Индивидуальные особенности детей, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности детей,



Обладающих разными типами доминирования полушарий

Доминирование левого полушария Доминирование правого полушария
словесно-логический характер познавательных процессов конкретно-образное мышление
склонность к абстрагированию и обобщению развитое воображение
организация любого знакового материала таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый текст; одномоментное схватывание большого числа связей и вариантов
легче писать, чем диктовать легче диктовать, чем писать
рациональность, рассудочность, речь грамматически правильна, чувство долга, ответственности речь эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестами, возможны запинки, лишние звуки
не хватает гибкости, непосредственности, спонтанности в выражении чувств открытость, непосредственность в выражении чувств, некоторая наивность, доверчивость, внушаемость, способность тонко чувствовать, общительность, действия по настроению
инженеры, математики, лингвисты, философы среди правополушарных часто встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы
предпочитают действовать по заранее составленным схемам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми предпочитает творческие виды деятельности

 

- Часто учащиеся во время общения с преподавателем начинают смотреть в сторону или «закатывать» глаза к потолку. Преподаватель считает это потерей интереса к его информации и, пытаясь вернуть внимание учащихся, ускоряет темп и громкость речи. Учащийся же в этот момент перерабатывает информацию и в данный момент не воспринимает речь педагога. Более того, ускорение речи воспринимается учащимся как своеобразная агрессия педагога по отношению к нему. Если во время разговора глаза учащегося уходят в сторону, сделайте паузу, дайте ему возможность полностью усвоить полученную информацию.

- Педагоги художественных школ отмечают, что одного года пребывания в детском саду оказывается достаточным для стандартизации мышления ребенка.

- Замечено, что у авторитарных учителей и родителей дети более конфликтные, чаще дают другим отрицательные оценки.

- Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме.

- После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные после изучения правил делают ошибок в 4 раза больше.

- Левополушарный преподаватель в 82 % случаев лучше оценивает учащихся своего типа, правополушарный преподаватель в 73 % случаев дает положительную оценку детям своего типа.

- Для преподавателя часто главным является его способность научить учащегося по своей методике: «Люблю того, кого умею учить». Если же у преподавателя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого учащийся, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, раздражительным, нестарательным и т.д.

- Исследования последних лет, десятилетий выявили, что чаще всего у человека нет явного, подавляющего доминирования одного из полушарий. Оказывается, что выявление доминирующей руки ничего не говорит о латерализации конкретных функций и даже о латеризации «главных» функций – речи и письма, хотя чаще всего у праворуких речь, письмо и многие другие «социальные» функции локализованы в левом полушарии. Каждый человек обладает уникальным набором асимметрий, которые позволяют ему адаптироваться к широкому кругу обстоятельств.

Приложение 14

Контроль знаний студентов

Ключ к тестовым заданиям для проверки знаний по теме «Рефлекторный принцип нервной деятельности.

Строение и функции спинного мозга »

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  в   1–а, 2–а, 3–б, 4–в   б   г   в
  а, в   а, г   а   а   в
  г   г   в   б   а
  в   б   б   г   а

Ключ к тестовым заданиям для проверки знаний по теме

«Строение и функции различных отделов головного мозга»

 

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  а   а   б   б   а
  а   б   б   б   а
  а   б   б   г   а
  а   г   б   г   г

Ключ к тестовым заданиям для проверки знаний по теме

 

 

«Регуляторные системы организма»

 

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  б   б   б   б   в
  в   а   г   б   а
  а   б   а   в   а
  а   а   б   г   а

Ключ к тестовым заданиям по теме «Строение скелета человека, возрастные особенности строения скелета»

 

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  а   в   а   в   а
  а   б   б   а   а
  а   а   б   б   г
  в   в   б   б   б

 

Ключ к тестовым заданиям по теме «Определение

физического развития по антропометрическим показателям.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей»

 

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  а   а   а   а   б
  б   б   а   б   б
  а   а   в   а   б
  а   а   б   г   г

 

Ключ к тестовым заданиям по теме

«Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы»

 

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  а   в   в   а   б
  б   а   б   в   б
  в   а   б   в   в
  а   а   а   в   б

 

 

Ключ к тестовым заданиям по теме

«Оценка функционального состояния дыхательной системы. Возрастные преобразования»

