); объяснительные (феодальная раздробленность, с. 166—167); обоб­щающие (заключение к первой главе).

4. Найдите в учебнике примеры использования принципов хро­нологического, страноведческого, тематического характера. Для анализа используйте темы «Крестовые походы», «Византия в эпоху потрясений», «Арабский халифат», «Средневековая Япония», «Ре­конкиста в Испании», «Хозяйственный подъем в Европе», «Город и горожане», «Начало культуры Возрождения». Какие принципы пре­обладают в других темах учебника?

5. Каким путем в учебнике излагается понятийный материал? В ка­ком случае преобладает дедуктивный путь, а в каком индуктивный? Каким путем в учебнике реализуется идея обогащения основных по­нятий курса истории? На этот вопрос поможет дать ответ текст учеб­ника на с. 5—10, 33—38, 205—210. 6. Определите основное назначение компонентов дополнительного текста: документов, отрывков из ху­дожественной литературы, дополнительных сведений автора. Как дополнительный текст можно использовать на уроках истории? 7. Какую роль играет пояснительный текст в работе учителя? Пока­жите на конкретных примерах. 8. Обратите внимание на вопросы и задания учебника. Где они помещены? Как они учитывают позна­вательные возможности учащихся? 9. Зачем необходимы шрифто­вые выделения текста? Где и как они представлены в учебниках? 10. Что обычно понимают под методическим аппаратом учебника? Оцените качество методического аппарата рассматриваемого учеб­ника. Какие элементы в нем отсутствуют? Сравните методический аппарат учебников для младших и старших классов, что в них об­щего и каковы отличия? 11. Просмотрите аппарат ориентировки учебника: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, ре­комендуемая литература, хронологическая таблица, словарь. Како­во назначение каждого компонента аппарата ориентировки? Как учитель на уроках использует этот аппарат? 12. Определите на-


значение иллюстративного материала. Как можно использовать на уроке современные фотографии, репродукции картин и изображе­ния исторической эпохи? Приведите примеры. 13. Чем отличаются картосхемы, схемы, карты и таблицы в темах учебника? Приведите примеры. К какому компоненту учебника истории относятся таб­лицы?

2. Затем следует проанализировать один из учебников истории и занести данные результатов анализа в таблицу по следующим на­правлениям:

 

Основные структурные компоненты учебника Хозяйст­венная жизнь Социаль­ные отноше­ния Государ­ственные структу­ры Культура
Текст(ссылка на страницы учебника)
описательно-повествова­тельный, объяснительный, обобщающий, дополнительный, пояснительный        
Внетекстовые компоненты
Методический аппарат: вопросы и задания, шрифтовые выделения в тексте, таблицы, инструктивно-методичес­кие материалы        
Аппарат ориентировки: оглавление, рубрикации, сигналы-сим­волы, указатели, рекомендуемая литература        
Иллюстрации: фотографии, репродукции современных картин, изображения исторической эпохи, картосхемы, схемы, карты        

Вопросы и задания к практической работе: 1. Какие типы текстов преобладают в анализируемом вами учебнике? Назовите темы, разде­лы, в которых большинство тех или иных текстов. Дайте оценку ос­новного текста учебника. 2. Какие принципы положены в основу из­ложения материала учебника? Приведите примеры. 3. Выявите качест­во методического аппарата учебника. Какие компоненты методическо­го аппарата отсутствуют в учебнике? Как учитель может восполнить этот пробел? 4. Проанализируйте качество иллюстративного материа­ла учебника. Какие иллюстрации преобладают в разделах, темах? 5. Насколько синхронна связь иллюстраций с основным текстом учеб­ника? Выявите, каких иллюстраций больше: связанных или несвязан­ных с текстом. 6. Как различные компоненты учебника обеспечивают изучение однородного по характеру материала? Проследите по направ­лениям анализа в таблице. 7. Дайте общую оценку учебника с точки зрения возможностей эффективной работы учителя и учащихся. Оп­ределите основные недостатки. 8. Учитель требует, чтобы учебник во время опроса был закрыт. Правильно ли это требование?

В заключение занятия делаются выводы по анализу учебника ис­тории для разных возрастных групп.

3. При наличии времени можно остановиться на вопросе работы с учебником на уроке, привлекая схему из книги «Методика обу­чения истории: Схемы. Таблицы. Описания».

Перспективные задания:

1. Сопоставьте содержание одной из тем программы с этой же те­мой в школьном учебнике, сделайте выводы. 2. Сопоставьте содержа­ние, вопросы и задания учебника 5 класса с учебником 8 класса. Как эти учебники учитывают познавательные возможности учащихся? В чем их отличие? 3. По одной из иллюстраций учебника составьте план рассказа-беседы. 4. Продумайте и разработайте различные виды работ учащихся по учебнику в процессе объяснения нового материа­ла, повторения ранее изученного, обобщающего повторения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.46.191 (0.017 с.)