 

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  г   б   г   б   б
  б   а   а   в   г
  а   в   б   в   в
  а   в   г   г   а

 

Ключ к тестовым заданиям по теме

«Зрительная сенсорная система. Возрастные особенности»

 

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  б   а   а   г   в
  г   б   б   а   а
  в   в   а   б   в
  в   г   а   а   г

 

Ключ к тестовым заданиям по теме

«Память, внимание, работоспособность»

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  г   а   а   г   б
  а   а   а   а   б
  а   б   а   б   б
  а   а б   г   г   г

 

Ключ к тестовым заданиям по теме «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека.

Возрастные особенности ВНД детей и подростков»

 

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
  а   а   а   а   а
  б   а   б   г   г
  г   б   в   г   а
  в   г   г   в   б

Терминологический словарь

1. Авитаминоз – отсутствие в организме витаминов.

2. Автоматия клеток (от греч. automatos – самодействующий, самопроизвольный) – свойство некоторых клеток, тканей и органов возбуждаться под влиянием импульсов, возникающих в них самих без действия внешних раздражителей.

3. Адаптация (позднелат. adaptatio – приспособление) – 1) комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий успех в конкуренции с другими видами, популяциями и особями и устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды; 2) процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды. Сопровождается приспособительными изменениями на уровне клеток, органов, систем и целого организма. Адаптация обеспечивает постоянство гомеостаза, работоспособность, максимальную продолжительность жизни и способность к воспроизводству в сложных условиях окружающей среды. Иногда условия или их комплекс меняются так сильно (их называют в этом случае экстремальными условиями), что адаптация к ним невозможна, так как превышает приспособительные возможности организма. Тогда организм должен искать более подходящую среду. Длительное пребывание в экстремальных условиях ведет к болезни.

4. Адреналин – гормон мозгового слоя надпочечников, производное аминокислоты, его действие аналогично влиянию симпатической нервной системы.

5. Адренокортикотропный гормон (АКТГ – кортикотропин) – гормон передней доли гипофиза, регулирует образование и секрецию глюкокортикоидов коры надпочечников, мобилизацию жира из жировой ткани. В крови новорожденного содержится в таких же концентрациях, как и у взрослого человека. В возрасте 10 лет его концентрация становится в два раза ниже и вновь достигает величин взрослого человека после периода полового созревания.

6. Аккомодация глаза (от лат.accomodatio – приспособление) – способность глаза видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии, что возможно благодаря работе мышц, соединенных с хрусталиком. Работая рефлекторно, они изменяют толщину и форму хрусталика.

7. Акселерация (лат. acceleratio – ускорение) – феномен ускорения темпов индивидуального развития по сравнению с предшествующими поколениями, выражается в увеличении размеров тела, более ранних сроках созревания многих функций.

8. Аксон – длинный нитевидный отросток, отходит от тела клетки (тело клетки имеет диаметр от 5 до 150 микрон), длина его может достигать 1,5 м, расположен всегда в так называемой базальной части нейрона. Аксон покрыт особой миелиновой оболочкой, создающей оптимальные условия для проведения сигналов. Аксоны проводят возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам и исполнительным органам (мышцам, железам), являясь своеобразным «выходом». Конец аксона сильно ветвится, его конечные веточки образуют контакты с множеством других клеток (нервных, мышечных и др.). У нейрона аксон всегда только один.

9. Аллергены (греч. allos – другой; ergos – действие) – вещества антигенной природы, вызывающие аллергию.

10. Аллергические реакции – это многосиндромное проявление измененной чувствительности организма при поступлении антигена в сенсибилизированный организм (т.е. в организм с повышенной чувствительностью (гиперчувствительностью).

11. Аллергия (анафилаксия) – повышенная чувствительность организма к различным веществам, связанная с изменением его реактивности.

12. Аминокислоты – класс органических соединений, являющихся основой белковой цепочки (полипептиды). Могут быть синтезированы организмом (заменимые) или должны быть получены с пищей – незаменимые (валин, изолейцин, лейцин, лизин, метионин, треонин, триптофан, фенилаланин), частично заменимые: аргинин и гистидин не синтизируются детским организмом.

13. Анаболизм (ассимиляция) – процесс возникновения из простых молекул более сложных, это реакции организма, связанные с образованием необходимых организму веществ и накоплением энергии.

14. Анализатор (от греч. analysis – разложение, расчленение, разбор) – сложная система нервных образований у высших позвоночных животных и человека, осуществляющая восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. Составными элементами любого анализатора является рецептор, проводниковый отдел и центральный отдел в головном мозге.

15. Анатомия (от греч. anatome – рассечение, расчленение) – группа научных отраслей, исследующих форму и строение органов, происхождение и развитие человеческого организма, его систем и всего организма в целом. Возрастная анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода и до старческого возраста, изучает человека в условиях влияния внешней среды.

16. Анемия – (дословно – отсутствие крови) употребляется для обозначения снижения содержания гемоглобина или эритроцитов в крови, иногда употребляется синоним слова – малокровие.

17. Антиген (-ы) – это субстанция, способная индуцировать иммунный ответ и вступать в реакцию с продуктами ответа.

18. Антигистаминные препараты –препараты из группы противоаллергических, уменьшают выброс вещества гистамина – основной причины отека тканей.

19. Антитело – сложное вещество белковой природы, образующееся в организме в ответ на введение в него чужеродных веществ и нейтрализующее их вредное воздействие.

20. Антропометрические показатели – показатели измерений человеческого тела. Наиболее часто используемые показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, шеи, живота, окружность плеча, бедра, голени.

21. Аорта – главная артерия большого круга кровообращения, которая начинается от левого желудочка сердца и направляется вправо у птиц и влево у млекопитающих.

22. Арефлексия – отсутствие рефлексов.

23. Артериальное давление – 1) показатель жизнедеятельности, определяемый на периферических артериях с помощью тонометра, характеризует состояние кровеносной системы; 2) давление, которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов, по которым движется. Величина кровяного (артериального) давления определяется силой сердечных сокращений, количеством крови и сопротивлением кровеносных сосудов. В артериях давление достигает максимальной величины во время сокращения (систолы) желудочка – 115–125 мм рт. ст. Минимальное давление – 70–80 мм рт.ст. наблюдается при расслаблении сердечной мышцы (диастоле).

24. Артерии – кровеносные сосуды большого и малого кругов кровообращения, по которым кровь течет от сердца к органам и тканям. По артериям большого круга кровообращения идет артериальная кровь, богатая кислородом. По артериям малого круга идет венозная кровь, насыщенная диоксидом углерода. Они имеют толстые стенки, способные сокращаться.

25. Асимметрия функциональная головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого – ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. А.ф.г.м. свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

26. Ассоциативная память – память, связанная с запоминанием информации на основании цепи ассоциаций, когда одно событие вызывает в памяти другие, связанные с ним на основании самых разных аналогий, сравнений, элементов сходства или отличий.

27. Астигматизм глаза (от греч. a – отрицание, stigme – точка) – недостаток светопреломления глаза, связанный с нарушением сферической кривизны роговицы или хрусталика. Приводит к тому, что на сетчатке получается нечеткое изображение из-за того, что лучи света не собираются в одной точке (фокусе).

28. Атрофия мышц – (от греч. trophe – питание) – уменьшение мышц в объеме и размере вследствие гибели клеточных и тканевых элементов. Причиной гибели может быть нарушение питания тканей, длительное снижение уровня активности мышц и т.д.

29. АТФ – аденозинтрифосфорная кислота. Важнейшее высокоэнергетическое соединение, универсальная форма, в которой запасается энергия в живых системах. Энергия, заключенная в веществах пищи (жирах, белках, углеводах), в процессе окисления переходит в форму богатых энергией связей АТФ, и именно в такой форме может быть оперативно использована в любых энергозависимых процессах в организме. АТФ – это энергетическая «валюта» живых организмов.

30. Аффекты – сильные кратковременные переживания, которые сопровождаются выраженными двигательными и вегетативными реакциями.

31. Афферентный отдел периферической нервной системы – отдел, осуществляющий передачу возбуждения по чувствительным нервам от сенсорных рецепторов к центральной нервной системе.

32. Бактерицидные свойства – (бактерицидность) (бактерия + лат. caedo, caedere – убивать) – свойства разрушать (убивать) бактерии. Бактерицидность вызывается физическими, химическими и биологическими факторами.

33. Балластные вещества – вещества пищи, которые не подвергаются расщеплению и окислению в пищеварительной системе и выводятся наружу, например, клетчатка.

34. Безусловный рефлекс (Б.Р.) – 1) ответ организма на действие раздражителя при участии нервной системы. Не требует специальной подготовки, возникает при первом контакте с раздражителем. Условие возникновения Б.Р. – достижение раздражителем пороговой силы; 2) непосредственные реакции организма на различные раздражители, имеющие врожденный характер.

35. Биоритм (греч. биос – жизнь + греч. ритмос – чередование, последовательность) – ритмико-циклич. (суточные, сезонные и др.) колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений, дающие организмам возможность приспосабливаться к изменениям окружающей среды (напр., фотопериодизм). У человека предполагается значительное число Б., связанных как с природной ритмикой, так и с внутренним его состоянием.

36. Биосинтез (от гр. БИОС – жизнь + гр. синтез – образование) – процесс образования необходимых организму веществ, протекающий в его клетках с участием биокатализаторов – ферментов. В процессе биосинтеза из исходных (простых) веществ образуются более сложные соединения – белки, полисахариды и др.

37. Близорукость – (син.: миопия, от греч. myopia) –1) особенность зрения, выражающаяся в ухудшении ясного видения далеко расположенных объектов; 2) недостаток преломляющей способности глаза, в результате которого фокус образуется впереди сетчатки (удлиненное глазное яблоко).

38. Бульбарные рефлексы – (Б.Р.) – осуществляются при участии стволовой части мозга. Примеры Б.Р.: рефлексы, осуществляющие контроль дыхания, деятельности сердца, тонуса сосудов и функций пищеварительных желез.

39. Вакцина – (лат. vaccinus – коровий) – препарат, получаемый из живых (ослабленных, обезвреженных) или убитых микроорганизмов, отдельных антигенных компонентов и продуктов жизнедеятельности микробных клеток, предназначенный для активной иммунизации организма с профилактической (вакцинация) или лечебной (вакцинотерапия) целью.

40. Вакцинация – метод создания активного иммунитета против инфекционной болезни посредством введения вакцины в организм человека.

41. Вегетативная (автономная) нервная система (В.Н.С.) – часть нервной системы, иннервирующая все внутренние органы, кожу, гладкую мускулатуру органов, в том числе и сосудов, сердце, железы, в том числе эндокринные, регулирует обменные процессы во всех органах и тканях, а также рост и размножение. Вегетативная нервная система обеспечивает также трофическую иннервацию скелетных мышц, кожи и других органов и тканей и самой нервной системы.

42. Вербальная память – система запоминания, основанная на смысловых характеристиках понятий и кодовом (абстрактном) описании слов, обозначающих эти понятия.

43. Вестибулярный аппарат – передает информацию об ускорениях или замедлениях, возникающих в процессе прямолинейного и вращательного движения, а также об изменениях положения головы в пространстве. Располагается в височной кости и состоит из костного и перепончатого лабиринтов.

44. Вилочковая железа (тимус) – непарный железистый орган, расположенный в грудной полости, играющий важную роль в иммунных реакциях организма. Клетки коркового вещества выделяют биологически активные вещества, стимулирующие развитие Т-лимфоцитов.

45. Вирус (от лат. virus – яд) – внеклеточные формы жизни, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться только внутри этих клеток.

46. Вкусовая почка – совокупность рецепторных и опорных клеток периферического отдела вкусового анализатора.

47. Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.).

48. Возбудимость – способность живых клеток воспринимать изменения во внешней или внутренней среде и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения. Возбудимость оценивают по порогу раздражения. Чем ниже пороговая сила раздражителя, тем выше возбудимость, и наоборот. Все клетки, в которых в ответ на раздражение может возникать потенциал действия, называют электровозбудимыми, или просто возбудимыми.

49. Возраст биологический – (анатомо-физиологический) – соответствие биологического состояния организма уровню развития, показателям основных физиологических систем и количественной характеристике здоровья, наиболее типичным для определенного паспортного возраста.

50. Воспаление – процесс, возникающий в ответ на повреждение ткани. Это местная реакция кровеносных сосудов и соединительной ткани. Для организма имеет защитное значение. Характерные признаки: краснота, припухлость, повышение температуры. Важную роль в реакции воспаления играют лейкоциты.

51. Восприятие – совокупность процессов, посредством которых формируется субъективный образ реально существующей действительности.

52. Врабатывание – динамика функционального состояния и работоспособности человека в начальный период работы.

53. Врожденное поведение – проявление генетически закрепленных реакций организма на воздействие среды, носящих приспособительный характер.

54. Вторая сигнальная система (по И.П. Павлову) – свойственная только человеку система речевых (словесных) сигналов.

55. Выносливость – способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности без снижения их эффективности.

56. Высшая нервная деятельность – 1) деятельность человека и животных, обеспечивающая, благодаря формированию поведенческих адаптаций, максимально полное и быстрое приспособление организма к окружающей среде; 2) ВНД – совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и индивидуальное приспособительное поведение организмов к окружающей среде (в том числе и трудовая деятельность).

57. Ганглий (нервный узел) – ограниченное скопление нейронов, расположенное по ходу нерва и окруженное оболочкой из соединительной ткани. В ганглии находятся также нервные волокна, нервные окончания и кровеносные сосуды.

58. Генетическая информация (Г.И.) – информация о строении и свойствах организма, которая передается по наследству. Г.И. записана в виде последовательности мономеров – нуклеотидов – в полимерных молекулах нуклеиновых кислот (у человека – в молекулах ДНК – дезоксирибонуклеиновой кислоты). ДНК содержит сведения о строении всех белков тела и регуляции их синтеза.

59. Генетическая память – память о структурно-функциональной организации живой системы как представителе определенного биологического вида, носителями которой являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

60. Генетический материал (Г.М.) – совокупность молекул ДНК, находящихся в клетке, обеспечивающих хранение, реализацию, воспроизводство и передачу наследственной информации при размножении. К Г.М. относятся гены и хромосомы. Каждая хромосома содержит молекулу ДНК и комплекс белков. Ген – это участок ДНК, в котором содержится информация о структуре одного белка или одной молекулы рибонуклеиновой кислоты. Функционально неделимая часть генетического материала.

61. Гидрокортизон (кортизол) – один из основных гормонов коры надпочечников. Регулирует углеводный обмен, участвует в обеспечении реакции стресса.

62. Гипервитаминоз – нарушение функций организма, связанное с избыточным вовлечением витаминов в обменные процессы организма, вследствие неумеренного их потребления.

63. Гипертоническая болезнь (гипертония) – хроническое заболевание, характеризующееся периодическим или, в более тяжелых стадиях, постоянным повышением артериального давления.

64. Гипертрофия – увеличение органа или его части вследствие увеличения массы или числа клеток под действием каких-либо факторов.

65. Гиповитаминоз – витаминная недостаточность, обратимое нарушение многих функций организма, вызванное недостаточным содержанием витаминов в организме.

66. Гиподинамия – нарушение функций организма при малой двигательной активности, уменьшение сократительной силы мышц, вследствие нарушений обменных процессов непосредственно в скелетной мускулатуре, снижение возбудительного тонуса в нервных центрах и ослабление их активирующих влияний на все физиологические системы организма. В частности, Г. характерна для людей, ведущих малоподвижный образ жизни.

67. Гипокинезия – состояние, характеризующееся ограничением двигательной активности, недостаточным для нормальной жизнедеятельности человека количеством движений.

68. Гипоксия – состояние, возникающее при недостаточном снабжении тканей кислородом или при нарушении его использования.

69. Гипоталамо-гипофизарная система – структурно-функциональное объединение, в котором осуществляются основные связи между нервной и эндокринными системами. Нейросекреторные клетки гипоталамуса выделяют факторы, стимулирующие секрецию соответствующих гормонов аденогипофиза (либерины) или тормозящие ее (статины). Центральным органом управления в эндокринной системе является гипоталамо-гипофизарный комплекс, контролирующий периферические железы по принципу прямых и обратных связей.

70. Гипоталамус (подбугорная область промежуточного мозга)– является связующим звеном между эндокринной и центральной нервной системами и играет важную роль в вегетативной и нейрогуморальной регуляции. Гипоталамус тесно связан с эпифизом и различными отделами мозга, что обеспечивает его интегративную деятельность.

71. Гипотония – пониженное артериальное давление.

72. Гипофиз (от греч. hypophysis – отросток) – нижний мозговой придаток, железа внутренней секреции позвоночных, расположенная у основания головного мозга. Оказывает влияние на рост, обменные процессы. Гипофиз структурно и функционально связан с гипоталамусом (подбугорной областью промежуточного мозга).

73. Глия (глиальные клетки или нейроглия) – тип клеток, отличный от нервных и распространенный по всей нервной системе. Тела нейронов, как и их аксоны, окружены глиальными клетками, которые выполняют несколько функций: опорную, защитную, изолирующую, обменную (снабжение нейронов питательными веществами). Глиальные клетки способны к делению в течение всей жизни.

74. Гомеостаз(ис) – относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций организма (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии и т.д.).

75. Гормон (от греч. hormao – возбуждаю, привожу в движение) – биологически активное вещество, вырабатываемое в организме специализированными клетками, тканями или органами (железами внутренней секреции) и оказывающее целенаправленное воздействие на деятельность других клеток, органов и тканей (влияет на рост, развитие, размножение, обмен веществ). Имеют разную химическую природу (аминокислотные, пептидные, белковые, стероидные). Гормоны обладают высокой активностью, транспортируются кровью, связываются с рецепторами клеток-мишеней. Действуют через систему внутриклеточных посредников или непосредственно на генетический аппарат клетки.

76. Готовность к школьному обучению – определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения. Готовность к школе – интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухомоторных координаций и др.

77. Грудная клетка – образована 12 парами ребер, соединенных с грудиной и позвоночником. Сочленение ребер с позвонками позволяет изменять их положение: приподниматься во время вдоха и опускаться во время выдоха.

78. Группа крови – маркировка крови, различающаяся у особей одного вида по иммунологическим признакам – наличию или отсутствию определенных антигенов в эритроцитах и антител в плазме крови.

79. Гуморальный иммунитет – противоинфекционная защита, осуществляемая через различные белки, растворимые в крови и жидкостях организма.

80. Гуморальный механизм регуляции – регуляция деятельности организма или его отдельных систем,осуществляемая через жидкие среды организма: кровь, лимфу, ткане­вую жидкость, ликвор при поступлении в них специ­альных химических регуляторов гормонов, нейросекретов. Такое же действие могут оказывать многие биологически активные вещества и метаболиты, поступая в общий кровоток.

81. Дальнозоркость (гиперметропия) – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза. Исправляется очками с положительными (собирательными) стеклами.

82. Движение – 1) основное внешнее проявление деятельности организма и вместе с тем необходимый фактор его развития; 2) форма реакции организма, выражающаяся в перемещении его составных частей пли целого организма в пространстве. В условиях ограничения движений резко замедляется как физическое, так и психическое развитие. Двигательная активность играет также важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних органов.

83. Девиантное поведение (лат. deviatio – отклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

84. Декларативная (эксплицитная) память – память, связанная с сознательным запоминанием лиц, мест событий, предметов; основана на оперировании с понятиями.

85. Дендриты – сильно ветвящиеся отростки, которые во множестве отходят от тела клетки. От одного нейрона может отходить до 1000 дендритов. Тело и дендриты покрыты единой оболочкой и образуют воспринимающую (рецептивную) поверхность клетки. На дендритах имеются выросты (шипики). Строение дендритов определяет их специализированную роль в восприятии поступающих сигналов. Ветвистость и наличие шипиков значительно увеличивают поверхность дендритов в сравнении с телом клетки и создают условия для расположения на них большого числа контактов с другими нервными клетками – синапсов.

86. Депо крови – орган или ткань, обладающие способностью накапливать значительное количество крови, которое при необходимости может быть использовано организмом. Роль основного депо крови выполняет селезенка.

87. Диастолическое давление – нижнее давление при определении на руке, характеризует давление, с которым кровь поступает в правое предсердие. Это минимальное давление, которое имеется в артериях в момент диастолы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.075 с.)